Факторы самооценки
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача современной школы – это формирование самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Становление самооценки происходит в младшем школьном возрасте. Самооценка позволяет человеку делать активный выбор в разных жизненных ситуациях, определяет его отношения с окружающими. Самооценка формируется под влиянием результатов учебной деятельности.
Факторы, влияющие на формирование самооценки: 1)Мнение родителей. Стиль домашнего воспитания, принятые в семье ценности и приоритеты. Различают адекватную (реальную) самооценку и неадекватную (завышенную или заниженную). Дети с завышенной самооценкой воспитываются в атмосфере всеобщего поклонения. Дети с заниженной самооценкой пользуются большой свободой – это результат бесконтрольности, либо подвергаются жёсткому контролю. У таких детей нет доверительных отношений с родителями. Эти родители включаются в воспитание детей только тогда, когда для них возникают определённые трудности. Поводом для этого может быть вызов в школу. В семьях, в которых дети имеют адекватную высокую (адекватную устойчивую) самооценку, внимание к ребёнку сочетается с определённой требовательностью (не допускается унижение ребёнка, похвала за хорошую учёбу, правильные поступки). В таких семьях родители, как правило, привлекают детей к обсуждению различных семейных вопросов, прислушиваются к их мнению, относятся с уважением и тогда мнения не совпадают.
2)Наличие (отсутствие) навыков учебной деятельности, оценка учителя. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование самооценки. Учитель должен знать и учитывать психологические особенности школьников, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Если школьник не чувствует себя компетентным в учебной деятельности, его личностное развитие искажается. Успешная учёба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять задания приводят к становлению чувства компетентности. Дети чётко осознают важность компетентности именно в сфере обучения. Формирование учебной самостоятельности младшего школьника невозможно без сформированности у него навыков учебной деятельности, важным и непременным условием которой являются контроль и оценка. Оценка, которую выставляет учитель, должна быть объективна и соответствовать действительным знаниям ребёнка, при этом следует соблюдать такт. Важна не только оценка, но и что при этом сказал учитель. Ученик должен знать, что от него ждёт учитель в следующий раз.
3) Создание в классе атмосферы комфорта и поддержки. Опытный учитель должен не только содержательно оценить работу (поставить оценку, дать пояснения), но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон, даже при низкой оценке. У школьников постепенно возрастает самокритичность, требовательность к себе. Первоклассники обычно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают с объективными причинами. Второклассники и особенно третьеклассники относятся к себе более критично. Они оценивают не только успехи в учёбе, но и неудачи, не только хорошие поступки, но и плохие.
4)Наличие у ребёнка позитивного эмоционально-ценностного отношения к собственному «Я». Это возможно только при соблюдении в отношениях между ребёнком и родителями следующих условий: - преобладание поощрения над порицанием, содействие развитию инициативы, самостоятельности ребёнка, вера в силы возможности ребёнка; - вовлечение ребёнка в жизнь семьи. Расширять не только круг обязанностей, но и его прав; - оценивание поступка, а не ребёнка. Отказ от уничижительных оценок. Необходимо научить младшего школьника чётко формулировать цели, планировать свою деятельность, сравнивать результаты деятельности, саму деятельность с эталоном (оценивать себя), разрабатывать совместно с учителем пути корректировки учебной деятельности.
5)Оценка одноклассников. Нельзя научить детей объективно оценивать свои знания без умения объективно оценивать знания своих одноклассников. Необходимо ставить ученика в позицию учителя, давать чёткие критерии для оценки работы товарища, учить анализировать и оценивать работу с точки зрения заданных критериев. Оценочная позиция младшего школьника меняется на протяжении обучения в начальной школе. Первоклассник имеет пассивный опыт оценивания под влиянием оценок учителя и родителей. Во втором классе ученик может оценивать и анализировать результаты своей деятельности и результаты одноклассников под руководством учителя. В третьем и четвёртом классах учащиеся проявляют большую самостоятельность, находят пути корректировки результатов деятельности под руководством учителя.
6) Собственный жизненный опыт. Самооценка складывается под воздействием жизненного опыта, является результатом переживания человеком своих успехов и неудач. Необходимо научить школьников анализировать причины, которые способствовали их успеху или неудаче, уметь делать выводы и выстраивать свою дальнейшую деятельность, учитывая полученные выводы. Владение навыками самооценивания и взаимооценивания будет способствовать успешной адаптации ребёнка в среднем звене. Комплекс основных психолого-педагогических условий, способствующих формированию самооценки: - культура общения педагога и учащегося, учеников друг с другом, родителей с ребёнком; - формирование учебной самостоятельности младшего школьника; - создании обучение младших школьников приёмам самоконтроля; - обучение младших школьников приёмам самооценивания и взаимооценивания , способам корректировки полученного результата; - осуществление целенаправленной работы с родителями.
Для реализации этих условий следует использовать следующие формы работы: - работа в парах; - работа в творческих группах; - индивидуальная работа учителя с учеником; - индивидуальная работа родителя с учеником; - самостоятельная работа учащегося.
Доклад окончен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самоконтроля и самооценки как важный фактор повышения качества образования младших школьников
Обобщение педагогического опыта ...
ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность заключается в том, что особую значимость приобретает изучение особенностей детско-родительских отношений и их влияние на становлении самооценки именно в младшем школьном возрасте, потому ...
Факторы формирования самооценки младшего школьника.
Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка – поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребёнка в 6-7 лет.Поступив в шко...
Тема исследования: Самооценка как фактор успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
Самооценка - это оценивание самого себя, свои силы, возможности и умения, которая в разных ситуациях проявляется по-разному....
Формирование адекватной самооценки обучающихся как одного из важных факторов успешности в обучении посредством ретроспективной и прогностической оценок
Сегодня уроки в логике ФГОС невозможно представить без системы оценивания, направленной, безусловно, на повышение уровня успешности каждого ученика. Уровень успешности обучающихся напрямую завис...
СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Статья: СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...
Факторы, влияющие на развитие самооценки в младшем школьном возрасте
Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности. Но оценку этим результатам всегда дают окружающие взрослые - учитель, родители. Вот почему именно их о...