СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья на тему
Статья: СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 37
А.С. Ширяева, Е.А. Щукина
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №172
ГБОУ СПО «Нижегородский хоровой колледж им. Л.К. Сивухина»,
г. Нижний Новгород, Российская Федерация
СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Тенденции современности предъявляют новые требования к личностным качествам человека. В современном обществе, с его расширенным информационным полем, нужны деятельные, самостоятельные, активные и коммуникабельные люди. Фундаментом формирования такого рода личностных качеств служит адекватная самооценка.
Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.
Формирование самооценки начинается ещё в раннем возрасте. Г.Г. Кравцов пишет, что весь склад личности и во многом жизненная судьба человека зависит от того, каким было его детство [2]. Из этого можно заключить, что одну из ведущих ролей в становлении и развитии самооценки играет семья и семейное воспитание.
У детей раннего возраста отсутствует способность к критической оценке поведения взрослых, поэтому возникает такая черта, как доверие (безоценочное принятие ребенком моделей поведения, демонстрируемых взрослыми), на основе которого формируется подражание. Постоянное подражание закрепляется в сознании ребенка и переходит в его личный опыт, оказывая влияние на черты характера и становление личностных качеств.
В возрасте шести-семи лет ребенок начинает критически оценивать свое поведение и поведение взрослых. Если в раннем возрасте самооценка напрямую зависит от оценки окружающих, то в младшем школьном возрасте она постепенно обособляется от неё и оказывает большее влияние на психическое развитие личности. В этом возрасте ребенок нуждается в отцовской любви, ведь именно отец учит ребенка решать социальные проблемы, его любовь помогает ребенку стать уверенным в себе. Р. Бернс пишет о том, что тепло и поддержка, исходящие от матери развивают в ребенке ощущение собственной ценности, отцовская же поддержка влияет на позитивность самооценки в плане компетентности и эффективности [1]. Но только сочетание материнской и отцовской любви может стать прочной основой для становления личности ребенка.
Именно семья является важнейшим фактором становления личности и самооценки ребенка, так как родители выступают в качестве основных носителей социальных отношений. Многие ученые, психологи, педагоги исследовали взаимосвязь между развитием самооценки ребенка и отношениями в семье. В их числе Р. Бернс, М. Розенберг, С. Куперсмит, Н.И. Непомнящая. Р. Бернс отмечает, что существует зависимость между формированием «Я-концепции» и внутренним взаимодействием в семье. С. Куперсмит выявил прямую зависимость между гармоничностью, теплотой отношений в семье и высокой самооценкой у ребенка. В таких семьях дети участвуют в принятии решений, совместной деятельности со взрослыми. По мнению С. Куперсмита, условиями формирования высокой самооценки являются: принятие ребенка родителями; установление родителями ясных и однозначных правил для ребенка; предоставление ребенку определенной свободы в границах, установленных родителями. М. Розенберг обнаружил, что высокая самооценка ребенка тесно связана с интересом родителей к его личной жизни, увлечениям, друзьям и внутреннему миру [1].
Поведение родителей должно сочетать в себе твердость в установлении четких границ в поведении ребенка и гибкость в предоставлении ему свободы действий внутри этих границ. Чересчур твердая позиция взрослых может привести к развитию тревожности и неуверенности в собственных силах у ребенка.
Н.И. Непомнящая утверждает, что существует прямая связь между типом формирующейся личности определенными особенностями условий жизни, воспитания в семье и [3]. Неспособность идентифицировать себя, сложность в проявлении индивидуальности и отсутствие навыков рефлексии и самооценки часто связаны с тем, что взрослые ставят во главу угла достижение материальных благ и упускают из внимания личностное развитие ребенка.
В своих исследованиях Н.И. Непомнящая показывает, что преобладание у родителей положительных, неадекватных оценок ребенка лежит в основе проявления двух крайних форм поведения: стремления получить положительную оценку любой ценой и, наоборот, некоторого равнодушия ребенка к оценке со стороны других взрослых (не родителей) и сверстников, поскольку по словам таких детей их и так всегда дома хвалят [3].
Когда в семье преобладает стихийный подход к воспитанию, вследствие которого взрослые неадекватно поощряют и наказывают ребенка, ребенок часто стремится получить положительную оценку за любой незначительный успех. Из-за таких бессистемных, стихийных влияний у него повышается уровень тревожности, затрудняется формирование способности к рефлексии собственных действий, формируется неадекватная самооценка.
В семьях, где отношения характеризуются вниманием друг к другу, широким кругом интересов, заботой о родных, друзьях, знакомых и животных, закладываются основы формирования адекватной самооценки у ребенка. Творческий подход к совместной деятельности активизирует у ребенка такие качества, как инициативность, креативность, самостоятельность и ответственность. Ребенок должен чувствовать, что он представляет ценность для своих родителей таким, каков он есть [2].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что отношение значимых взрослых напрямую влияет на формирование адекватной или неадекватной самооценки. Становление самооценки в учении происходит в младшем школьном возрасте, поэтому педагогам и родителям необходимо совместными усилиями выработать систему оценочных критериев и побудить родителей к участию в учебно-воспитательном процессе, чтобы сформировавшаяся самооценка школьника была адекватной.
Мы в своей педагогической деятельности взаимодействуем с родителями, создавая оценочную систему, что помогает предъявлять одинаковые и адекватные требования к ребенку как дома, так и в школе. Также, при подготовке к различным праздникам и конкурсам, проводимым в школе, мы просим родителей принимать активное участие в творческой деятельности совместно с детьми, что раскрывает творческий потенциал ребенка, позволяет ему почувствовать уверенность в своих способностях и в то же время укрепляет отношения в семье.
Можно с уверенностью сказать, что разнообразные формы совместной деятельности учащихся, их родителей и учителей имеют особую значимость. Так как главенствующая роль в формировании адекватной самооценки детей принадлежит родителям, можно сделать вывод, что основной задачей учителя является привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе, что послужит прочной основой для становления адекватной самооценки младших школьников.
Список использованной литературы:
- Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1986. Сс. 30-66.
- Кравцов Г.Г. Личность формируется в семье //Дошкольное воспитание.- 1991.-№2.-С. 66-70.
- Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6—7 лет/Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
© Щукина Е.А., Ширяева А.С., 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"
Подробная разработка мастер-класса с презентацией. Описание методики формирования адекватной самооценки у школьника....
Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"
Мастер-класс проводится в форме моделирования урока "Окружающий мир (1 класс). Тема урока "Поговорим одружбе". Цель урока - учить детей понимать себя, свои мысли, свои поступки. Цель мастер-класса- со...
Мастер-класс по теме "Формирование адекватной самооценки младших школьников"
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, хара...
Роль семейного воспитания в формировании адекватной самооценки младшего школьника.
Понятие семьи.Стили воспитания в семье. Влияние их на формирование самооценки ребёнка.Внутрисемейные психологические факторы,имеющие воспитательное значение....
Формирование адекватной самооценки младших школьников в условиях ФГОС
Презентация к обобщению опыта работы по теме самообразования...
Обобщение педагогического опыта по формированию адекватной самооценки младших школьников, влияющей на повышение качества знаний.
Творческая работа...
Формирование адекватной самооценки младших школьников
Выступление на МО учителей начальных классов и на педагогическом совете....