ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА
материал (3 класс) на тему
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Тема школы: «Всестороннее развитие социально адаптированной личности как средство модернизации образовательного процесса».
Цель школы: формирование личности, обладающей гражданской ответственностью, правовой и этической культурой, имеющей потребность в ЗОЖ, владеющей необходимыми трудовыми умениями и навыками, необходимыми в жизни и при выборе профессионального пути.
Задачи школы:
1.Координация и укрепление взаимодействия всех участников воспитательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей.
2.Формирование у участников образовательного процесса уважительного отношения к правам обучающихся в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
3.Использование отечественных традиций и инноваций в области воспитания.
4.Формирование школьной воспитательной системы с учетом социума.
5.Оказание помощи семье в решении проблем воспитания, организация психолого-педагогического просвещения родителей, усилении роли семьи в воспитании детей.
6.Совершенствование содержания нравственного, гражданско-патриотического, художественно-эстетического, трудового и физического воспитания.
7.Развитие творческой индивидуальности обучающихся через органы самоуправления и систему дополнительного образования.
8.Формирование гражданско-патриотической позиции обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_plan_na_16-17.docx | 104.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЮЖНО-СТЕПНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по ВР Директор МОУ Южно-Степная
Базаева Т.К. СОШ Чумак Н.И.
__________________ ________________
«__» 09. 2016 г.
ПРОГРАММА
духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся 3 класса
Автор программы:
Кадочникова Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2016-2017
Нормативно-правовые документы:
Конституция Российской Федерации;
• Всеобщая декларация прав человека;
• Конвенция о правах ребенка;
• Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;
• Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36).
• Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей»;
• Устав Муниципальной общеобразовательного учреждения Южно-Степная средняя общеобразовательная школа пос. Южно-Степной Карталинского района Челябинской области.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МОУ "Южно-Степная" СОШ.
Заказчик программы | Родители (законные представители) обучающихся, администрация МОУ "Южно-Степная" СОШ |
Основные разработчики программы | Кадочникова Т.В., учитель начальных классов |
Сроки реализации программы | 2015–2018 г. |
Исполнители основных мероприятий программы | Обучающиеся и их родители, классный руководитель, руководители внеурочной деятельности. |
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Тема школы: «Всестороннее развитие социально адаптированной личности как средство модернизации образовательного процесса».
Цель школы: формирование личности, обладающей гражданской ответственностью, правовой и этической культурой, имеющей потребность в ЗОЖ, владеющей необходимыми трудовыми умениями и навыками, необходимыми в жизни и при выборе профессионального пути.
Задачи школы:
1.Координация и укрепление взаимодействия всех участников воспитательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей.
2.Формирование у участников образовательного процесса уважительного отношения к правам обучающихся в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
3.Использование отечественных традиций и инноваций в области воспитания.
4.Формирование школьной воспитательной системы с учетом социума.
5.Оказание помощи семье в решении проблем воспитания, организация психолого-педагогического просвещения родителей, усилении роли семьи в воспитании детей.
6.Совершенствование содержания нравственного, гражданско-патриотического, художественно-эстетического, трудового и физического воспитания.
7.Развитие творческой индивидуальности обучающихся через органы самоуправления и систему дополнительного образования.
8.Формирование гражданско-патриотической позиции обучающихся.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования:
В области формирования нравственной культуры: | В области формирования социальной культуры: | В области формирования семейной культуры: |
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, традиционных для народов России, российского общества, непрерывного образования, самовоспитания и стремления к нравственному совершенствованию; укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; формирование нравственного смысла учения; формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; принятие обучающимся нравственных ценностей, национальных и этнических духовных традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. | формирование основ российской культурной и гражданской идентичности (самобытности); пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество; воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, человеколюбия (гуманности) понимания других людей и сопереживания им; становление гражданских качеств личности на основе демократических ценностных ориентаций; формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; формирование основ культуры межэтнического и межконфессионального общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей всех народов России. | формирование отношения к семье как основе российского общества; формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; формирование представления о традиционных семейных ценностях народов России, семейных ролях и уважения к ним; знакомство обучающегося с культурноисторическими и этническими традициями российской семьи. |
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основе базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений. Каждое направление представлено в виде модуля.
3.1. Модуль «Я - гражданин».
Задачи модуля:
Гражданско-патриотическое воспитание
- ценностные представления о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
- первоначальные нравственные представления о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье, школе, одноклассникам;
- элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, важнейших законах государства;
- представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация; интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательная организация;
- уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
- ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
- первоначальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- первоначальные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам Родины.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Правовое воспитание и культура безопасности:
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
- первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека;
- элементарные представления о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии; интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
- умение отвечать за свои поступки;
- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
- знание правил безопасного поведения в школе, быту, на отдыхе, городской среде, понимание необходимости их выполнения; первоначальные представления об информационной безопасности;
- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кинофильмов, телевизионных передач, рекламы;
элементарные представления о девиантном и делинквентном поведении.
Ценности: правовая культура, права и обязанности человека, свобода личности, демократия, электоральная культура, безопасность, безопасная среда школы, безопасность информационного пространства, безопасное поведение в природной и техногенной среде
Социокультурное и медиакультурное воспитание:
- первоначальное понимание значений понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», важности этих явлений для жизни и развития человека, сохранения мира в семье, обществе, государстве;
- первоначальное понимание значений понятий «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм», формирование негативного отношения к этим явлениям, элементарные знания о возможностях противостояния им;
- первичный опыт межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения;
- первичный опыт социального партнерства и межпоколенного диалога;
первичные навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения.
Ценности: миролюбие, гражданское согласие, социальное партнерство, межкультурное сотрудничество, культурное обогащение личности, духовная и культурная консолидация общества; поликультурный мир.
Основные направления работы/ Содержание деятельности
№ | I. Гражданско-правовое направление |
1 | Анализ контингента учащихся, составление социально-педагогического паспорта школы |
2 | Знакомство с историей государственной символики страны, историей своей семьи, села области. |
3 | Организация и проведение правовых дней и недель, праздников, классных часов, диспутов, посвященных Дню Конституции России: Наша Родина Россия, Символы нашей Родины |
4 | Оформление в школьной библиотеке, в коридоре школы стенда справочной литературы по символам РФ, Челябинской области |
5 | Встречи с инспектором ПДН « Предупреждение правонарушений» (по совместному плану) |
6 | Работа педагогического лектория для родителей |
7 | Анкетирование учащихся «Права ребенка в новом веке» |
8 | Участие в школьных, муниципальных, региональных олимпиадах по правоведению. |
9 | Проведение Дня Защиты Детей |
10 | Проведение урока России |
11 | Урок – викторина «Флаги – России» |
II. Военно- патриотическое направление | |
12 | Проведение уроков « Мужества», Дней воинской славы России, вахты памяти. |
13 | Встречи с ветеранами ВОВ, афганской и чеченской войн «Опаленные войной» |
14 | Участие в операции «Милосердие» |
15 | Месячник по военно–патриотическому воспитанию |
16 | Конкурс военно –патриотической песни «Песни опаленные войной» |
17 | Игра «Зарница» |
18 | Выпуск тематических газет (бюллетеней), буклетов |
19 | Конкурс рисунков « Подвигу народа жить в веках» |
20 | Тематические классные часы, посвященные освобождению страны от немецко-фашистских захватчиков, Дню героя-антифашиста, Дню защитника Отечества; - «Они сражались за Родину» - «Подвиги земляков в годы Великой Отечественной войны» - «Героические периоды истории моей страны» - «Мы эту память сохраним...» |
21 | КТД в классах «Рыцарский турнир», «А ну-ка, парни (мальчики)» |
22 | Тематические лекции - Защитник Родины. Каким ему быть? - Романтика армейской службы. В чем она? - Готов ли ты совершить подвиг? - Вооруженные силы России. Каковы их задачи? |
23 | Шефство над ветеранами, вдовами, тружениками тыла |
24 | Работа кружков по патриотическому и краеведческому направлениям |
"Мой край родной" | |
25 | Сбор (дополнительных) материалов по истории сел Южно-Степной, Елизаветопольское и Вишневый |
26 | Сбор воспоминаний участников ВОВ, тружеников тыла |
27 | Сбор (дополнительных) материалов по истории школы |
28 | Сбор краеведческого материала |
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
- организация встреч учащихся школы с родителями-военнослужащими;
- посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;
- привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
- изучение семейных традиций;
- организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
- совместные проекты.
Планируемые результаты:
Личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, владеющая следующими компетенциями:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
3.2. Модуль «Нравственное и духовное воспитание».
Задачи модуля:
- первоначальные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, нравственный выбор, достоинство, любовь и др.);
- первоначальные представления о значении религиозной культуры в жизни человека и общества, связи религиозных культур народов России и российской гражданской (светской) этики, свободе совести и вероисповедания, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- первоначальные представления о духовных ценностях народов России;
- уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;
- знание и выполнение правил поведения в образовательной организации, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
- уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Ценности: духовный мир человека, нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, свобода совести и вероисповедания; вера; традиционные религии и духовная культура народов России, российская светская (гражданская) этика.
Основные направления работы/ Содержание деятельности
Нравственно - эстетическое направление | |
1 | Проведение традиционных праздников:
|
2 | Акции:
|
3 | Декада «Мы против наркотиков» |
4 | Посещение выставок, музеев, кинотеатров |
5 | Участие в школьных, муниципальных олимпиадах |
6 | Реализация программ внеурочной деятельности социальной направленности |
7 | Формирование органов ученического самоуправления на новый учебный год в классе и в школе. |
8 | Цикл классных часов по правилам поведения в школе и общественных местах. |
9 | Цикл классных часов по теме «Нравственное воспитание. Человеческие ценности» |
10 | Цикл классных часов по теме «Учимся взаимодействовать» |
11 | Цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам. |
12 | Реализация программ внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности |
13 | «Венок дружбы» - мероприятия, направленные на знакомство с традициями и обычаями народов России и мира. (ОРКСЭ) |
14 | Праздник «Масленица – широкая» |
15 | Всемирный день семьи |
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
- оформление информационных стендов;
- тематические общешкольные родительские собрания;
- участие родителей в работе Управляющего совета школы, классных родительских комитетов;
- организация субботников по благоустройству территории;
- организация и проведение совместных праздников:
- День Учителя;
- День матери;
- Выпускные вечера.
- участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;
- изучение мотивов и потребностей родителей.
Планируемые результаты:
Личность владеющая:
- знаниями моральных норм и правилами нравственного поведения, в том числе этическими нормами взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этическим опытом взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- правилами уважительного отношения к традиционным религиям;
- сочувствием к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способностью эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- правилами уважительного отношения к родителям (законным представителям), к старшим, заботливого отношения к младшим;
- знаниями традиций своей семьи и школы и бережно относящаяся к этим традициям.
3.3. Модуль «Интеллект и труд»
Задачи модуля:
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
- первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- элементарные представления о современной экономике;
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Ценности: уважение к труду, человеку труда; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие, работа в коллективе, ответственное отношение к труду и творчеству, активная жизненная позиция, самореализация в профессии.
Интеллектуальное воспитание:
- первоначальные представления о возможностях интеллектуальной деятельности, о ее значении для развития личности и общества;
- представление об образовании и самообразовании как общечеловеческой ценности, необходимом качестве современного человека, условии достижении личного успеха в жизни;
- элементарные представления о роли знаний, науки в развитии современного производства, в жизни человека и общества, об инновациях, инновационном обществе, о знании как производительной силе, о связи науки и производства;
- первоначальные представления о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства;
- интерес к познанию нового;
- уважение интеллектуального труда, людям науки, представителям творческих профессий;
- элементарные навыки работы с научной информацией;
- первоначальный опыт организации и реализации учебно-исследовательских проектов;
- первоначальные представления об ответственности за использование результатов научных открытий.
Ценности: образование, истина, интеллект, наука, интеллектуальная деятельность, интеллектуальное развитие личности, знание, общество знаний.
Основные направления работы/ Содержание деятельности
№ | Мероприятия |
1 | Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши» |
2 | Участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах. |
3 | Реализация программ внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности |
4 | Классные часы об организации учебного труда и значении обучения |
5 | Конкурс поделок из природных материалов |
6 | «Мастерская Деда Мороза» |
7 | Профориентационная работа |
8 | Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек, ветеранов. |
9 | Акция по благоустройству территории школы |
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
- участие родителей в школьных ярмарках;
- участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
- совместные проекты с родителями;
- организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
- участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников.
Планируемые результаты:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- знания о различных профессиях;
- навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества;
- опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
3.4. Модуль «Я и здоровье»
Цель: воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой
Здоровьесберегающее воспитание:
- первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, его значения для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье;
- формирование начальных представлений о культуре здорового образа жизни;
- базовые навыки сохранения собственного здоровья, использования здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и во внеурочное время;
- первоначальные представления о ценности занятий физической культурой и спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни;
- элементарные знания по истории российского и мирового спорта, уважение к спортсменам;
- отрицательное отношение к употреблению психоактивных веществ, к курению и алкоголю, избытку компьютерных игр и интернета;
- понимание опасности, негативных последствий употребления психоактивных веществ, алкоголя, табака, наркотических веществ, бесконтрольного употребление лекарственных препаратов, возникновения суицидальных мыслей.
Ценности: здоровье физическое, духовное и нравственное, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, физическая культура и спорт
Экологическое воспитание:
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным;
- понимание взаимосвязи здоровья человека и экологической культуры;
- первоначальные навыки определения экологического компонента в проектной и учебно-исследовательской деятельности, других формах образовательной деятельности;
- элементарные знания законодательства в области защиты окружающей среды.
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; бережное освоение природных ресурсов региона, страны, планеты, экологическая культура, забота об окружающей среде, домашних животных.
Содержание деятельности/формы проведения занятий
1 | Организация работы спортивных и оздоровительных секций: волейбол, баскетбол, футбол, пионербол, легкая атлетика, групп здоровья. |
2 | Составление тематических планов по интегрированному курсу ОЗОЖ. |
3 | Изучение состояния здоровья детей, систематизация материала по классам. |
4 | Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в школе. |
5 | Отслеживание результатов выполнения Программы через работу ШМО классных руководителей, Методсовета, Педсовета, Управляющего совета. |
6 | Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа преподавания учебного предмета, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке). |
7 | Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся. |
8 | Составление расписания второй половины дня, предусматривающее дополнительное образование |
9 | Проведение смотров учебных кабинетов на предмет соответствия требованиям санитарно – гигиенических условий к кабинету. |
10 | Обеспечение условий для предупреждения травматизма через: - организацию досуга школьников во время перемен; - соблюдение правил техники безопасности при организации учебно – воспитательного процесса (на уроках и занятиях в системе доп. образования) |
Формирование информационно-экспертных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по сохранению здоровья обучающихся. | |
1 | Развитие системы информирования субъектов образовательного процесса по вопросам сохранения и развития здоровья. |
2 | С целью контроля сохранения и развития здоровья учащихся: - организация социологических исследований, опросов, анкетирования учащихся, родителей и учителей; - анализ способов и форм доведения информации до родителей; - анализ использования информационного обеспечения для создания здоровьесберегающих условий. |
Спортивно – оздоровительное направление | |
1 | Календарь спортивно – массовых мероприятий |
2 | Организация работы по профилактике курения, токсикомании, СПИДа, пивного алкоголизма (по специальному комплексному плану) |
3 | Проведение традиционных дней «Здоровья». Проведение школьных мероприятий по привитию навыков правильного поведения детей в опасных для жизни ситуациях: Дни ГО; « Зарница» |
4 | Занятия по правилам дорожного движения |
5 | Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (зарядка, физкультминутки) |
6 | Организация воспитательной работы по возрастам по формированию навыков ЗОЖ: -проведение классных часов, - Дней здоровья; - организация тематических выставок плакатов, рисунков; - проведение конкурсов сочинений; - проведение массовых спортивных праздников |
7 | Использование на уроках физической культуры новых методов проведения уроков с более высоким уровнем двигательной активности. |
8 | Комплектование спортивного зала необходимым спортивным оборудованием и инвентарем |
9 | Совершенствование спортивно массовой работы через систему дополнительного образования (спортивные секции, спортивные игры) |
Организация питания школьников | |
1 | Организация питания детей с учетом всех возможных форм финансирования (родительской платы, льготного питания) |
2 | Проведение совещаний по вопросам организации горячего питания. |
3 | Осуществление ежедневного контроля за работой школьной столовой, проведение целевых тематических проверок |
4 | Улучшение материально – технической базы столовой (приобретение и ремонт инвентаря, оборудования), разработка и введение в систему питания новых блюд с учетом изучения запросов обучающихся и их родителей согласно 10-го меню |
5 | Проведение работы по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди обучающихся и их родителей через: - систему классных часов и родительских собраний: «Режим дня и его значение», «Культура приема пищи», «Хлеб – всему голова», «Острые кишечные заболевания и их профилактика» и др.; - игры, конкурсы, беседы, ярмарки, встречи с медработниками. |
6 | Анкетирование обучающихся и их родителей по вопросам школьного питания. |
Организация летнего отдыха детей и подростков. | |
1 | Организация ЛОД с дневным пребыванием |
2 | Организация полноценного питания ЛОД |
3 | Охват летним отдыхом детей различных категорий |
4 | Организация вечерней занятости подростков |
5 | Выявление уч-ся, нуждающихся в оздоровление, организация ЛОД |
Экологическое направление | |
1 | Беседы по предупреждению несчастных случаев на воде |
2 | Участие в школьной неделе экологии |
3 | Участие в муниципальных конкурсах по экологии |
4 | Конкурс экологических рисунков, плакатов |
5 | Участие в областных, муниципальных, школьных экологических конкурсах |
6 | Проведение природных акций, операций:
|
7 | Эколого-просветительские мероприятия:
|
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
- родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;
- беседы по проблемам:
- информационной безопасности и духовного здоровья детей;
-укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;
- безопасности детей на природе, на водоемах и т.д.;
- консультации психолога, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся;
- распространение буклетов для родителей по вопросам наркопрофилактики;
- совместный праздник для детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья»
- совместные проекты с родителями;
- участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
- привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.
Планируемые результаты:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью других людей;
- личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- получение знаний о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
- ценностное отношение к природе;
- опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
3.5. Модуль «Я и культура»
Задачи модуля:
Культуротворческое и эстетическое воспитание:
- первоначальные представления об эстетических идеалах и ценностях;
- первоначальные навыки культуроосвоения и культуросозидания, направленные на приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- проявление и развитие индивидуальных творческих способностей;
- способность формулировать собственные эстетические предпочтения;
- представления о душевной и физической красоте человека;
- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- начальные представления об искусстве народов России;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости
Ценности: красота; гармония; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве
и искусстве, культуросозидание, индивидуальные творческие способности, диалог культур и цивилизаций.
Формирование коммуникативной культуры:
- первоначальные представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы;
- первоначальные знания правил эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими и младшими;
- понимание значимости ответственного отношения к слову как к поступку, действию;
- первоначальные знания о безопасном общении в Интернете;
- ценностные представления о родном языке;
- первоначальные представления об истории родного языка, его особенностях и месте в мире;
- элементарные представления о современных технологиях коммуникации;
- элементарные навыки межкультурной коммуникации.
Ценности: русский язык, языки народов России, культура общения, межличностная и межкультурная коммуникация, ответственное отношение к слову как к поступку, продуктивное и безопасное общение.
Название мероприятия | |
1 | Экскурсии (виртуальные) на художественные выставки, в музеи |
2 | Участие в творческих конкурсах, выставках, фестивалях |
3 | Реализация программ внеурочной деятельности общекультурной направленности |
4 | Тематические классные часы об этике и эстетике, беседы: «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас» и др. |
5 | Концертные программы, посвященные календарным праздникам |
6 | Конкурс творческих работ |
7 | Акция «Новогодний калейдоскоп» |
8 | Всемирный день книги |
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
- участие в коллективно-творческих делах;
- совместные проекты;
- привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
- организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
- совместные посещения с родителями театров, музеев;
- участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;
- участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям.
Планируемые результаты:
- умение видеть красоту в окружающем мире;
- умение видеть красоту в поведении, поступках людей;
- приобретение знаний об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- мотивация самореализации в различных видах творческой деятельности, желание выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательной организации и семьи.
4. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
№ | Направления | Виды деятельности и формы занятий с обучающимися |
1 | Гражданско-патриотическое воспитание | получают первоначальные представления о Конституции Российской Федерации, знакомятся с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения основных и вариативных учебных дисциплин); знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, экскурсий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин); знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин); знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам); знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых этими организациями, встреч с их представителями); участвуют в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими; получают первоначальный опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников); участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма; принимают посильное участие в школьных программах и мероприятиях по поддержке ветеранов войны; принимают посильное участие в программах и проектах, направленных на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому и настоящему нашей страны (в рамках деятельности военно-исторических клубов, школьных музеев, детских военно-спортивных центров и т. д.); участвуют в проектах, направленных на изучение истории своей семьи в контексте значимых событий истории родного края, страны. |
2 | Нравственное и духовное воспитание | получают первоначальные представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и других мероприятий, отражающих культурные и духовные традиции народов России); участвуют в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах моральнонравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия; знакомятся с основными правилами поведения в школе, общественных местах (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей); усваивают первоначальный опыт нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательной организации – овладевают навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучаются дружной игре, взаимной поддержке, участвуют в коллективных играх, приобретают опыта совместной деятельности; принимают посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. |
3 | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | получают первоначальные представления о роли труда и значении творчества в жизни человека и общества в процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий; получают элементарные представления о современной инновационной экономике – экономике знаний, об инновациях в процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий, выполнения учебно-исследовательских проектов; знакомятся с различными видами труда, профессиями (в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий, изучения учебных предметов); знакомятся с профессиями своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»; получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности); приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде); осваивают навыки творческого применения знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов); приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательной организации и взаимодействующих с ним организаций дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время); приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома; участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни. |
4 | Здоровьесберегающее воспитание | получают первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, его значении для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье, о природных возможностях организма человека, о неразрывной связи здоровья человека с его образом жизни в процессе учебной и внеурочной деятельности; участвуют в пропаганде здорового образа жизни (в процессе бесед, тематических игр, театрализованных представлений, проектной деятельности); учатся организовывать правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учебы и отдыха; получают элементарные представления о первой доврачебной помощи пострадавшим; получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями), в том числе об аддиктивных проявлениях различного рода - наркозависимости, игромании, табакокурении, интернет-зависимости, алкоголизме и др., как факторах, ограничивающих свободу личности; получают элементарные знания и умения противостоять негативному влиянию открытой и скрытой рекламы ПАВ, алкоголя, табакокурения (учатся говорить «нет») (в ходе дискуссий, тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов и др.); участвуют в проектах и мероприятиях, направленных на воспитание ответственного отношения к своему здоровью, профилактику возникновения вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека (лекции, встречи с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, детскими психологами, проведение дней здоровья, олимпиад, конкурсов и пр.); разрабатывают и реализуют учебно-исследовательские и просветительские проекты по направлениям: здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт, выдающиеся спортсмены; регулярно занимаются физической культурой и спортом (в спортивных секциях и кружках, на спортивных площадках, в детских оздоровительных лагерях и лагерях отдыха), активно участвуют в школьных спортивных мероприятиях, соревнованиях. |
5 | Экологическое воспитание | усваивают элементарные представления об экокультурных ценностях, о законодательстве в области защиты окружающей среды, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения учебных предметов, тематических классных часов, бесед, просмотра учебных фильмов и др.); получают первоначальный опыт эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю и др.); получают первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности (экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц, участие в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей, в создании и реализации коллективных природоохранных проектов, посильное участие в деятельности детско- юношеских организаций); при поддержке школы усваивают в семье позитивные образцы взаимодействия с природой: совместно с родителями (законными представителями) расширяют опыт общения с природой, заботятся о животных и растениях, участвуют вместе с родителями (законными представителями) в экологических мероприятиях по месту жительства; учатся вести экологически грамотный образ жизни в школе, дома, в природной и городской среде (выбрасывать мусор в специально отведенных местах, экономно использовать воду, электроэнергию, оберегать растения и животных и т. д.). |
6 | Культуротворческое и эстетическое воспитание | получают элементарные представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам); знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательной организации, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок); осваивают навыки видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательной организации и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивают стихотворения, знакомятся с картинами, участвуют в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; развивают умения понимать красоту окружающего мира через художественные образы; осваивают навыки видеть прекрасное в поведении, отношениях и труде людей, развивают умения различать добро и зло, красивое и безобразное, плохое и хорошее, созидательное и разрушительное (знакомятся с местными мастерами прикладного искусства, наблюдают за их работой, участвуют в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх и т. д.); получают первичный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, выражения себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда, школьных кружков и творческих объединений, литературных и художественных салонов, в процессе проведения творческих конкурсов, детских фестивалей искусств и т. д.); участвуют вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательной организации своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ; получают элементарные представления о стиле одежды как способе выражения душевного состояния человека; участвуют в художественном оформлении помещений. |
7 | Интеллектуальное воспитание | получают первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального труда и творчества в жизни человека и общества в процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий; получают элементарные представления о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях развития личности в рамках деятельности детских научных сообществ, кружков и центров интеллектуального развития, в ходе проведения интеллектуальных игр и т. д.; получают первоначальные представления об образовании и интеллектуальном развитии как общечеловеческой ценности в процессе учебной и внеурочной деятельности; активно участвуют в олимпиадах, конкурсах, творческих лабораториях, интеллектуальных играх, деятельности детских научных сообществ, кружков и центров интеллектуальной направленности и т. д.; получают элементарные навыки научно-исследовательской работы в ходе реализации учебно-исследовательских проектов; получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в творческой интеллектуальной деятельности (в ходе сюжетно-ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных интеллектуальных профессий, проведения внеурочных мероприятий, раскрывающих перед детьми широкий спектр интеллектуальной деятельности); получают первоначальные представления об ответственности, возможных негативных последствиях интеллектуальной деятельности, знакомятся с этикой научной работы в процессе учебной и внеурочной деятельности, выполнения учебно-исследовательских проектов. |
8 | Социокультурное и медиакультурное воспитание | получают первоначальное представление о значении понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», осознают важности этих явлений для жизни и развития человека, сохранения мира в семье, обществе, государстве в процессе изучения учебных предметов, участия в проведении государственных и школьных праздников «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», выполнения проектов, тематических классных часов и др.; приобретают элементарный опыт, межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения в ходе встреч с представителями различных традиционных конфессий, этнических групп, экскурсионных поездок, выполнения проектов социокультурной направленности, отражающих культурное разнообразие народов, проживающих на территории родного края, России; приобретают первичный опыт социального партнерства и межпоколенного диалога в процессе посильного участия в деятельности детско-юношеских организаций, школьных дискуссионных клубов, школ юного педагога, юного психолога, юного социолога и т. д.; моделируют (в виде презентаций, описаний, фото и видеоматериалов и др.) различные ситуации, имитирующие социальные отношения в семье и школе в ходе выполнения ролевых проектов; принимают посильное участие в разработке и реализации разовых мероприятий или программ добровольческой деятельности, направленных на решение конкретной социальной проблемы класса, школы, прилегающей к школе территории; приобретают первичные навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения в рамках деятельности кружков информатики, деятельности школьных дискуссионных клубов, интерактивного общения со сверстниками из других регионов России. |
9 | Правовое воспитание и культура безопасности | получают элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах гражданского общества, о законах страны, о возможностях участия граждан в общественном управлении, о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, встреч с представителями органов государственной власти, общественными деятелями и др.); получают первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека, учатся отвечать за свои поступки, достигать общественного согласия по вопросам школьной жизни (в процессе бесед, тематических классных часов, в рамках участия в школьных органах самоуправления и др.); получают элементарный опыт ответственного социального поведения, реализации прав гражданина (в процессе знакомства с деятельностью детско-юношеских движений, организаций, сообществ, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями); получают первоначальный опыт общественного самоуправления в рамках участия в школьных органах самоуправления (решают вопросы, связанные с поддержанием порядка, дежурства и работы в школе, дисциплины, самообслуживанием; участвуют в принятии решений руководства образовательной организацией; контролируют выполнение основных прав и обязанностей; обеспечивают защиту прав на всех уровнях управления школой и т. д.); получают элементарные представления об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность детей отдельных молодежных субкультур (в процессе, бесед, тематических классных часов, встреч с представителями органов государственной власти, общественными деятелями, специалистами и др.); получают первоначальные представления о правилах безопасного поведения в школе, семье, на улице, общественных местах (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, проведения игр по основам безопасности, участия в деятельности клубов юных инспекторов дорожного движения, юных пожарных, юных миротворцев, юных спасателей и т. д.); |
10 | Воспитание семейных ценностей | получают элементарные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, встреч с представителями органов государственной власти, общественными деятелями и др.); получают первоначальные представления о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни, этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях народов России, нравственных взаимоотношениях в семье (в процессе бесед, тематических классных часов, проведения школьно-семейных праздников, выполнения и презентации проектов «История моей семьи», «Наши семейные традиции» и др.); расширят опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями); участвуют в школьных программах и проектах, направленных на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений (в рамках деятельности школьных клубов «мам и пап», «бабушек и дедушек», проведения дней семьи, дней национально-культурных традиций семей обучающихся, детско-родительских школьных спортивных и культурных мероприятий, совместного благоустройства школьных территорий и др.). |
11 | Формирование коммуникативной культуры | получают первоначальные представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы, о правилах эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими и младшими (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, встреч со специалистами и др.); развивают свои речевые способности, осваивают азы риторической компетентности (в процессе изучения учебных предметов, участия в деятельности школьных кружков и клубов юного филолога, юного ритора, школьных дискуссионных клубов, презентации выполненных проектов и др.); участвуют в развитии школьных средств массовой информации (школьные газеты, сайты, радио-, теле-, видеостудии); получают первоначальные представления о безопасном общении в интернете, о современных технологиях коммуникации (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, встреч со специалистами и др.); получают первоначальные представления о ценности и возможностях родного языка, об истории родного языка, его особенностях и месте в мире (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, участия в деятельности школьных кружков и клубов юного филолога и др.); осваивают элементарные навыки межкультурной коммуникации, общаются со сверстниками – представителями разных народов, знакомятся с особенностями их языка, культуры и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников и др.). |
По каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
Направления | Воспитательные результаты |
Гражданско-патриотическое воспитание |
|
Нравственное и духовное воспитание |
|
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству |
|
Интеллектуальное воспитание |
|
Здоровьесберегающее воспитание |
|
Социокультурное и медиакультурное воспитание |
|
Культуротворческое и эстетическое воспитание |
|
Правовое воспитание и культура безопасности |
|
Воспитание семейных ценностей |
|
Формирование коммуникативной культуры |
|
Экологическое воспитание |
|
Планируемый результат (в соответствии с тремя уровнями результатов по ФГОС второго поколения)
«портрет выпускника начальной школы»:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Портрет выпускника 3 класса
- Обладает устойчивостью внимания, умеет распределять и переключать свое внимание;
- Проявляет интерес к людям, общителен, доброжелателен, склонен не к конфликтам, а к сотрудничеству;
- Умеет контролировать свое поведение, оценивать свое положение в системе социальных отношений;
- Выполняет основные положения здорового образа жизни, относится к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности, имеет прочные культурно-гигиенические навыки, умеет оказывать первую медицинскую помощь;
- Знает и выполняет условия безопасного поведения на улице, в быту, условия безопасности при пользовании общественным транспортом, знает правила дорожного движения;
- Обладает потребностью трудиться и осознает необходимость трудовой деятельности, умеет самостоятельно ориентироваться в любой работе, трудовой деятельности;
- Умеет управлять своей памятью и регулировать ее проявление.
План реализации программы
Модуль «Я - гражданин» | Гражданско-патриотическое воспитание Правовое воспитание и культура безопасности Социокультурное и медиакультурное воспитание | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||||||||
Знакомство с историей государственной символики страны, историей своей семьи, села области Тематический кл. час: «Все профессии хороши, выбирай на вкус» 01.09 Тематический кл. час: «День солидарности в борьбе с терроризмом» 02.09 | Дню Конституции России Празднование Дня учителя 02.10 Кл.час: «Урок мужества» экскурсия в музей | Классные часы: «День правовой защиты детей» День матери 27.11 Месячник гражданской защиты 01.10.-30.10. | «День неизвестного солдата» 02.12 «Я - гражданин России» с 5.12-12.12 «День Героев Отечества» 09.12 | Романтика армейской службы. В чем она? | Встречи с ветеранами ВОВ, афганской и чеченской войн «Опаленные войной» КТД в классах «А ну-ка, мальчики» | «Вхождение Крыма и Севастополя в состав РФ» 17.03 | Конкурс рисунков « Подвигу народа жить в веках» Кл.час: «День космонавтики» | Участие в операции «Милосердие» Конкурс военно –патриотической песни «Песни опаленные войной» | ||||||||||
Модуль «Нравственное и духовное воспитание». | День знаний Формирование органов ученического самоуправления на новый учебный год в классе и в школе. Акция «Образование всем детям» 01.09.-30.09. | День пожилого человека День Учителя День Матери | «Осень золотая» | Новый год | Рождество | 23 февраля - День Защитника Отечества | Международный женский день (чествование женщины–матери, бабушки) Празднование «Масленицы» | Декада «Мы против наркотиков» | Акция «Подросток» 14.05 | |||||||||
беседа "Правила поведения в школе"с.109-110 "Методика восп.раб" | беседа "Как вести себя в гостях" с.111 | беседа" Как вести себя в общественном транспорте" | Беседа о коллективе "Один за всех и все за одного" с.71 "Содерж.и метод этич.бесед" | Беседа "Бережно относись к школьному и общ.имуществу" с. 52 | Правила поведения в общественных местах с. 111 | Беседа о честности и умении держать слово | беседа о непримиримости к равнодушию и злу | |||||||||||
Модуль «Интеллект и труд» | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Акция по благоустройству территории школы | Конкурс поделок из природных материалов 2. Операция «Чистота» по благоустройству классных комнат | «Мастерская Деда Мороза» | изготовление поделок папам | изготовление поделок мамам | Общешкольный субботник по благоустройству школьного двора и прилегающей к школе территории 21.04 | Акция по благоустройству территории школы | ||||||||||
Интеллектуальное воспитание | участие в интеллектуальных олимпиадах и викторинах | |||||||||||||||||
Модуль «Я и здоровье» | Здоровьесберегающее воспитание | Организация работы по профилактике курения, токсикомании, СПИДа, пивного алкоголизма (по специальному комплексному плану) Мониторинг состояния здоровья учащихся 1-11-х классов (работа с журналами и медработником школы) 01.09.-30.09. Месячник безопасности детей | Кл.час: «О здоровом питании» | отчет по теме «Режим дня и его значение» «XXI век без наркотиков» 25.11 Акция «Защита» 10.10.- 30.11. | «Всемирный день со СПИДом» 01.12 Кл. Часы: «Чума XX века» 23.01-27.01 Кл.час : «Электробезопасность» | беседа «Острые кишечные заболевания и их профилактика» | «Весёлые старты» Акция «Дети улиц» 16.01.-13.02. | тренинг «Культура приема пищи» | День здоровья 07.04 Акция «Здоровый образ жизни».02.04.-30.04. | Велогонки 30.05 | ||||||||
Экологическое воспитание | Беседы по предупреждению несчастных случаев на воде | Кл.час: «Энергосбережение» | акция "Покорми птиц" | Акция «Очистим школьный двор от снега» | Проведение природных акций "Озеленение школы" | |||||||||||||
Модуль «Я и культура» | Культуротворческое и эстетическое воспитание Формирование коммуникативной культуры | Кл.час "Красивые и некрасивые поступки" | кл.час «Чем красивы люди вокруг нас» | Конкурс патриотической песни и стихов |
Работа с родителями 3 класса
1 четверть
- 1 сентября – заседание род.комитета «Питание в школе»
Родительское собрание Тема: Выбор родительского комитета. Организация питания в школе. Готовность к школе. Особенность учебы в 3 классе. Выбор курсов внеурочной деятельности. Разное.
Посещение семьи Калдаевой Алины
Общешкольное родительское собрание ___ октября
- Индивидуальная работа по мере возникновения проблем – в течение четверти
2 четверть
Род.собрание «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению». Родителям на заметку. Критерии оценивания учащихся в третьем классе»
«Итоги I полугодия». Празднование Нового года. Осторожно пиротехника», «Соблюдение правил дорожного движения в каникулярное время», «Энергосбережение», «Правила поведения при захвате террористами. Что делать при обнаружении оставленных предметов». Разное.
Заседание Родкомитета. Повестка «Празднование Нового года. Посещение семьи Калдаевой Алины»
3 четверть
Заседание род.комитета «О школьных тетрадях на 2017-18 уч.год»
Родительское собрание «Итоги 3 четверти»
4 четверть
- Заседание род.комитета «О ремонте класса, о помощи школе семенами овощей на 2017-18 уч.год»
- Родительское собрание "Родительское собрание «можно» и «нельзя» в нашей семье». Итоги года"
Самоанализ работы классного руководителя
№ п/п | Критерии | Самооценка | Оценка администрации |
1 | А) Постоянно владеет информацией об учебных успехах и неудачах учеников класса, держит в поле зрения успеваемость каждого | ||
Б) Имеет информацию об учебных успехах и неудачах учеников класса, но не всех детей удерживает в поле зрения | |||
В) Не всегда владеет информацией об успехах и неудачах своих учеников, не держит в поле зрения каждого | |||
2 | А) Классный руководитель систематически информирует родителей каждого ученика о его учебных успехах и трудностях; прогнозирует вероятность неуспехов, осложненных ребенка в учебе | ||
Б) Классный руководитель информирует родителей об учебных успехами неудачах их детей, но не прогнозирует вероятность осложнения результатов учебы отдельных учеников, не вовремя доводит эту информацию до родителей | |||
В) Классный руководитель не систематически информирует родителей об успехах и неудачах их ребенка, что приводит к конфликтной ситуации | |||
3 | А) У меня высокий результат по достижению положительной мотивации учебной деятельности в классном коллективе | ||
Б) У меня достаточная результативность по мотивации учебной деятельности у большей части классного коллектива | |||
В) У меня пока нет результатов по мотивации учебной деятельности у большей части учащихся класса | |||
4 | А) Всегда использует инновационные методики (технология к ТД; сотрудничество с учащимися и родителями) в работе с детьми и разнообразные средства воспитывающей деятельности | ||
Б) Часто использует нетрадиционные методы в воспитании работе с детьми | |||
В) Использует традиционные методы и средства в воспитательной работе с детьми | |||
5 | А) Большое внимание уделяет духовно- нравственному развитию воспитанников, формированию активной гражданской позиции | ||
Б) Уделяет внимание вопросам нравственного развития воспитанников и их гражданской позиции | |||
В) Мало внимания уделяет духовно-нравственному развитию воспитанников и формированию их гражданской позиции | |||
6 | А) Большое внимание уделяет развитию творческого потенциала у учащихся и формированию положительной “Я – концепции” | ||
Б) Уделяет внимание реализации творческого потенциала у учащихся | |||
В) Уделяет мало внимания развитию и реализации творческого потенциала личности учащегося | |||
7 | А) В классе благоприятный морально-психологический климат, взаимоотношения строятся на уважении друг к другу, доверии и взаимопомощи, взаимоподдержке, каждый ребенок чувствует заботу о себе | ||
Б) В классе в целом создан благоприятный морально-психологический климат | |||
В) В классе отсутствует благоприятный морально-психологический климат | |||
8 | А) Высокий уровень оформления классной документации | ||
Б) Документация оформляется по требованию администрации | |||
В) Документация оформляется не во время на низком качественном уровне | |||
9 | А) Высокая степень выполнения запланированной работы | ||
Б) Не вся запланированная работа выполняется вовремя | |||
В) Запланированная работа чаще не выполняется, план носит формальный характер | |||
10 | А) Работу с детьми строит на основе исследований особенностей личностного развития, изучения интересов и потребностей, т.е. на основе диагностических исследований | ||
Б) В работе с классным коллективом редко использует диагностику, только в рамках общешкольных исследований (опросы, анкеты) | |||
В) В планировании и работе с детьми не использует диагностику | |||
11 | А) Классный коллектив активно участвует в проведении общешкольных трудовых дел | ||
Б) Классный коллектив участвует в общешкольных трудовых делах, но уровень участия и качество оставляют желать лучшего | |||
В) Низкий уровень участия классного коллектива в общешкольных трудовых делах | |||
12 | А) Классный руководитель умеет организовать максимальное участие родителей в работе школьного всеобуча и в работе с детским коллективом | ||
Б) Родители класса редко участвуют в работе школьного всеобуча и редко вовлекаются в работу с классным детским коллективом | |||
В) Родители не участвуют в работе школьного всеобуча и работе детского коллектива | |||
13 | А) Активно участвует в работе педсоветов, в проведении теоретических и практических семинаров, в работе МО классных руководителей (участие не равно слушанию) | ||
Б) Редко участвует в работе МО классных руководителей, на практических и теоретических семинарах | |||
В) Практически не участвует в работе МО классных руководителей | |||
14 | А) Проявляет инициативу и постоянно делится педагогическим опытом, творческим находками с коллегами | ||
Б) Делится с коллективами по рекомендации администрации или по необходимости педагогическим опытом | |||
В) Не делится с коллегами своим педагогически опытом |
Вывод (о достижении поставленной в начале учебного года цели)
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
Программа духовно-нравственного воспитания уч-ся 4 класса
В программе отражены основные цели, задачи, формы работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся 4 класса....
Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни,включающего воспитательную,учебную,внеучебную,социально-значимую деятельность обучаю...