Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 1 класса « Ступеньки добра»
рабочая программа (1 класс)
Программа отражает цель и задачи, ожидаемые результаты, сроки реализации, подробное содержание воспитательной работы в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma_dlya_obuchayushchihsya_1_klassa2.docx | 35.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
духовно-нравственного развития
и воспитания
обучающихся 1 класса
« Ступеньки добра»
(на 1 учебный год)
Оглавление
- Пояснительная записка…………………………………………………3-4
- Модель реализации программы духовно-нравственного воспитания
и социализации учащихся…………………………………………………….5-8
- 1 направление «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека»……….5
- 2 направление «Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни»…………………………………………..6
- 3 направление «Воспитание нравственных чувств и этического сознания»……………………………………………………………7
- 4 направление «Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде»………………………………………………..8
- Краткое описание теоретических и практических видов занятий……..9
- Список литературы, используемый при написании программы……....10
- Список литературы, рекомендуемый для педагогов при реализации данной программы……………………………………………………….11
- Список книг, рекомендуемых для детей……………………………….12
- Приложение № 1………………………………………………………13-14
Пояснительная записка
В настоящее время стало очевидным, что приоритетным направлением в процессе образования и воспитания стал нравственный аспект. Моральное формирование ребёнка начинается задолго до школы. Но только в школе он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Именно школа сегодня в силу необходимости является главным, если не единственным, центром нравственного развития и воспитания детей.
Как помочь ребёнку найти своё место в жизни? Как школа может помочь ему в этом? На решение этих вопросов и нацелена данная программа, которая названа «Ступеньки добра», так как реализация этой программы, по убеждению автора, ведёт детей к умению воспринимать и творить добро.
«Ступеньки добра» - это вводная часть нравственного просвещения детей на уровне формирования у них систематических первичных представлений о нравственности. В первом классе у детей преобладает наглядно-образное мышление, поэтому работа построена на конкретных ситуациях.
Контингент и возраст детей, участвующих в реализации данной программы и сроки реализации. Предлагаемая программа рассчитана для учащихся 1 класса на один год, предусматривая широкий выбор форм и методов деятельности учащихся. Пользуясь программой, можно найти немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми без исключения учащимися.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком ценности жизни человека, а ум и здоровье – это главные составляющие нашего бытия. И счастье его самого, родных, близких и окружающихся людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, желания стать образованным, духовно- воспитанным и трудолюбивым.
Цель программы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности и её духовного развития.
Задачи:
1.Расширять и углублять знания учащихся о Родине, своём родном крае, формировать гражданское самосознание и причастность к родным истокам, воспитывать чувство патриотизма.
2.Развивать умение общаться со сверстниками, воспитывать чувство уважения к старшему поколению и ответственность за свои поступки, развивать стремление детей совершать добрые дела.
3.Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
4.Создавать условия для поддержания и укрепления стабильного здоровья учащихся.
5.Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
Формы и режим занятий. В данной программе предлагается использовать различные методы, наиболее подходящие по возрасту и психологическим особенностям для учащихся 1 класса: игровые формы с элементами художественного рассказывания, уроки- путешествия, работа по изучению народной мудрости ,отраженной в пословицах и поговорках. Воспитательная работа проводится не только на классных часах, но и на уроках, так как воспитательный процесс – это неотъемлемая часть каждого урока , где можно проводить этические беседы, устные размышления на нравственные темы, разыгрывание жизненных ситуаций. Объясняя различные качества характера людей, можно использовать игровые ситуации, помогающие детям лучше запомнить информацию, не только услышать её, но и увидеть, смоделировать ситуацию.
Разработанная программа по духовно- нравственному воспитанию может использоваться преподавателями начальных классов любых общеобразовательных школ, а так же для проведения классных часов.
Ожидаемые результаты:
Что изменится (появится, исчезнет) | Каким образом фиксируем, замеряем |
| Тест для учеников (см.приложение№1) Беседы с родителями с целью выявления положительных и отрицательных отзывов детей Распределение обязанностей среди ребят, оценка качества выполнения общественных поручений Посещаемость родителями классных и общешкольных собраний, активность родителей в выполнении поручений учителя |
Формы подведения итогов реализации программы. Подведение итогов проводятся в конце года в форме проектной работы, тестирования.
Модель реализации программы духовно-нравственного воспитания
и социализации учащихся
Первоклассники требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.
Программа воспитания и социализации учащихся направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада жизни класса.
Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.
Учитель и родители подают ребенку первый пример нравственности, об этом всегда должны помнить все.
1 направление
«Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека»
Девиз | Мероприятия | Предполагаемый результат | Методы диагностики: |
Жить — Родине служить. | Беседа: «Я – гражданин России», «Символы России». Творческие выставки: «Я люблю тебя Россия!». Музейные уроки. Тематические встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла. Выпуск стенгазеты. Классные часы «Мой папа – солдат», «Чтоб защитником встать», «Человек поднялся в небо», «Память, которой не будет конца», «Цвети моё село» | Ценностное отношение к Родине, своему народу, своему краю, государственной символике, народным традициям, старшему поколению. Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры. | Опрос, беседа, анализ рисунков, динамика участия в мероприятиях. |
2 направление
«Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни»
Девиз | Мероприятия | Предполагаемый результат | Методы диагностики: |
«Делу – время, потехе – час» | Встреча с родителями «Профессии наших мам и пап», «Наши родители – профессионалы». Просмотр фильмов, чтение книг. Трудовые акции: «Подари птицам скворечник», «Поможем бабушке на зимнем дворе», «Лечим книжки», «Мой цветок школе», «Чистая книжка». Классные часы, беседы, конкурсы, экскурсии: «Кто знает больше пословиц о труде», «Как путешествует письмо» (Экскурсия на почту), Конкурсы рисунков: «Мама. Папа на работе», Творческая мастерская: «Я сам», «Мастерская Деда Мороза», Классный час: «Учёба – твой главный труд». | Углубление знаний ребёнка о различных профессиях и их роли в жизни человека. Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества. Первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками детьми и взрослыми. Осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создание нового. Первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности. | Анкетирование, беседа, динамика участия в мероприятиях |
.
3 направление
«Воспитание нравственных чувств и этического сознания»
Девиз | Мероприятия | Предполагаемый результат | Методы диагностики: |
«Бережливость лучше богатства» | Беседы « Правила поведения в школе и дома», « Волшебные слова» « О поступках плохих и хороших», « Что значит быть хорошим сыном или дочерью» Экскурсия « На работу к папе и маме» Уроки милосердия: « Без друзей меня чуть –чуть» , « Чужой беды не бывает», « Лучше деда друга нет», « Бабушка с дедушкой рядышком» Праздники « Масленица широкая» , « Я и мои родственники» | Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье. Уважительное отношение к традиционным религиям. Уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим. | Анкетирование, беседа, динамика участия в мероприятиях. |
4 направление:
«Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде»
Девиз | Мероприятия | Предполагаемый результат | Методы диагностики: |
«Был бы лес, соловьи прилетят» | Туристические походы, участие в деятельности экологических патрулей, путешествия по родному краю, экологические акции (Создай цветочную клумбу, подкормка птиц, участие в субботниках на территории школы, сбор макулатуры) Беседа: «Село, где я живу!» Просмотр фильмов и презентаций. Конкурс рисунков « Войди в природу!» Игровые ситуации : « Весёлые грибники», « Загадки лесовиков» | Ценностное отношение к природе. Первоначальный опыт эстетического, эмоционального отношения к природе. Элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России. Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, по месту жительства. | Беседы, анализ рисунка, участие в мероприятиях |
Краткое описание теоретических и практических видов занятий
Данная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов первого уровня по каждому из направлений воспитания:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина,
семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой
- деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
Список литературы, используемый при написании программы
- Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Педагогика. М., 2009
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
- Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.
- Дьячкова Г.Т. «Внеклассные занятия в начальной школе» - Волгоград, Издательство «Учитель»,2009
- Персидская И.В.,Фонова Г. – Классные часы ( внеклассная работа в начальной школе) - Волгоград, «Учитель», 2007
- Максимова Т.Н. – Классные часы: 1 класс – Москва «ВАКО» , 2009
- Троицкая Н.Б., Королёва Г.А. «Сценарии школьных праздников» - Москва «Дрофа», 2007
Список литературы,
рекомендуемый для педагогов при реализации данной программы
- Бечиева, Х. Э. Будьте добрыми и человечными : Классный час [Текст] / Х. Э. Бечиева // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - C. 85 - 92.
- Брунчукова, Н. М. Сказка и этическое воспитание школьников [Текст] / Н. М. Брунчукова // Воспитание школьников. - 2009. - № 5. - С. 28 - 32.
- Духовно – нравственное воспитание младших школьников в современных условиях [Текст] // Начальное образование. – 2010. - № 2. – С. 3 – 8.
- Бусова, Н. М. О воспитанности : Классный час для начальной школы / [Текст] / Н. М. Бусова // Школьная библиотека. - 2009. - № 4 - 5. - C. 86 - 88.
- Величко, О. Ю. Роль нравственно - ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников [Текст] / О. Ю. Величко // Начальная школа. - 2008. - № 8. - С. 11 - 15.
- Гаврильчева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности [Текст] / Г. Ф. Гаврильчева // Начальная школа. - 2008. - № 7. - С. 13 - 18.
- Данилюк, А. Я. Духовно - нравственное воспитание российских школьников [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 55 - 64.
- Данилюк, А. Я. Духовно - нравственное развитие младших школьников [Текст] / А. Я. Данилюк // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 88 - 93.
- Емельянова, И. Е. Развитие духовно - творческого потенциала ребенка как фактор самореализации в социуме [Текст] / И. Е. Емельянова // Начальная школа : плюс, до и после. - 2009. - № 11. - С. 10 - 14.
- Иванова, А. П. Формирование нравственных ценностей младших школьников средствами регионализации математического образования [Текст] / А. П. Иванова // Начальная школа. – 2008. - №7. - С. 26 - 30.
Список книг, рекомендуемых для детей
- Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач. М.:ТЕРРА, 1996.
- Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004.
- Бушуева Л. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ классик, 2005.
- Гиннес. Мировые рекорды 2007 / Пер. с англ. Н. Григорьевой, М. Фадеевой. - М: Астрель: ACT, 2006.
- Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2001.
- Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.
- А. Л. Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. - М.: Детская литература, 1956.
- Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.
- Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 1998.
- Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001.
- Акимушкин И. Кто без крыльев летает. - М., 1992.
- День работой весел (пословицы и поговорки о труде). - М., 1986.
- Дорошин М. Что за чудные машины. - Волгоград, 1972.
- Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. - М., 1991.
- Извекова Н.А., Сурьянинова Н.С. Мир вокруг. - М., 1978.
- Крутогоров Ю. Ваше имя? Робот. - М., 1979.
- Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки. - ML, 1977.
- Огарев Н.П. Страна моя родимая. -М., 1982.
- Сметанников В. Отгадай. - Волгоград, 1976.
Приложение
- Методика «Краски»
Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров. А также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано 10 кружков. Учащимся педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача учащихся - раскрасить кружки самостоятельно, определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предмет в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности. - Методика «Солнце, тучка, дождик»
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
В классе мне -
С друзьями мне -
Дома мне -
Диагностическая методика «Солнце, туча, дождик» позволила определить, как себя ощущает ребенок в различных ситуациях . Настроение в школе дети обозначили солнцем, это связано с появлением новых друзей и новой социальной роли. - Методика «Что мне нравится в школе» (рисунок)
Несоответствие рисунков теме указывает на:
а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);
б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);
в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме). Такие ситуации оцениваются 0 баллов.
При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:
а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);
б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);
в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).
Анкета. Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, ней тральный – 1, положительный – 3 балла).
Вопросы анкеты
1. Тебе нравится в школе или не очень?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Шкала оценок. Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.