методическая разработка по внеурочной деятельности
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

В этом материале описываются учебно - исследовательская и проектная деятельность по ФГОС в начальных классах., а также цели и задачи, виды учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по

     организации проектной и исследовательской деятельности.

         ФГОС  меняет школьную жизнь детей, ориентирует учителя на применение инновационных технологий, новых форм организации обучения. Одним из направлений модернизации и развития современного образования, его неотъемлемой частью, является проектная и исследовательская деятельность учащихся. К тому же новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта предметного или метапредметного характера за курс основной школы.

       Метод проектов не является принципиально новым в педагогике. Он зародился в 20-е годы 20 века в сельскохозяйственных школах США и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании, на теоретических концепциях «прагматической педагогики». Метод проектов был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком. Килпатрик был приверженцем философских концепций  философа - идеалиста и педагога Дж. Дьюи (1859-1952гг).

         Дьюи были выделены следующие условия успешности обучения:

  • проблематизация учебного материала;
  • активность ребенка;
  • связь обучения с жизнью, игрой и трудом ребенка.

Особенности проектной деятельности.

          Проект (в переводе с лат. «брошенный вперед») - прототип, прообраз, реалистический замысел о желаемом будущем.

Проектная деятельность - приоритетная форма организации деятельности учащихся, способствующая активизации мыслительной деятельности и развитию креативных способностей.

Проектирование - вид индивидуальной деятельности, метод образовательной деятельности (метод проектов).

          Метод проектов - педагогическая технология, совокупность учебно - познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.

         Метод проектов – это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым…практическим результатом, оформленным тем или иным образом»

           Ключевой тезис метода: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить».

        Можно выделить четыре основных направления, при которых эффективно применение метода проектов:

  • проект как метод обучения на уроке;
  • проектные технологии дистанционного обучения;
  • для формирования исследовательских навыков школьников во внеурочной работе;
  • как метод организации исследовательской деятельности учителей .

          Смысл использования «метода проектов» состоит в стимулировании интереса учащихся к решению определённых проблем, предполагающих достаточно свободное владение суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, в приобретении навыков практического применения полученных знаний.[9]

          Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и предполагает решение какой-то проблемы – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

  Существует несколько подходов к классификации проектов.  

  Виды проектов (по доминирующей деятельности учащихся) (по Е. С. Полат):

  • исследовательский;
  • практико-ориентированный (прикладной);
  • информационный (поисковый);
  • творческий;
  • социальный;
  • игровой (ролевой).

         По содержанию:

  • монопредметный;
  • метапредметный.

         По количеству участников:

  • индивидуальный;
  • парный;
  • малогрупповой (до 5 человек);
  • групповой (до 15 человек);
  • коллективный (класс и более в рамках школы);

         По уровню и по характеру контактов:

внутришкольный, муниципальный, городской, региональный, национальный, всероссийский, международный, сетевой.

         По масштабам:

  • мегапроекты;
  • малые проекты;
  • микропроекты.

 По срокам реализации (продолжительность):

краткосрочный (1-2 урока), среднесрочный и долгосрочный.  

          По характеру проектируемых изменений:

  • инновационные;
  • поддерживающие.

  В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.

         Требования к применению метода проектов в обучении:

  • наличие значимой исследовательской или творческой проблемы;
  • практическая (теоретическая) значимость предполагаемых результатов;
  • ориентация на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную

деятельность учащихся;

  • структурирование содержательной части проекта;
  • использование исследовательских методов.

          Исследование как метод обучения был известен еще со времен Сократа (беседа–исследование).

          Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году.  Под исследовательским методом он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте».

          В педагогической литературе также используются другие названия этого метода - эвристический, лабораторно - эвристический, опытно - испытательный, метод лабораторных уроков, естественнонаучный, метод эвристического исследования и др.

          Исследования можно классифицировать по разным основаниям:

          По количеству участников:

  • коллективные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

         По месту проведения:

  • урочные;
  • внеурочные.

         По времени:

  • кратковременные;
  • долговременные.

         По теме:

  • предметные;
  • свободные.

         По проблеме:

  • освоение программного материала;
  • более глубокое освоение материала, изученного на уроке;
  • вопросы, не входящие в учебную программу.

         Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач.

         В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

  • первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
  • второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
  • третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

          Исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

         Исследование в сфере образования является учебным исследованием.

В «большой» науке главной целью является получение объективно нового результата, производство новых знаний. В отличии от науки, в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащихся в учебной деятельности на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Поэтому при организации обучения на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования.

        Таким образом, учебно – исследовательская деятельность – это учебная деятельность,  направленная на реализацию основных этапов научного исследования, ориентированная на формирование у учащихся культуры исследовательского поведения как способа освоения новых знаний, развитие способностей к познанию, но не предполагающая получения нового научного результата, как в научном исследовании.    

  Сущность проектной деятельности можно обозначить словом «замысел», сущность исследовательской деятельности - «поиск». Реализацию учебного проекта предваряет умозрительное представление будущего продукта, реализацию учебного исследования - формулировка гипотезы.

         Как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи».  Однако,  в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время.

         Учебно-исследовательская деятельность учащихся связана с разрешением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

         Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

          Цель исследования - получение новых знаний о существующих объектах и явлениях. Цель проектирования - создание новых объектов и явлений.

           Различные источники по-разному выделяют этапы работы над учебным проектом, исследованием. Но можно выделить общие этапы.

Основные этапы проектной и исследовательской деятельности.

Проект.  

Учебное исследование.

Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности.

Формулировка замысла проекта: описание продукта проектной работы и его будущее использование.

Осознание проблемы.

Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы

                                                        Формулировка цели.

Выполнение замысла проекта.

Решение научной проблемы.

                                                            Определение задач.

Направлены на получение конкретного продукта проектной деятельности.

Направлены на разностороннее научное исследование объекта изучения.

                                                             Выбор методов, методик.

Выбор методов обработки изделия.

Выбор основных и вспомогательных материалов. Выбор инструментов, приспособлений и оборудования.

Выбор общенаучных методов, методик исследовательской деятельности.

Выбор специфических методов, методик исследовательской деятельности.

Проведение проектных, исследовательских работ.

Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, целью и задачами, с использованием выбранных материалов и инструментов.  Получение конкретного продукта проектной деятельности.

Проведение учебного исследования. Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, решение поставленных задач для достижения цели исследования.

Оценка  свойств полученного продукта.  Разработка рекомендаций к его использованию.

Анализ, обработка результатов учебного исследования. Оформление результатов.

Проверка возможности использования изделия в конкретных условиях.

Обсуждение полученных результатов исследования с компетентными лицами.

Практическое использование полученного продукта.

Прогноз дальнейшего развития  исследований данного направления.

          Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность.

   Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся  позволяет учителю открыть их способности к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и побуждает самооткрытие учащимися собственных способностей и возможностей как первой ступени к самореализации личности.

          Учитель, при организации  проектной и исследовательской деятельности учащихся, должен руководствоваться следующими принципами:

  • последовательности  (учет определеня тематики и возраста учащегося);
  • поуровневости;
  • временного развития (определение временного промежутка для каждого исследования и проекта, этапов подготовки, организации и проведения, мер, предупреждающих неудачи и трудности);
  • разнообразия (разнообразие тематики, научных руководителей, творческих коллективов, форм подведения итогов (семинары, защита проектов, научно-практические конференции));
  • постоянного совершенствования (непрерывность развития).

         Этапы приобщения учащихся к проектной и исследовательской деятельности:

  • ознакомительный;
  • подготовительный;
  • деятельностный.

          При организации проектной и исследовательской деятельности необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности учащихся. В частности, темы проектов и учебных исследований должны быть в области познавательных интересов учащегося и находиться в зоне ближайшего развития. Успех в организации проектной и исследовательской деятельности определяется интересом учащихся и посильностью работы.

         Темы проектных и исследовательских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной).

Проблемы должны быть близкими для понимания учащимися и волнующими их (социальные, коллективные и личные взаимоотношения).  А полученный результат - социально и практически значимым.

         Презентацию результатов проектирования или учебного исследования целесообразно проводить на заседаниях НОУ (научного общества учащихся) или школьной НПК (научно - практической конференции), перед сверстниками, родителями, педагогами или для широкой общественности.    

         Группы умений, на которые исследовательская и проектная деятельность оказывают наибольшее влияние:

  • исследовательские;
  • коммуникативные;
  • оценочные;
  • информационные;
  • презентационные;
  • рефлексивные.  

Требования к организации проектной и исследовательской деятельности.

         При организации проектной и исследовательской деятельности необходимо соблюдать ряд требований:     

  • создание необходимых условий (материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое, информационное и организационное обеспечение);
  • подготовленность учащихся к выполнению проектов и учебных исследований (как ориентация при выборе темы, владение конкретными приёмами, методами, необходимых для успешной реализации выбранного проекта, исследования);
  • наличие значимой исследовательской или творческой проблемы на сегодняшний день;
  • проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащегося;
  • практическая (теоретическая) значимость предполагаемых результатов;
  • ориентация на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную

деятельность учащихся;

  • педагогическое сопровождение - научное руководство (выбора темы и содержания), методическое руководство (собственно выполнение работы и используемые методы);
  • наличие простой и обоснованной системы оценки итогового результата работы и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;
  • обязательная презентация результатов и продуктов проектной или исследовательской деятельности (оценка и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты).

 Правила выбора темы.

          Савенков А.И. выделяет правила, которые позволяют правильно выбрать тему проекта, исследования:

  1. Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.
  2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
  3. Учитывая интересы учащихся, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
  4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.
  5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
  6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.
  7.  Сочетание желаний и возможностей.
  8. Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас. Ведь большинство учащихся не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны.

Рекомендации для учителей по организации проектной и исследовательской деятельности.

          Можно предложить следующие рекомендации учителям по организации проектной и исследовательской деятельности:

Помогать ученику, а не за него:

  • определять возникшую проблему, выдвигать гипотезу;
  • четко формулировать цель работы, задачи, определять объект и предмет исследования;
  • применять различные методы исследования;
  • обосновать теоретическую и практическую ценность полученных результатов, возможности их использования;
  • проанализировать теоретический материал, полученный из различных источников по данной проблеме;
  • четко соблюдать структуру и последовательность реализации работы;
  • подробно излагать научным языком ход работы;
  • изложить свою концепцию;
  • обобщить результаты;
  • осуществить рефлексию своей деятельности.

         То есть, читель выступает на всех этапах проектирования или исследовательской деятельности как помощник или партнер: помогает, рекомендует, содействует, консультирует, мотивирует, провоцирует, наблюдает, координирует.

Критерии оценивания проектных и исследовательских работ.

         Существуют следующие критерии оценивания:

  • важность темы;
  • постановка и обоснование проблемы;
  • формулирование цели проекта, исследования, планирование путей ее достижения;
  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы;  
  • степень включённости в работу (групповую и индивидуальную), чёткость выполнения отведённой роли;
  • разнообразие источников информации, целесообразность их использования;
  • глубина исследования проблемы, раскрытия темы;
  • степень осмысления использованной информации;
  • уровень сложности и степень овладения использованными методиками, их соответствие цели и содержанию;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • убедительность презентации (уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности, творческий подход);
  • личная заинтересованность учащихся, творческий подход к работе;
  • соответствие требованиям оформления письменной части;
  • владение рефлексией, выводы и перспективы;
  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

          Таким образом, организация проектной и исследовательской деятельности учащихся требует грамотного научно-обоснованного подхода от администрации школы и владения педагогами технологией организации и осуществления проектно-исследовательской деятельности.

Список литературы.

  1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2004. - 112 с.
  2. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. - М., 2000.
  3. Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО // Молодой ученый. - 2015. - №2.1. - С. 5-6.
  4. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. - М: Издательский Центр «Академия», 2001. - с. 66.).  
  6. Панкратова В. М. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в контексте ФГОС. Из опыта работы // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 41-44.
  7. Руженцева С.Е. Организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях.  // Организация проектной деятельности обучающихся и педагогов в условиях реализации ФГОС / Составитель: Руженцева С.Е., ст. методист МКУ ЦРОиМП. - Воронеж, 2016.
  8. Савенков А.И.. Принципы исследовательского обучения. // Директор школы. - 2008.-№ 93.
  9. Шаповалова О. В. Формирование глобального мышления у школьников путём реализации метапредметной программы «основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 105-107.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка по

     организации проектной и исследовательской деятельности.

         ФГОС  меняет школьную жизнь детей, ориентирует учителя на применение инновационных технологий, новых форм организации обучения. Одним из направлений модернизации и развития современного образования, его неотъемлемой частью, является проектная и исследовательская деятельность учащихся. К тому же новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта предметного или метапредметного характера за курс основной школы.

       Метод проектов не является принципиально новым в педагогике. Он зародился в 20-е годы 20 века в сельскохозяйственных школах США и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании, на теоретических концепциях «прагматической педагогики». Метод проектов был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком. Килпатрик был приверженцем философских концепций  философа - идеалиста и педагога Дж. Дьюи (1859-1952гг).

         Дьюи были выделены следующие условия успешности обучения:

  • проблематизация учебного материала;
  • активность ребенка;
  • связь обучения с жизнью, игрой и трудом ребенка.

Особенности проектной деятельности.

          Проект (в переводе с лат. «брошенный вперед») - прототип, прообраз, реалистический замысел о желаемом будущем.

Проектная деятельность - приоритетная форма организации деятельности учащихся, способствующая активизации мыслительной деятельности и развитию креативных способностей.

Проектирование - вид индивидуальной деятельности, метод образовательной деятельности (метод проектов).

          Метод проектов - педагогическая технология, совокупность учебно - познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.

         Метод проектов – это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым…практическим результатом, оформленным тем или иным образом»

           Ключевой тезис метода: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить».

        Можно выделить четыре основных направления, при которых эффективно применение метода проектов:

  • проект как метод обучения на уроке;
  • проектные технологии дистанционного обучения;
  • для формирования исследовательских навыков школьников во внеурочной работе;
  • как метод организации исследовательской деятельности учителей .

          Смысл использования «метода проектов» состоит в стимулировании интереса учащихся к решению определённых проблем, предполагающих достаточно свободное владение суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, в приобретении навыков практического применения полученных знаний.[9]

          Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и предполагает решение какой-то проблемы – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

  Существует несколько подходов к классификации проектов.  

  Виды проектов (по доминирующей деятельности учащихся) (по Е. С. Полат):

  • исследовательский;
  • практико-ориентированный (прикладной);
  • информационный (поисковый);
  • творческий;
  • социальный;
  • игровой (ролевой).

         По содержанию:

  • монопредметный;
  • метапредметный.

         По количеству участников:

  • индивидуальный;
  • парный;
  • малогрупповой (до 5 человек);
  • групповой (до 15 человек);
  • коллективный (класс и более в рамках школы);

         По уровню и по характеру контактов:

внутришкольный, муниципальный, городской, региональный, национальный, всероссийский, международный, сетевой.

         По масштабам:

  • мегапроекты;
  • малые проекты;
  • микропроекты.

 По срокам реализации (продолжительность):

краткосрочный (1-2 урока), среднесрочный и долгосрочный.  

          По характеру проектируемых изменений:

  • инновационные;
  • поддерживающие.

  В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.

         Требования к применению метода проектов в обучении:

  • наличие значимой исследовательской или творческой проблемы;
  • практическая (теоретическая) значимость предполагаемых результатов;
  • ориентация на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную

деятельность учащихся;

  • структурирование содержательной части проекта;
  • использование исследовательских методов.

          Исследование как метод обучения был известен еще со времен Сократа (беседа–исследование).

          Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году.  Под исследовательским методом он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте».

          В педагогической литературе также используются другие названия этого метода - эвристический, лабораторно - эвристический, опытно - испытательный, метод лабораторных уроков, естественнонаучный, метод эвристического исследования и др.

          Исследования можно классифицировать по разным основаниям:

          По количеству участников:

  • коллективные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

         По месту проведения:

  • урочные;
  • внеурочные.

         По времени:

  • кратковременные;
  • долговременные.

         По теме:

  • предметные;
  • свободные.

         По проблеме:

  • освоение программного материала;
  • более глубокое освоение материала, изученного на уроке;
  • вопросы, не входящие в учебную программу.

         Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач.

         В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

  • первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
  • второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
  • третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

          Исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

         Исследование в сфере образования является учебным исследованием.

В «большой» науке главной целью является получение объективно нового результата, производство новых знаний. В отличии от науки, в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащихся в учебной деятельности на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Поэтому при организации обучения на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования.

        Таким образом, учебно – исследовательская деятельность – это учебная деятельность,  направленная на реализацию основных этапов научного исследования, ориентированная на формирование у учащихся культуры исследовательского поведения как способа освоения новых знаний, развитие способностей к познанию, но не предполагающая получения нового научного результата, как в научном исследовании.    

  Сущность проектной деятельности можно обозначить словом «замысел», сущность исследовательской деятельности - «поиск». Реализацию учебного проекта предваряет умозрительное представление будущего продукта, реализацию учебного исследования - формулировка гипотезы.

         Как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи».  Однако,  в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время.

         Учебно-исследовательская деятельность учащихся связана с разрешением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

         Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

          Цель исследования - получение новых знаний о существующих объектах и явлениях. Цель проектирования - создание новых объектов и явлений.

           Различные источники по-разному выделяют этапы работы над учебным проектом, исследованием. Но можно выделить общие этапы.

Основные этапы проектной и исследовательской деятельности.

Проект.  

Учебное исследование.

Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности.

Формулировка замысла проекта: описание продукта проектной работы и его будущее использование.

Осознание проблемы.

Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы

                                                        Формулировка цели.

Выполнение замысла проекта.

Решение научной проблемы.

                                                            Определение задач.

Направлены на получение конкретного продукта проектной деятельности.

Направлены на разностороннее научное исследование объекта изучения.

                                                             Выбор методов, методик.

Выбор методов обработки изделия.

Выбор основных и вспомогательных материалов. Выбор инструментов, приспособлений и оборудования.

Выбор общенаучных методов, методик исследовательской деятельности.

Выбор специфических методов, методик исследовательской деятельности.

Проведение проектных, исследовательских работ.

Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, целью и задачами, с использованием выбранных материалов и инструментов.  Получение конкретного продукта проектной деятельности.

Проведение учебного исследования. Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, решение поставленных задач для достижения цели исследования.

Оценка  свойств полученного продукта.  Разработка рекомендаций к его использованию.

Анализ, обработка результатов учебного исследования. Оформление результатов.

Проверка возможности использования изделия в конкретных условиях.

Обсуждение полученных результатов исследования с компетентными лицами.

Практическое использование полученного продукта.

Прогноз дальнейшего развития  исследований данного направления.

          Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность.

   Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся  позволяет учителю открыть их способности к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и побуждает самооткрытие учащимися собственных способностей и возможностей как первой ступени к самореализации личности.

          Учитель, при организации  проектной и исследовательской деятельности учащихся, должен руководствоваться следующими принципами:

  • последовательности  (учет определеня тематики и возраста учащегося);
  • поуровневости;
  • временного развития (определение временного промежутка для каждого исследования и проекта, этапов подготовки, организации и проведения, мер, предупреждающих неудачи и трудности);
  • разнообразия (разнообразие тематики, научных руководителей, творческих коллективов, форм подведения итогов (семинары, защита проектов, научно-практические конференции));
  • постоянного совершенствования (непрерывность развития).

         Этапы приобщения учащихся к проектной и исследовательской деятельности:

  • ознакомительный;
  • подготовительный;
  • деятельностный.

          При организации проектной и исследовательской деятельности необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности учащихся. В частности, темы проектов и учебных исследований должны быть в области познавательных интересов учащегося и находиться в зоне ближайшего развития. Успех в организации проектной и исследовательской деятельности определяется интересом учащихся и посильностью работы.

         Темы проектных и исследовательских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной).

Проблемы должны быть близкими для понимания учащимися и волнующими их (социальные, коллективные и личные взаимоотношения).  А полученный результат - социально и практически значимым.

         Презентацию результатов проектирования или учебного исследования целесообразно проводить на заседаниях НОУ (научного общества учащихся) или школьной НПК (научно - практической конференции), перед сверстниками, родителями, педагогами или для широкой общественности.    

         Группы умений, на которые исследовательская и проектная деятельность оказывают наибольшее влияние:

  • исследовательские;
  • коммуникативные;
  • оценочные;
  • информационные;
  • презентационные;
  • рефлексивные.  

Требования к организации проектной и исследовательской деятельности.

         При организации проектной и исследовательской деятельности необходимо соблюдать ряд требований:     

  • создание необходимых условий (материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое, информационное и организационное обеспечение);
  • подготовленность учащихся к выполнению проектов и учебных исследований (как ориентация при выборе темы, владение конкретными приёмами, методами, необходимых для успешной реализации выбранного проекта, исследования);
  • наличие значимой исследовательской или творческой проблемы на сегодняшний день;
  • проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащегося;
  • практическая (теоретическая) значимость предполагаемых результатов;
  • ориентация на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную

деятельность учащихся;

  • педагогическое сопровождение - научное руководство (выбора темы и содержания), методическое руководство (собственно выполнение работы и используемые методы);
  • наличие простой и обоснованной системы оценки итогового результата работы и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;
  • обязательная презентация результатов и продуктов проектной или исследовательской деятельности (оценка и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты).

 Правила выбора темы.

          Савенков А.И. выделяет правила, которые позволяют правильно выбрать тему проекта, исследования:

  1. Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.
  2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
  3. Учитывая интересы учащихся, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
  4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.
  5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
  6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.
  7.  Сочетание желаний и возможностей.
  8. Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас. Ведь большинство учащихся не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны.

Рекомендации для учителей по организации проектной и исследовательской деятельности.

          Можно предложить следующие рекомендации учителям по организации проектной и исследовательской деятельности:

Помогать ученику, а не за него:

  • определять возникшую проблему, выдвигать гипотезу;
  • четко формулировать цель работы, задачи, определять объект и предмет исследования;
  • применять различные методы исследования;
  • обосновать теоретическую и практическую ценность полученных результатов, возможности их использования;
  • проанализировать теоретический материал, полученный из различных источников по данной проблеме;
  • четко соблюдать структуру и последовательность реализации работы;
  • подробно излагать научным языком ход работы;
  • изложить свою концепцию;
  • обобщить результаты;
  • осуществить рефлексию своей деятельности.

         То есть, читель выступает на всех этапах проектирования или исследовательской деятельности как помощник или партнер: помогает, рекомендует, содействует, консультирует, мотивирует, провоцирует, наблюдает, координирует.

Критерии оценивания проектных и исследовательских работ.

         Существуют следующие критерии оценивания:

  • важность темы;
  • постановка и обоснование проблемы;
  • формулирование цели проекта, исследования, планирование путей ее достижения;
  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы;  
  • степень включённости в работу (групповую и индивидуальную), чёткость выполнения отведённой роли;
  • разнообразие источников информации, целесообразность их использования;
  • глубина исследования проблемы, раскрытия темы;
  • степень осмысления использованной информации;
  • уровень сложности и степень овладения использованными методиками, их соответствие цели и содержанию;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • убедительность презентации (уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности, творческий подход);
  • личная заинтересованность учащихся, творческий подход к работе;
  • соответствие требованиям оформления письменной части;
  • владение рефлексией, выводы и перспективы;
  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

          Таким образом, организация проектной и исследовательской деятельности учащихся требует грамотного научно-обоснованного подхода от администрации школы и владения педагогами технологией организации и осуществления проектно-исследовательской деятельности.

Список литературы.

  1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2004. - 112 с.
  2. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. - М., 2000.
  3. Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО // Молодой ученый. - 2015. - №2.1. - С. 5-6.
  4. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. - М: Издательский Центр «Академия», 2001. - с. 66.).  
  6. Панкратова В. М. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в контексте ФГОС. Из опыта работы // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 41-44.
  7. Руженцева С.Е. Организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях.  // Организация проектной деятельности обучающихся и педагогов в условиях реализации ФГОС / Составитель: Руженцева С.Е., ст. методист МКУ ЦРОиМП. - Воронеж, 2016.
  8. Савенков А.И.. Принципы исследовательского обучения. // Директор школы. - 2008.-№ 93.
  9. Шаповалова О. В. Формирование глобального мышления у школьников путём реализации метапредметной программы «основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 105-107.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС...

методическая разработка занятия внеурочной деятельности "Изображение цветов"

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ 1 классеТема № 7 : «Изображение цветов»( По программе внеурочной деятельности художественно- эстетического направления «Смотрю на мир глазами ху...

Методическая разработка по внеурочной деятельности. 4 класс.

Методическая разработка по внеурочной деятельности. 4 класс. Неделя метематики: план работы, разработка КВНа....

Методическая разработка по внеурочной деятельности.

Тема: Заочное путешествие по безударной гласной.Поиск добрых слов, напутствий, пожеланий....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Мастер-класс учителя начальных классов по теме: «Здоровье – это здорово», в рамках реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО»...

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю).

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по  спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю)....

Методическая разработка по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Веселые старты»

Программа внеурочной деятельности: Подвижные игрыТема занятия: «Весёлые старты»Цель:  Популяризация здорового образа жизни.Сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к здоровому образу...