методическая разработка по внеурочной деятельности
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В этом материале описываются учебно - исследовательская и проектная деятельность по ФГОС в начальных классах., а также цели и задачи, виды учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка по внеурочной деятельности | 110.5 КБ |
metod_razrabotka_po_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по
организации проектной и исследовательской деятельности.
ФГОС меняет школьную жизнь детей, ориентирует учителя на применение инновационных технологий, новых форм организации обучения. Одним из направлений модернизации и развития современного образования, его неотъемлемой частью, является проектная и исследовательская деятельность учащихся. К тому же новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта предметного или метапредметного характера за курс основной школы.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогике. Он зародился в 20-е годы 20 века в сельскохозяйственных школах США и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании, на теоретических концепциях «прагматической педагогики». Метод проектов был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком. Килпатрик был приверженцем философских концепций философа - идеалиста и педагога Дж. Дьюи (1859-1952гг).
Дьюи были выделены следующие условия успешности обучения:
- проблематизация учебного материала;
- активность ребенка;
- связь обучения с жизнью, игрой и трудом ребенка.
Особенности проектной деятельности.
Проект (в переводе с лат. «брошенный вперед») - прототип, прообраз, реалистический замысел о желаемом будущем.
Проектная деятельность - приоритетная форма организации деятельности учащихся, способствующая активизации мыслительной деятельности и развитию креативных способностей.
Проектирование - вид индивидуальной деятельности, метод образовательной деятельности (метод проектов).
Метод проектов - педагогическая технология, совокупность учебно - познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.
Метод проектов – это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым…практическим результатом, оформленным тем или иным образом»
Ключевой тезис метода: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить».
Можно выделить четыре основных направления, при которых эффективно применение метода проектов:
- проект как метод обучения на уроке;
- проектные технологии дистанционного обучения;
- для формирования исследовательских навыков школьников во внеурочной работе;
- как метод организации исследовательской деятельности учителей .
Смысл использования «метода проектов» состоит в стимулировании интереса учащихся к решению определённых проблем, предполагающих достаточно свободное владение суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, в приобретении навыков практического применения полученных знаний.[9]
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и предполагает решение какой-то проблемы – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Существует несколько подходов к классификации проектов.
Виды проектов (по доминирующей деятельности учащихся) (по Е. С. Полат):
- исследовательский;
- практико-ориентированный (прикладной);
- информационный (поисковый);
- творческий;
- социальный;
- игровой (ролевой).
По содержанию:
- монопредметный;
- метапредметный.
По количеству участников:
- индивидуальный;
- парный;
- малогрупповой (до 5 человек);
- групповой (до 15 человек);
- коллективный (класс и более в рамках школы);
По уровню и по характеру контактов:
внутришкольный, муниципальный, городской, региональный, национальный, всероссийский, международный, сетевой.
По масштабам:
- мегапроекты;
- малые проекты;
- микропроекты.
По срокам реализации (продолжительность):
краткосрочный (1-2 урока), среднесрочный и долгосрочный.
По характеру проектируемых изменений:
- инновационные;
- поддерживающие.
В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.
Требования к применению метода проектов в обучении:
- наличие значимой исследовательской или творческой проблемы;
- практическая (теоретическая) значимость предполагаемых результатов;
- ориентация на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную
деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта;
- использование исследовательских методов.
Исследование как метод обучения был известен еще со времен Сократа (беседа–исследование).
Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году. Под исследовательским методом он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте».
В педагогической литературе также используются другие названия этого метода - эвристический, лабораторно - эвристический, опытно - испытательный, метод лабораторных уроков, естественнонаучный, метод эвристического исследования и др.
Исследования можно классифицировать по разным основаниям:
По количеству участников:
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные.
По месту проведения:
- урочные;
- внеурочные.
По времени:
- кратковременные;
- долговременные.
По теме:
- предметные;
- свободные.
По проблеме:
- освоение программного материала;
- более глубокое освоение материала, изученного на уроке;
- вопросы, не входящие в учебную программу.
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач.
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:
- первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
- второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
- третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
Исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Исследование в сфере образования является учебным исследованием.
В «большой» науке главной целью является получение объективно нового результата, производство новых знаний. В отличии от науки, в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащихся в учебной деятельности на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Поэтому при организации обучения на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования.
Таким образом, учебно – исследовательская деятельность – это учебная деятельность, направленная на реализацию основных этапов научного исследования, ориентированная на формирование у учащихся культуры исследовательского поведения как способа освоения новых знаний, развитие способностей к познанию, но не предполагающая получения нового научного результата, как в научном исследовании.
Сущность проектной деятельности можно обозначить словом «замысел», сущность исследовательской деятельности - «поиск». Реализацию учебного проекта предваряет умозрительное представление будущего продукта, реализацию учебного исследования - формулировка гипотезы.
Как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Однако, в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся связана с разрешением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Цель исследования - получение новых знаний о существующих объектах и явлениях. Цель проектирования - создание новых объектов и явлений.
Различные источники по-разному выделяют этапы работы над учебным проектом, исследованием. Но можно выделить общие этапы.
Основные этапы проектной и исследовательской деятельности.
Проект. | Учебное исследование. |
Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности. | |
Формулировка замысла проекта: описание продукта проектной работы и его будущее использование. | Осознание проблемы. Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы |
Формулировка цели. | |
Выполнение замысла проекта. | Решение научной проблемы. |
Определение задач. | |
Направлены на получение конкретного продукта проектной деятельности. | Направлены на разностороннее научное исследование объекта изучения. |
Выбор методов, методик. | |
Выбор методов обработки изделия. Выбор основных и вспомогательных материалов. Выбор инструментов, приспособлений и оборудования. | Выбор общенаучных методов, методик исследовательской деятельности. Выбор специфических методов, методик исследовательской деятельности. |
Проведение проектных, исследовательских работ. | |
Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, целью и задачами, с использованием выбранных материалов и инструментов. Получение конкретного продукта проектной деятельности. | Проведение учебного исследования. Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, решение поставленных задач для достижения цели исследования. |
Оценка свойств полученного продукта. Разработка рекомендаций к его использованию. | Анализ, обработка результатов учебного исследования. Оформление результатов. |
Проверка возможности использования изделия в конкретных условиях. | Обсуждение полученных результатов исследования с компетентными лицами. |
Практическое использование полученного продукта. | Прогноз дальнейшего развития исследований данного направления. |
Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность.
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся позволяет учителю открыть их способности к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и побуждает самооткрытие учащимися собственных способностей и возможностей как первой ступени к самореализации личности.
Учитель, при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, должен руководствоваться следующими принципами:
- последовательности (учет определеня тематики и возраста учащегося);
- поуровневости;
- временного развития (определение временного промежутка для каждого исследования и проекта, этапов подготовки, организации и проведения, мер, предупреждающих неудачи и трудности);
- разнообразия (разнообразие тематики, научных руководителей, творческих коллективов, форм подведения итогов (семинары, защита проектов, научно-практические конференции));
- постоянного совершенствования (непрерывность развития).
Этапы приобщения учащихся к проектной и исследовательской деятельности:
- ознакомительный;
- подготовительный;
- деятельностный.
При организации проектной и исследовательской деятельности необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности учащихся. В частности, темы проектов и учебных исследований должны быть в области познавательных интересов учащегося и находиться в зоне ближайшего развития. Успех в организации проектной и исследовательской деятельности определяется интересом учащихся и посильностью работы.
Темы проектных и исследовательских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной).
Проблемы должны быть близкими для понимания учащимися и волнующими их (социальные, коллективные и личные взаимоотношения). А полученный результат - социально и практически значимым.
Презентацию результатов проектирования или учебного исследования целесообразно проводить на заседаниях НОУ (научного общества учащихся) или школьной НПК (научно - практической конференции), перед сверстниками, родителями, педагогами или для широкой общественности.
Группы умений, на которые исследовательская и проектная деятельность оказывают наибольшее влияние:
- исследовательские;
- коммуникативные;
- оценочные;
- информационные;
- презентационные;
- рефлексивные.
Требования к организации проектной и исследовательской деятельности.
При организации проектной и исследовательской деятельности необходимо соблюдать ряд требований:
- создание необходимых условий (материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое, информационное и организационное обеспечение);
- подготовленность учащихся к выполнению проектов и учебных исследований (как ориентация при выборе темы, владение конкретными приёмами, методами, необходимых для успешной реализации выбранного проекта, исследования);
- наличие значимой исследовательской или творческой проблемы на сегодняшний день;
- проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащегося;
- практическая (теоретическая) значимость предполагаемых результатов;
- ориентация на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную
деятельность учащихся;
- педагогическое сопровождение - научное руководство (выбора темы и содержания), методическое руководство (собственно выполнение работы и используемые методы);
- наличие простой и обоснованной системы оценки итогового результата работы и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;
- обязательная презентация результатов и продуктов проектной или исследовательской деятельности (оценка и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты).
Правила выбора темы.
Савенков А.И. выделяет правила, которые позволяют правильно выбрать тему проекта, исследования:
- Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
- Учитывая интересы учащихся, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
- Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
- Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.
- Сочетание желаний и возможностей.
- Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас. Ведь большинство учащихся не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны.
Рекомендации для учителей по организации проектной и исследовательской деятельности.
Можно предложить следующие рекомендации учителям по организации проектной и исследовательской деятельности:
Помогать ученику, а не за него:
- определять возникшую проблему, выдвигать гипотезу;
- четко формулировать цель работы, задачи, определять объект и предмет исследования;
- применять различные методы исследования;
- обосновать теоретическую и практическую ценность полученных результатов, возможности их использования;
- проанализировать теоретический материал, полученный из различных источников по данной проблеме;
- четко соблюдать структуру и последовательность реализации работы;
- подробно излагать научным языком ход работы;
- изложить свою концепцию;
- обобщить результаты;
- осуществить рефлексию своей деятельности.
То есть, читель выступает на всех этапах проектирования или исследовательской деятельности как помощник или партнер: помогает, рекомендует, содействует, консультирует, мотивирует, провоцирует, наблюдает, координирует.
Критерии оценивания проектных и исследовательских работ.
Существуют следующие критерии оценивания:
- важность темы;
- постановка и обоснование проблемы;
- формулирование цели проекта, исследования, планирование путей ее достижения;
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы;
- степень включённости в работу (групповую и индивидуальную), чёткость выполнения отведённой роли;
- разнообразие источников информации, целесообразность их использования;
- глубина исследования проблемы, раскрытия темы;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень овладения использованными методиками, их соответствие цели и содержанию;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- убедительность презентации (уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности, творческий подход);
- личная заинтересованность учащихся, творческий подход к работе;
- соответствие требованиям оформления письменной части;
- владение рефлексией, выводы и перспективы;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.
Таким образом, организация проектной и исследовательской деятельности учащихся требует грамотного научно-обоснованного подхода от администрации школы и владения педагогами технологией организации и осуществления проектно-исследовательской деятельности.
Список литературы.
- Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2004. - 112 с.
- Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. - М., 2000.
- Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО // Молодой ученый. - 2015. - №2.1. - С. 5-6.
- Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. - М: Издательский Центр «Академия», 2001. - с. 66.).
- Панкратова В. М. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в контексте ФГОС. Из опыта работы // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 41-44.
- Руженцева С.Е. Организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях. // Организация проектной деятельности обучающихся и педагогов в условиях реализации ФГОС / Составитель: Руженцева С.Е., ст. методист МКУ ЦРОиМП. - Воронеж, 2016.
- Савенков А.И.. Принципы исследовательского обучения. // Директор школы. - 2008.-№ 93.
- Шаповалова О. В. Формирование глобального мышления у школьников путём реализации метапредметной программы «основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 105-107.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по
организации проектной и исследовательской деятельности.
ФГОС меняет школьную жизнь детей, ориентирует учителя на применение инновационных технологий, новых форм организации обучения. Одним из направлений модернизации и развития современного образования, его неотъемлемой частью, является проектная и исследовательская деятельность учащихся. К тому же новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта предметного или метапредметного характера за курс основной школы.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогике. Он зародился в 20-е годы 20 века в сельскохозяйственных школах США и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании, на теоретических концепциях «прагматической педагогики». Метод проектов был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком. Килпатрик был приверженцем философских концепций философа - идеалиста и педагога Дж. Дьюи (1859-1952гг).
Дьюи были выделены следующие условия успешности обучения:
- проблематизация учебного материала;
- активность ребенка;
- связь обучения с жизнью, игрой и трудом ребенка.
Особенности проектной деятельности.
Проект (в переводе с лат. «брошенный вперед») - прототип, прообраз, реалистический замысел о желаемом будущем.
Проектная деятельность - приоритетная форма организации деятельности учащихся, способствующая активизации мыслительной деятельности и развитию креативных способностей.
Проектирование - вид индивидуальной деятельности, метод образовательной деятельности (метод проектов).
Метод проектов - педагогическая технология, совокупность учебно - познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.
Метод проектов – это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым…практическим результатом, оформленным тем или иным образом»
Ключевой тезис метода: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить».
Можно выделить четыре основных направления, при которых эффективно применение метода проектов:
- проект как метод обучения на уроке;
- проектные технологии дистанционного обучения;
- для формирования исследовательских навыков школьников во внеурочной работе;
- как метод организации исследовательской деятельности учителей .
Смысл использования «метода проектов» состоит в стимулировании интереса учащихся к решению определённых проблем, предполагающих достаточно свободное владение суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, в приобретении навыков практического применения полученных знаний.[9]
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и предполагает решение какой-то проблемы – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Существует несколько подходов к классификации проектов.
Виды проектов (по доминирующей деятельности учащихся) (по Е. С. Полат):
- исследовательский;
- практико-ориентированный (прикладной);
- информационный (поисковый);
- творческий;
- социальный;
- игровой (ролевой).
По содержанию:
- монопредметный;
- метапредметный.
По количеству участников:
- индивидуальный;
- парный;
- малогрупповой (до 5 человек);
- групповой (до 15 человек);
- коллективный (класс и более в рамках школы);
По уровню и по характеру контактов:
внутришкольный, муниципальный, городской, региональный, национальный, всероссийский, международный, сетевой.
По масштабам:
- мегапроекты;
- малые проекты;
- микропроекты.
По срокам реализации (продолжительность):
краткосрочный (1-2 урока), среднесрочный и долгосрочный.
По характеру проектируемых изменений:
- инновационные;
- поддерживающие.
В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.
Требования к применению метода проектов в обучении:
- наличие значимой исследовательской или творческой проблемы;
- практическая (теоретическая) значимость предполагаемых результатов;
- ориентация на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную
деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта;
- использование исследовательских методов.
Исследование как метод обучения был известен еще со времен Сократа (беседа–исследование).
Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году. Под исследовательским методом он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте».
В педагогической литературе также используются другие названия этого метода - эвристический, лабораторно - эвристический, опытно - испытательный, метод лабораторных уроков, естественнонаучный, метод эвристического исследования и др.
Исследования можно классифицировать по разным основаниям:
По количеству участников:
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные.
По месту проведения:
- урочные;
- внеурочные.
По времени:
- кратковременные;
- долговременные.
По теме:
- предметные;
- свободные.
По проблеме:
- освоение программного материала;
- более глубокое освоение материала, изученного на уроке;
- вопросы, не входящие в учебную программу.
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач.
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:
- первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
- второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
- третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
Исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Исследование в сфере образования является учебным исследованием.
В «большой» науке главной целью является получение объективно нового результата, производство новых знаний. В отличии от науки, в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащихся в учебной деятельности на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Поэтому при организации обучения на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования.
Таким образом, учебно – исследовательская деятельность – это учебная деятельность, направленная на реализацию основных этапов научного исследования, ориентированная на формирование у учащихся культуры исследовательского поведения как способа освоения новых знаний, развитие способностей к познанию, но не предполагающая получения нового научного результата, как в научном исследовании.
Сущность проектной деятельности можно обозначить словом «замысел», сущность исследовательской деятельности - «поиск». Реализацию учебного проекта предваряет умозрительное представление будущего продукта, реализацию учебного исследования - формулировка гипотезы.
Как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Однако, в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся связана с разрешением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Цель исследования - получение новых знаний о существующих объектах и явлениях. Цель проектирования - создание новых объектов и явлений.
Различные источники по-разному выделяют этапы работы над учебным проектом, исследованием. Но можно выделить общие этапы.
Основные этапы проектной и исследовательской деятельности.
Проект. | Учебное исследование. |
Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности. | |
Формулировка замысла проекта: описание продукта проектной работы и его будущее использование. | Осознание проблемы. Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы |
Формулировка цели. | |
Выполнение замысла проекта. | Решение научной проблемы. |
Определение задач. | |
Направлены на получение конкретного продукта проектной деятельности. | Направлены на разностороннее научное исследование объекта изучения. |
Выбор методов, методик. | |
Выбор методов обработки изделия. Выбор основных и вспомогательных материалов. Выбор инструментов, приспособлений и оборудования. | Выбор общенаучных методов, методик исследовательской деятельности. Выбор специфических методов, методик исследовательской деятельности. |
Проведение проектных, исследовательских работ. | |
Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, целью и задачами, с использованием выбранных материалов и инструментов. Получение конкретного продукта проектной деятельности. | Проведение учебного исследования. Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, решение поставленных задач для достижения цели исследования. |
Оценка свойств полученного продукта. Разработка рекомендаций к его использованию. | Анализ, обработка результатов учебного исследования. Оформление результатов. |
Проверка возможности использования изделия в конкретных условиях. | Обсуждение полученных результатов исследования с компетентными лицами. |
Практическое использование полученного продукта. | Прогноз дальнейшего развития исследований данного направления. |
Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность.
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся позволяет учителю открыть их способности к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и побуждает самооткрытие учащимися собственных способностей и возможностей как первой ступени к самореализации личности.
Учитель, при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, должен руководствоваться следующими принципами:
- последовательности (учет определеня тематики и возраста учащегося);
- поуровневости;
- временного развития (определение временного промежутка для каждого исследования и проекта, этапов подготовки, организации и проведения, мер, предупреждающих неудачи и трудности);
- разнообразия (разнообразие тематики, научных руководителей, творческих коллективов, форм подведения итогов (семинары, защита проектов, научно-практические конференции));
- постоянного совершенствования (непрерывность развития).
Этапы приобщения учащихся к проектной и исследовательской деятельности:
- ознакомительный;
- подготовительный;
- деятельностный.
При организации проектной и исследовательской деятельности необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности учащихся. В частности, темы проектов и учебных исследований должны быть в области познавательных интересов учащегося и находиться в зоне ближайшего развития. Успех в организации проектной и исследовательской деятельности определяется интересом учащихся и посильностью работы.
Темы проектных и исследовательских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной).
Проблемы должны быть близкими для понимания учащимися и волнующими их (социальные, коллективные и личные взаимоотношения). А полученный результат - социально и практически значимым.
Презентацию результатов проектирования или учебного исследования целесообразно проводить на заседаниях НОУ (научного общества учащихся) или школьной НПК (научно - практической конференции), перед сверстниками, родителями, педагогами или для широкой общественности.
Группы умений, на которые исследовательская и проектная деятельность оказывают наибольшее влияние:
- исследовательские;
- коммуникативные;
- оценочные;
- информационные;
- презентационные;
- рефлексивные.
Требования к организации проектной и исследовательской деятельности.
При организации проектной и исследовательской деятельности необходимо соблюдать ряд требований:
- создание необходимых условий (материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое, информационное и организационное обеспечение);
- подготовленность учащихся к выполнению проектов и учебных исследований (как ориентация при выборе темы, владение конкретными приёмами, методами, необходимых для успешной реализации выбранного проекта, исследования);
- наличие значимой исследовательской или творческой проблемы на сегодняшний день;
- проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащегося;
- практическая (теоретическая) значимость предполагаемых результатов;
- ориентация на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную
деятельность учащихся;
- педагогическое сопровождение - научное руководство (выбора темы и содержания), методическое руководство (собственно выполнение работы и используемые методы);
- наличие простой и обоснованной системы оценки итогового результата работы и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;
- обязательная презентация результатов и продуктов проектной или исследовательской деятельности (оценка и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты).
Правила выбора темы.
Савенков А.И. выделяет правила, которые позволяют правильно выбрать тему проекта, исследования:
- Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
- Учитывая интересы учащихся, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
- Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
- Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.
- Сочетание желаний и возможностей.
- Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас. Ведь большинство учащихся не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны.
Рекомендации для учителей по организации проектной и исследовательской деятельности.
Можно предложить следующие рекомендации учителям по организации проектной и исследовательской деятельности:
Помогать ученику, а не за него:
- определять возникшую проблему, выдвигать гипотезу;
- четко формулировать цель работы, задачи, определять объект и предмет исследования;
- применять различные методы исследования;
- обосновать теоретическую и практическую ценность полученных результатов, возможности их использования;
- проанализировать теоретический материал, полученный из различных источников по данной проблеме;
- четко соблюдать структуру и последовательность реализации работы;
- подробно излагать научным языком ход работы;
- изложить свою концепцию;
- обобщить результаты;
- осуществить рефлексию своей деятельности.
То есть, читель выступает на всех этапах проектирования или исследовательской деятельности как помощник или партнер: помогает, рекомендует, содействует, консультирует, мотивирует, провоцирует, наблюдает, координирует.
Критерии оценивания проектных и исследовательских работ.
Существуют следующие критерии оценивания:
- важность темы;
- постановка и обоснование проблемы;
- формулирование цели проекта, исследования, планирование путей ее достижения;
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы;
- степень включённости в работу (групповую и индивидуальную), чёткость выполнения отведённой роли;
- разнообразие источников информации, целесообразность их использования;
- глубина исследования проблемы, раскрытия темы;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень овладения использованными методиками, их соответствие цели и содержанию;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- убедительность презентации (уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности, творческий подход);
- личная заинтересованность учащихся, творческий подход к работе;
- соответствие требованиям оформления письменной части;
- владение рефлексией, выводы и перспективы;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.
Таким образом, организация проектной и исследовательской деятельности учащихся требует грамотного научно-обоснованного подхода от администрации школы и владения педагогами технологией организации и осуществления проектно-исследовательской деятельности.
Список литературы.
- Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2004. - 112 с.
- Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. - М., 2000.
- Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО // Молодой ученый. - 2015. - №2.1. - С. 5-6.
- Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. - М: Издательский Центр «Академия», 2001. - с. 66.).
- Панкратова В. М. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в контексте ФГОС. Из опыта работы // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 41-44.
- Руженцева С.Е. Организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях. // Организация проектной деятельности обучающихся и педагогов в условиях реализации ФГОС / Составитель: Руженцева С.Е., ст. методист МКУ ЦРОиМП. - Воронеж, 2016.
- Савенков А.И.. Принципы исследовательского обучения. // Директор школы. - 2008.-№ 93.
- Шаповалова О. В. Формирование глобального мышления у школьников путём реализации метапредметной программы «основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 105-107.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС
Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС...
методическая разработка занятия внеурочной деятельности "Изображение цветов"
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ 1 классеТема № 7 : «Изображение цветов»( По программе внеурочной деятельности художественно- эстетического направления «Смотрю на мир глазами ху...
Методическая разработка по внеурочной деятельности. 4 класс.
Методическая разработка по внеурочной деятельности. 4 класс. Неделя метематики: план работы, разработка КВНа....
Методическая разработка по внеурочной деятельности.
Тема: Заочное путешествие по безударной гласной.Поиск добрых слов, напутствий, пожеланий....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мастер-класс учителя начальных классов по теме: «Здоровье – это здорово», в рамках реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО»...
Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю).
Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю)....
Методическая разработка по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Веселые старты»
Программа внеурочной деятельности: Подвижные игрыТема занятия: «Весёлые старты»Цель: Популяризация здорового образа жизни.Сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к здоровому образу...