Акция "Виват, наука!"
опыты и эксперименты (1, 2 класс) на тему
В этом материале представлена информация для педагогов и родителей о том, как детям начальной школы, на доступном для них языке, рассказать и показать различные физические и химические явления. Тем самым стимулировать у них интерес к познанию чего-то нового.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Станция юных техников»
Мастер-класс «Виват, науки!»
Тема:
«Физические и химические опыты»
Составитель:
педагог дополнительного образования
Левашова Елена Юрьевна
г. Рассказово, 2018
Цель: Пропаганда и популяризация детского технического творчества с цель увеличения притока подрастающего поколения в сферу науки и образования.
Задачи:
Обучающие:
Знакомство учащихся с физическими свойствами окружающих предметов и веществ; с их различными свойствами (вязкость, плотность, текучесть, растворимость и пр.).
Развивающие:
Развивать у детей интерес к исследованию, стимулировать его познавательную активность и любознательность.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность, способствовать формированию умения работать самостоятельно и в группе.
Ход занятия:
Эксперименты:
Веселый шарик
Что за день рождения без воздушных шариков? Покажите детям шарик и спросите, как его надуть. Ребята, конечно же, ответят, что ртом. Объясните, что шарик надувается за счет углекислого газа, который мы выдыхаем. Но надуть им шарик можно и по-другому.
Что понадобятся: сода, уксус, бутылка, воздушный шарик.
Постановка опыта
- Насыпьте внутрь воздушного шарика чайную ложку соды.
- Налейте в бутылку уксуса.
- Наденьте шарик на горлышко бутылки и высыпьте соду в бутылку.
Результат и научное объяснение
Как только сода и уксус вступят в контакт, начнется бурная химическая реакция, сопровождающаяся выделением углекислого газа CO2. Воздушный шарик начнет на глазах надуваться.
Разбегающиеся зубочистки
Что понадобиться: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.
Ход эксперимента:
- Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.
- В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.
3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!
Что же происходит?
Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.
Может ли "кипеть" холодная вода?
Для проведения опыта вам понадобятся: плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка.
1. Намочим и выжмем носовой платок.
2. Нальём полный стакан холодной воды.
3. Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой.
4. Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду.
5. Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном.
6. Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает бурлить ("кипит").
Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит".
Соломинка-рапира
Для проведения опыта вам понадобятся: сырая картофелина и 2 тонкие соломинки для коктейля.
Ход эксперимента:
1. Положим картошку на стол. Зажмём соломинку в кулаке и резким движением попытаемся воткнуть соломинку в картофелину. Соломинка согнётся, но картошку не проткнёт.
2. Возьмём вторую соломинку. Закроем отверстие вверху большим пальцем.
3. Резко опустим соломинку. Она легко войдёт в картошку и проткнёт её.
Воздух, который мы зажали большим пальцем внутри соломинки, делает её упругой и не позволяет ей перегибаться, поэтому она легко протыкает картофелину.
Можно ли носить воду в решете?
Что понадобиться: длинный бокал, кусок марли, вода, миска.
Ход эксперимента:
- Наполняем бокал водой и наклоняем его над миской - вода, конечно же, выливается.
- Снова наполняем бокал водой, но на этот раз накроем его марлей сверху и так же наклоним над миской: вода опять выливается.
- И еще раз наполним бокал водой, снова накроем его марлей, но теперь накроем сверху рукой и перевернем бокал вверх ногами.
- Убираем руку, … и вода не выливается.
Почему так происходит? Благодаря такому свойству воды, как поверхностное натяжение, молекулы воды хотят все время находиться вместе, и их не так просто разлучить. И если размер отверстий не большой, то пленка не рвется даже под тяжестью воды!
Как удержать мыльный пузырь в руках
Что понадобиться: шерстяные перчатки, жидкое мыло, вода, стаканчик, пластиковая трубочка.
Ход эксперимента:
- Добавим в стакан с водой немного жидкого мыла и размешаем.
- Затем через трубочку надуваем пузырь, но стоит его поймать, как он лопается.
- А теперь наденем перчатки на руки и попробуем еще раз поймать пузыри. Ура! Он не лопается!
Почему так происходит? Когда пузырь касается руки, он лопается, ведь на нашей ладони много неровностей, грязи, а мыльная оболочка очень этого боится. А вот шерстяные перчатки или полотенце покрыты мелкими очень легкими ворсинками, легкий пузырь ложиться на них и не лопается.
Как проткнуть наполненный водой пакет так, чтобы вода из него не вылилась?
Что понадобиться: Заточенные карандаши, пакет с застежкой, салфетки, вода.
Ход эксперимента:
- Наполняем пакет водой.
- Держим пакет с водой в руке и аккуратно протыкаем его карандашом и………. вода не выливается! Надавим карандашом на другую сторону пакета. И вот мы проткнули его на сквозь!
Почему так происходит?
Все дело в свойствах материала, из которого изготовлен пакет. Он относится к полимерам-веществам, которые состоят из длинных цепочек молекул-мономеров. Когда мы протыкаем острым карандашом пакет, мы только раздвигаем цепочки молекул, но не разрушаем их. Эти цепочки плотно обхватывают карандаш и препятствуют протеканию воды.
Неправильный стакан
Перед проведением эксперимента спросите у детей, что будет, если перевернуть вверх дном стакан с водой. Они ответят, что воды выльется. Скажите, что так происходить только с «правильными» стаканами. А у вас есть «неправильный» стакан, из которого вода не выливается.
Что понадобятся: стаканы с водой, краски (можно обойтись и без них, но так опыт выглядит зрелищнее; лучше использовать акриловые краски – они дают более насыщенные цвета), бумага.
Ход эксперимента
- Налейте в стаканы воды.
- Добавьте в нее красок.
- Смочите края стаканов водой и положите поверх них по листу бумаги.
- Плотно прижмите бумагу к стеклу, придерживая ее рукой, переверните стаканы вверх дном.
- Немного подождите, пока бумага не прилипнет к стеклу.
- Не спеша уберите руку.
Результат и научное объяснение
Наверняка все дети знают, что нас окружает воздух. Хотя мы его не видим, он, как и все вокруг, имеет вес. Мы ощущаем прикосновение воздуха, например, когда на нас дует ветер. Воздуха много, а потому он давит на землю и все, что находится вокруг. Это называется атмосферное давление.
Когда мы прикладываем бумагу к мокрому стакану, она прилипает к его стенкам за счет силы поверхностного натяжения.
В перевернутом стакане между его дном (находящимся теперь вверху) и поверхностью воды образуется пространство, наполненное воздухом и парами воды. На воду действует сила тяжести, которая тянет ее вниз. При этом пространство между дном стакана и поверхностью воды увеличивается. В условиях постоянной температуры давление в нем уменьшается и становится меньше атмосферного. Общее давление воздуха и воды на бумагу изнутри получается немного меньше, чем давление воздуха снаружи. Поэтому вода и не выливается из стакана. Однако через некоторое время стакан потеряет свои волшебный свойства, и вода все же выльется. Это обусловлено испарением воды, увеличивающей давление внутри стакана. Когда оно станет больше атмосферного, бумага отпадет и вода выльется. Но вы до этого момента можете не доводить. Так будет интереснее.
Заключение:
Педагог: Ребята, мы сегодня провели эксперименты и узнали много о физических и химических свойствах некоторых материалов. Вам понравилось?
(ребята отвечают)
Я с вами прощаюсь и приглашаю на занятия в наши объединения технической направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наука даром не даётся - наука трудом берётся.
Очень важно сформировать умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и уважительного отношения к иному мнению.Формирование умения понимать пр...
Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.
Существует два понятия психология: Психология житейская – психологические знания, почерпнутые из обыденной жизни.Отличительные характеристики:§...
Риторика-наука всех наук
Статья о том, что необходимо ребенку для успешного общения и развития его коммуникативных компетенций....
Технологическая карта урока «Люди науки» «Представитель науки — русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев»
Материал для ознакомления младших школьников с русским учёным Д.И. Менделеевым....
Классный час "Наука для планеты, наука для людей"
Классный час...
Классный час в 3 классе. "Наука для планеты, наука для людей"
Классный час в 3 классе. "Наука для планеты, наука для людей"...