Готовимся к конкурсу чтецов.Советы для развития навыков выразительного чтения по материалам доктора филологических наук, профессора В.И. Аннушкина и кандидата филологических наук, доцента А.Г. Жукова
презентация к уроку по чтению на тему

Иванова Ольга Анатольевна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Готовимся к конкурсу чтецов356.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовимся к конкурсу чтецов

Слайд 2

Советы для развития навыков выразительного чтения Совет первый: надо полюбить тот текст , который вы читаете. Легче всего выбрать для публичного исполнения те стихи, которые сразу понравились, произвели сильное впечатление. Но бывает так, что любовь к тексту приходит в результате работы над ним.

Слайд 3

Совет второй: нужно вчитываться в текст и размышлять над ним. Чтение и размышление – это первые средства для обучения хорошей речи. Разбираем содержание, анализируем мысли, вычленяем главные идеи, стараемся понять трудные или непонятные слова и таким образом «погружаемся» в текст.

Слайд 4

Совет третий: чтобы ярко, выразительно донести до слушателя содержание произведения, чтец должен стараться ясно представить то, о чём в нём говорится – хорошие артисты и рассказчики называют это «внутренним в и дением». Необходимо привлекать воображение и фантазию – они помогут чтецу нарисовать картину происходящего.

Слайд 5

Совет четвёртый : содержание текста и его «в и дение» необходимо выразить в произношении . Необходимо осмысленное деление речи на такты , иначе говоря, расстановка пауз . Особое внимание следует уделить расстановке смысловых акцентов – интонационному выделению наиболее важных в смысловом отношении слов, нахождению точного логического ударения. В обыкновенной речи мы ставим логические ударения почти автоматически, но при выразительном чтении произведения важно точно донести смысл, выделить именно то слово, которое нужно. В качестве логически ударного чаще всего выступает слово, несущее новую и/или наиболее важную информацию, являющееся смысловым центром фразы.

Слайд 6

! Впрочем, необходимо избегать как интонационной недостаточности, так и интонационного излишества. Недостаточность состоит в интонационном однообразии, а излишество – в том, что мелодия речи у некоторых людей перерастает в нарочитую манерность. Пауза и логическое ударение позволяют сделать выразительной интонацию. Интонация – основное качество произношения, делающее его либо привлекательным, либо, напротив, отталкивающим. Интонация, или мелодика речи, выражается в особом музыкальном своеобразии звучащего слова. Интонационная выразительность показывает богатство личности оратора и его интеллектуальную подготовку. Для аудитории такая речь становится не м у кой, а наслаждением.

Слайд 7

Деление на такты, расстановка пауз позволяют найти уместный темп речи , который начинающему чтецу рекомендуется сдерживать. Необходимо учиться произносить текст энергично, но в то же время не торопливо. Конечно, плох и слишком медленный темп, вызывающий нетерпение слушателей. Таким образом, и здесь рекомендуется поиск золотой середины.

Слайд 8

Хорошего произношения не может быть без ясной и отчётливой дикции , позволяющей обеспечить донесение содержания речи до слушателя. Отчётливое произношение звуков обеспечивается правильной и активной артикуляцией, которая связана с работой над звуками и постоянной тренировкой техники речи.

Слайд 9

Главная красота звучания связана с тембром – особой голосовой окраской, имеющейся в каждом достаточно развитом голосе. Тембральные характеристики голоса разнообразны, свидетельством чему являются эпитеты, которыми они описываются. О голосе можно сказать: звенящий, мягкий, твердый, журчащий, нежный, бархатный, жёсткий, звонкий, крикливый, медный, мрачный, нежный, полный, пустой, светлый, серебряный, тусклый, тяжёлый, холодный, ясный и др. А вот какие я ркие отрицательные характеристики голоса содержатся в «Риторике» Михаила Усачева 1699 г.: « егда имеет кто язык заикливый , сиповатый, борботливый , гугнивый, шепетливый , хроповатый , горкавый и прочее языковредие , … сей не может быть оратором».

Слайд 10

Последнее, над чем необходимо работать: громкость – звучность – полётность голоса . Кажется, что требование громкости само собой разумеется. Да, речь должна быть слышна, но она не должна быть тягостна для слушателей своей громкостью. Следовательно, и здесь чтецу или оратору следует соблюдать меру: с одной стороны, напрягать голос, с другой – не увеличивать громкости, чтобы не отторгнуть внимание слушателей неприятностью усиленного воздействия. Звучность связана с чистотой, ясностью и голосовыми возможностями, достаточными для того, чтобы донести свою речь до слушателей.

Слайд 11

Полётность голоса определяется как свойство достижения звуками голоса любой точки аудиторного пространства. Для этого чтец как бы направляет свой голос «по головам» слушателей (не в пол и не в потолок).

Слайд 12

Презентацию выполнила Иванова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов ГАПОУ МОК им. В. Талалихина Г.Москвы по материалам доктора филологических наук, профессора В.И. Аннушкина и кандидата филологических наук, доцента А.Г. Жукова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.Для трениро...

Развитие навыков выразительного чтения

Из опыта работы над развитием выразительного чтения на уроках литкратуры...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.Для тренировки способа чтения, темпа включаю в структур...

Доклад на тему: "Развитие навыков выразительного чтения учащихся начальных классов"

Доклад на тему "Развитие навыков выразительного чтения учащихся". Задачи: формировать речевую и читательскую деятельность учащихся....

Сборник заданий, способствующих развитию навыков выразительного чтения поэтических произведений у обучающихся второго класса

Сборник заданий предназначен для учителей начальных классов и студентов специальностей Преподавание в начальных классах, Коррекционная педагогика в начальном образовании. Использовать сборник заданий ...

Методические рекомендации по использованию речевых упражнений для развития навыка выразительного чтения

Основываясь на результатах практической работы и педагогическом наблюдении, а так же на рекомендациях методистов, мы подобрали методические рекомендации по использованию речевых упражнений для р...