Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Юный мастер".
рабочая программа (2 класс) на тему

Ужастова Ирина Михайловна

Занятия в кружке "Юный мастер" знакомят детей с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно-прикладного искусства (вышивка, шитье, плетение, т.д.). Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_master.doc294 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»

д. Березняки

                                                                                                   

                                     УТВЕРЖДАЮ  

                                                                                                        директор МБОУ «СОШ №10»                                                                                      

                                                                                                         Печенкина Н. В.  

                                                                                                         ________________________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                         «___» _____________2016 г.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КРУЖКА «ЮНЫЙ МАСТЕР»  

ДЛЯ 2 КЛАССА

НА 2016/17 УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Ужастовой И.М.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования  является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы.

Занятия в кружке «Юный мастер» позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, и т.д.).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Значение кружка для развития ребенка

- Учит детей различным приемам работы с бумагой, с тканью, с природным материалом.

 -Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

- Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

-Развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

-Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

-Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 -Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Цель программы

Занятия в кружке «Юный мастер» направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.

Задачи программы:

 Обучающие

 -Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала.

 -Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

- Обучение различным приемам работы.

 -Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций.

 Развивающие:

 -Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

 -Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

 -Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

 Воспитательные:

-Воспитание интереса к  ручному труду.

-Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников.

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Организационные принципы

 Программа кружка «Юный мастер» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе.

 Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.  

 В 1 год обучения в кружок «Юный мастер» принимаются все желающие учащиеся начальной школы. В группы 2-го и следующих годов обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения и выполнившие требования итоговой аттестации.

 Занятия проводятся один раз в неделю с 1 сентября по 25 мая.

 

Год                   Кол-во часов        Кол-во часов

обучения           в неделю                   в год

        1                            1                                  33        

        2                            1                                  34        

        3                            1                                  34        

        4                            1                                  34        

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

 А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

 - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

• и другие.

 Ожидаемые результаты

 В результате обучения по данной программе учащиеся:

 – научатся различным приемам работы с бумагой ,тканью, с природным материалом;

 – будут знать основные геометрические понятия;

 – научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

 – будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

 – разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

 – овладеют навыками культуры труда;

 – улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Способы фиксации результатов

- Проведение аттестации учащихся

 в начале, середине и конце года

 - Составление диагностической карты

 «Оценка результатов освоения программы».

Формы подведения итогов реализации

 дополнительной образовательной программы

 - Составление альбома лучших работ.

 - Проведение выставок работ учащихся:

 – в классе

 – в школе

Содержание программы

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Программа кружка «Юный мастер».

1 год (33 часа)

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия под  руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

Вводная беседа  (1 час).

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

Экскурсия в парк. Сбор природного материала.(1 час)

Работа с природным материалом. (4 часа).

Аппликация из листьев.

Работа с шишками.

Работа с бумагой. (22 часа). .

Художественное моделирование из бумаги путем складывания.

Изготовление поделок в технике оригами.

Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.

Знакомство с мозаикой.

Работа с бросовым материалом (4часа).

Оригами из газеты

Работа с шерстяными нитками.

Мозаика из яичной скорлупы.

Работа с катушкой от ниток.  

Подведение итогов (1 час)

Учебно- тематический план

№  п/п

Темы

Общее количество часов

1.

Вводное занятие. Беседа по технике безопасности.

План работы на год.

1

2.

Экскурсия в парк. Сбор природного материала.

1

3.

Аппликация из листьев. «Веселый зайка».

1

4.

Аппликация из листьев. «Бабочка-красавица».

1

5.

Аппликация из листьев. «В подводном царстве».

1

6.

Коллективная работа. «Что нам осень принесла?»

1

7.

Аппликация из бумаги. «Осенний лес».

1

8.

Работа с шишками. «Дама с корзинкой».

1

9.

Работа с газетой. «Складные шапочки».

1

10.

Оригами. «Собачка».

1

11.

«Лягушка».

1

12.

Симметричное вырезание из бумаги. «Бабочка».

1

13.

«Сказочный лес».

1

14.

Аппликация из бумаги. «Лес зимой».

1

15.

Оригами. «Ребристая подвеска».

1

16.

«Снежинка»

1

17.

Поделки из полосок. «Звездочка».

1

18.

«Птичка».

1

19.

«Снеговик у елочки».

1

20.

«Светофор»

1

21.

«Самоцвет».

1

22

23-24

25.

26.

27-28-29.

30.

31.

32.

33.

Работа с нитками.Подвеска «Гномик».

Аппликация из бумаги. «Снегирь на ветке рябины»

«Мимоза»

«Весенние веточки в хрустальной вазе

Мозаика «Грибной дождик»

Яичная скорлупа «Моя милая подружка»

Деревянная катушка «Зайчик»

Плетение «Салфетка»

Аппликация «Букет сирени»

Подведение итогов

1

2

1

1

1

2

1

1

1

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

-название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

-название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

-правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

-правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

-анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

-экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

2 год (34 часа)

Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки. Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.

Вводная беседа (1час)

Требования к поведению учащихся во время занятий.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

Экскурсия в парк. Сбор природного материала. (1час)

Работа с природным материалом.(8 часов)

Аппликация из семян и листьев.

Работа с каштаном.

Работа с бумагой. (15 часов)

Оригами из бумаги.

Аппликация из цветной бумаги.

Работа с бросовым материалом. (4часа)

Работа с искусственной кожей.

Поделки из яйца и скорлупы.

Работа с тканью. (4часа)

Вышивка.

Шов вперед иголкой.

Подведение итогов. Выставка работ. (1час)

Учебно-тематический план

        

п/п

Темы

Общее

количество

часов

1.

Вводное занятие. Беседа по технике безопасности.

План работы на год.

1

2.

Экскурсия в парк. Сбор природного материала.

1

3.

Аппликация из семян в рамке.

1

4.

Аппликация из листьев. «Кактус-красавчик».

1

5.

Аппликация из листьев. «Лесной царь».

1

6.

Оригами. «Кораблик».

1

7.

Оригами. «Щенок»

1

8.

Оригами. «Сова».

1

9.

Оригами «Курочка».

1

10.

Поделка из каштана «Медвежонок»

1

11.

Поделка из природного материала «Сова»

1

12-13.

Поделка из природного материала «Избушка в лесу»

2

14.

Бумажный фонтанчик

1

15.

Новогодний сувенир Зимнее солнышко»

1

16-17

Разборная елочка

2

18-19

«Морозик – артист»

2

20-21

Вышивка салфетки

2

22-23

«Закладка из искусственной кожи «Цветочек»

2

24.

Декоративная салфетка

1

25

Карандашница

1

26-27

Игольница «Лилия»

2

28

Выпуклая аппликация «Цветочек»

1

29

Плетение «Сердечко»

1

30

Поделка из скорлупы «Рыбка»

1

31

Поделка из яйца «Цыпленок»

1

32-33

Проект «В лесном царстве»

2

34

Подведение итогов.

1

К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:

название ручных инструментов, материалов, приспособлений;

правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;

способы обработки различных материалов;

применение акварели, цветных карандашей, гуаши.

К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:

правильно пользоваться ручными инструментами;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

бережно относиться к инструментам и материалам;

экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

выполнять работу, используя художественные материалы;

правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.

3 год (34часа)

В третьем классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз. Третьеклассники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, то есть фактически обсуждают вопросы рационализации труда. Знакомятся  с пастелью.

Вводная беседа (1 час).

Требования к поведению учащихся во время занятий.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

Экскурсия в парк. Сбор природного материала.(1час)

Работа с природным материалом. (6 часов)

Аппликация из соломки.

Аппликация из листьев.

Поделки из шишек.

Работа с бумагой. (14 часов)

Аппликация из бумаги и картона.

Оригами из бумаги.

Работа с тканью. (5 часов)

Вышивка салфетки.

Шитье игрушки.

Работа с бросовым материалом. (6часов)

Поделки из синтепона.

Поделки из поролона.

Поделки из шерстяных ниток.

Подведение итогов. Выставка работ. (1 час).

Учебно-тематический план

1.

Вводное занятие. Беседа по технике безопасности.

План работы на год.

1

2.

Экскурсия в парк. Сбор природного материала.

1

3-4

Работа с соломкой «Кленовый лист»

2

5.

Работа с природным материалом «Каркуша»

1

6-7

Работа с бумагой «Мой помощник карандаш»

2

8-9

Аппликация «Картонное кружево»

2

10.

Работа с ватными тампонами «Снеговик»

1

11.

Работа с бумагой и ватой «Елочка на сугробе»

1

12-13

Работа с бумагой «Настольная кукла».

2

14.

«Веселые струйки»

1

15.

«Весельчак»

1

16.

Оригами «Павлин»

1

17.

Оригами «Жар-птица»

1

18-19

Гофрированные круги-воротнички

2

20.

Работа с природным материалом «Путешественница»

1

21

Работа с бросовым материалом «Пассажир»

1

22.

Работа с природным материалом «Бедная Баба-яга»

1

23.

Поделка из поролона «Поросенок»

1

24.

Поделка из поролона «Очень серьезный ежик»

1

25-26

Работа с тканью «Ванечка»

2

27-28

Поделка из синтепона «Цыпленок Пип»

2

29.

Поделка из шерстяных ниток «Утенок»

1

30.

Вышивка «Салфетка»

1

31-32

«Декоративная прихватка»

2

33.

Аппликация «Нарциссы в хрустальной вазе»

1

34.

Выставка работ. Подведение итогов.

1

К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:

название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);

способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),

К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:

правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;

выполнять работу самостоятельно без напоминаний;

организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу).

 

4 год (34 часа)

К четвертому классу учащиеся совершенно самостоятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только техническое задание. Четвероклассники составляют план работы самостоятельно.

Вводная беседа (1 час).

Требования к поведению учащихся во время занятий.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

Работа с природным материалом (2 часа)

Поделки из бумаги и оригами (9 часов)

Работа с бисером (2 часа)

Работа с нитками (7 часов)

Работа с бросовым материалом (8 часов)

Работа с тканью (4 часа)

Выставка работ. Подведение итогов. (1 час)

Учебно-тематический план

п/п

Темы

Общее

количество

часов

1.

Вводное занятие. Беседа по технике безопасности.

План работы на год.

1

2.

Работа с природным материалом. «На отдыхе».

1

3.

Оригами. «Коробка»

1

4.

«Укладка для инструментов»

1

5.

Работа с природным материалом «Райская птичка»

1

6-7

Плетение из бисера «Цветы»

2

8-9

Ткань «Игольница – мышка»

2

10-11

Плетение браслета из ниток

2

12.

Маска «Мишка»

1

13.

Работа с бумагой «Цветные лучики»

1

14-15

Новогодние сувениры из ниток «Цыпленок», «Совенок»

2

16.

«Елочка для кукольного домика»

1

17.

«Друзья на празднике»

1

18.

«Зимние цветы»

1

19-20

Пенопласт «Болельщик»

2

21.

Пенопласт «Робот»

1

22.

Яичная скорлупа «Рыжий, рыжий, конопатый»

1

23.

Картон, бумага «Смешные глазки»

1

24-25

Ткань, нитки «Страшила»

2

26.

Пластмассовая зеленая бутылка «Ландыши»

1

27.

Пластмассовая коричневая бутылка «Негритенок»

1

28-30

Вязание крючком «Собачка»

3

31.

Пластмассовая бутылка «Бегунок»

1

32.

Картон, фольга «В цирке»

1

33.

Бумага, пружина «Клумба»

1

34.

Выставка работ. Подведение итогов.

К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:

название изученных материалов и инструментов, их назначение;

правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

правила планирования и организации труда;

способы и приемы обработки различных материалов.

К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь:

правильно использовать инструменты в работе;

строго соблюдать правила безопасности труда;

самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);

экономно и рационально расходовать материалы;

контролировать правильность выполнения работы.

Методические рекомендации по проведению занятия.

Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка  должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия.  

 В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

  Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

Примерное тематическое планирование занятий

1год

 

п/п

Дата по

плану

Дата по факту

Тема занятия

1.

02.09

Вводная беседа

2.

09.09

Экскурсия в парк.

Сбор природного материала.

3.

16.09

Аппликация из листьев «Веселый зайка»

4.

23.09

Аппликация из листьев «Бабочка-красавица»

5.

30.09

Аппликация из листьев «В подводном царстве»

6.

07.10

Коллективная работа. «Что нам осень принесла?»

7.

14.10

Работа с бумагой «Осенний лес»

8.

21.10

Природный материал «Дама с корзинкой»

9.

28.10

Складные шапочки из газеты

10.

11.11

Оригами «Собачка»

11.

18.11

Оригами «Лягушка»

12.

25.11

Симметричное вырезание из бумаги «Бабочка»

13.

02.12

«Сказочный лес»

14.

09.12

Аппликация из бумаги «Лес зимой»

15.

16.12

Оригами «Ребристая подвеска»

16.

23.12

Оригами «Снежинка»

17.

13.01

Поделки из полосок «Звездочка»

18.

20.01

Поделки из полосок «Птичка»

19

27.01

Работа с бумагой «Снеговик у елочки»

20.

03.02

Работа с бумагой «Светофор»

21.

10.02

Работа с бумагой «Самоцвет»

22.

24.02

Работа с нитками . Подвеска «Гномик»

23.

02.03

Работа с бумагой «Снегирь на ветке рябины»

24.

09.03

«Снегирь на ветке рябины»

25.

16.03

                                                                                                                                                                                                                                       

Работа с бумагой и ватой «Мимоза»

26.

30.03

«Весенние веточки в хрустальной вазе»

27.

06.04

Мозаика «Грибной дождик»

28.

13.04

                                                                                                       

Яичная скорлупа «Моя милая подружка»

29.

20.04                                                                                                                                  

                                                                                     

Яичная скорлупа «Моя милая подружка»

30.

27.04

Деревянная катушка «Зайчик»

31.

04.05

Плетение из бумаги «Салфетка»

32.

11.05

Аппликация «Букет сирени»

33.

18.05

Выставка работ. Подведение итогов

Примерное тематическое планирование занятий

2 год

п/п

Дата по

плану

Дата по

факту

Тема занятия

1 четверть (9 ч.)

1.

07.09

Вводная беседа.

2.

14.09

Экскурсия в парк. Сбор природного материала.

3.

21.09

Аппликация из семя в рамке

4.

28.09

Аппликация из листьев «Кактус – красавчик»

5.

05.10

Аппликация из листьев «Лесной царь»

6.

12.10

Оригами «Кораблик»

7.

19.10

Оригами «Щенок»

8.

26.10

Оригами «Сова»

9.

02.11

Оригами «Курочка»

2 четверть (7 ч.)

10.

16.11

Поделка из каштана «Медвежонок»

11.

23.11

Поделка из природного материала «Сова»

12.

30.11

Поделка из природного материала «Избушка в лесу»

13.

07.12

«Избушка в лесу»

14.

14.12

Бумажный фонтанчик

15.

21.12

Новогодний сувенир «Зимнее солнышко»

16.

28.12

«Разборная елочка»

3 четверть (9 ч.)

17.

11.01

«Разборная елочка»

18.

18.01

«Морозик – артист»

19.

25.01

«Морозик – артист»

20.

01.02

Вышитая салфетка

21.

08.02

Вышитая салфетка

22.

15.02

Закладка из искусственной кожи «Цветочек»

23.

01.03

Закладка из искусственной кожи «Цветочек»

24.

15.03

Декоративная салфетка

25.

22.03

Карандашница

4 четверть (9 ч.)

26.

05.04

Игольница «Лилия»

27.

12.04

Игольница «Лилия»

28.

19.04

Выпуклая аппликация «Цветочек»

29.

26.04

Плетение «Сердечко»

30.

03.05

Поделка из скорлупы «Рыбка»

31.

10.05

Поделка из яйца «Цыпленок»

32.

17.05

Проект «В лесном царстве»

33.

24.05

Защита проекта

34.

31.05

Подведение итогов года

Примерное тематическое планирование занятий

3 год

п/п

Дата по

плану

Дата по

факту

Темы занятия

1.

Вводная беседа

2.

Экскурсия в парк. Сбор природного материала.

3.

Работа с соломкой «Кленовый лист»

4.

Работа с соломкой «Кленовый лист»

5.

Работа с природным материалом «Каркуша»

6.

Работа с бумагой «Мой помощник карандаш»

7.

Работа с бумагой «Мой помощник карандаш»

8.

Аппликация «Картонное кружево»

9.

Аппликация «Картонное кружево»

10.

Работа с ватными тампонами «Снеговик»

11.

Работа с бумагой и ватой «Елочка на сугробе»

12.

Работа с бумагой «Настольная кукла»

13.

Работа с бумагой «Настольная кукла»

14.

Работа с бумагой «Веселые струйки»

15.

Работа с бумагой «Весельчак»

16.

Оригами «Павлин»

17.

Оригами «Жар – птица»

18.

Гофрированные круги - воротнички

19.

Гофрированные круги - воротнички

20.

Работа с природным материалом «Путешественница»

21.

Работа с бросовым материалом «Пассажир»

22.

Работа с природным материалом «Бедная Баба яга»

23.

Поролон «Поросенок»

24.

Поролон «Очень серьезный ежик»

25.

Ткань «Ванечка»

26.

Ткань «Ванечка»

27.

Синтепон «Цыпленок Пип»

28.

Синтепон «Цыпленок Пип»

29.

Шерстяные нитки «Утенок»

30.

Вышивка «Салфетка»

31.

Ткань «Декоративная прихватка»

32.

Ткань «Декоративная прихватка»

33.

Аппликация «Нарциссы в хрустальной вазе»

34.

Выставка работ. Подведение итогов.

Примерное тематическое планирование занятий

4 год

п/п

Дата по

плану

Дата по

факту

Темы занятий

1.

Вводная беседа

2.

Работа с природным материалом «На отдыхе»

3.

Оригами «Коробка»

4.

«Укладка для инструментов»

5.

Работа с природным материалом «Райская птичка»

6.

«Цветы» . Плетение из бисера

7.

«Цветы». Плетение из бисера

8.

Ткань «Игольница  мышка»

9.

Ткань «Игольница мышка»

10.

Плетение браслета из ниток

11.

Плетение браслета из ниток

12.

Маска  «Мишка»

13.

Работа с бумагой «Цветные лучики»

14.

Новогодние сувениры из ниток «Цыпленок», «Совенок»

15.

Новогодние сувениры из ниток

16.

Работа с бумагой «Елочка для кукольного домика»

17.

Работа с бумагой «Друзья на празднике»

18.

Аппликация «Зимние цветы»

19.

Пенопласт «Болельщик»

20.

Пенопласт «Болельщик»

21.

Пенопласт «Робот»

22.

Яичная скорлупа «Рыжий, рыжий, конопатый»

23.

Картон, бумага «Смешные глазки»

24.

Ткань, нитки «Страшила»

25.

Ткань, нитки «Страшила»

26.

Из пластмассовой зеленой бутылки «Ландыш»

27.

Пластмассовая коричневая бутылка «Негритенок»

28.

Вязание крючком «Собачка»

29.

Вязание крючком «Собачка»

30.

Вязание крючком «Собачка»

31.

Пластиковая бутылка «Бегунок»

32.

Картон, фольга «В цирке»

33.

Бумага, пружинка «Клумба»

34.

Выставка работ. Подведение итогов.

Методические рекомендации по проведению занятия.

Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка  должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия.  

 В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

  Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

Предполагаемые результаты реализации программы

1.Результаты первого уровня ( приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру. Овладение умениями создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами; развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.

3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение навыка самостоятельно и последовательно строить свою деятельность, соблюдая правила безопасности. Школьник может приобрести опыт природосберегающий и природоохранной деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работа в команде.

Информационно - справочный материал для руководителя кружка

1.Петрова И.М. «Волшебные полоски». Ручной труд для детей младшего школьного возраста.

2.Геронимус Т. Технология «Я все умею делать сам». Рабочие тетради к учебникам для 1,2,3,4 классов.

3.Петрова И.М. «Объемная аппликация».

4.Конышева Н.М. «Чудесная мастерская».

Согласовано. Протокол заседания методического объединения

учителей начальных классов

от «____» ________________ 2012 г. №1

Согласовано. Зам. директора по УВР __________________ (Черных Л. А.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Маленький мастер"

Программа разработана для занятий по внеурочной деятельности. Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству,  вовлекать детей  в активную творческую деятельность, с...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров".1-4 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров".1-4 класс....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» для учащихся 4 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования с учетом программы в...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" предназначена  для учителей 1 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страна мастеров»

Программа кружка «Страна мастеров» разработана для занятий с учащимися 1-2 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго по...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна мастеров"

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для работы с обучающимися 1-4 классов...