Рабочая программа по внеурочной деятельности "Маленький мастер"
рабочая программа (3 класс) на тему

Щепилова Алена Александровна

Программа разработана для занятий по внеурочной деятельности. Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству,  вовлекать детей  в активную творческую деятельность, сформировать  навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить  изготавливать поделки из различных материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malenkiy_master_3_klassdoc.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25»

«Рассмотрено»

на заседании  МО нач. кл.

Протокол № _____   от

«___» __________ 2013 г.

Руководитель МО

__________ Сафаргалеева Е. И.

     «Согласовано»

Зам.  директора по УМР

___________ Бардюг И.М.

«___»___________2013 г

  «Утверждаю»

Директор школы

___________ Грахова Т. А.

«____»___________2013 г.

                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Маленький мастер»

(социальное  направление)

для 3 класса

на 2013-2014 уч. год

УМК «Школа России»        

                                                     

Майкоп, 2013

Пояснительная записка

Актуальность  

 Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

 Творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Кружок «Маленький мастер» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творчеcких способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Одна из интереснейших форм  стимулирования детей к занятиям - организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий куда приглашаются и родители кружковцев.

Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству,  вовлекать детей  в активную творческую деятельность, сформировать  навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить  изготавливать поделки из различных материалов.

Задачи:

  • развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
  • воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
  • обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
  • организовать участие детей в выставках, конкурсах.

В программе уделено внимание возрастным особенностям учащихся. Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий.

Место курса в учебном плане

Данная программа рассчитана на 34 учебных часа. Занятия проходят по одному часу в неделю. В структуру курса «Маленький мастер» входит региональный компонент, на который отводится 10-15 % от общего количества часов. Продолжительность занятий 35-45 минут. Занятия проводятся в кабинете, на свежем воздухе.

Структура программы 

Программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия, экскурсии);  контрольные (подготовка и проведение выставки). Итоговые занятия по изученной теме могут быть одновременно и учебными и контрольными.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Результаты изучения курса

Личностные универсальные учебные действия:

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. 

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, уме.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  • устанавливать аналогии;
  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Планируемые результаты

В результате занятий по предложенной программе учащиеся научатся:

  • создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность научиться:

  • обрабатывать различные материалы новыми технологическими приемами;
  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
  • совместной творческой деятельности при выполнении практической работы и реализации несложных учебных проектов;        
  • выполнять корректировку хода работы и        конечного результата;

Содержание курса

3 класс (34 часа)

1.Вводное занятие. Теория – организационные вопросы. Содержание и характер обучения в новом учебном году. Практика – организация рабочего места. Подготовка инструментов, материалов для занятий.

2. Поделки из природного материала Теория – обобщение сведений о природных материалах. Практика – поделки из различных природных материалов.

3. Работа с бумагой и картоном. Теория – обобщение сведений о свойствах бумаги. Основные способы пластической разработки формы из бумаги, технические особенности формовки бумажной полосы и листа. Практика – отработка технических приёмов формовки бумажной полосы и листа на изгиб, излом, скручивание. Изготовление аппликаций и объёмных форм. Знакомство с модульным оригами. Симметричное вырезание из листьев бумаги, сложенных пополам.

4. Работа с пластилином. Теория - знакомство с правилами работы с пластическими материалами. Правила изготовления поделок из пластических материалов (пластилин). Практика - изготовление объёмных поделок и композиций. Пластилиновая аппликация на стекле.

5.Работа с нитками и тканью. Теория – первоначальные сведения о тканях.

Технология изготовления поделок. Практика – аппликации из резаных, скрученных ниток. Изготовление мягкой игрушки. Нитяная графика.

6. Работа с разными материалами. Теория – обобщение сведений о различных материалах. Техника безопасности при работе с различными материалами. Практика - изготовление карандашницы. Поделки из скорлупы, перьев. Проектная работа «Настольный театр».

7. Итоговое занятие. Теория – подведение итогов года. Просмотр проекта.

Тематическое планирование

3 класс (34 часа)

п/п

Дата

(по плану)

Дата

(фактическая)

Тема

Характеристика деятельности

УУД

Вводное занятие.

Вводное занятие. Рисование Страны Мастеров.

Подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты.

Осуществлять поиск необходимой информации.

 Анализировать, отбирать, обобщать  полученную информацию.

Усвоение техники безопасности с различными предметами.

Л-01

Л-03

Л-12

Л-09

Р-01

Р-02

Р-03

Р-06

Р-07

П-01

П-04

П-07

П-09

П-11

К-01

К-03

К-04

К-07

Ч1-01

Ч1-04

Ч3-01

Ч3-07

Работа с природным материалом.

Аппликация из природного материала « Курочка из крупы».

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их  виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила  сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе.  

Панно из природных материалов «Вид из окна».

Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять работу с опорой на  слайдовый  план. Соотносить  план  с собственными действиями.

Поделка из природных материалов (листьев, цветов, соломки, бересты) «В чудесном лесу».

Составлять композицию их природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Корректировать выполнение изделия.

Работа с бумагой и картоном.

Контурная мозаика из бумаги и фольги  «Осеннее дерево».

Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и  сгибанием, правила соединения деталей  изделия при помощи клея.

Корректировать выполнение изделия.

Л-01

Л-03

Л-04

Л-13

Л-17

Р-01

Р-02

Р-03

Р-04

Р-05

Р-06

Р-07

Р-09

Р-13

Р-14

П-01

П-04

П-05

П-07

П-09

П-11

К-01

К-02

К-03

К-07

К-09

К-19

Ч1-04

Ч3-01

Ч3-06

Художественное моделирование из бумаги. Изделие «Дикие животные Адыгеи».

Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами.

Освоение способов разметки деталей.

Освоение приёмов работы с бумагой.

Создание моделей по предложенным образцам.

Симметричное вырезание. Аппликация «Три этажа зеленого мира».

Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и  сгибанием.

Выполнять симметричную аппликацию по заданному образцу.

Художественное конструирование с помощью проволоки. Изделие «Человек в движении».

Слушать собеседника, излагать свое мнение.

Отбирать материал для выполнения изделия по тематике,  цвету, размеру, проявлять творчество.

Использовать правила работы с картоном, ножницами и проволокой.

Выполнять работу по плану.

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и корректировать работу над изделием.

Художественное конструирование с помощью проволоки. Изделие «Человек в движении».

Слушать собеседника, излагать свое мнение.

Использовать правила работы с картоном, ножницами и проволокой. Оформлять изделие.

Работа с бумагой. Аппликация «Адыгский национальный костюм».

Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Осваивать способы работы с бумагой: выполнять разметку  деталей по шаблону.

Сравнивать и находить общее и различное в национальных костюмах.

Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов  собственного изделия.

Выпуклая аппликация из бумажных полос «Бабочка».

Подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности, закреплять навыки работы с бумагой и клеем.

Изготавливать по образцу в соответствии с планом аппликацию из бумаги, корректировать  и контролировать последовательность выполнения.

Модульное оригами. Изделие «Стрекоза».

Осваивать технику модульного оригами.

Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Использовать способы работы с бумагой.

Художественное конструирование с использованием соединения в цепочку без клея.

 Гирлянда « Елочка».

Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и  сгибанием.

Корректировать выполнение изделия.

Соединение без клея. Гирлянда « Елочка».

Осваивать способы работы с бумагой: выполнять разметку  деталей по шаблону.

Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов  собственного изделия.

Работа с пластилином.

Пластилин. Из истории глиняной игрушки.

Изделие «Барыня».

Усвоение правил по технике безопасности при работе с пластилином.

Проводить анализ изображения, умение сделать выбор, исходя из имеющихся материалов.

Л-01

Л-03

Л-05

Л-10

Л-12

Л-13

Л-15

Р-01

Р-02

Р-03

Р-05

Р-06

Р-07

Р-15

Р-16

П-04

П-06

П-22

К-01

К-02

К-04

К-07

К-19

К-21

Ч1-01

Ч3-01

«Расписной» пластилин. Изделие «Барыня».

Осваивать приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание). Подбирать  материал для выполнения изделия. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ними свои действия и дополнять недостающие этапы выполнения изделия.

Мозаика из гальки на пластилиновой основе: «Жираф».

Осваивать приемы  соединения  гальки при помощи пластилина.

Выполнять работу по плану.

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.  Корректировать выполнение изделия.

Обратная аппликация из пластилина «Бычок».

Осваивать  способы  и правила  работы с пластичными материалами. 

Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения  под руководством  учителя.

Корректировать выполнение изделия.

Обратная аппликация из пластилина «Бычок».

Определять и использовать приемы работы с пластилином, необходимые для выполнения изделия.

Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения  под руководством  учителя.

Корректировать выполнение изделия.

Работа с тканью и нитками.

«Ниточная страна». Аппликация из нитяной крошки «Одуванчик».

Подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности.

Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение.

Выполнять работу по плану.

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и корректировать работу над изделием.

Л-01

Л-02

Л-03

Л-13

Л-17

Л-23

Р-01

Р-02

Р-03

Р-05

Р-12

П-01

П-02

П-04

П-06

П-07

П-09

П-22

К-01

К-02

К-03

К-04

К-07

К-09

К-19

Ч1-01

Ч1-02

Ч1-03

Ч1-04

Ч1-05

Ч3-01

Ч3-02

Ч3-03

Ч3-04

Текстильные материалы. Аппликации из резаных нитей «Жилище адыгов».

Усвоение правил по технике безопасности при работе с текстильными материалами и инструментами.

Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы.

Текстильные материалы. Аппликации из резаных нитей «Жилище адыгов».

Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения  под руководством  учителя.

Корректировать выполнение изделия.

Текстильные материалы. Аппликация из скрученных ниток «Улитка».

Подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности при работе с текстильными материалами и инструментами.

Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы.

Сравнивать свойства пряжи и ткани. Определять виды волокон и тканей, рассказать о способах их производства.

Выполнять работу по плану.

Текстильные материалы. Аппликация из скрученных ниток «Улитка».

Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения  под руководством  учителя.

Корректировать выполнение изделия.

Аппликация из ткани «Слоник».

Усвоение правил по технике безопасности при работе с текстильными материалами и инструментами (ножницы, игла).

Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы.

Планировать последовательность его выполнения.

Нитяная графика. Национальные узоры на одежде адыгов.

Применять правила безопасной работы иглой.

Различать разные виды украшений одежды.

Исследовать особенности орнамента в национальном костюме.

Определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения аппликации.

Выполнять работу по плану.

Нитяная графика. Национальные узоры на одежде адыгов.

Применять правила безопасной работы иглой.

Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения  под руководством  учителя.

Корректировать выполнение изделия.

Оценивать качество выполнения работы.

Работа с тканью. Аппликация из жатой ткани «Грибы».

Находить и отбирать информацию о процессе производства тканей. Анализировать и различать виды тканей и волокон.

Сравнивать свойства материалов: пряжи и ткани.

Выполнять работу по плану.

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и корректировать работу над изделием.

Работа с разными материалами.

Объёмная игрушка из яичной скорлупы «Пингвины».

Самостоятельно планировать контролировать и корректировать свою деятельность. Оценивать качество выполнения работы.

Л-01

Л-03

Л-05

Л-07

Л-10

Л-13

Р-01

Р-02

Р-03

Р-04

Р-05

Р-07

Р-08

Р-09

П-04

П-05

П-07

П-09

П-23

К-01

К-03

К-06

К-07

К-19

Ч1-01

Ч2-03

Ч2-06

Ч3-01

Ч3-06

«Пуховая фантазия». Изготовление картины из перьев «Котенок».

Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы.

Планировать последовательность его выполнения  под руководством  учителя.

«Остров ненужных вещей». Изделие «Карандашница».

Использовать  различные виды материалов при выполнении изделий (природные, бытовые и пластичные материалы).  Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами и находить общее.

Из истории матрешки. Коллаж «Матрешка», «Богатырь».

Осваивать приемы  создания  изделия в технике коллажа. Отбирать материал для выполнения изделия по тематике,  цвету, размеру, проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие.

Проект.  Коллаж «Настольный театр».

Осваивать приемы  создания  изделия в технике коллажа. Отбирать материал для выполнения изделия по тематике,  цвету, размеру, проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие.

Проект.  Коллаж «Настольный театр».

Проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие.

Литература.

  1. Проснякова Т. Н. Технология. Уроки Мастерства: Учебник для 3 класса. – 4-е изд., испр. – Самара: Издательство  «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
  2. Чен Н. В. , Бедина М. В. Забавные поделки. Харьков. 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности- кружок "Тевень парсте"("Юные мастера"), 1 год обучения

Представлен план работы кружка "Тевень парсте", первый год обучения. Содержит региональный компонент....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров".1-4 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров".1-4 класс....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» для учащихся 4 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования с учетом программы в...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (художественно-эстетическое направление) Маленький мастер 1 – 4 классы

Актуальность Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Город мастеров"

Данная программа ориентирована на воспитание личности,  способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено п...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер художественного слова"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер художественного слова"...