Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна мастеров"
рабочая программа на тему
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для работы с обучающимися 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strana_masterov.docx | 48.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с.Победино
Принято на заседании педагогического совета Протокол от | Утверждаю Директор школы: __________ ФИО Приказ № ______ от«____» ________г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Страна Мастеров»
по общекультурному направлению
Срок реализации – 4 года
Составитель:
учитель начальных классов
Шорохова О.М
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Страна Мастеров» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010 г.); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования
Программа разработана для учащихся начальных классов.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Страна Мастеров» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Актуальность и практическая значимость программы. Занятия практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы « Страна Мастеров» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
«Страна Мастеров» — коллективная трудовая игра, участники которой, подражая организации настоящего производства, создают разнообразные изделия на пользу и радость своему коллективу, близким и далёким людям.
Цель программы: формирование добросовестного отношения к труду, воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.
Задачи программы:
развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие;
- учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
∙ учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Программа построена на принципе активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-10 лет, на 4 года обучения: 2 часа в неделю.
1 год обучения.
Тематическое планирование.
№ занятия | Количество часов | Тема занятия | Дата план. | Дата фак. | Примечание |
1 |
| . | |||
2 | 1 |
| |||
3 | 1 |
| |||
4 | 1 |
| |||
5 | 1 |
| |||
6 | 1 |
| |||
7 | 1 |
| |||
8 | 1 |
| |||
9 | 1 |
| |||
10 | 3 |
| |||
11 | 2 |
| |||
12 | 2 |
| |||
13 | 2 |
| |||
14 | 2 |
| |||
15 | 1 |
| |||
16 | 3 |
| |||
17 | 3 |
| |||
18 | 1 |
| |||
19 | 3 |
| |||
20 | 3 |
| |||
21 | 3 |
| |||
22 | 2 |
| |||
23 | 2 |
| |||
24 | 2 |
| |||
25 | 3 |
| |||
26 | 3 |
| |||
27 | 3 |
| |||
28 | 4 |
| |||
29 | 3 |
| |||
30 | 1 |
| |||
31 | 4 |
| |||
32 | 1 |
| |||
Итого: | 68 ч |
2 год обучения
Тематическое планирование.
№ занятия | Количество часов | Тема занятия | Дата план. | Дата фак. | Примечание |
1 | 1 |
| |||
2 | 2 |
| |||
3 | 2 |
| |||
4 | 3 |
| |||
5 | 3 |
| |||
6 | 2 |
| |||
7 | 2 |
| |||
8 | 2 |
| |||
9 | 2 |
| |||
10 | 4 |
| |||
11 | 4 |
| |||
12 | 2 |
| |||
13 | 4 |
| |||
14 | 4 |
| |||
15 | 2 |
| |||
16 | 4 |
| |||
17 | 4 |
| |||
18 | 2 |
| |||
19 | 4 |
| |||
20 | 4 |
| |||
21 | 2 |
| |||
22 | 3 |
| |||
23 | 6 |
| |||
Итого: | 68 ч |
3 год обучения.
Тематическое планирование.
№ занятия | Количество часов | Тема занятия | Дата план. | Дата фак. | Примечание |
1 | 1 |
| |||
2 | 2 |
| |||
3 | 2 |
| |||
4 | 3 |
| |||
5 | 3 |
| |||
6 | 2 |
| |||
7 | 4 |
| |||
8 | 2 |
| |||
9 | 1 |
| |||
10 | 2 |
| |||
11 | 2 |
| |||
12 | 3 |
| |||
13 | 5 |
| |||
14 | 2 |
| |||
15 | 2 |
| |||
16 | 4 |
| |||
17 | 3 |
| |||
18 | 3 |
| |||
19 | 5 |
| |||
20 | 4 |
| |||
21 | 5 |
| |||
22 | 8 |
| |||
Итого: | 68 ч |
4 год обучения.
Тематическое планирование.
№ занятия | Количество часов | Тема занятия | Дата план. | Дата фак. | Примечание |
1 | 1 |
| |||
2 | 4 |
| |||
3 | 4 |
| |||
4 | 4 |
| |||
5 | 4 |
| |||
6 | 2 |
| |||
7 | 4 |
| |||
8 | 4 |
| |||
9 | 2 |
| |||
10 | 4 |
| |||
11 | 4 |
| |||
12 | 5 |
| |||
13 | 2 |
| |||
14 | 5 |
| |||
15 | 2 |
| |||
16 | 4 |
| |||
17 | 3 |
| |||
18 | 1 |
| |||
19 | 2 |
| |||
20 | 2 |
| |||
21 | 4 |
| |||
Итого: | 68 ч. |
Содержание программы
Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой и направлена на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-10 лет, на 4 года обучения: 2 часа в неделю.
Предполагаемые результаты реализации программы:
1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения научного исследования; проявление самостоятельной творческой активности.
2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к родной культуре и природе, родному Отечеству, знаниям, миру, людям, своему внутреннему миру.
3.Результаты третьего и четвёртого уровней (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; импровизировать; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте
Предметные результаты
знать названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- знать правила организации рабочего места, технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборам, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- знать приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
- знать применение бисера в окружающем мире;
- знать технологию выполнения изделий в технике аппликации;
- название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
- уметь правильно организовать свое рабочее место;
- уметь пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
- уметь работать по шаблону;
- уметь понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
Способы проверки ожидаемого результата
В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:
- удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;
- четкое соблюдение последовательности технологических приемов;
- художественная выразительность и оригинальность работ.
Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:
- аккуратность;
- четкость выполнения изделия;
- самостоятельность выполнения;
- наличие творческого элемента.
«Зачёты» за теоретические знания проводятся в виде викторин, кроссвордов, ребусов.
Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками и родителями. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.
Система контролирующих материалов:
- Входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты).
- Текущий контроль – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ.
- Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита работ.
- Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (творческие самостоятельные работы).
В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающихся по определенным критериям:
- выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;
- подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);
- система награждения и поощрения обучающихся, лучшие обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами;
- организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося.
Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
Выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления школы, класса для проведения праздничных утренников
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
- компьютер
- медиапроектор
Инструменты и приспособления:
- простой карандаш
- линейка
- ножницы канцелярские с закругленными концами
- кисточка для клея и красок
- иголки швейные
- доски для работы с пластилином
Материалы:
- пластилин
- бумага цветная для аппликаций
- двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга
- картон белый и цветной
- ткань: ситец однотонный и цветной
- мешковина
- синтепон
- нитки швейные – белые, черные и цветные
- шерстяная пряжа
- клей ПВА
- ватные диски
- бисер, бусины
- проволока
- бумага гофрированная, креповая, папиросная
- калька
.
Список литературы для педагога
- Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2012
- Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 2012.-32с.
- Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: ил.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго п
- Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
- Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 2010. – 112с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
- Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
Список литературы для детей
- Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2012 – 240с.+вкл.
- М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 2010 г.
- М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 2012 г.
- Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
- Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2010 г.
- Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Маленький мастер"
Программа разработана для занятий по внеурочной деятельности. Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, с...
Рабочая программа по внеурочной деятельности- кружок "Тевень парсте"("Юные мастера"), 1 год обучения
Представлен план работы кружка "Тевень парсте", первый год обучения. Содержит региональный компонент....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров".1-4 класс.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров".1-4 класс....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» для учащихся 4 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования с учетом программы в...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (художественно-эстетическое направление) Маленький мастер 1 – 4 классы
Актуальность Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Город мастеров"
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено п...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие
Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...