урок окружающего мира 1 класс. Мир за стеклянным берегом
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Цель урока: формирование  представлений об аквариуме, как о созданном руками человека водном сообществе.

Задачи урока:

·         Образовательные: научить распознавать обитателей аквариума.

·         Развивающие: познакомить со средствами и способами ухода за аквариумом; развивать речь, умение сравнивать и анализировать, познавательные способности, устойчивое внимание, память, логическое мышление

·         Воспитательные: формирование ответственности и интереса к обитателям аквариума; воспитывать чувство коллективизма.

·         Здоровьесбережение: физминутка для глаз; смена видов деятельности; индивидуально – дифференцированный подход.

УУД. Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к природе

Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: осмысление взаимосвязи человека и природы.

Коммуникативные:   умение отвечать на поставленный вопрос, формировать умения работать в парах и малых

группах 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_za_steklyannym_beregom.rar2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: МИР ЗА СТЕКЛЯННЫМ БЕРЕГОМ.

Цель урока: формирование  представлений об аквариуме, как о созданном руками человека водном сообществе.

Задачи урока:

  • Образовательные: научить распознавать обитателей аквариума.
  • Развивающие: познакомить со средствами и способами ухода за аквариумом; развивать речь, умение сравнивать и анализировать, познавательные способности, устойчивое внимание, память, логическое мышление
  • Воспитательные: формирование ответственности и интереса к обитателям аквариума; воспитывать чувство коллективизма.
  • Здоровьесбережение: физминутка для глаз; смена видов деятельности; индивидуально – дифференцированный подход.

УУД. Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к природе

Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: осмысление взаимосвязи человека и природы.

Коммуникативные:   умение отвечать на поставленный вопрос, формировать умения работать в парах и малых

группах

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация «Аквариум».

Ожидаемый результат: знать, что аквариум – целый мир, с водными растениями, рыбами, улитками; научиться распознавать наиболее часто встречающиеся виды аквариумных рыбок, водных растений и улиток.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Прозвенел у нас звонок –
Начинается урок!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Тихо сядут девочки, еще тише – мальчики

Садятся

Актуализация знаний

– А урок у нас какой?
– Ребята, давайте отгадаем загадки:

– Окружающий мир

1. В воде мы живём,
Без воды пропадём.
Перья есть, а не летаем.
Ног нет, а не догонишь.

– Рыбка

3. Кто она, ответьте мне?
Возит домик на спине,
А вот ползает не прытко.
Называется…

– Улитка

– Кто догадался, о чем будем сегодня говорить?

Еще загадка:

Предположения учащихся (о рыбках, об аквариуме, о рыбках в аквариуме)

1. Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.

– Аквариум

Целеполагание

– А из чего сделан аквариум?

– Чаще всего аквариум действительно делают из стекла. Как вы думаете почему?

-из стекла, из пластика

прочное, прозрачное

– Итак,  какова же тема нашего урока? «Мир за стеклянным берегом». А почему мир?

- Какие вопросы поставим перед собой на урок?

– Это не только рыбки, но и растения, и моллюски, и вода

ЗАЧЕМ аквариум?

КТО живет?

ЧЕМ питаются?

КАК  ухаживать?

– Сегодня на уроке мы познакомимся с рыбками, которые живут в аквариуме и другими обитателями этого уникального мира.

 – Они связаны между собой?
– Сегодня мы узнаем, как все они уживаются в одном «мире за стеклянным берегом»

– Да

Изложение нового материала

I

– Итак, начнем наше знакомство с обитателями аквариума!

- А кто-нибудь знает, когда появился самый первый аквариум?

ЭЛИНА: первый, кому в голову пришла мысль принести из моря рыб в дом, чтобы изучать их, был древнеримский писатель Апулей. За что он и жестоко поплатился: его обвинили в колдовстве и даже судили. Это было очень давно, во 2 веке.

Первый же настоящий аквариум появился в 19 веке. Англичанин Уард поместил в свой аквариум не только рыб, но и растения и назвал его «управляемый человеком прибор.

– Как вы думаете, почему он назвал аквариум прибором, да еще и управляемым человеком?

- А какие приборы он для этого использует?

- Как  вы думаете, для чего нужен компрессор с фильтром? Он подаёт в аквариум воду и очищает её)

- А для чего нужна лампа? ( Она освещает аквариум)

- А для чего нужно освещать аквариум? (Что бы было красиво, чтобы не погибли растения, только на свету растения могут выделять кислород, который необходим рыбкам для дыхания)

- Для чего нужен термометр? (Что бы следить за температурой воды)

- Да, это специальный водный термометр, его опускают в воду и крепят на присоске)

-Для чего нужен сачок? (Что бы пересаживать рыбок)

- Для чего нужен скребок? (Чтобы очищать стенки аквариума)

- Из какого мультфильма этот аквариум?

– Смог Немо жить в аквариуме?

Рассматривают фотографии

Человек следит за ним.

Слайд приборы.

«Приключения Немо»

ФИЗМИНУТКА

 -Итак, начнем наше знакомство с обитателями аквариума.

А для того, чтобы нам было не скучно, разучим песню с Анной Николаевной.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

- первыми держать рыбок дома придумали в Китае. В основном, аквариумные рыбки – это небольшие виды. А почему небольшие?

Рассмотрим первых рыбок:

Гуппи – самая распространенная и неприхотливая из живородящих рыбка. Она не требует сложного ухода, может жить даже в 3хлитровой банке без обогрева и насыщения воды воздухом.

Данио рерио – изящные, проворные рыбки. Обычно держатся стайкой. Находятся в беспрерывном движении. Данио рерио успокаивают агрессивных рыб. Родина – Индия.
Гурами – рыбка, украшенная блестящими пятнышками. Родина – Юго-Восточная Азия.

Скалярия – одна из самых красивых аквариумных рыб. Родина – Южная Америка.
Барбус суматранский очень популярные аквариумные обитатели. Эти рыбы миролюбивы и очень активны. Барбусы тщательно подбирают остатки корма со дна. 
– Скажите, что у них общего и чем они различаются?

II

Сомики – обычно держатся у дна. Длина тела от 4 до 8 см. Родина – Южная Америка. 

Рассматривают фотографии.

– Скажите этих рыбок можно перепутать? А как их отличить друг от друга?
Другая пара рыбок:

Предположения учащихся

III

Меченосцы  получили название из-за того, что хвостовой плавник у самцов вытянут в виде меча. Их родина – Центральная Америка.
Вуалехвост —  рыбка известная удлинёнными плавниками и более длинным, пышным вуалевым хвостом.

Рассматривают фотографию

– Как вы думаете, почему их так назвали?
– А что такое вуаль? Это тонкая и нежная ткань

Ответы учащихся (у меченосца плавник в виде меча, а у вуалехвоста хвост похож на вуаль)

IV

Давайте немного поиграем. Предлагаю вам в информационном поле найти рыбок, которые могут жить в аквариуме.

К вам обращаются за помощью Аня и Ваня. Вы знаете, что они всегда спорят друг с другом, и не могут решить, кто прав.

 Экологическая проблема.

Аня  : Почему мне приходится постоянно продувать воздух и часто менять воду в аквариуме?  

Ваня:    Ты забыла поселить в нём одного из важнейших обитателей

- О каком важнейшем обитателе хотел сказать Ваня? 

- Зачем нужны водоросли?

По классу- картинки.

Водоросли

- Некоторые рыбы питаются ими, а еще подводные растения насыщают воду кислородом, который также необходим рыбам

– Ребята, чего не хватает в наших аквариумах?

– Растений и моллюсков

V

ФИЗМИНУТКА (МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ РАЗ)

Учебник, с 39.

Рассмотрине фото, какие водоросли видите?

Роголистник — род многолетних травянистых водных растений с тонкими ветвями. Места распространения — водоемы со стоячей и медленно текущей водой. Растение тенелюбиво и чувствительно к свету.

Рассматривают фотографию

– На что похожи листья этого растения?

Ответы учащихся (на иголочки, но мягкие)

Элодея (водяная чума) – водное растение, в культуре выращиваемое в аквариумах и для озеленения садовых водоемов. Относится к группе растений, которые вырабатывают кислород, насыщающий воду. Элодея также очищает и препятствует цветению воды. Второе название – «водяная чума» – элодея получила за способность к быстрому размножению.

Рассматривают фотографию

– Почему это растение так называется?

Ответы учащихся (потому что быстро размножается и ее становится много)

– Откройте свои рабочие тетради на странице 29 и в задание № 4 нарисуйте растения.

Выполняют задание в Р/Т

VI

– Внимание на экран! 

– Как вы думаете, имеет ли отношение лужанка к лугу?
– А на самом деле нет!
Лужанка широко распространена в стоячих водоемах. Раковина относительно тонкостенная, спирально завитая, бледно-коричневатой окраски с зеленоватым отливом и тремя темно-коричневыми полосами. Окраска раковины сильно изменчива и бывает то более светлой, то более темной.

Рассматривают фотографию

– Посмотрите, что у меня в руках (показываю катушку с нитками) 
Катушка роговая – 
представитель семейства пресноводных моллюсков с завитой раковиной. Хорошо живет в тепловодном аквариуме. Раковина коричневая или розовато-красная, тонкая, круглая, с приплюснутыми спиралями. 
Эта улитка принадлежит к полезным для аквариума животным, так как, питаясь нитчаткой и водорослями, счищает их со стекол аквариума. С большой скоростью двигаясь по растениям, она с аппетитом пожирает насевший на них густой зеленый налет.

– Да

Физминутка

 

Следят глазами за рыбками, которые плавают по экрану

Нам осталось составить ухода за аквариумными рыбками:

Достали ножницы

1. Аквариум не должен стоять около окна, так как прямые солнечные лучи вредны для жителей миниводоема.
2. Снабжение воды воздухом должно происходить систематически.
3. Стекла аквариума очень хрупкие и обращаться с ними нужно очень бережно. Стенки аквариума необходимо регулярно чистить изнутри.
4. Обязательно кормить рыбок кормом.

Выполняют задание №2 и слушают правила

Итог урока

– Какой была тема нашего урока?

– Мир за стеклянным берегом

– Чему мы должны были учиться на уроке?

– Ухаживать за аквариумом, узнать его обитателей

– Как вы считаете, вы справились с этой задачей? Ответили на все вопросы?

Ответы учащихся

– Покажите, кто теперь хорошо разбирается в обитателях аквариума.

Показывают карточку «+» те, кто считает, что хорошо  разбирается и «–» те, кто считает, что плохо разбирается.

– А кто запомнил, как нужно ухаживать за аквариумом (за правильный ответ – приз)

Работа в парах.

Приз найдете, если отгадаете, где он.

Ответы учащихся

Н

Я

Я

П

1

Р

Д

Е

Л

А

А

Я

П

О

С

Р

Т

Д

– Покажите, кто считает, что хорошо запомнил обитателей аквариума?
(Если есть такие учащиеся, кто не уверен в своих знаниях, то обратить внимание, что дома нужно повторить)

Показывают карточки «+» или «–»

– Спасибо за внимание!

 

Н

Я

Я

П

1

Р

Д

Е

Л

А

А

Я

П

О

С

Р

Т

Д

Н

Я

Я

П

1

Р

Д

Е

Л

А

А

Я

П

О

С

Р

Т

Д

Н

Я

Я

П

1

Р

Д

Е

Л

А

А

Я

П

О

С

Р

Т

Д

Н

Я

Я

П

1

Р

Д

Е

Л

А

А

Я

П

О

С

Р

Т

Д

Н

Я

Я

П

1

Р

Д

Е

Л

А

А

Я

П

О

С

Р

Т

Д

Н

Я

Я

П

1

Р

Д

Е

Л

А

А

Я

П

О

С

Р

Т

Д

Н

Я

Я

П

1

Р

Д

Е

Л

А

А

Я

П

О

С

Р

Т

Д

Н

Я

Я

П

1

Р

Д

Е

Л

А

А

Я

П

О

С

Р

Т

Д

Н

Я

Я

П

1

Р

Д

Е

Л

А

А

Я

П

О

С

Р

Т

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Урок по окружающему миру 1 класс "Мир за стеклянным берегом"

Урок формирует представление об аквариуме как о созданном руками человека сообществе рыб, водных растениях, моллюсков; учит распознавать обитателей аквариума, знакомит со средствами ухода за аквариумо...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс "Мир за стеклянным берегом" (отрывок)

Отрывок открытого  урока по окружающему миру для 1 класса по программе "Перспектива" 1 класс Плешаков...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе на тему «Мир за стеклянным берегом» на основе системно –деятельностного метода обучения УМК «Перспектива»

В проекте представлена технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе на тему  «Мир за стеклянным берегом» по образовательной программе  А.А.Плешакова, М.Ю.Новицко...