Организация совместной деятельности школы и семьи
статья на тему
Предварительный просмотр:
От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский
В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.
Понятие “воспитание” сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.
Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.
Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.
Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы.
Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.
Задача учителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.
Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации.
Большое внимание как классный руководитель я уделяю формированию традиций в проведении родительских собраний. Это позволило вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах классного коллектива
Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.
Целью моей работы с родителями является: вовлечение в единое образовательное пространство родителей; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных и партнерских отношений, в чем очень помогает различные встречи, праздники с участием родителей. Но некоторые родители сначала отнеслись настороженно, но результаты проведенных мероприятий превзошли все ожидания.
Первая работа в которую я вовлекла родителей –это подготовка к Дню матери, изготовление поделок детей совместно с родителями. Мне было очень приятно , что откликнулись многие родители. (Тлукашаова Ш.Х,Хлякина Я.С.Цыганкова Н.С.)
Следующим был новогодний праздник , родители активно принимали участие в подготовке к нему(украшение класса).Также привлекла родителей на праздник 8 марта. Дети с нетерпением ждали прихода мам на праздник, приготовили им поделки.
Направление по привлечению родителей к различным мероприятиям оказалось очень интересным, увлекательным, полезным, ну и, конечно же, самым трудоемким для педагога в плане организации и проведения. Любое мероприятие, организованное и проводимое с родителями, позволяет им увидеть изнутри все сложности, с которыми приходится сталкиваться учителю, требует от него высокой психологической подготовки в вопросах детско-родительских отношений, и педагогической компетентности в вопросах взаимодействия педагога с родителями.
Теперь у нас как традиция постоянно привлекать родителей к активному участию в проведении праздника, развлечения и досуга.
Мамы и папы, дедушки и бабушки гордятся своими детьми .В настоящее время школе сложно обойтись без поддержки, понимания и помощи родителей. Хотелось бы отметить один важный момент в работе с родителями, я думаю, многие согласятся со мной. Каждый человек, сделавший какую – либо работу, нуждается в положительной оценке своего труда. Это актуально всегда и везде, поэтому не следует забывать постоянно хвалить родителей. Я делаю это при любом удобном случае, во время индивидуальных бесед, во время проведения родительских собраний. Доверительные отношения устанавливаются благодаря совместной деятельности учителей, родителей и детей. Во всех мероприятиях постепенно налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между нами, воспитанниками и их родителями.
Мы все вместе стремимся, чтобы детям в школе было хорошо, уютно, и родители постепенно становились активными участниками всех дел, непременными помощниками для учителя.
На сегодняшний день я с твердой уверенностью могу сказать, что после использования разнообразных форм работы были достигнуты определенные результаты: родители из «наблюдателей» и «зрителей» стали активными участниками, проявляющими искренний и живой интерес.
Организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением педагога и его умением неуклонно следовать выбранной цели.
Совместные усилия педагогов и родителей направлены на то, что обе заинтересованные стороны занимаются изучением ребёнка, раскрывают и развивают в нём лучшие качества и свойства. Взаимная работа родителей и педагогов на благо ребёнка может быть результативной только в том случае, если они объединятся
Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в школьных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников школьного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы школьных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Наша работа нацелена на раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в школьных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
Я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей:
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы учреждения. (ХлякинаЯ.С.,Ужирова Б.М,Тлукашаова Ш.Х.)
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.(Цыганкова Н.С,Утегушева М.А,Байрамукова Ф.У.)
Родители – критические наблюдатели.(Лучанинова Я.А,Гочияева С.А.)
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу: «меня воспитывали так же».
В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической просвещенности родителей необходимо применение разнообразных форм работы. Работу с родителями провожу активно, применяю не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей. Так же дифференцирую работу, разделив родителей на две большие группы: так называемые гармоничные семьи ( активные семьи; семьи благополучные в психолого-педагогическом отношении) и проблемные семьи (требующие длительной помощи кризисные семьи; семьи групп риска). В зависимости от проблем, возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий. Очень трудно бывает активизировать родителей. Скорее всего, причина в том, что часто не используется или используется недостаточно положительный опыт семейного воспитания, не всегда осуществляется своевременная подготовка родителей к родительским собраниям, консультациям, беседам. Активность родителей повышается, если своевременно попросить их рассказать о своем опыте, о проблемах, возникающих в воспитании детей. Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между учителем и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом к самим родителям, тем, как учитываются особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания .В целях облегчения работы при подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей особое внимание уделяю систематизации и разработке различных рекомендаций
Наглядные консультации и ежедневные непосредственные контакты, когда родители приводят и забирают ребенка помогают в развитии ребенка дома.
Неформальные беседы о детях или запланированных встреч с родителями (мини консультации), помогают обсудить достигнутые успехи, и конкретные проблемы;
Посещения родителями учреждения для наблюдения ими деятельности школы или, чтобы увидеть, как занимается их ребенок .Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной, необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями. Являясь посредником в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, учитель должен влиять на формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных отношений среди детей и взрослых. Быть первым помощником семейного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок риторики по теме "Роль речи в организации совместной деятельности"
Конспект урока риторики в 1 классе по теме "Роль речи в организации совместной деятельности" с использованием игровой технологии и исследовательских методов обучения....
Презентация к мастер - классу на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах.
Цель: научить ребят работать в паре (умение донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого)....
Мастер - класс на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности на уроках математики в начальных классах
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных дейс...
Организация совместной работы учителя и семьи.
Организация совместной работы классного руководителя по обеспечению условий развития разносторонних интересов школьников в свободное время.Совместная работа двух воспитателей - учителя и семьи – шаг к...
Обобщение опыта работы по теме "Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников"
Опыт своей работы по совместной деятельности школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников я обобщила 23 сентября 2016 года в рамках краево...
«Современные подходы к формированию культуры здоровья школьников в совместной деятельности школы и семьи»
Выступление на ШМО по физической культуре на тем "Современные подходы к формированию культуры здоровья школьников в совместной деятельности школы и семьи" ....
Методические рекомендации по организации совместной деятельности педагога с родителями и детьми различных возрастных категорий, направленной на укрепление физического и духовного здоровья семьи, способствующего социальной адаптации ребенка во взрослой жиз
В работе представлены методические материалы по организации совместной деятельности педагога с родителями и детьми различных возрастных категорий, направленной на укрепление физического и духовного зд...