Организация совместной работы учителя и семьи.
статья на тему
Организация совместной работы классного руководителя по обеспечению условий развития разносторонних интересов школьников в свободное время.
Совместная работа двух воспитателей - учителя и семьи – шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными ценностями, усвоение педагогического опыта, знаний, которые они передают друг другу. Эти знания помогают выработать единую линию воздействия, воспитания, разрешить все противоречия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organiz_sovmest_raboty_uchitlya_i_semi.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация совместной работы учителя и семьи.
Организация совместной работы классного руководителя по обеспечению условий развития разносторонних интересов школьников в свободное время.
Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это неразрывный процесс. Совместная работа школьных и домашних воспитателей имеет большое значение в воспитании детей. Учитель и родители должны время от времени видеться, интересоваться всем тем, что происходит с ребенком .учитель и родители нуждаются друг в друге. Каждый из них знает о ребенке то, чего порой не знает другой.
Совместная работа двух воспитателей - учителя и семьи – шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными ценностями, усвоение педагогического опыта, знаний, которые они передают друг другу. Эти знания помогают выработать единую линию воздействия, воспитания, разрешить все противоречия.
Это общение нужно и учителю, и родителям. Учитель приобретает добрых и надежных помощников, а родители обращаются за педагогическими советами, методами воспитания и правильного подхода к детям.
Для того, чтобы понять друг друга, необходимо взаимное желание видеть ребенка разносторонне-развитой личностью.
Начиная работу с детским коллективом, педагог должен максимально изучить семейную ситуацию.
Учитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен, общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку. Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным, должно предполагать дальнейшее просвещение родителей.
Изучая семьи учащихся, классный руководитель должен обратить внимание на следующую информацию о семье: общие сведения о родителях, жилищные условия семьи, образовательный уровень семьи, уровень педагогической культуры родителей, авторитетность семьи в глазах ребенка, семейные традиции и обычаи.
Большое внимание учитель должен уделить изучению отношения семьи к нравственным ценностям, которые являются основой формирования личности ребенка.
В ходе встречи с родителями необходимо не только говорить о ребенке, обсуждать проблемы детей, но и предлагать им конструктивные решения появившихся проблем.
Изучение семей позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, стиль взаимоотношений родителей и детей.
В семье ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки в жизни общества. Он начинает понимать, какой поступок можно считать хорошим, а какой плохим, что такое добро, уважение к людям, ответственность за свои поступки .под действием родителей, условий жизни в семье, у ребенка формируется эмоциональное отношение к происходящему, воспитывается эстетический вкус. Путь человека в мир прекрасного начинается очень рано, поэтому первостепенная роль принадлежит семье.
Человек формируется в деятельности. В семье много возможностей для совместной деятельности: это и домашние дела, участие в хозяйственных заботах, различный ручной труд, игры, развлечения. В семье дети чувствуют, видят, слышат не только то, как надо жить, что надо знать, как надо вести себя, но и практически познают жизнь.
Учащиеся начальных классов большую часть дня проводят в школе. Школа – второй дом, поэтому родители должны активно участвовать в учебно – воспитательном процессе. Учитель должен работать с родительским комитетом, который привлекает остальных к организации и проведению внеклассных мероприятий в классе. Успешно проходят совместные экскурсии в природу, в памятные места, поездки в театр, в музеи (Болдино, Краеведческий, Эрзи). Такие мероприятия формируют мировоззрение учащихся, нравственную и этническую культуру, развивают наблюдательность,влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек, помогают выбрать линию поведения.
Большая часть детей класса посещают кружки и секции, принимают активное участие в художественной самодеятельности (в музыкальных конкурсах, в конкурсах чтецов, в конкурсах сказок, поделок и т.д.). Многие учащиеся посещают музыкальную и художественную школу. Некоторые родители, несмотря на нехватку свободного времени, сопровождают своих детей во Дворец спорта - в бассейн и на секции.
Родителей привлекаю к проведению классных часов, на которых они знакомят учащихся со своими профессиями, предприятиями, на которых трудятся.
Классные мероприятия проходят более успешно и интересно, если вместе с детьми участвуют в них мамы и папы.
Материальная помощь родителей в классе заключается не только в сборе средств на нужды класса, но и в ремонте вместе с детьми классной мебели, классного помещения. Это воспитывает в ребенке трудолюбие.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к взрослой жизни:
Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
Попросили – дай, пытаются отнять – защищайся.
Не дерись без причины.
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не подведи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят эти правила в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание на то, какие правила ему удается выполнять, а какие – нет и почему.
Там, где учителя и родители действуют согласованно, дети получают правильное воспитание.
Источником благополучного развития разносторонних интересов является любовь взрослых к ребенку. Любовь – творец всего доброго, возвышенного. Это основа человеческих отношений. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают, когда этого нет. Только уважая личность ребенка, можно помочь ему стать человеком. Мы не должны видеть в нем обузу или игрушку. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. В нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые ведем с ребенком перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать ребенку: «я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем».
Формирование знаний, умений и навыков учащихся начальных классов в процессе самостоятельной деятельности
Один из наиболее актуальных вопросов сегодняшнего дня – качественное усвоение программного материала всеми учащимися.
Показатели качественного усвоения изучаемого материала – активная работа на уроке всех учащихся класса, умение каждого ученика выполнить задание под руководством учителя и обосновать свои действия, самостоятельно выполнить аналогичные задания.
Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика.
Самостоятельность следует рассматривать как важнейшую составляющую в характеристике особенностей личности. Чем самостоятельнее в своих поступках и деятельности человек, тем в большей степени он зрелая личность.
Самостоятельность ребенка характеризуется следующими умениями:
выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщенные выводы;
последовательно логично обосновывать свои действия и контролировать их;
применять знания в новых условиях с элементами творческого подхода;
доходить до истины, не обращаясь за помощью к другим.
Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока. Чтобы самостоятельную работу успешно выполнили все дети, и сильные и слабые, необходимо тщательно готовить задания. Они должны быть составлены так, чтобы на всех этапах работы развивали интерес к предмету. Правильная организация и проведение самостоятельной работы повышают качество знаний учащихся, предупреждают неуспеваемость, с первых лет обучения воспитывают у детей привычку не терять ни одной минуты рабочего времени.
Умение работать самостоятельно вырабатывается постепенно. Уже в период обучения грамоте первоклассники учатся самостоятельно выполнять небольшие, кратковременные задания в работе с разрезной азбукой, в повторном чтении страниц азбуки, в работе над пониманием прочитанного, во время проверки домашнего задания, в чтении дополнительного материала.
Большую помощь в организации самостоятельной работы в букварный период оказывает тетради для печатания. В них учащиеся печатают буквы, схемы, раскрашивая их в определенный цвет (гласные – красные, согласные – синие или зеленые), зарисовывают предмет, название которого начинается с этой буквы. Позже печатают слоги, слова и целые предложения.
Все эти упражнения развивают логическое мышление, мышцы рук, способствуют развитию их самостоятельности.
На уроках чтения предлагаю самостоятельное перечитывание текста. Но перечитывание будет бессмысленно, если не давать целевые задания: разделить текст на части, найти главное в каждой части, озаглавить части, составить план; подчеркнуть непонятные слова и выражения, ответить на вопросы по содержанию прочитанного и т. д.
Подобные задания приучают детей внимательно вчитываться в каждое слово и выражение, что обеспечивает сознательность чтения.
Русский язык занимает особое место в системе начального обучения, ведь усвоение всех школьных предметов идет с помощью языка. Развитие устной и письменной речи учащихся без их активной деятельности невозможно, поэтому ставлю перед собой задачу - заинтересовать школьника изучением русского языка, зажечь в нем желание больше знать, многое уметь, глубже понимать.
На уроках русского языка предлагаю учащимся самостоятельные работы различного характера:
составление предложения из разрозненных слов;
составление и предложений по картинке;
работа со словарем, с определенными заданиями;
деление текста на предложения;
из данного текста выписать слова с безударными гласными, со звонкими и глухими согласными и т. д.;
определить количество орфограмм в предложениях;
сочинения-миниатюры по опорным словам, по картине, на определенную тему;
ответить на вопросы;
вставить в тексте пропущенные орфограммы или слова и т. д.
Стараюсь, чтобы каждое упражнение заключало в себе такую задачу, решение которой потребует от ученика умственного напряжения.
При самостоятельной работе использую наглядность, игровые моменты, подбираю тексты воспитывающего или поучающего характера.
На уроках математики подбираю материал и задания для самостоятельной работы с таким расчетом, чтобы они были посильны детям, служили базой для изучения новой темы и способствовали лучшему ее усвоению, чтобы работа заинтересовала учащихся, приносила пользу.
Например: написать ряд чисел и вставить пропущенное число;
нарисовать столько кружков, сколько яблок и столько треугольников, сколько груш;
нарисовать последовательно предметы и обозначить их цифрами;
разложить числа на два слагаемых;
записать примеры на сложение, в которых сумма равна 12;
записать примеры на умножение, в которых произведение равно 24;
используя числа 9,8,2,4,6, составить различные трехзначные числа;
решить примеры-шутки, где зашифрованы какие-то фразы («Молодец», «Будь здоров» и т. д.
Математику любят те учащиеся, которые умеют самостоятельно решать задачи. Слабые же часто затрудняются. Ученик не справился с решением задачи, и ему становится не интересно на уроках, появляется безразличие к предмету. А безразличных может и не быть, если учитель учтет возможности каждого ученика при организации самостоятельной работы, даст доступное для него задание.
Обучение детей решению задач требует от учителя творческого отношения. Задача учителя – тщательно продумывать весь процесс самостоятельного решения задачи: Я заранее намечаю вопросы для слабых учащихся и дополнительный материал к задаче сильным ученикам.
При работе над задачами использую различные виды дифференцированной помощи: чертежи, запись условия задачи, схемы, рисунки, таблицы, наводящие вопросы и т. д.
Такая организация самостоятельной работы помогает сильному ученику проявить свои творческие способности, а слабому дает возможность познать радость труда – найти правильный путь решения, используя эту помощь.
Организованная самостоятельная работа учащихся над решением задачи способствует развитию мышления и творческих способностей детей. Самостоятельно решенная задача приносит каждому ученику радость, удовлетворение, желание хорошо учиться, чувство уверенности в себе.
При решении всех вопросов организации самостоятельной работы учащихся, придерживаюсь главной цели – максимальное использование рабочего времени на уроке. А успешное выполнение этой задачи развивает у учащихся навык самостоятельной работы и обеспечивает им глубокие и прочные знания.
МОУ «Ялгинский лицей»
Выступление на семинаре
классных руководителей
«Организация совместной работы учителя и семьи»
Учитель
начальных классов
Г.П. Мартынова
саранск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация совместной деятельности учителя с ребенком в системе развивающего обучения"
Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Личностно-ориентированная направленность и г...
Совместная работа учителя информатики с учителем начальных классов по адаптации первоклассников с использованием ИКТ»
Как помочь учителю начальных классов освоить компьютерные технологии, рекомендации по созданию презентаций, работа с интерактивной доской....
Организация совместной деятельности учителя- логопеда, педагога- психолога, и учителя начальных классов по профилактике школьной дезадаптации ребенка с речевым недоразвитием
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического и логопедического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подгото...
Направления и содержание совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушения письменной речи.
Данный материал предназначен для учителей начальных классов и учителей-логопедов, работающих с обучающимися начальной школы и содержит материал о направлениях и формах взаимодействия педагогов. Презен...
Методы и приемы организации совместной деятельности учителя и обучающихся на уроках ОРКСЭ
Как выстроить взаимодействие и сотрудничество с обучающимися в процессе изучения культурологического курса, направленного на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, сост...
Организация совместной деятельности школы и семьи
выступление на педсовете....
Роль учителя – дефектолога в организации совместной работы педагогов по коррекции нарушений развития у детей с РАС
Материал включает доклад и презентацию по организации совместной работы педагогов ресурсного класса по коррекции нарушений развития у детей с расстройством аутистического спектра в период адаптации...