Формирование УУД на уроках обучения грамоте
материал по теме

Ткаченко Татьяна Алексеевна

" Скажи мне, и я забуду. Покажи мне- и я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и я научусь" Конфуций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

  Слайд 1 

Для начальной школы в современных условиях приоритетом является формирование учебной деятельности, как желания и умения учиться , развития познавательных интересов, ответственного отношения к своей деятельности и ее результатам. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Мне бы хотелось остановиться на тех приемах, которые помогают формированию метапредметных УУД, т.к. задача нашей школы на 2015-2016 уч.год звучит так : «Формирование метапредметных результатов через систему интегрированных уроков и внеурочной деятельности»

   УУД , их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенции учащихся, в том числе социальной и личностной.

Сегодня учитель при подготовке к уроку должен задать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы повысить интерес к учебном у материалу, чтобы ученик хотел учиться? Чтобы ясно осознал, работая над учебным материалом, зачем это ему нужно». В своей работе я применяю много презентаций, фильмов- это все очень доступно, но сегодня я покажу работу учителя, а не красивое яркое шоу. Хочу обратить внимание на минимальное использование подручных средств.

Слайд2

«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь». Конфуций

Слайд3

Учителя нашей школы не сегодня и не вчера пришли к этой теме. Ещё в 2007 году, когда школа стала пилотной площадкой по внедрению стандартов второго поколения, группе учителей пришлось вникнуть в новые требования стандартов. Таким образом появилась книга «Основная образовательная программа. Начальная школа», в которой изложены не только теоретические вопросы, но и расписаны механизмы формирования УУД на ступени начального общего образования.

Слайд4

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Мы не только сами должны хорошо разбираться в метапредметных действиях, результатах, но и приучать к этому детей.

Слайд 5

Цель- целеполагание предусматривает умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать ее в познавательную.                                                      

План –планирование предполагает умение применять установленные правила, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Контроль – это умение сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона.

Оценка –это умение учеником выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определить качество и уровень усвоения, установить соответствие полученного результата поставленной цели.

Слайд 6

Каждому учителю раздать стикеры. Каждую технологию, которую они применяют, отмечать «елочкой»- это методика Фишбоун. Слово фишбоун дословно переводится как  «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся разбить общую проблему на ряд аргументов и причин. Визуальное изображение похоже на рыбную кость. Если расположить вертикально, то на елочку.  У учащиеся, овладевающих этой стратегией преобладают такие метапредметные компетенции, как критическое мышление, взаимодействие в группах, планирование и осуществление исследовательской деятельности.

Регулятивные УУД

  • Вход в урок:

учитель начинает урок с "настройки".  Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например: сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленький устный опрос- основная его цель настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой. (показ видео)

  • Работа в группах:  причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.
  • Работа в парах:

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока. Первое, чему нужно научить учеников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

  • Светофор:

Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем: «Светофор».

  • Мордашки: Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение. ( В дневниках на каждый день есть кружок, где дети рисуют смайлик)

Слайд 7

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Слайд 8

Коммуникативные УУД

  • Взаимопроверка

  • Организация работы в группах
  • Советуйтесь:

учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы
отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.

  • Театрализация: Разыгрывание сценок на учебную тему, постановка

отрывков сказок, рассказов, озвучивание персонажей сказок и героев  

мультфильмов

  • Деловая игра « Я- учитель» :

Использование такой формы урока, как деловая игра, можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого учащегося вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.          Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь с удовольствием играя, как правило, не замечаешь процесса обучения.

Слайд 9

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Овладев информационными действиями, ученик научится строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач, устанавливать аналогии, обобщать и выделять общности для целого ряда или класса единичных объектов.

Познавательные УУД

  • Дай себе помочь:

учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение). (задания в учебнике –составь словарный диктант- поиск информации)

  • Да» и «нет»:

Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит":

  • связывать разрозненные факты в единую картину;
  • систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • слушать и слышать учеников.

Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами "да", "нет", "и да", "и нет".

  • Волшебная палочка:

Волшебная палочка передается в классе в произвольном порядке, сопровождается речью по заранее заданному правилу.  Например передающий называет любое число , а другой на 2 больше и т.д. На русском языке сущ+ прил= глагол.

               

     Слайд 10

     Подведение итогов по технологии Фишбоун : это елочки зеленого цвета, рыба- синего, а следы по стране Знаний –желтые.

             

              Таким образом включение в урок нестандартных ситуаций использование новых педагогических приемов, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения, способствует формированию УУД у учащихся, дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию., принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

Слайд 11

          Всего Вам доброго! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме Буквы Щ,щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения.

Урок обучения грамоте проводится в конце букварного периода.Способствует развитию познавательного интереса,обобщению знаний учащихся об изученном звуке.Дети учатся понимать прочитанное и применять пох...

урок обучения грамоте. Тема: "Формирование навыка различения звуков С, Ш."

Урок  учителя начальных классов совместно с педагогом-логопедом.Задания педагога-логопеда выполняют коррекционную функцию, способствуют развитию фонематического восприятия, направлены на эмоциона...

Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.

Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...

Формирование УУД на уроках обучения грамоте

В данной статье делюсь опытом работы по формированию УУД на уроках обучения грамоте (УМК "Школа России", учебник В.Г.Горецкого "Азбука")...

Презентация на тему : " Формирование УУД на уроках обучения грамоте в начальной школе".

Данную презентацию можно испольвавть в соей педагогической практике....

Доклад "Формирование УУД на уроках обучения грамоте. "

Методологической основой учебников системы «Начальная школа 21 века», в том числе и Букваря, является системно-деятельностный подход, цель которого в первую очередь – научить детей у...

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ( ЧТЕНИЕ ) В 1-ОМ КЛАССЕ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ

Тема урока: Согласные буквы “Ч(ч)”, обозначающие мягкий согласный звук [ч’].Изготовление опорной схемы для рассказа – сообщения о букве “Ч(ч)” и звуке [ч’], к...