Методический семинар: "Формирование у младших школьников основ умения учиться"
материал по теме

Зимулькина Надежда Александровна

Методическая идея на конкурс "Учитель года 2018"

Видеозапись с речевым сопровождением размещена : https://drive.google.com/file/d/19eU4qZ7zNrMcnCyfk...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_ideya_zimulkina_n.a.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Зимулькина Н.А.

МБОУ «Инсарская СОШ №1»

Формирование у младших школьников основ умения учиться

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться». Cлова, сказанные Элвином Тоффлером ещё в прошлом веке, в веке двадцать первом приобретают еще большую актуальность и значимость. В мире, который динамично и активно развивается, человеку необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком и объемом информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование. Современное образование должно стать процессом личностного развития ученика, так как социальный заказ государства направлен на формирование компетентной, высокоинтеллектуальной и конкурентоспособной личности.

К сожалению, реалии сегодняшнего дня таковы, что с одной стороны, из года в год учителями отмечается снижение познавательной активности у учащихся. С другой стороны, мы наблюдаем увеличение объёма контролируемых знаний.

Передо мной, как перед учителем, вставал вопрос: «Как сделать так, чтобы на уроках дети не только усваивали учебное содержание, но и у них формировалась мотивация к познанию, не угасала любознательность, формировалось желание искать новые знания и учиться их применять  в жизни?»

Задолго до прихода в школу ФГОС я размышляла: «Каким я хотела бы видеть идеального ученика на уроке? Какие качества я хотела бы видеть у своих выпускников?» В ответах видела противоречие. С одной стороны, я хотела учить усидчивых и внимательных, слушающих и понимающих учителя детей, а с другой – хотела, чтобы дети были самостоятельны, имели свою точку зрения, а, самое главное, умели поставить для себя проблему и находить пути ее решения. Я понимала, что необходимо найти такие формы и технологии работы, которые повысили бы роль самостоятельности учащихся и выработали в них желание «докопаться до истины».

 Моя задача педагога – не только преподавать свой предмет, а развивать личность каждого ребёнка его средствами. Заповедь педагогики сотрудничества: «Не с предметом к детям, а вместе с детьми к предмету и к себе».

Одной из технологий, которая помогает обеспечить достижение в комплексе предметных, метапредметных и личностных результатов, включить учащихся в активный познавательный процесс, позволяющий самим искать, пробовать, удивляться и находить истину, а не получать эту истину готовой из уст учителя, является проблемно-диалогическое обучение.

Технология проблемного диалога не выросла на пустом месте. Она стоит на трёх китах: психологии мышления и творчества, проблемном обучении и учебном диалоге; целиком построена на лучших российских педагогических традициях и исследованиях последних лет, полностью учитывает особенности детской психики, закономерности восприятия.

Изучая опыт А.М. Матюшкина, Е.Л. Мельниковой и других авторов, которые являются основоположниками проблемного диалога, я вижу актуальность использования данной технологии. На мой взгляд, диалог является ведущей формой общения, на которой выстраиваются современные образовательные технологии.

Осмысление предметной специфики проблемного диалога – важная задача для каждого учителя, применяющего эту технологию, так как работать интуитивно чревато просчётами и ошибками. Проблемно-диалогическое обучение предоставляет учащимся возможность максимально усваивать новый материал на уроке. На занятиях дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила, получая радость открытия. Кроме того, ребята увлеченно включаются в поисковую деятельность, что помогает им овладевать приёмами самостоятельной работы.

Урок – это много или мало? Почему один урок пролетает как минута, а другой тянется вечность? Вывод прост: на одном уроке дети - пассивные слушатели, а на другом – творцы и открыватели нового!

Человек начинает мыслить только тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения.

На своих уроках я создаю проблемные ситуации с учётом реальных противоречий, значимых для детей, что является мощным источником мотивации познавательной деятельности, активизирует и направляет мышление.

При постановке учебной проблемы я использую три основных метода:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;
  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с мотивирующим приемом.

Опыт показывает, что торжественно объявленная новая тема чаще всего не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок. Мне, как учителю, очень важно, чтобы мои ученики с радостью, и желанием каждый день приходили в школу. Где же выход?

Ребят надо увлечь. Для этого использую сообщение темы с мотивирующим приемом, условно называемым «яркое пятно» или «актуальность», «интригу в коробочке», способную захватить внимание учащихся, помочь им в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы.

На уроках помогаю ученикам сначала сформулировать тему или вопрос для исследования,  а затем стараюсь организовать «открытие» школьниками новых знаний посредством подводящего диалога, добиваясь тем самым понимания материала, ибо нельзя забыть то, что ты открыл сам.

Вопросы и задания, рассматриваемые на уроках, различаются по характеру и степени трудности, но всегда составляются с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.

Не менее важным считаю диалог, побуждающий учащихся к выдвижению и проверке гипотез, направленный на развитие творческих способностей моих учеников. Именно он вызывает у учащихся эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Мысль ребенка словно делает скачок к неизвестному. 

Открытый урок развития речи в 3 классе я построила в соответствии с принципами  технологии проблемного обучения.

        Считаю, что использование данной технологии помогает мне и в организации внеурочной деятельности и в работе с родителями.  Наблюдения показывают, что классный коллектив формируется быстрее, ребятами приобретаются навыки общения, волевые качества. Они учатся смело высказывать свою точку зрения, отстаивать её или принимать чужую, но верную. Я же в свою очередь отмечаю более высокий уровень развития познавательной активности, глубину и осознанность усвоения учебного материла.

Анализ процесса и результатов учебной деятельности учащихся (по моим наблюдениям) свидетельствует о том, что большая часть детей уже во втором классе способна самостоятельно поставить проблему, предложить способы ее решения, реализовать эти способы и выйти на результат: «Я сам! Сам докопался до истины! Сам (или в сотрудничестве с ребятами и учителем) открыл для себя новое знание и понял, как его буду использовать!» А это есть мой главный методический результат!

Отмечу, что технология проблемного диалога может быть реализована на любом предметном содержании любой образовательной системы, так как разрешение проблемных ситуаций приучает учащихся к умственному напряжению, способствует формированию универсальных учебных действий.  Ибо, как говорил Сократ: «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам».

Проанализировав результаты своей работы, я вижу, что нахожусь на правильном пути использования технологии проблемного диалога. Но в моей практике этот процесс не прекращается до сих пор: зачастую находятся новые нестандартные решения, оттачиваются мелкие детали, появляются новые формы и методы организации работы.

В заключении желаю  всем здоровья и добра, развития и вдохновения, полета мысли и творчества, успешности, профессионального мастерства, движения вперед, любознательных учащихся, ибо девиз нашего конкурса «Профессионализм. Творчество. Сотрудничество. Успех»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар: Формирование УУД у младших школьников посредством метода «Интеллект-карт».

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться....

Презентация "Методический семинар" Формирование у младших школьников информационной компетентности

Переход  к информационному обществу выдвигает социальный заказ педагогам на подготовку личности с адекватной ориентацией в информационном пространстве, способностью принимать решения в нестандарт...

Методический семинар «Формирование ключевых компетенций младших школьников через технологизацию учебного процесса».

Методический семинар на конкурс "Учитель года 2015" на тему: "Формирование ключевых компетенций младших школьников через технологизацию учебного процесса"...

Презентация к методическому семинару «Формирование ИКТ-компетентности младших школьников»

Презентация к методическому семинару «Формирование ИКТ-компетентности младших школьников»....

Методический семинар «Формирование ИКТ-компетентности младших школьников»

Основной целью применения информационно-коммуникационных технологий считаю повышение результативности, т.к. информационно-коммуникационные технологии помогают активизировать познавательную деятельност...

Выступление на городском семинаре «Формирование речевой культуры младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО».

Выступление на городском  семинаре «Формирование речевой культуры младшего школьникав урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО»....