Методический семинар «Формирование ИКТ-компетентности младших школьников»
методическая разработка
Основной целью применения информационно-коммуникационных технологий считаю повышение результативности, т.к. информационно-коммуникационные технологии помогают активизировать познавательную деятельность и сделать образовательный процесс более эффективным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методический семинар «Формирование ИКТ-компетентности младших школьников» | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсное задание «Методический семинар»
Тема семинара «Формирование ИКТ-компетентности младших школьников»
Селина Елена Владимировна,
учитель начальных классов и технологии
МБОУ Верхнекужебарская СОШ
СЛАЙД 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я хотела бы представить Вашему вниманию методический семинар на тему «Формирование ИКТ- компетентности младших школьников».
СЛАЙД 2. В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в этом играет владение современным человеком ИКТ.
Основной целью применения информационно-коммуникационных технологий считаю повышение результативности, т.к. информационно-коммуникационные технологии помогают активизировать познавательную деятельность и сделать образовательный процесс более эффективным.
Для достижения этой цели ставлю следующие задачи:
- Развить высокую мотивацию к обучению, интерес к предмету
- Поспособствовать снижению дидактических затруднений учащихся при осуществлении проектной деятельности.
- Повысить творческий потенциал младших школьников.
- Повысить активность и инициативность на уроке.
Я считаю, что компьютер – важное звено в обучении. ИКТ помогают оживить уроки, выступают в роли яркого наглядного образа, позволяющего обучающимся начальной школы лучше усвоить программный материал. Ребятам нравится учить сказочных персонажей, исправлять ошибки, помогать выходить из трудных ситуаций героям, предлагать свои пути решения, при этом дети непринуждённо общаются, не боятся высказать своё мнение или принять другое обоснованное решение.
СЛАЙД 3. В этой связи К.Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету». Какой бы сложной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1- 4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.
Обучающиеся начальной школы легко осваивают принцип владения компьютером. Сегодня существует много простых обучающих игр, которые помогают закреплять основные знания, способствуют развитию ребенка, расширяют его кругозор. Задача родителей и педагогов – поощрять ребенка использовать компьютер в познавательных и образовательных целях, помогать ему. Владение компьютером естественным образом вписалось в учебный процесс.
Сейчас созданы специальные обучающие программы и web-сайты, где дети могут в игровой форме освоить алфавит, счет, геометрические фигуры, научиться различать цвета, в игровой форме изучать учебный материал и многое другое.
Использование информационно-коммуникационных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Поэтому нам учителям необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам:
-техническое (быстро, оперативно посмотреть и прослушать фрагмент видео и др.)
- дидактическое (создание эффекта присутствия «Я это видел!», у обучающихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше).
СЛАЙД 4. Уже 16 лет я использую ИКТ в своей практике работы учителя по следующим направлениям:
- Ведение документации.
- Методическая работа, повышение квалификации.
- Работа с родителями.
- Воспитательно-образовательный процесс.
ИКТ мне помогают:
· создавать и подготавливать дидактические материалы (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
· создавать мониторинг по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
· создавать текстовые работы;
· обобщать методический опыт в электронном виде и т. д.
СЛАЙД 5. Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1.Для обозначения темы урока.
2.В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3.Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.).
4. Для контроля учащихся.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" – переводится с английского как "представление". Как писал великий педагог К. Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ, позволяющий демонстрировать наглядность без потёртых и помятых уголков и наклеивания репродукции на картон. В таком формате мы не только откажемся от излишнего использования природных ресурсов (бумаги, например), но и будем продуктивно использовать рабочую площадь обычной доски, не занятой плакатами и таблицами.
Из опыта работы по использованию ИКТ
В своей работе я использую ИКТ на различных уроках.
СЛАЙД 6.
- Математика. На уроках с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, часто использую различные виды устного счёта, включаю задачи на сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, ребусы. Это способствует развитию творческих способностей обучающихся. Осуществляю самостоятельную работу и её проверку при помощи мультимедиа.
- Русский язык и чтение. Использую видеоуроки: «Уроки тетушки Совы». В первом классе при изучении новых букв применяю презентации с правописанием букв. При знакомстве с новым словарным словом использую загадки, ребусы, пословицы, демонстрирую иллюстрации на компьютере. Предлагаю детям исправить ошибки в тексте с последующей проверкой.
- Физминутка.
- Окружающий мир. Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, времена года, животные, моря, океаны – всё это можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады делают урок увлекательным, а, следовательно, запоминающимся.
- Технология. В презентации можно изложить последовательность изготовления изделия-поделки, исторические данные изготовления костюмов, инструментов. Посмотреть виртуальные экскурсии производства различных изделий на предприятиях.
СЛАЙД 7.
ИКТ я широко использую во внеклассной работе с обучающимися. Прежде всего, это подготовка и оформление различных сообщений, проведение внеклассных мероприятий, классных часов, оформление классного уголка. При проведении традиционных праздников: «День Знаний», «День Матери», «Новый год», «23 февраля», «8 марта», «Прощай, начальная школа» тоже не обходится без возможностей ИКТ.
Что дают такие уроки обучающимся?
- Поднимается уровень интереса к предмету.
- За счёт повышенного интереса существенно повышается качество знаний.
- При помощи яркого наглядного материала легко воспринимать даже самые трудные темы.
- Желание учиться ради познания, а не ради оценки.
Что дают такие уроки мне, как учителю?
- Возможность более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему.
- Использование разнообразной наглядности (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыка)
- Повышение качества обучения за счёт живого интереса ребёнка к предмету.
- Подготовка обучающихся начального звена к переходу в среднюю школу, умение на практике использовать свои знания и умения.
СЛАЙД 8. Сформированность предметных результатов подтверждается тем, что успешность обучения ежегодно составляет 100% при качестве 67-75%. Ребята занимают призовые места в интернет-олимпиадах и конкурсах различного уровня.
При выходе из начальной школы мои обучающиеся умеют создавать документы в программе Word и PoverPoint, задавать поиск необходимой информации в сети Интернет.
СЛАЙД 9. В апреле 2020 года из-за распространения новой коронавирусной инфекции все учащиеся были переведены на дистанционное обучение. В этот период мне помогло владение ИКТ. Один из самых доступных способов организации дистанционного обучения – это использование всевозможных образовательных платформ, например, я использовала в этот период образовательную платформу Учи.ру – лидер в сфере цифрового школьного образования. На Учи.ру разработаны интерактивные упражнения по всем предметам для начальной школы. Количество заданий, которые может выполнить ученик за один день регламентированы нормами СанПиН, при ошибочном выполнении ученик получает ещё задания, пока не научится выполнять его правильно.
С платформой Учи.ru я познакомилась ещё в 2017 году. Учи.ру – это интерактивная образовательная платформа, полностью соответствующая ФГОС. Образовательная платформа рассчитана на базовый уровень, но позволяет и работать с одарёнными детьми. На сайте Учи.ру регулярно проводятся бесплатные предметные олимпиады. Платформа даёт возможность каждому ученику осваивать учебный материал в игровой форме. Возрастает интерес учащихся к школьным дисциплинам, даже у не очень мотивированных детей, усвоение материала происходит практически без пробелов, следовательно, повышаются образовательные результаты. Все мои обучающиеся справились с этим новым видом работы для них.
СЛАЙД 10. Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и мне. Они предоставляют много возможностей для саморазвития и повышения качества образования.
СЛАЙД 11. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Формирование коммуникативной компетентности младших школьников.
Данное методическое пособие предназначено для учителей начальных классов. Представлено в форме проекта. В нем раскрыта цель и задачи. Определена содержательная характеристика понятия " коммуникативная...
«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...
Методический семинар: Формирование УУД у младших школьников посредством метода «Интеллект-карт».
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться....
Методический семинар «Формирование ключевых компетенций младших школьников через технологизацию учебного процесса».
Методический семинар на конкурс "Учитель года 2015" на тему: "Формирование ключевых компетенций младших школьников через технологизацию учебного процесса"...
Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...
Презентация к методическому семинару «Формирование ИКТ-компетентности младших школьников»
Презентация к методическому семинару «Формирование ИКТ-компетентности младших школьников»....