«РЕБЁНОК С АУТИЗМОМ В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ»
статья на тему
Мой педагогический стаж - 26 лет. И снова я встречаю первоклассников. Среди них я вижу особого ребёнка, у него аутизм. Школа на практике реализует принципы инклюзивного образования. Возникло очень много вопросов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»
ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЕКТ
НА ТЕМУ:
«РЕБЁНОК С АУТИЗМОМ В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ»
Автор проекта: Т.П.Болькина,
слушатель курсов
повышения квалификации по проблеме
«Особенности воспитания и обучения
детей в условиях введения ФГОС»
Саранск 2016
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
- Какие особенности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)?____________________________________________________ 3
- Ребенок с РАС будет учиться в обычном классе? Что такое ресурсный класс? Какие задачи решает учитель ресурсного класса? Что входит в его обязанности?____________________________________________ 4
- Зачем обычным детям учиться вместе с детьми с аутизмом? Что им это дает?______________________________________________________ 6
- Среди детей с РАС школьного возраста есть неговорящие дети. Когда они заговорят, и от чего это зависит?___________________________ 6
- По какой программе будет учиться ребенок с РАС?_______________ 7
- Могут ли дети с РАС представлять собой опасность для обычных детей?_____________________________________________________ 8
- Детям свойственно повторять друг за другом слова и действия. Не станут ли дети с РАС примером плохого поведения для других детей? Есть ли способы этого избежать?______________________________ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________ 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ__________________________ 10
Мой педагогический стаж - 26 лет. И снова я встречаю первоклассников. Среди них я вижу особого ребёнка, у него аутизм. Школа на практике реализует принципы инклюзивного образования. Возникло очень много вопросов:
- Какие особенности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)?
- Ребенок с РАС будет учиться в обычном классе? Что такое ресурсный класс? Какие задачи решает учитель ресурсного класса? Что входит в его обязанности?
- Зачем обычным детям учиться вместе с детьми с аутизмом? Что им это дает?
- Среди детей с РАС школьного возраста есть неговорящие дети. Когда они заговорят, и от чего это зависит?
- По какой программе будет учиться ребенок с РАС?
- Могут ли дети с РАС представлять собой опасность для обычных детей?
- Детям свойственно повторять друг за другом слова и действия. Не станут ли дети с РАС примером плохого поведения для других детей? Есть ли способы этого избежать?
Я поставила цель рассмотреть подробнее эти вопросы и найти ответы на них.
1. Какие особенности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)?
Иногда дети с РАС отличаются от других детей настолько мало, что их особенности заметны только специалистам. Но все-таки чаще особенности детей с РАС отчетливо проявляются при общении с ними.
Ребенок может ни разу не взглянуть на собеседника или не поддерживать контакт глазами во время разговора, при этом ничего не отвечая, так что складывается впечатление, что он не замечает, что к нему обращаются. Бывает и обратная ситуация: ребенок может говорить на интересующие его темы без остановки, не видя, что собеседник потерял интерес к разговору и хочет его завершить. Детям с РАС, как правило, непонятны скрытые мотивы поступков других людей, им почти недоступно понимание иронии собеседника, а также употребление слов в переносном значении.
Чаще всего дети с РАС имеют особенности речевого развития, которые могут варьироваться от полного отсутствия речи до небольших особенностей в интонациях.
Некоторые дети с РАС учатся читать довольно рано, даже до того как начинают говорить фразами, и запоем прочитывают чуть ли не всю школьную программу еще до того, как они поступят в школу, или настолько серьезно увлекаются каким-то предметом, например историей, что знают школьную программу по этому предмету не хуже учителя.
Но у большинства детей с аутизмом интеллектуальное развитие происходит неравномерно: сильными сторонами часто являются зрительное восприятие, внимание к деталям, большой объем механической памяти. Слабыми сторонами часто оказываются непонимание общего смысла текста и пересказ прочитанного заученными фразами или фрагментарное восприятие устной речи, что может, например, затруднить занятия математикой, потому что хотя ребенок умеет выполнять арифметические действия, ему не удается понять условие задачи.
У многих детей с РАС есть особенности развития сенсорной сферы. Некоторые дети не переносят громких звуков или яркого света, сильным раздражителем также может стать запах или прикосновение (причем окружающим все это, как правило, не доставляют никаких неудобств). То, что может восприниматься как странности в поведении, часто является реакцией ребенка на сенсорные раздражители, причиняющие ему большие неудобства, а иногда даже боль.
Дети с РАС могут успокаивать себя при помощи привычной стимуляции. Например, при воздействии яркого света или громкой музыки некоторые дети могут трясти кистями рук, или подпрыгивать на месте, или катать колесики у игрушечной машинки, держа ее максимально близко к глазам. Механизмы этих действий похожи на те, которые мы демонстрируем, покачивая ногой или накручивая волосы на палец при неприятном разговоре или долгом ожидании.
Странности в поведении ребенка с РАС (так же как любое странное поведение ребенка без РАС) могут получить объяснение специалиста, и с помощью практических занятий с ребенком и его родителями такое поведение может быть изменено.
2. Ребенок с РАС будет учиться в обычном классе?
Конечно, само по себе пребывание ребенка с РАС в общеобразовательной школе не гарантирует эффективного обучения академическим навыкам. Но создание специальных условий (ресурсный класс, адаптированная программа, помощь тьютора), а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели для подражания и среды для общения помогает ребенку с РАС быть более успешным в освоении школьной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации.
После школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы на то, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с аутизмом, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику коррекционной школы.
Для детей с РАС создаются ресурсные классы, в которых проводится подготовка к обучению в обычном классе.
Ресурсный класс — это отдельный кабинет для специальных занятий, где ученики с РАС могут заниматься по специальной программе, составленной в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями.
Ученики с РАС посещают часть уроков в ресурсном классе, а часть — вместе со своими одноклассниками в общеобразовательном классе. Учитель ресурсного класса может вести занятия в небольших группах или работать с ребенком индивидуально.
Учащиеся общеобразовательных классов также могут получать в ресурсном классе дополнительную помощь специалистов.
Решение о том, что ребенок с РАС готов к включению в обычный класс, принимает учитель ресурсного класса.
Решения о выборе уроков, которые ребенок будет посещать, об увеличении количества времени нахождения в классе, об уменьшении тьюторской поддержки, согласовываются с учителями общеобразовательного класса. При необходимости учитель ресурсного класса адаптирует учебные материалы под нужды ученика.
Учитель ресурсного класса — это ведущий специалист по организации работы с учениками с РАС в школе. Он должен иметь высшее специальное педагогическое образование. Оптимальным для работы в ресурсном классе является учитель-дефектолог.
Если работа ресурсного класса строится на основе Прикладного анализа поведения (АВА), учитель должен иметь дополнительное образование в этом направлении.
В обязанности учителя ресурсного класса входит:
— проведение диагностики особенностей развития учащихся ресурсного класса;
— проведение индивидуальных и групповых занятий с учениками, посещающими ресурсный класс;
— организация работы по коррекции нежелательных форм поведения у учащихся с РАС;
— составление, адаптация и корректировка образовательных и коррекционных программ и учебных планов;
— составление планов уроков ресурсного класса;
— адаптация учебных материалов с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
— адаптация учебных планов общеобразовательных классов для учащихся с РАС;
— составление рекомендаций по созданию в школе особых условий для учащихся с РАС;
— обучение тьюторов;
— консультирование родителей и работников школы;
— мониторинг эффективности образовательного процесса для учеников с РАС.
3. Зачем обычным детям учиться вместе с детьми с аутизмом? Что им это дает?
О преимуществах инклюзивного образования для обычных детей написано много научных работ учеными разных стран, где эта практика существует уже долгие годы. Например, доказано, что выпускники инклюзивных школ обладают более развитыми способностями к коммуникации, лучше понимают окружающих, демонстрируют большую гибкость и креативность. Кроме того, работа в инклюзивном классе, где созданы специальные образовательные условия, дает педагогам уникальный опыт. Педагог, понимающий непростые особенности ребенка с аутизмом, легко найдет подход к проблемам обучения у обычного ребенка, а если этого недостаточно, может воспользоваться помощью специалистов ресурсного класса, поэтому выигрывают все дети. Есть и другие преимущества.
В школе, где дети с раннего возраста учатся понимать особенности друг друга, возникает атмосфера доверия — и развиваются лучшие качества: толерантность, забота, доброта. И все дети чувствуют себя более комфортно.
4. Среди детей с РАС школьного возраста есть неговорящие дети. Когда они заговорят, и от чего это зависит?
Есть дети, которые никогда не будут пользоваться устной речью. Но для общения и передачи информации мы не всегда используем именно устную речь. У нас есть разные способы. Мы можем показать жестом, написать, напечатать, составить схему.
Для детей, не пользующихся устной речью, созданы разнообразные системы альтернативной коммуникации, используя которые они могут отвечать на вопросы, выражать просьбы, рассказывать о чем-то интересном, болтать с друзьями.
В школе должны быть созданы условия, при которых ребенок сможет использовать все возможные средства коммуникации, и тогда отсутствие устной речи не станет препятствием для учебы или общения со сверстниками.
5. По какой программе будет учиться ребенок с РАС?
Требования к программам описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с РАС. На данный момент существует четыре варианта образовательной программы, по которой могут обучаться ученики с РАС. Учитель ресурсного класса в сотрудничестве с учителями общеобразовательных классов при составлении программы должен определить, какие знания, умения и навыки являются наиболее приоритетными для данного ученика и в каком формате их усвоение будет наиболее эффективным: при индивидуальных формах работы, в ресурсном классе или в общеобразовательном классе, а также какие материалы, методы и приемы должны быть использованы при его обучении.
Требования к АООП обучающихся с расстройствами аутистического спектра
8.1 Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования. Данный вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, не имеющих ОВЗ, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1–4-е классы).
8.2 Адаптированная образовательная программа основного общего образования. Данный вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ОВЗ, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1–5-е классы) — для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1– 6-е классы) — для детей, не получивших дошкольное образование.
8.3 Адаптированная образовательная программа для учеников с умственной отсталостью. Этот вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, которое по содержанию итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с РАС, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1–6-е классы).
8.4 Специальная индивидуальная программа развития. Данный вариант предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития), получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1–6-е классы).
6. Могут ли дети с РАС представлять собой опасность для обычных детей?
Агрессивность не является отличительной чертой детей с РАС. Однако они могут обороняться в ответ на то, что они воспринимают как угрозу или насмешку.
Иногда поведение ребенка c аутизмом может выглядеть как агрессивное, когда он пытается сообщить о своих неприятных ощущениях, например — из-за слишком громких звуков или сильных запахов.
Важно помнить, что дети, у которых есть потенциально опасные формы поведения, не включаются в учебный процесс в общеобразовательном классе.
7. Детям свойственно повторять друг за другом слова и действия. Не станут ли дети с РАС примером плохого поведения для других детей? Есть ли способы этого избежать?
Возможно, что другие дети будут иногда повторять какие-то действия своих одноклассников с РАС. Но они не станут перенимать и присваивать данное поведение, потому что у них сформированы свои, привычные формы поведения для возникающих жизненных ситуаций.
Если у детей появятся вопросы, почему их одноклассник с РАС ведет себя именно так, важно объяснить им причины такого поведения и то, как ему можно помочь научиться вести себя по-другому.
Заключение
Очень часто слово «инклюзия» понимают превратно и ошибочно: как способ просто привести «особого» ребёнка в обычный класс. Это – удар, как для ребёнка, так и для среды. Инклюзия — другое. Когда абсолютно любой ребёнок может войти в класс, но ровно настолько, насколько он готов — психологически, физически, эмоционально, интеллектуально. Кто-то может просидеть в классе минуту, а кто-то целый урок.
Мой аутист Коля, например, уже ходит на все занятия. Но ребёнок, который может пробыть на уроке лишь минуту, ничуть не хуже того, кто посещает целый урок. Он также имеет право на образование, общение. Только в той степени, в какой он может его взять.
Аутисты могут и хотят общаться. Просто они очень быстро «перегружаются». Часто он не может зайти в класс, когда там много людей, или когда к вечеру уже не может говорить вслух, или по телефону. Это сенсорный перегруз. У этих детей он наступает очень быстро. Как только поведение ребёнка начинает мешать одноклассникам, он тут же покидает класс — таким образом, присутствие аутиста на уроке абсолютно никак не влияет на учебную программу и не мешает его одноклассникам в полной мере усвоить материал.
Мне, как педагогу, придётся решать сложную задачу – найти индивидуальный подход к ребенку, сбалансировать его умения и навыки. Не менее важно подстроиться к подопечному, ведь аутисты раскрываются только тогда, когда принимают ситуацию и впускают сопровождающего педагога в свое личное пространство.
Работа с ребенком не может принести заметного результата без помощи родителей. Каждый навык, приобретенный учеником в школе, становится устойчивым только после того, как родители закрепляют его дома.
У каждого ребенка-аутиста свой потолок возможностей, учитель должен его почувствовать и попытаться этот потолок поднять. Если это удается, дети начинают говорить, понимать учителя, даже участвовать в праздниках. Эта задача очень сложная, тем не менее, вместе с родителями можно ее решить
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Единая концепция специального федерального стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова // Альмонах : ИКП РАО. – 2009. – №13.
2. Зайцев, Д. В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Д.В. Зайцев // Педагогика. 2003. – №1. – С. 21–30.
3. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду / М. М. Прочухаева, Е. В. Самсонова – М. : Центр «Школьная книга», 2010. – 240 с.
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. – М. : ВЛАДОС, 2011. – 168 с.
- Карпунина, О. И. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в свете нового Федерального закона об образовании в Российской Федерации / О. И. Карпунина // Гуманитарные науки и образование : науч.-метод. журн. – 2013. – №1 (13). – С. 57 – 61.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.минобрнауки.рф.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.минобрнауки.рф.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.минобрнауки.рф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?
Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией, рекомендациями для профилактики возможных проблем....
Почему ребёнок не хочет идти в школу?
В данном материале содержаться практические советы для родителей ....
Конспект классного часа "Необычное путешествие на необычном поезде в обычной школе";2 класс
Классный час в игровой развлекательной форме для учащихся 2 класса....
Консультация для педагогов «Характеристика ребёнка в период поступления в школу и к концу обучения в начальной школе»
Публикуемый материал дает развернутую характеристику ребёнка в период поступления в школу и к концу обучения в начальной школе. Результаты обучения в начальной школе оказывают большое влияние на значи...
Реальность инклюзии. Необычный ребёнок в обычной школе
На базе МБОУ «СШ №29» города Смоленска была создана творческая группа учителей, неравнодушных к этой проблеме. В данной статье мы поделимся опытом и перспективными планами работы в данном направлении....
ДЕТИ С ОВЗ СО СТОРОНЫ ИНТЕЛЛЕКТА В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ. РЕАЛИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Международная научно-практическая конференция "Профессиональная деятельность педагога в условиях преемственности дошкольного и начального общего образования" г.Орехово-Зуево. Секция №4 "Организа...
Статья в сборнике материалов научно-практического семинара "Реальность инклюзии. Необычный ребенок в обычной школе"
Данный материал был представлен на VIII научно практическом семинаре "Актуальные вопросы учебной и воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...