ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
материал на тему
В данной статье рассмотрены особенности и роль раннего выявления неблагополучных семей. Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Также описаны признаки внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей; признаки неблагополучия и физического насилия в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_osobennosti_vyyavl._neblag._semey.docx | 320.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка – главная роль семьи.Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье: * социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска); *медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами); * социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями); * социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями); * психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители; * криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и нормы преступной субкультуры). Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная. | «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» В. А. Сухомлинский «Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» В. А. Сухомлинский «Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями — первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания» В. А. Сухомлинский «Мать, помни: ты - главный воспитатель, главный педагог» В. А. Сухомлинский «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца» А.С. Грибоедов | МБДОУ «Детский сад № 103» г. Чебоксары Особенности выявления неблагополучных семей «Наши дети – это не случайные гости в нашем доме. Они предоставлены нам как бы на время, взаймы, для того, чтобы мы любили их и внушали им основы тех человеческих ценностей, на которых будет строиться их будущая жизнь. А нам, родителям, придется давать отчет перед Богом в том, как мы исполнили эту свою обязанность» (Д. Добсон) | |
Механизм выявления неблагополучных семей Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, педагогов и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия. | К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:
Признаки физического насилия в семье проявляются:
| Признаки неблагополучия в семье:
2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде. 3.Ребенок приходит из дому со следамипобоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин. 4. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада. 5. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода. 6. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются. 7. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий. 8. Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность начальной школы и дошкольных образовательных учреждений.
Выступление на семинаре, посвященному вопросу преемственности в работе воспитателей детского сада (подготовительные группы к школе) и учителей начальной школы, набирающих первый класс....
Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении
- Конспекты непосредственной образовательной деятельности.- Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении- Консультации и рекомендации для родителей...
Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении
- Конспекты непосредственной образовательной деятельности.- Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении- Консультации и рекомендации для родителей...
Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"
Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, ба...
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.
Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...
Анкета для родителей по выявлению неблагополучных семей
Анкета для родителей по выявлениюнеблагополучных семей...