Компетентностный подход в современном образовании
статья на тему
Компетентностный подход в современном образовании
Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самореализации, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества - одна из главных задач начальной школы, которая направлена на обеспечение начального образования.
В эпоху «информационной цивилизации» актуальность решения этой задачи возрастает. В связи с этим, целью нашей работы стало развитие творческих способностей учащихся, как одной из базовых компетентностей. Цель компетентного подхода - обеспечение качества образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podhod_v_sovremennom_obrazovani1.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход в современном образовании
Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самореализации, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества - одна из главных задач начальной школы, которая направлена на обеспечение начального образования.
В эпоху «информационной цивилизации» актуальность решения этой задачи возрастает. В связи с этим, целью нашей работы стало развитие творческих способностей учащихся, как одной из базовых компетентностей. Цель компетентного подхода - обеспечение качества образования.
Понятия – «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования.
В словаре С.И. Ожегова дано следующие определение:
Компетентностный 1. Знающий, осведомленный…
2. Обладающий компетенцией…
Компетенция 1. Круг вопросов, в которых кто – нибудь хорошо
осведомлен.
2. Круг чьих – то полномочий.
Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, еще не устоялся. Выделяют некоторые существенные черты этого подхода.
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
К числу таких принципов относятся следующее:
- смысл образования заключается в развитии способности самостоятельно решать проблемы на основе использования социального опыта;
- содержание образования представляет собой социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
- смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения проблем;
- оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности.
Какие же изменения в обществе обусловили поиск новой концепции образования?
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должны готовить своих учеников к жизни. Дети, которые сейчас пришли в школу, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно в 40 – 60 годах XXI века. Каким будет мир тогда трудно себе представить, в том числе и школьным учителям. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности.
Другое изменение в обществе заключается в развитии процессов информатизации. Считается, что в выигрыше будут те люди, которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать ее для решения своих проблем.
Школа всегда стремилась реагировать на изменения в обществе, изменения в социальных требованиях к образованию.
Такая реакция выражалась в изменении программ по учебным предметам или в ведении новых предметов, т.е. увеличение объема знаний.
Сейчас можно уверенно сказать, что таким изменениям невозможно достичь нового качества знаний.
Современные педагоги рекомендуют использовать другой путь – изменить подход к содержанию целей образования.
В начальной школе сегодня представлены различные дидактические системы и образовательные программы. В связи с этим, интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплектов. На базе школы работаем по развивающей системе Л.В. Занкова, по традиционной программе, комплект учебников «Школа России» и «Гармония».
С позиции традиционного подхода, чем больше знаний приобрел ученик, тем лучше, тем выше его образованность.
С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью на основе имеющихся знаний решать проблемы различной сложности.
В традиционной системе звучит вопрос – что нового ученик узнал на уроке? Компетентностный подход предполагает вопрос – чему научится ученик?
С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено следующее определение: компетентность – способность действовать в ситуации неопределенности.
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных проблем.
В «Концепции модернизации российского образования» говорится о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности.
Необходимость совершенствования педагогических знаний, появления новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностного - ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условии модернизации современного образования. Все учителя проходят профессиональную подготовку в ИППК города Благовещенска, московские заочные курсы по развивающей системе Л.В. Занкова. Принимают участие в авторском семинаре академика Российской Академии Образования, доктора психологии, профессора Амонашвили. Участвуют в областной НПК.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Ежегодно принимают участие в всероссийских конкурсах.
Авторы стратегии модернизация российского образования приводят следующие базовые компетентности:
- ценностно – смысловая компетентность – способность учащихся видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль.
- учебно – познавательная компетентность – опыт учащихся в самостоятельной познавательной деятельности.
- информационно – коммуникативная компетентность – представляет собой умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию.
- социально – трудовая компетентность – владение знаниями и опытом в гражданско – общественной деятельности.
- общекультурная компетентность – владение опытом деятельности национальной и общечеловеческой культуры, духовно – нравственных основ жизни человека.
Этот перечень не оставляет сомнений: понятие «компетентность» тесно связано как с обучением, так и с воспитанием. Ведь основа компетентности – самостоятельность индивида – напрямую зависит от мотивов (нравственных или безнравственных, социально – полезных или социально - опасных), которые лежат в основе понятия и реализации решения.
Поэтому и компетентностный подход к образованию касается всей нашей аудитории, тех, кто занимается воспитанием и обучением детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Создана и работает служба здоровья. В результате такой работы наблюдается снижение заболеваемости детей. Ну и конечно тесное сотрудничество по преемственности Сад-Школа, которая обеспечивает непрерывность воспитания и образования детей, выражается в следующем:
*Совместные педагогические и методические советы;
*Научно теоретические психологические семинары;
*Открытые уроки, занятия для педагогов, воспитателей, учащихся;
*Экскурсии, выставки, спортивные праздники.
*Психологическая подготовка ребёнка к школе, адаптация при переходе из одного образовательного учреждения в другое;
*Совместный мониторинг развития детей, определение «стартовых» возможностей на момент перехода из одного образовательного учреждения в другое для обеспечения равных возможностей всем детям
Одна из задач – разобраться, что именно следует иметь виду, когда мы говорим о компетентности примирительно к дошкольному и начальному образованию, какие компетентности и как можно формировать в столь раннем возрасте (и можно ли?).
Авторский коллектив «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца определяет компетентность как важнейшую комплексную характеристику личности, включающую в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный, которые отражают достижения личностного развития ребенка.
Основные задачи, требующие решения с целью сохранения преемственности между дошкольным и начальным образованием можно охарактеризовать следующим образом:
- Определение общих и специфических целей образования на каждый из данных ступеней и определение на их основе преемственных целей и задач.
- Построение единой взаимосвязанной и согласованной методической системы образования.
- Создание единой содержательной линии в предметных областях, исключающей ориентацию на натаскивание предметным знаниям и умениям в детском саду, дублирующее школьные программы.
Успешно работаем по программе «С чего начинается Родина?», «От детского сада к школе», «Одаренные дети».
Задача педагога – сделать этот процесс успешным для ребенка, т.е. таким образом организовать условия этой деятельности, чтобы ребенок сумел справиться со всеми проблемами, используя свои знания и умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА,ИНТЕГРИРУЮЩЕГО КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Выступление на педагогическом совете...
Презентация к педсовету "Компетентностный подход в начальном образовании в свете ФГОС НОО"
Презентация к педсовету "Компетентностный подход в начальном образовании в свете ФГОС НОО", 9 слайдов с иллюстрациями....
Статья Компетентностно-ориентированный подход - основа современного урока.
Учитель-профессионал – это тот, кто компетентен в педагогическом, методическом, предметном, психологическом, общекультурном и эмоци-онально- нравственном плане, готов к инновациям. Только такой компе-...
Компетентностный подход к обучению - основа современных образовательных технологий
Слово «компетенция» в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соотве...
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО - КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В программе модернизации Российского образования говорится ...
Выступление на педагогическом совете. Тема "Реализация компетентностного подхода в содержании образования в целях решения проблемы оптимизации образовательного процесса во взаимосвязи с развитием профессиональной педагогической компетентности учителя.
Учитель - профессия особая.Её величие в том, что она служит развитию человека будущего....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ИДЕИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА, В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Кратка статья о компетентностном подходе в обучении....