Компетентностный подход к обучению - основа современных образовательных технологий
статья на тему

Медведева Ирина Евгеньевна

Слово «компетенция» в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. 

Качества ученика, развиваемые в ходе реализации элементов его образовательной деятельности, называют образовательными компетенциями. С этим понятием связано одно из направлений выхода из кризиса образования, поскольку компетенции связывают воедино личностный и социальный смысл образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Компетентностный подход к обучению - основа современных образовательных технологий»

   Слово «компетенция» в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Понятие «компетенция» не ново в отечественных методиках обучения. Например, лингвистические компетенции давно рассматриваются и используются специалистами методики обучения языкам. В языках и информатике говорится о коммуникативных компетенциях. В последние же годы понятие «компетенция» стало все больше выходить на общедидактический, общепедагогический и методологический уровень. Усиленное внимание к этому понятию обусловлено также рекомендациями Совета Европы, относящимися к образованию.

   Чтобы разделить общее и индивидуальное в содержании компетентностного образования мы будем различать синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность».      

   «Компетенция» - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

   «Компетентность» - владение, обладание соответствующей компетенцией, включающей личностное отношение субъекта к ней и предмету деятельности.  

   Качества ученика, развиваемые в ходе реализации элементов его образовательной деятельности, называют образовательными компетенциями. С этим понятием связано одно из направлений выхода из кризиса образования, поскольку компетенции связывают воедино личностный и социальный смысл образования.

   Введение этого понятия в нормативную и практическую составляющие образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

   Образовательная компетенция предполагает, что ученик не усваивает отдельные знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

Ключевые образовательные компетенции.

1. Ценностно-смысловая компетенция.

   Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурная компетенция.

   Круг вопросов, о которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере (например, владение эффективными способами организации свободного времени).

З. Учебно-познавательная компетенция.

   Это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной  деятельности. Добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

4. Информационная компетенция.

   При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер и т. д.) И информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет, СМИ) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся. В учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативная компетенция.

   Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

6. Социально-трудовая компетенция.

Означает владение знаниями и опытом:

- в гражданско-общественной деятельности - выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя;

 - в социально-трудовой сфере - права потребителя, покупателя, клиента, производителя, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

   В эту компетенцию входят, например, умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

7. Компетенция личностного самосовершенствования.

   Направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и само поддержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

   К этой компетенции относятся правила личной гигиены; забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности.

   Это перечень ключевых компетенций в самом общем виде.  Он нуждается в детализации по возрастным ступеням обучения и по образовательным областям.

   В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

«Обучение в сотрудничестве» КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ К ОБУЧЕ НИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Данная технология включает несколько вариантов организации деятельности : ...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

      Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...

Система использования современных образовательных технологий, направленная на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении

Мною составлен план деятельности по внедрению в практику современных образовательных технологий, который включает изучение теории каждой технологии, разработку методических материалов....

Современные образовательные технологии в образовательном процессе. Системно – деятельностный подход в обучении.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные п...