Компетентностный подход к обучению - основа современных образовательных технологий
статья на тему
Слово «компетенция» в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Компетентностный подход к обучению - основа современных образовательных технологий»
Слово «компетенция» в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Понятие «компетенция» не ново в отечественных методиках обучения. Например, лингвистические компетенции давно рассматриваются и используются специалистами методики обучения языкам. В языках и информатике говорится о коммуникативных компетенциях. В последние же годы понятие «компетенция» стало все больше выходить на общедидактический, общепедагогический и методологический уровень. Усиленное внимание к этому понятию обусловлено также рекомендациями Совета Европы, относящимися к образованию.
Чтобы разделить общее и индивидуальное в содержании компетентностного образования мы будем различать синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность».
«Компетенция» - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
«Компетентность» - владение, обладание соответствующей компетенцией, включающей личностное отношение субъекта к ней и предмету деятельности.
Качества ученика, развиваемые в ходе реализации элементов его образовательной деятельности, называют образовательными компетенциями. С этим понятием связано одно из направлений выхода из кризиса образования, поскольку компетенции связывают воедино личностный и социальный смысл образования.
Введение этого понятия в нормативную и практическую составляющие образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.
Образовательная компетенция предполагает, что ученик не усваивает отдельные знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.
Ключевые образовательные компетенции.
1. Ценностно-смысловая компетенция.
Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
2. Общекультурная компетенция.
Круг вопросов, о которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере (например, владение эффективными способами организации свободного времени).
З. Учебно-познавательная компетенция.
Это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
4. Информационная компетенция.
При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер и т. д.) И информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет, СМИ) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся. В учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативная компетенция.
Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
6. Социально-трудовая компетенция.
Означает владение знаниями и опытом:
- в гражданско-общественной деятельности - выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя;
- в социально-трудовой сфере - права потребителя, покупателя, клиента, производителя, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
В эту компетенцию входят, например, умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
7. Компетенция личностного самосовершенствования.
Направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и само поддержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
К этой компетенции относятся правила личной гигиены; забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности.
Это перечень ключевых компетенций в самом общем виде. Он нуждается в детализации по возрастным ступеням обучения и по образовательным областям.
В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»
Конкурс на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края 4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...
Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"
В данной папке предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...
«Обучение в сотрудничестве» КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ К ОБУЧЕ НИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Данная технология включает несколько вариантов организации деятельности : ...
Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...
Система использования современных образовательных технологий, направленная на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении
Мною составлен план деятельности по внедрению в практику современных образовательных технологий, который включает изучение теории каждой технологии, разработку методических материалов....
Августовское совещание педагогических работников Озинского района «Развитие образования – инвестиции в человеческий капитал». Выступление по теме: Развитие самостоятельной деятельности обучающихся на основе современных образовательных технологий». Дистан
Авторы курса: учителя начальных классов МОУ "СОШ р. п. Озинки" Прокопьева Елена Николаевна, Лазарева Татьяна Николаевна. Перед школой поставлены нов...
Современные образовательные технологии в образовательном процессе. Системно – деятельностный подход в обучении.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные п...