Статья Компетентностно-ориентированный подход - основа современного урока.
статья на тему

Щукина Юлия Викторовна

Учитель-профессионал – это тот, кто компетентен в педагогическом, методическом, предметном, психологическом, общекультурном и эмоци-онально- нравственном плане, готов к инновациям. Только такой компе-тентный учитель может сформировать ученические компетенции, т.е. спо-собности применять полученные знания на практике.

 

По данным ученых в российском образовании знания занимают 65%, умения – 25%, обобщенные умения – 10%. Однако, “обученность, т.е. научная информированность, и развитость мышления далеко не одно и то же”, по мнению И.С. Якиманской. “Чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношение к этим знаниям”, справедливо замечает А.Н. Леонтьев. На смену ЗУН выходит понятие компетентности.

 

Внедрение компетентностно - ориентированного подхода в обучении и воспитании является одним из главных условий , работающих на повы-шение качества образования. Компетентностный подход – это подход, ак-центирующий внимание на результате образования, причем в качестве ре-зультата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в рвзличных проблемных ситуациях. Иными слова-ми, приобретая опыт оперирования базовыми компетенциями, ребенок учится решать жизненные ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostno.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Щукина Ю.В., учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 207

Санкт-Петербург

Статья

Компетентностно-ориентированный подход - основа современного урока.

Учитель-профессионал – это тот, кто компетентен в педагогическом, методическом, предметном, психологическом, общекультурном и эмоци-онально- нравственном плане, готов к инновациям. Только такой компе-тентный учитель может сформировать ученические компетенции, т.е. спо-собности применять полученные знания на практике.

По данным ученых в российском образовании знания занимают 65%, умения – 25%, обобщенные умения – 10%. Однако, “обученность, т.е. научная информированность, и развитость мышления далеко не одно и то же”, по мнению И.С. Якиманской. “Чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношение к этим знаниям”, справедливо замечает А.Н. Леонтьев. На смену ЗУН выходит понятие компетентности.

Внедрение компетентностно - ориентированного подхода в обучении и воспитании является одним из главных условий , работающих на повы-шение качества образования. Компетентностный подход – это подход, ак-центирующий внимание на результате образования, причем в качестве ре-зультата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в рвзличных проблемных ситуациях. Иными слова-ми, приобретая опыт оперирования базовыми компетенциями, ребенок учится решать жизненные ситуации.

Компетентностный подход возник не на пустом месте, особое значе-ние имела всесторонняя информатизация нашей жизни. Однако, при всех признаках системности компетентностный подход всупает в противоречие со многими сложившимися стереотипами в системе образования. Без-условно, трудно менять традиционный урок, в нем все знакомо, понятно. Но, как сказал Джон Дьюи: “Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра.” Поэтому мы ищем пути, как смоделировать современный урок. А вот как его видят наши дети (уч-ся 6-11 классов):

“Яркий, иногда игровой, урок с доступным объяснением, где дают шанс исправить отметки, позитивный, чтобы приходить на него с удо-вольствием...”

“Занимательный, с материалом, интересным для учеников, а не для учителей, с использованием современных технологий. Учитель должен быть с юмором...”

“Уроки должны быть развлекательны и интересны, и чтобы дети об-щались друг с другом, а не сидели в телефоне...”

“Компьютерно-электронный: вместо учебников и тетрадей – совре-менные планшеты и ноутбуки, в партах – встроенные сенсорные экраны, вместо доски - интерактивный экран...”

Трудно не согласиться с большинством мнений ребят, они, как и мы хотят учиться интересно и увлекательно. Эффективный урок сегодня от-крыт и динамичен, деятельностен и системен, наполнен взаимодействием, нацелен на появление нового качества – овладение УУД в ходе обучения и воспитания. Современный урок - это урок -познание, открытие, деятель-ность, противоречие, развитие, рост, интерес, мотивация, самопознание, самореализация, выбор, инициативность, уверенность, потребность, оду-шевленные личностью учителя.

Ключевой фигурой перестройки системы выступает современный учитель – профессионал, не тот, кто может приспосабливаться к требова-ниям общества, а тот, кто творчески проектирует собственную професси-ональную деятельность. Роль хорошего учителя в системе образования больше, чем сумма всех факторов, вместе взятых, т.к. “качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей” (Мак Кинзи, доклад “Уроки анализа лучших образовательных систем ми-ра”). Обладая таким набором необходимых компетентностей, современ-ный учитель работает над формированием предметных, межпредметных, а главное, ключевых (базовых) компетенций, составляющих основу модернизации российского образования, таких как:

  1. ценностно-смысловая

  1. общекультурная

  1. учебно-познавательная

  1. информационная

  1. коммуникативная
  2. социально-трудовая

7.личностного самосовершенствования Что способствует формированию ключевых компетенций:

  • деятельностный характер обучения (в системе, а не от случая к слу

чаю);

  • увеличение доли самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера;

  • создание условий для приобретения опыта и достижения цели, ре-флексии учебной деятельности;

  • применение новых технологий;

  • усиление практической направленности.

Любой педагогический коллектив школы и каждый учитель в отдельности сегодня ясно осознает: мы хотим соответствовать современным требованиям, а потому мы изучаем государственные документы, штудируем методическую литературу, знакомимся с передовым педагогическим опытом, пытаемся экспериментировать, применяя новые педагогические технологии, а самое главное – строим новую современную школу для наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы реализации компетентностно-ориентированного подхода в образовании.

         «Нужно, чтобы дети, по возможности,  учились самостоятельно, а  учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него...

Деятельностный подход - основной подход к современному уроку

Цель обучения - не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела....

ФГОС НОО. Компетентностно – ориентированные задания как средство реализации системно – деятельностного подхода в стандартах второго поколения.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети "открывают" их сами в процесе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учите...

Деятельностный подход на современном уроке по развитию речи у обучающихся с НОДА и УО

Использование  в практике деятельностного подхода на уроках начального обучения пока недооценивается....

Представление педагогического опыта " Деятельностный подход, как основа современного урока"

В данномй работе представлен поэтапно урок в системе деятельностного подхода....

"Целеполагание как основа компетентностно-ориентированного урока"

В период перехода  на новую педагогическую парадигму и новые ценностные педагогические ориентиры урок остается ключевой формой организации образовательного процесса. В отличие от урока традиционн...

Методическое пособие "Практические занятия для учащихся 3 класса по выполнению компетентностно - ориентированных заданий, на основе исследований программы "TIMSS".

         Представленное методическое пособие разработано на основе исследований программы TIMSS и предполагает решение задач: обеспечение прочного и сознательного овлад...