Рабочая программа по кружку "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
рабочая программа (2 класс) на тему
в программе указано содержание разделов, изучаемых во 2 классе. Дана таблица, в которой можно отследить динамику развития психомоторики и сенсорных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihomotorika_na_sayt.docx | 42.99 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_psihomotorika.docx | 37.31 КБ |
Предварительный просмотр:
2.2 Цель, задачи программы.
Данная рабочая программа является коррекционной для обучения обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева .Рабочая программа соответствует федеральному компоненту стандарта образования (по ступеням обучения) и базисному учебному плану образовательного учреждения. Предмет входит в коррекционную подготовку. Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников. Его введение в учебный план коррекционных образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых детей в общем развитии от своих сверстников с сохранным интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. А значит, необходимо оказание комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в конечном счете, будет способствовать более успешной адаптации и интеграции в общество. Программа направлена на реализацию цели, задач школы-интерната.
Тема школы-интерната: Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования.
Цель школы - интерната: Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывающего способности, возможности и интересы обучающихся.
Задачи:
1. Обеспечить достижение обучающимися с ограниченными возможностями установленных федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью дифференцированных требований к результатам освоения адаптированной образовательной программы.
2. Создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированной основной образовательной программы, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся.
Учитывая тему, цель и задачи школы-интерната, поставлены следующие цель и задачи программы:
Цель:развивать и корригировать недостатки познавательных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта
Задачи:
- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся, исправлять недостатки их общей моторики совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве
- снижать эмоциональную напряженность обучающихся; создавать ситуацию успеха;
- развивать умения сравнивать и классифицировать.
2.3. Сроки реализации программы,объем
Данная программа рассчитана на 1 (один) год. По учебному плану на изучаемый материал отводится следующий объем:
Таблица №1
Класс | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | За год |
2 | 36 часов | 28 часов | 40 часов | 32 часа | 136 часов (4 ч. в неделю) |
2.4 Принципы программы
Основные принципы отбора программного материала это – коррекционная и практическая направленности. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. В программах реализуются межпредметные связи с такими учебными дисциплинами как: математика, трудовое обучение, чтение и развитие речи, письмо и развитие речи.
В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
III. Содержание программы
Развитие моторики, графомоторных навыков
Выполнение движений по инструкции из 3-4 звеньев. Выполнение движений по словесной инструкции, изменения направления движений по инструкции, содержащей предлоги: в, на, над, под, из, за.
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Штриховка в разных направлениях.
Для развития мелкой моторики полезны упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных, пластмассовых, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами и др. (примеры упражнений см. ниже). Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма
Тактильно-двигательное восприятие
Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках. Перечислим основные из них:
— ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;
— нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов);
— нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3—4 предметов);
Кинестетическое и кинетическое развитие
Обучение детей овладению различными движениями и позами предусматривает проведение работы по разным направлениям:
— формирование представлений о схеме собственного тела;
— знакомство с разным качеством движений (быстрые — медленные, мягкие — жесткие, тяжелые — легкие, сильные — слабые );
— обучение технике движения (отрывистое, мягкое, плавное, четкое, фиксированное, замедленное );
овладение разными способами невербальных коммуникаций (мимика, пантомимика и др.);
— работа с ритмом;
— работа с воображаемыми предметами;
— овладение элементами расслабления, освобождения от мышечных зажимов, снятия напряжения, эмоционального раскрепощения.
Восприятие формы, величины, цвета
Восприятию формы независимо от положения фигуры в пространстве, ее цвета и величины способствует овладение практическими действиями наложения фигур, прикладывания, обведения по контуру, ощупывания, сопоставления элементов фигур и др.
Действуя путем проб и примеривания, ощупывания и т. д., дети начинают проявлять внимание к свойствам и отношениям предметов, учатся использовать эти знания на практике в повседневной жизни.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия форм
«Найти предмет указанной формы»
Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
«Из каких фигур состоит машина?»
Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
«Коврик»
Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
«Найди предмет такой же формы»
Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).
«Какая фигура лишняя?»
Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.
Развитие зрительного восприятия
— формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положения в пространстве;
— расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;
— формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся), зрительно обследовать его;
—совершенствование зрительно-двигательной координации — формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.
Развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания способствуют следующие упражнения:
— определение изменений в ряду предметов;
— нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки;
— нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок;
— нахождение нереальных элементов нелепых картинок;
— запоминание 4—6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур, букв, цифр и воспроизведение их в исходной последовательности.
Особое внимание уделяется согласованию исследующих движений рук и глаз ребенка, прослеживанию взглядом действий руки, а в дальнейшем и движущихся объектов в пространстве.
Восприятие особых свойств предметов
Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры. Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.
Развитие слухового восприятия
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.
Развитие пространственно-временного восприятия.
Определение направления движения в пространстве, расположения предметов относительно друг друга, обозначение с помощью предлогов.
Различение левой –правой частей тела у человека, Стоящего напротив.
Предлоги, обозначающие направление движения: в, из, над, под, за;– расположения предметов относительно друг друга: у, на, над, под, за.
Упражнения для развития глазомера.
Определение направления звука в пространстве (справа, слева, сзади, спереди).
Моделирование пространственного расположения мебели в помещении.
Расположение предметов в классе по инструкции педагога. Поиск предметов в классе по условной схеме.
Ориентировка в помещении и на улице. Вербализация пространственных отношений.
Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Месяцы года. Порядок месяцев в году. Номера месяцев от начала года.
Соотношение мер времени: час – минута, месяц – неделя – сутки. Количество суток в месяце. Количество недель в месяце. Количество минут в часе. Часы, их составляющие (циферблат, стрелки).
Определение времени по часам с точностью до 5 минут двумя способами: 5 ч 15 мин, 15 мин шестого.
IV. Предполагаемые результаты реализации программы.
При оценивании сформированных знаний, умений навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью выделяются 4 группы обучающихся.
I группа | II группа | III группа | IV группа |
Первую группу составляют дети которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. | Для второй группы характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно задан-ных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планиро-вание своей дея-тельности у них затруднены, хотя с основными требо-ваниями программ они справляются. | Третья группа учащихся отлича-ется пассивностью, инертностью пси-хических процесс-сов, сочетающихся с нарушением внимания, что при-водит к различным ошибкам при решении задач, примеров, списы-вании текстов и других заданий. | Относятся дети которые занимаются по индивидуальной прог-рамме, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступно. |
Система оценки достижений обучающихся .
В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Во время обучения во втором классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Коррекционные занятия по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеют безотметочную систему прохождения материала .Мониторинг развития сенсорных процессов у обучающихся представлен в виде таблицы( Приложение № 1)
VI. Описание материально-технического обеспечения
Электронные образовательные ресурсы
- http:// www.uchportal.ru
- http:// www.nachalka.ru
- http:// www.ped-kopilka.ru
Наглядные пособия:
-магнитная азбука
-календарь природы
Таблицы
-Жизнь диких животных
-Домашние животные
- Русские народные сказки
- Кем быть?
- Что вокруг меня растет?
Учебное оборудование
- карточки( большой-маленький, широкий-узкий)
- раскраски
- трафареты( шаблоны)
-веер цифр(букв)
-карандаши цветные
VII. Список литературы
Антонова, С.Л. Движение тела - движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа./С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. – //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.
Головкина, Т.М. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждений VIII вида» Электронный ресурс/ Т.М. Головкина//http://rudocs.exdat.com/docs/index-434572.html (30.08.2013)
Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Электронный ресурс / Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова.Режим доступа:http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html
Приложение № 1
Мониторинг развития психомоторики и сенсорных процессов
Что должны знать, уметь | Фамилия, имя обучающегося | |||||||||
Ка | Кер | Ков | Кр. | Лео | Ор. | Лат | Сте | Ци | Яло | |
| ||||||||||
Классифицировать геометрические фигуры | ||||||||||
| ||||||||||
Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога | ||||||||||
| ||||||||||
Выделять части суток |
| |||||||||
Определять порядок дней недели | ||||||||||
Находить различия у двух сходных сюжетных картинок | ||||||||||
Классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению | ||||||||||
Соотносить времена года с названиями месяцев | ||||||||||
Различать вкусовые качества | ||||||||||
Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении | ||||||||||
Давать полное описание объектов и явлений | ||||||||||
Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия |
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начального уровня обучения Протокол № ___ от «___»_________2017г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ____________ «___»___________2017г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» __________ приказ №____ от «___»________2017г. |
Рабочая программа
по предмету «Развитие психомоторики
и сенсорных процессов» для 2 класса
Объем часов по предмету:
1 четверть | 36 часов |
2 четверть | 28 часов |
3 четверть | 40 часов |
4 четверть | 32 часа |
Педагог доп.образования: Титова Н.А.
г. Нефтеюганск-2017
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст...
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс VIII вид.
Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (кор...
Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса
В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятель...
Рабочая программа индивидуальных занятий по коррекции познавательных процессов для обучающихся по программе VIII вида
Индивидуальный образовательный маршрут...
Рабочая программа коррекционного курса «Оптимизации процесса формирования полноценного навыка чтения у младших школьников с различными речевыми нарушениями»
В настоящее время проблема успешного овладения полноценным навыком чтения, приобретение которого является одним из важных условий развития речевой культуры учащихся, вызывает огромный интерес н...
Рабочая программа внеурочной деятельности - Информационные процессы в программировании
Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися нача...
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 3 - 4«Б» классов по адаптированной основной общеобразовательной программе
Данная рабочая программа является коррекционной для обучения обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью, составлена с учет...