Рабочая программа коррекционного курса «Оптимизации процесса формирования полноценного навыка чтения у младших школьников с различными речевыми нарушениями»
рабочая программа по логопедии

Бурдыгина Татьяна Владимировна

  В настоящее время проблема успешного овладения полноценным навыком чтения, приобретение которого является одним из важных условий развития речевой культуры учащихся, вызывает огромный интерес не только в педагогической науке, но и в  обществе. Интерес обусловлен всё возрастающей ролью чтения в современных условиях информационных технологий, совершенствованием системы образования, когда с развитием индивидуализации и дифференциации обучения большое внимание уделяется самообразованию школьников, которым приходится иметь дело с большим количеством   информации.   Приведём известную фразу В.А.Сухомлинского: « Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

      Изучая процесс овладения обучающимися  навыком чтения, пришла к выводу, что у многих школьников даже с нормой речевого развития он вызывает большие трудности в силу разных объективных и субъективных  причин и протекает достаточно сложно. К сожалению, в настоящее время не все дети проходят подготовку в условиях детского дошкольного учреждения, поэтому часть детей, поступающих в 1 класс, не готова к  овладению такими базовыми школьными умениями, как чтение и письмо. К тому же в общеобразовательную школу поступают дети, имеющие различные речевые нарушения, и число таких детей, согласно исследованиям учёных, увеличивается, что создаёт дополнительные трудности в обучении.

         Проводя ежегодный входной мониторинг обучающихся 1 класса, низкий уровень речевого развития показывают более 40% учащихся, причём более 60% детей имеют различные речевые нарушения. Таким детям  самостоятельно овладеть полноценным навыком чтения гораздо сложнее.

      Таким образом, возникла необходимость в организации специальной педагогической деятельности  по преодолению трудностей формирования  полноценного навыка чтения  параллельно с коррекционным логопедическим воздействием по  устранению нарушений устной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_po_chteniyu.docx72.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                            средняя общеобразовательная шкота №16 г. Болотного

                                  Болотнинского района Новосибирской области

ПРИНЯТО:                                                                                  УТВЕРЖДАЮ:

 Решением педагогического совета                                           Директор МКОУ СОШ №16

 Протокол № 1 от                                                                          _____________/В.А.Захаров

                                                                                                        Приказ №___________

                                                                                                         «    »______________2017 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса «Оптимизации процесса формирования полноценного навыка чтения у младших школьников с различными речевыми нарушениями»  

                                                                           Разработана:  Бурдыгиной Т.В.,

учителем-логопедом

 

                                                                  2017г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

I Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка.  Актуальность

 

1.2

Цель и задачи, средства реализации коррекционного курса  

 

1.3

Принципы, направления, формы и методы коррекционной  работы

 

1.4.

Планируемые результаты

II Содержательный раздел

2.1.

 Основное содержание коррекционно-образовательной деятельности  (этапы работы)

2.2.

Коррекционно-развивающая работа Система  занятий по оптимизации процесса формирования навыка  чтения 

 III   Организационный раздел

 3.1

 Методическое обеспечение

Приложения 1

Упражнения, задания и игры, способствующие формированию навыков    чтения

Приложения 2

Конспекты  уроков

I Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

Актуальность

  В настоящее время проблема успешного овладения полноценным навыком чтения, приобретение которого является одним из важных условий развития речевой культуры учащихся, вызывает огромный интерес не только в педагогической науке, но и в  обществе. Интерес обусловлен всё возрастающей ролью чтения в современных условиях информационных технологий, совершенствованием системы образования, когда с развитием индивидуализации и дифференциации обучения большое внимание уделяется самообразованию школьников, которым приходится иметь дело с большим количеством   информации.   Приведём известную фразу В.А.Сухомлинского: « Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

      Изучая процесс овладения обучающимися  навыком чтения, пришла к выводу, что у многих школьников даже с нормой речевого развития он вызывает большие трудности в силу разных объективных и субъективных  причин и протекает достаточно сложно. К сожалению, в настоящее время не все дети проходят подготовку в условиях детского дошкольного учреждения, поэтому часть детей, поступающих в 1 класс, не готова к  овладению такими базовыми школьными умениями, как чтение и письмо. К тому же в общеобразовательную школу поступают дети, имеющие различные речевые нарушения, и число таких детей, согласно исследованиям учёных, увеличивается, что создаёт дополнительные трудности в обучении.

         Проводя ежегодный входной мониторинг обучающихся 1 класса, низкий уровень речевого развития показывают более 40% учащихся, причём более 60% детей имеют различные речевые нарушения. Таким детям  самостоятельно овладеть полноценным навыком чтения гораздо сложнее.

      Таким образом, возникла необходимость в организации специальной педагогической деятельности  по преодолению трудностей формирования  полноценного навыка чтения  параллельно с коррекционным логопедическим воздействием по  устранению нарушений устной речи.

1.2.

Цель и задачи, средства реализации коррекционного курса  

  Цель: организация специальной работы по преодоление трудностей формирования полноценного навыка чтения обучающихся с различными речевыми нарушениями.

     Реализация  цели предполагает решение следующих задач:

1.Изучение научно-методической литературы по вопросу преодоления трудностей    формирования  навыков  чтения  младших  школьников.  

2.Диагностика речевого развития и выявление трудностей формирования навыков чтения обучающихся с речевыми нарушениями.

3.Развитие всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической  и связной) и  познавательных процессов обучающихся с нарушениями речи.

4.Формирование качеств полноценного навыка чтения (продуктивного способа чтения, правильности, выразительности, понимания).

      Достижению поставленных задач способствуют средства обучения:

1.Научная и методическая литература по вопросу формирования навыков чтения и развития речи младших школьников.

2.Учебники по литературному чтению под редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой Образовательная система «Школа 2100»

3.Детская риторика под редакцией Т.А.Ладыженской.

4. Сборники малых жанров устного народного творчества, детская литература.

5.Диагностические материалы.

6.Дидактические и наглядные пособия.

1.3

Принципы, направления, формы и методы коррекционной  работы

     В  работе руководствуюсь принципами:

     1.Принцип индивидуализации обучения.

     2.Принцип системности.

     3.Принцип последовательности и непрерывности.

     4.Принцип постепенного повышения требований к качеству выполнения заданий.

     5.Принцип максимального использования игровых приёмов обучения.

   Работа строится по следующим  направлениям:

1.Работа со звуком и буквой.

2.Работа на уровне слога.

3.Работа на уровне слова.

4.Работа на уровне словосочетания и предложения.

5.Работа на уровне текста.

    Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Методы обучения:

    1.Словесные (объяснение, рассказ, беседа)

    2.Практические (упражнения, задания, игры на развитие фонематического восприятия,    звукового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя, связной речи, на развитие качеств навыка чтения);

     3.Наглядные.

 

1.4.

Планируемые результаты

Задачи

Планируемые результаты

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:

а) оптимального для речи типа физиологического дыхания,  речевого дыхания,

б) голоса,

в) артикуляторной моторики,

г) чувства ритма

  • регулировать  плавный продолжительный выдох при произнесении предложений и текстов;
  • регулировать оптимальную силу голоса;
  • называть основные органы артикуляционного аппарата;
  • четко и правильно выполнять артикуляциионные движения в соответствии с речевой инструкцией;
  • удерживать артикуляционную позу и переключаться на другую
  • воспроизводить несложный ритм
  • воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты;
  • демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов

2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы

а) смыслоразличи-тельная функция

  • различать на слух слова с близкими по артикуляционным и акустическим признакам фонемами

б) слухопроизноси-тельная дифференциация фонем

  • повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 2 слогов
  • дифференцировать твердые/мягкие, звонкие/глухие, свистящие/шипящие согласные;
  • повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3 слогов

в) фонематический анализ и синтез

  • выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово);
  • давать характеристику звукам русского языка: дифференцировать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые/мягкие, звонкие/глухие согласные;
  • определять последовательность, количество, место звука в словах простой  звукослоговой структуры;
  • выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 4-5 слогов, сравнивать две формы одного и того же слова с различным ударением;
  • составлять схему дву- и трехсложного слова
  • синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5 звуков
  • определять последовательность, количество, место звука в словах сложной звукослоговой структуры;
  • осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм;
  • составлять схему четырехсложного

слова со стечением согласных;

  • синтезу слов из 5-6 слогов, 6-7 звуков

3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова)

  • правильно произносить гласные и «простые» согласные (заднеязычные, переднеязычные, губные) звуки

  • произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечением согласных

4. Коррекция нарушений звукослоговой структуры  слова

  • воспроизводить слоговые ряды (из 3 слогов) с меняющимся ударением,
  • воспроизводить серии слогов со стечением согласных  (шва-ста-зва)
  • самостоятельному употреблению слов сложной звукослоговой структуры (сковородка, скворечники, представление)
  • воспроизводить слоговые ряды (из 4-5 слогов) с меняющимся ударением с  оппозиционными звуками;
  • воспроизводить серии слогов со стечением согласных и оппозиционными свуками   (шос-шус-шас, рал-лар-рал);
  • четко и правильно произносить звуки в многосложных словах с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков  (кораблекрушение,  мороженщица, подтверждение)

5. Формирование просодических компонентов речи:

а) темпа

б) ритма,

в) паузации,

г) интонации

д) логического ударения

  • воспроизводить простой стихотворный текст в заданном темпе;
  • воспроизводить простые ритмы ( // - // ) ( / - ///);
  • использовать паузу для ритмической организации речи;
  • различать  на слух типы предложений (вопросительные, побудительные, повествовательные)
  • научится воспроизводить сложный ритмический рисунок (// - // - / - ///) и составлять простой, выделяя сильную долю (используя знакомое стихотворение);
  • использовать паузу для интонационной организации речи;
  • воспроизводить предложения и тексты плавно,  эмоционально выразительно;
  • интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и тексты;

6. Профилактика нарушений чтения и письма

  • различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить их;
  • дифференцировать графически сходные рукописные буквы: строчные и-ш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.; заглавные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др.;
  • делить слова на слоги для переноса
  • обозначать мягкость согласных звуков с помощью Ь, букв и, е, ё, ю, я;
  • сравнивать звуковой и буквенный состав слова

II Содержательный раздел

2.1.

 Основное содержание коррекционно-образовательной деятельности  

Определены этапы работы:  

1.Развитие звуковой стороны речи (формирование фонематических процессов, правильного звукопроизношения; развитие звукового анализа и синтеза).

2.Развитие лексико-грамматических средств языка (формирование словоизменения, словообразования,  грамматического оформления речи).

3.Формирование синтаксической структуры речи (развитие навыков построения связного высказывания и навыков работы с текстом).

№ этапа

Назначение этапа

Цель этапа

Содержание деятельности

I

Диагностический

Выявление индивидуальных речевых нарушений

  • обследование речи детей;
  • постановка логопедического заключения

II

Подготовительный

Подготовка к коррекции нарушенного звукопроизношения, к обучению чтению и письму

  • развитие мелкой и речевой моторики, просодических компонентов речи;
  • уточнение артикуляции правильно произносимых звуков;
  • дифференциация сохранных звуков на слух и в произнесении;
  • развитие речеслухового восприятия, элементарных форм фонематического анализа;
  • развитие зрительно-пространственных функций

III

Основной

Коррекция нарушенного речевого развития

  • постановка, автоматизация звуков в речи;
  • дифференциация фонетически близких звуков;
  • дальнейшее развитие речевой моторики, слогового и фонематического анализа и синтеза;
  • формирование лексики и грамматического строя речи
  • развитие связной речи

и  речевого общения

 Для реализации поставленных цели и задач коррекционного курса была разработана система занятий по оптимизации процесса формирования навыка чтения учащихся с различными речевыми нарушениями,  составлен перспективный план работы, согласно которому фронтальные занятия проводились 1 раз в неделю, а индивидуальные и групповые  - 2-3 раза в неделю в зависимости от речевого нарушения. Подобраны дидактические игры, задания, упражнения по формированию полноценного навыка чтения

          Для проведения практических разминок по чтению было изготовлено учебное пособие – папка на каждого ученика, содержащая таблицы букв и слогов разной наполняемости, предложенные А.Н. Корневым и систему упражнений Л.Ф.Климановой, тренирующих зрительное восприятие, а также предложения со словами сложной структуры и тексты разного объёма с вопросами и заданиями. На материалах данного пособия отрабатывалась техника чтения с помощью разнообразных методических приёмов работы со словом, предложением и текстом, а также  использования элементов системы обучения оптимальному чтению В.Н.Зайцева: «жужжащее» чтение, многократное с переходом на незнакомый текст, на время с проверкой понимания,    чтение за диктором, в паре, с отрывом взгляда от текста,  с изменением темпа и др.

     Кроме того, включались  упражнения по предупреждению ошибочного чтения:            

 а) выяснение перед чтением лексического значения слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено;

б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав; чтение с использованием «окошка» и «решёток»;

в)   чёткая формулировка  заданий и вопросов;

г) предварительное чтение текста про себя.                                          

       Смысл чтения состоит в понимании прочитанного, это главное качество навыка чтения при работе со словом, предложением и текстом. Поэтому с первых шагов обучения чтению у детей формировался  тип правильной читательской деятельности – думать над произведением до чтения, во время чтения и после чтения. С этой целью практиковались разнообразные варианты заданий по осмыслению прочитанного: беседа, рассказ, разные виды пересказа, словарная работа, работа с иллюстрациями и сюжетными картинками, с заголовком, опорными  словами, пословицами, поговорками, загадками, ролевое чтение, составление вопросов и плана к прочитанному. Для развития навыков лексико-грамматического прогнозирования и способности к антиципации использовался приём восстановления деформированных слов, предложений и текста.  

      Для овладения основами выразительной речи   вырабатывалось умение распределять дыхание (дыхательная гимнастика), правильно артикулировать  (артикуляционная и фонетическая разминка, скороговорки, чистоговорки, небылицы, потешки и правильно использовать голос: его силу, темп, тембр, расставлять паузы и логическое ударение.

     При первичном знакомстве с произведением обязательно демонстрировался образец выразительного чтения произведения – собственный или   мастера художественного слова в записи. Упражнения в выразительном чтении проводились после анализа художественного произведения, когда завершена работа над его формой и содержанием.

       С целью  развития воссоздающего воображения учащихся использовались  эффективные приёмы, активизирующие творческие способности:  словесное рисование, иллюстрирование, составление диафильмов, чтение по ролям, подбор заголовка,  инсценирование, драматизация, театрализация.

  Для формирования правильности чтения важна гибкая система исправления ошибок. Минимально вмешиваюсь в процесс чтения ученика, прерывая чтение только для устранения орфоэпической ошибки (сразу давался образец правильного прочтения) и для исправления ошибки, ведущей к  искажению общего смысла читаемого (привлекаю к перечитыванию слова посредством вопроса или прямого указания на ошибку). Все другие ошибки исправляю после завершения чтения с помощью постановки вопроса, ответ на который требует перечитывания; написания ошибочно прочитанного слова учеником на доске; чтения  цепочки слов, среди которых есть ошибочно прочитанное.

                                                   

2.2 Коррекционно-развивающая работа   

Система  занятий по оптимизации процесса формирования навыка  чтения

                                                   

о

к
т
я
б
р

ь

д

е
к
а
б
р
ь

   ф
  е
  в
  р

   а

   л

   ь





   а

   п

   р

   е

   л
  ь

   

 

 н

 о

 я

 б

 р

 ь

   

   я

   н

   в

   а

   р

   ь

   

   

   

 

 

   м  

   а

   р

   т

   

   

 

 

   

    м

    а

    й

   

   

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

   10

   11

   12

   13

   14

   15

   

   16

   17

   18

   19

   20

   21

   22

   23

   24

   25

   26

   27

   28

   29

   30

   31

   32

   33

   34

Звуки речи и неречевые звуки

Способы образования звуков речи

Понятие об органах речи

Дифференциация понятий «Звук»-«Буква»

Гласные звуки и буквы

(а, о, у, э, и, ы)

Выделение гласных звуков из звукового ряда, слога, слова

Согласные звуки и буквы

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв

Звуковой комплекс – слияние

Слогообразующая функция гласных (прямые, обратные слоги, слоги со стечением согласных)

Ударение, ударный слог, деление слов на слоги

Чтение слогов разного состава

Прямые и обратные слоги

Слоги со стечением согласных

Выделение звука на фоне слога

Состав слова

Определение количества и последовательности слогов в слове

Чтение слов  различной слоговой структуры

Активизация и обогащение словаря

Родственные слова

Развитие функции словообразования

Слова с одинаковым  значением Слова с противоположным значением

Лексико-грамматическое оформление речи

Дифференциация понятий «предложение» и  «слово»

Интонационное оформление предложений в устной речи

Простые повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения

Составление схем предложений

Составление сложных предложений из простых

Дифференциация предложений по теме высказывания

Текст

Дифференциация понятий «текст» и «предложение»

Определение количества предложений в тексте

 Чтение деформированных текстов

Сформировать понятие «Звук речи»

Познакомиться со способами образования звуков речи, их отличием от неречевых звуков

Формирование (уточнение и закрепление) понятия о букве как  графическом образе звука

Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, фонематического и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений

Развитие умения различать на слух гласные и согласные фонемы

Развитие звукобуквенного анализа и синтеза на материале слогов   разного состава

Формирование (закрепление) навыка слогоделения и определения ударного слога

Закрепление умения читать прямые открытые слоги      с ориентацией на последующую букву и слоги разного состава

Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов   различной слоговой структуры

Уточнение значения имеющихся слов, и накопление новых слов, относящихся к различным частям речи

Формирование умения образовывать новые слова различными способами словообразования

Обогащение словаря, уточнение лексического значения новых слов

Формирование (закрепление) умения согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях

Формирование навыков смыслового и интонационного оформления предложений в устной речи и грамматического оформления на письме

Развитие анализа предложений на слова, анализа сложных синтаксических конструкций

Развитие речевого анализа и синтеза на уровне текста Формирование навыков выделения предложений из речевого потока, умение определять количество предложений в тексте

 

III   Организационный раздел

3.1 Методическое обеспечение

1. Адамович Е.А., Яковлева В.И. Чтение в начальных классах.- М.,Просвещение,1967.  

 2. Бессчастная Е.И. Как я работаю над техникой чтения  учеников./Нач. шк., № 9,2000.

 3. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: Книга для учителя.- М.:Просвещение,1991.

 4. Ионова Е.Н. Учить читать трудно, а переучивать ещё труднее./Нач. шк., №2,2000.

 5. Кислицина Е.В. Упражнения по развитию навыка чтения./Начальная школа, №6,2003.

 6. Климанова Л.Ф. Навыки чтения младших школьников и пути их совершенствования // Пути достижения прочности знаний  / Под ред. М.П. Кашина.- М.,1978.

 7.Костромина С.М., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.- М.2004.

 8. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы – СПб.: Стройлеспечать,1995.

 9. Молчанова Г.Д. Упражнения по развитию речи детей и улучшению техники чтения./Начальная школа, № 7,2000.

 10. Омарокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению.- М.: Просвещение,1990.

 11. Омарокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников.- М.,1997.

 12. Подколзина Т.А. Обучение чтению и письму школьников с низкой готовностью к обучению./Начальная школа, № 8,2002.

  13. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе.- М.,1993.

  14. Эдигей В.Б. Увлечение чтением: Уроки развития мышления и техники чтения.- М.:УЦ Перспектива,1997.

  15. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. Из истории методики первоначального обучения чтению./Дошкольное воспитание, №№6 - 8, 1997г.

  16. Яшина Н.П. Учить читать трудно, но интересно./ Начальная школа, № 6, 2001.

 

 

                                                                                                                       

                                                                                                                                   Приложение 1

 Упражнения, задания и игры, способствующие формированию навыков    чтения

                                                      Работа с буквами

     1.ИГРА «Какой буквы не стало?»

 Выкладываются карточки с 3-4 буквами, предлагается назвать их и запомнить последовательность. Затем ребёнок закрывает глаза, убирается 1 буква, требуется угадать, какой буквы не стало.

Варианты игры: 1.Поменять буквы местами и воспроизвести первоначальный вариант.

2.Добавить букву, а ребёнок должен назвать её.

      2.ИГРА «Угадай букву»     Варианты:

1.С закрытыми глазами ребёнок узнаёт букву, которую ему пишут на ладони обратной стороной ручки или карандаша. Можно писать на спине.

2.Определение на ощупь пластмассовых букв на столе или в мешочке. Также буквы могут быть вырезанными из бархатной или наждачной бумаги, выдавленными на фанере спицей, вылепленными из глины или пластилина.

3.Угадывание буквы, нарисованной в воздухе.

4. Узнавание букв из демонстрируемых в разном положении;  из предъявляемых букв разного шрифта: печатных, прописных, строчных, стилизованных.

      3.УПРАЖНЕНИЕ «Зачеркни все буквы  У» (берётся страница из старой детской книжки        или из газеты, журнала)  

      4.ЗАДАНИЕ: вылепить из пластилина буквы, выложить из палочек, спичек, мозаики, ниток, верёвок, проволоки, семян, вырезать из цветной бумаги, выжечь на дощечке;

Обведение букв по трафарету, шаблону. Реконструирование букв (из Н – П – И)

Конструирование букв из элементов: овала, полуовала, длинной и короткой палочки.

      5.ИГРА «Какая буква сломалась?» Опознать букву по её элементам.

      6.УПРАЖНЕНИЕ «Графический диктант» Рисование букв по клеточкам под диктовку: 5 – вниз, 1 – вправо, 4 – вверх, 2 – вправо, 1 - вверх, 3 – влево (получается буква Г, которая штрихуется).

     7.ЗАДАНИЕ: определение букв на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

     8.ИГРА «На что похожа буква?» Рисунки на ассоциативные связи. (У- уши, сучок, вешалка).

     9.ЗАДАНИЕ: найти буквы в геометрической фигуре (в квадрате с диагоналями – О, У, М, П, Г, Т, Х, И, Л.

   10.ЗАДАНИЕ: найти буквы, наложенные друг на друга.

   11.УПРАЖНЕНИЕ: придумывание слов на заданную букву в определённой позиции( в начале, середине, в конце).

РАБОТА СО СЛОГАМИ

1.УПРАЖНЕНИЕ. Работа со слоговыми таблицами (прямые, обратные слоги, со стечением согласных, усложнённые варианты слогов). Используются знаки – подсказки: дуга – для плавного чтения слогов-слияний и точка - для букв. При знакомстве с очередной таблицей первым её читает взрослый, плавно водя указкой по дугам, акцентируя остановку движения руки на точках. Таблицы читаются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях ( по строчкам и по столбикам).Одновременно ведётся работа лишь с одной таблицей, к следующей таблице переходят  только после отработки предыдущей. Данное упражнение полезно выполнять 2 раза в день по 5-10 минут. Оно способствует не только совершенствованию техники чтения, но и отрабатывает подвижность артикуляционного аппарата. Таблицы должны быть красочными, гласные выделены красным цветом, шрифт – крупный и чёткий.

2.УПРАЖНЕНИЕ. Какой слог лишний?  Перед ребёнком карточки со слогами, которые предварительно читает взрослый, а потом ученик. Нужно сравнить их и найти лишний слог. КА   ТА  НУ  ПА   ( НУ- лишний, т.к. все остальные с гласной А)Варианты: РЫ  МУ  ЛЫ  ВЫ         ПО  ТО  СО  КУ               МЯ  ЛЯ  ВЕ РЯ          ТА   СА  АЗ  БА        и т. д.

3.ИГРА. Какого слога не стало? Выкладывается 3-4 карточки со слогами. Ребёнку предлагается их прочитать и запомнить, в какой последовательности они расположены. Ученик закрывает глаза, Убирается одна карточка. Требуется угадать, какого слога не стало. Варианты:

1.Поменять слоги местами. Ученик должен воспроизвести первоначальный вариант.

2.Добавить ещё одну карточку. Нужно назвать, какую добавили.

  4.ИГРА «Подскажи конец словечка»

Раскладывается 3-4 карточки со слогами. Например: ТА, НА, РА, СА. Произносится слово без последнего слога, ученик должен найти и прочитать конец слова ( воро-та, поло-са, кварти-ра)Словарный материал: - ВА  (бритва, клюква, корова, трава)  - ГА (бумага, телега, дорога, берлога) -ДА  (погода, природа, свобода, простуда)- КА (улыбка, морковка, шапка)

5.ЗАДАНИЕ: придумать слово на заданный слог в определённой позиции.Например, СА: СА ни         поСАдка     лиСА                Сахар          масСАж      полоСА                          

6.УПРАЖНЕНИЕ. Составление схем слов с использованием цветных фишек: для гласного звука – красный цвет, для твёрдого согласного – синий цвет, для мягкого согласного – зелёный. И обратное задание: по схеме назвать слог и проанализировать.

7.ЗАДАНИЕ. Работа с таблицами типа:    …А           С…             …У            М…   Какой слог можно составить?Выявляется слогообразующая роль гласного звука, без которого нет слога.

8.ИГРА»Живые буквы» Ученику выдаются буквы , они должны найти себе пару так, чтобы     получился слог (любой или заданный по опорной гласной, либо по опорной согласной).

9..ЗАДАНИЕ: составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д. Например, по картинкам с изображением улитки, муравья составляется слог по первым буквам –УМ, по последним – АЙ и т.д.

                                                           

                                               РАБОТА  СО   СЛОВОМ

1.УПРАЖНЕНИЕ. Чтение слов, отличающихся одной – двумя буквами, их сравнение, выбор сочетаний не являющихся словом, не имеющих смысла.

         лак       пар      сок      мал        моль           нёс

         рак       бар       ток      мял        ноль           пёс

         бак       вар       док      мюл       соль           вёз

         мак       дар      бок       мил       роль          мёд

         вак       шар      цок       мол       золь           лё

1.УПРАЖНЕНИЕ. Чтение слов с одинаковыми гласными. Перед чтением каждого столбика дается задание: а) запомнить как можно больше слов    б)запомнить гласные в словах в) выложить слова из букв разрезной азбуки

        мама     сады     луна     носы     раки

         папа     рады     лупа     косы      лаки

         баба     рамы     рука     розы      маки

         вата     лапы     мука     воры      шаги

         каша    шары     губа    ноты      баки

2.УПРАЖНЕНИЕ. Чтение столбиков слов с одинаковой концовкой.

      -МКА         -ОДКА           -АЧКА            -НИК          -НОЙ            -ПАТЬ

Рамка          лодка             дачка               веник          резной          спать

Сумка         ягодка            пачка               чайник        зубной          копать

Соломка     погодка         задачка            дневник      глазной         капать

Выдумка    проводка       собачка            садовник    озорной        хлопать

3.УПРАЖНЕНИЕ. Чтение форм одного и того же слова.

      У бревна            о бревне          с бревном  

До бревна          в бревне          над бревном

От бревна          на бревне        под бревном

Из бревна                                   перед бревном

4.УПРАЖНЕНИЕ. Чтение однокоренных слов

НОС -Носик, носище, носишка, носовой,  носатый, переносица                                          МОСТ- Мостик, мостки, мостить, мостовая, мосток, мосточек                                                  САД -Садить, садик, садок, садовый, садовник, садовница, садишко

  ЛЕС -Лесок, лесник, лесочек, лесище, лесной, лесничий, лесовичок, лесишко               САХАР -Сахарница, сахарный, сахарок, сахарить, сахаринка

5.УПРАЖНЕНИЕ. Составление слов из их частей (приставок, суффиксов, корней,окончаний)

Слова с суффиксами:   -ЕНЬК - Дяденька, тетенька, рученька, ноженька, доченька, ноченька; -ИК -Носик, дождик, ключик, домик, дворик, винтик, карандашик, огородик

Слова с приставками: Натопить, затопить, протопить, истопить, вытопить, перетопить

6.УПРАЖНЕНИЕ.  Деление слов на слоги (хлопками в ладоши), подсчет количества слогов в слове, выделение ударного слога (топать ногой)

7.ЗАДАНИЕ. Подбор слов к слоговым схемам разного вида ( с ударением, с гласными буквами, звуковых.

8.ИГРА.  «Слово рассыпалось». Составление из букв слова:  М, Т, С, О – мост   З, Б, У –зуб  

9.ИГРА. «Буква потерялась». ДУ… - дуб, душ, дух;  Д…М – дым, дом, дам, дум

10.УПРАЖНЕНИЕ. Чтение слов в обратном порядке.Шалаш – шалаш, сон – нос, наган

11.ЗАДАНИЕ. Выполни математические действия и прочитай слово.

СИ + ГОР – ОС + А  = ...Г…А (игра)

12.ЗАДАНИЕ. Подобрать рифму. СОК - лесок, носок, поясок, голосок

 13.ЗАДАНИЕ. Составить слово по буквам других слов.По первой букве: камень, озеро, торт (кот) По последней букве: кенгуру, ананас, часы (усы)

14.ЗАДАНИЕ. Подобрать слово к смысловому ряду. Хищный, серый, злой, клыкастый - …(волк)   Яблоко, груша, банан, слива - … (фрукты)  Белое, теплое, парное - …(молоко)

                                                                                                                                                                                           РАБОТА  С  ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

  ЗАДАНИЕ 1. Восстановление деформированного предложения.  а) изменить порядок слов: Юли  красивая  у  кукла  ( У Юли красивая кукла)  б)  добавить    слово:   Мы гуляли … лесу.  Яблоки растут на …           Летом на березе  листья  зеленые, а осенью…          

 ЗАДАНИЕ 2. Составление предложений по схемам ( из 1,2,3,4 слов)                     ЗАДАНИЕ 3.  Доскажи пословицу: Семь раз отмерь, а один раз….                    Без труда не вытащишь и ….

ЗАДАНИЕ 4.  Соединить части разорванных предложений.        Падает липкий. Снег громко. Лает Шарик.           Падает липкий снег. Громко лает Шарик.                                                       ЗАДАНИЕ 5.  Прочитать предложения, соблюдая интонацию.                  Сегодня шёл дождь.  Как хорошо весной! Какой подарок ты получил на день рождения?

ЗАДАНИЕ 6.  Выделить голосом последовательно каждое слово.

Мне подарили маленького щенка. Мне подарили маленького щенка.        Мне подарили маленького щенка. Мне подарили маленького щенка.

ЗАДАНИЕ 7.  Составить предложения, используя картинки, между которыми  написана буква а. Например, картинки с изображением яблока и морковки.

Морковь растет в огороде, а яблоко -  в саду. Морковь – овощ, а яблоко – фрукт. Из моркови делают салат, а из яблока – компот.

УПРАЖНЕНИЕ 8. Чтение и разучивание скороговорок с оппозиционными звуками. а) Жук жужжит у абажура.    Шесть мышат в камышах шуршат.               б) Белые бараны били в барабаны.    Наш Полкан попал в капкан.                     в) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

                                                       РАБОТА С ТЕКСТОМ

УПРАЖНЕНИЕ 1. Чтение текстов, где существительные заменены картинками.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Восстановление деформированного текста.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Чтение и разучивание рифмованных текстов (чистоговорок, скороговорок, потешек, загадок, стихотворений).

Ты-ты-ты, ты-ты-ты, ноты, соты, тон, цветы. Ды-ды-ды, ды-ды-ды, виды, воды, дом, сады.                                       2)Зы-зы-зы, зы-зы-зы, вазы, розы, зуб, язык.       Сы-сы-сы, сы-сы-сы, осы, косы, сын, часы.

3)Ра-ра-ра, ра-ра-ра, в зоопарк идти пора.  Ро-ро-ро, ро-ро-ро, Шура едет на метро.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру, Шура видит кенгуру. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, в зоопарке есть бобры.

                               

                         УПРАЖЕНИЯ,   НАПРАВЛЕННЫЕ   НА   ФОРМИРОВАНИЕ  

                                      ПРАВИЛЬНОСТИ  И   БЕГЛОСТИ   ЧТЕНИЯ

Упражнение 1.Научитесь читать скороговорку быстро:   Стоит воз овса. Возле воза овца.

Упражнение 2.Читайте плавно, целыми словами:      У Сени и Сани в сетях сом с усами.      

Упражнение 3. Читайте целыми словами: боль – больно – больной;    больше – большой                                                                       Упражнение 4.Прочитайте слоги, составьте из них слова :  у – ши – на – род – ник                        

Упражнение 5.Читайте чистоговорки и скороговорки целыми словами, сначала медленно, потом быстрее, затем быстро и чётко:  Трое трубачей трубили в трубы.  

Упражнение 6. Сравните слова. Чем они отличаются? Как получили новое слово? Читайте быстро. Найдите, придумайте свои пары слов. Если встретились незнакомые слова, узнайте, что они означают: ель – щель       сыр – сын – сыт       стог-стон-сток-стук                        

Упражнение 7. Читайте быстро слова- перевёртыши :Дед, боб, заказ, шалаш, казак

Упражнение 8.Читайте целыми словами, определите лишнее: Книга, линейка, ручка.        

Упражнение 9.Произнесите долгоговорку: Кто вечно хнычет и скучает,  тот ничего не замечает. Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает. Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает. Если скучно стало, начинай сначала!

                         

                      УПРАЖНЕНИЯ,   НАПРАВЛЕННЫЕ   НА    ФОРМИРОВАНИЕ             СОЗНАТЕЛЬНОГО    ЧТЕНИЯ

Упражнение 1.Прочитайте предложение про себя и отвечайте на поставленный вопрос.    

Люди строят новые дома.  Зачем?  Слоны не летают.  Почему?                                              

 Мама купила фрукты. Она моет их под краном.    Почему?                      

  У Коли заболел живот. Мама посмотрела на его руки и сказала: « Всё ясно».  Почему?                

Упражнение 2.    Какое слово подходит? В лесу опасно разводить …  (костёр, пчёл)

Упражнение 3.     Какое название подходит?    Наши часы не идут. Виноват кот. Он прыгнул со шкафа и задел часы. Они упали. Кот убежал. Он понял, что виноват.

1.Часы поломались.2.Кот прыгнул со шкафа.3.Кот виноват.

Упражнение 4.Что главное?       Два рыбака тянули невод. Он был тяжёлым. Один рыбак сказал: «Невод плохой». Другой сказал: «Невод хороший, но груз лишний». Так они долго спорили. Прохожий сказал: «Сперва вытащите невод, а потом спорьте».                        

1. Невод был слишком тяжёлый.     2. Пустой спор мешает делу.

Упражнение 5. Прочитайте отрывок. Помните, что логическое ударение принимают на себя важные по смыслу слова. Верно ли здесь они выделены?

     Зима недаром ЗЛИТСЯ,  прошла её ПОРА –

     Весна в окно СТУЧИТСЯ  и гонит со ДВОРА.               (Ф.И.Тютчев)

УПРАЖНЕНИЯ    ДЛЯ    РАБОТЫ    НАД    ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ    РЕЧИ

                                                             ГРОМКО – ТИХО

Упражнение 1. Когда следует говорить тише или громче обычного?

- Дома кто-то болен, отдыхает, работает, а к тебе пришли в гости друзья, и ты им рассказываешь о своих рыбках в аквариуме.

  - Ты у доски на уроке математики объясняешь решение задачи.

   - Ты на уроке русского языка объясняешь, какую безударную гласную нужно написать в слове «звезда».

   - Ребята заблудились в лесу и зовут на помощь.

    - Тебе нужно попросить на уроке у товарища свою книгу.

Упражнение 2.Нужно ли девочке слишком громко говорить в этом случае? Почему?         Кто сказал, что я горланю? Кто сказал, что я кричу? Я свою подругу Таню новой песне учу.

Упражнение 3.Представь, что в вашем классе объявлен конкурс на лучшую игру. Ты придумал сам новую игру и объясняешь её правила. Реши, с какой громкостью ты будешь говорить:  - товарищам своей группы, чтобы не услышали другие ребята;

  - во время конкурса, когда в зале много народу;     - дома родителям.

Упражнение 4.Реши, как ты будешь говорить, если: - выступаешь в огромном зале;

          - рассказываешь сказку младшей сестрёнке перед сном;

          - на рыбалке объясняешь младшему брату, как удить рыбу.

Упражнение 5. Прочитай стихотворение. Обрати внимание на пометки. Какие строчки надо читать громко, какие – тихо и совсем тихо? Приготовься читать, изменяя громкость своего голоса:   Тише, жабы!                      Тихо, тоном предупреждения,

        Ни гугу!                               можно использовать жест.

       Ходит цапля на лугу.        Ещё тише, тоном испуга.

        Чтобы не было беды,  наберите в рот воды.  Совсем тихо, шёпотом.

                                                МЕДЛЕННО – БЫСТРО

Упражнение 6. Прочитай стихотворение «Куда спешат головастики» про себя. Приготовься читать его в слух, изменяя темп чтения по подсказкам.

  Вихрем мчится под водой  головастик молодой.                  Быстро

А за ним – ещё пяток.  А за ним – сплошной поток.                Быстрее

Тот – без ног, а тот – с ногами,                                                     Ещё быстрее

Этот – прямо, тот – кругами.                                              Всё время ускоряя темп

Почему? Зачем? Куда?                                           Медленно, как бы размышляя.

Головастики спешат  превратиться в лягушат.          Спокойно, размеренно

Упражнение7. ( творческое задание) Составьте «партитуру» для выразительного чтения стихотворения «Эхо», используя типичные обозначения: / - короткая пауза; // - длинная пауза; _______ - логическое ударение; П – психологическая пауза; -------  - монотон; стрелки – для повышения и понижения голоса.                                                                                                                        

      За рекой то тут, то там      Кто-то бродит по кустам.

       Эхо, эхо, это ты?    Отвечает эхо: «Ты - ы!»

      С чем ты ходишь там? Постой!   Эхо мне в ответ: «Пустой – ой!»

      Выйди! Я хоть погляжу!   Отвечает: «Погожу – у!»

      Я пойду, а ты сиди!    Эхо мне в ответ: «Иди – и – и!»

      Перееду за реку!    Эхо мне в ответ: «Ку-ку – у!»

    Я найду тебя в кустах!     Отвечает эхо: «А -ах!»        Е. Трутнева        

                                                                                                                 

                                                                                                                       

                                                                                                                       Приложение 2

                                                Конспекты  уроков

 План-конспект фронтального занятия № 2   в период обучения грамоте.

Тема: Понятие об органах речи. В гостях у Веселого язычка.

Цель: Уточнить и закрепить знания об органах речевого аппарата (рта, губ, зубов, языка).

Задачи: 1. Закрепление знаний об органах речи.

2.Формирование умения выполнять основные движения органов артикуляции.  

3.Развитие речевой моторики, внимания, вербальной памяти, тактильных и вкусовых ощущений, пространственной ориентации.

       4.Расширение словарного запаса и общего кругозора.

       5.Воспитание умения слушать, усидчивости, навыков гигиены, интереса к сказке.

       Оборудование: 1) Сказка о Веселом язычке , книга «Мойдодыр»  К.И. Чуковского.          

2)  Дидактическое пособие «Органы речи».

  1. Слова на карточках.
  2. Овощи, фрукты.
  3. Зубная щетка и зубная паста.

                                          Ход занятия.

1.Орг.момент. Вступительная беседа.

Ребята! Что вы сделали утром, когда проснулись? (ответы детей)

Отгадайте, какие предметы у меня в сумке?     Загадки:

  1. Белая, мятная, очень душистая.

 Всегда помогает зубкам быть чистыми (зубная паста).

2.Хвостик из кости, а на спинке – щетинка (зубная щетка).

А сколько раз в день нужно чистить зубки?

Какое есть еще правило? (полоскать рот после еды)

     Скажите, а зачем нужно ухаживать за своим ртом?

    Молодцы, ребята, правила гигиены вы знаете и надеюсь, будете их выполнять.

К.И.Чуковский написал сказку «Мойдодыр», главный герой которой великий умывальник, умывальников начальник и мочалок командир говорил: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам – стыд и срам, стыд и срам. Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое, и зубной порошок и густой гребешок».

Чтобы узнать тему нашего занятия, отгадайте 2 загадки:

 3. Если б не было его, не сказал бы ничего (язык).

 4. Красные двери в пещере моей, белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою – я с радостью белым зверям отдаю (рот, губы, зубы).

Верно, ребята, говорим мы языком, откусываем и жуём зубами, снимаем пищу с ложки губами. Все это органы речи и сегодня о них пойдет речь на занятии. Мы отправимся в гости к Веселому язычку, где и встретимся с ними. В гости нужно идти чистыми, подготовленными, а для этого прямо сейчас и почистим зубки, выполнив упражнения.

  1. Артикуляционная гимнастика. (Упр. «Улыбочка», «Заборчик», «Трубочка», «Веник», «Сладкое варенье»).  Теперь можно отправляться в гости.        
  2. Сказка о Весёлом язычке  1. Слушание сказки и выполнение всех движений органов речи( язык распластанный – отдыхает; острый как иголочка; « змеиный» - прощупывает себе дорогу; длинный – достать до носа; укалывает щёчки;  звенит как колокольчик; присосать к нёбу –«Грибок»; пощёлкать; поцокать; облизать медок; наказать непослушный язычок губками, зубками)

    2. Игры «Дегустатор» и «Потрогай и отгадай» (Весёлый язычок угощает фруктами и овощами, которые нужно узнать по вкусу с закрытыми глазами и наощуп)  

IV. Чтение слов из сказки. Узнают слово по описанию, читают слово на карточке, соотносят с картинкой, показывают орган речи на себе.

- Главный герой, у которого мы были в гостях? (язычок) ;  Домик, где жил язычок(рот);  Дверка (губы);  Потолок (нёбо). Как назвать их одним словом? (органы речи)

  1. Итог занятия.

План – конспект фронтального занятия №3  в период обучения грамоте.

Тема: Гласные звуки и буквы.

Цель: Закрепление связи гласных звуков и букв.

Задачи: 1. Закрепление связи между гласными звуками и соответствующими буквами,  уточнение правильной  артикуляции гласных .

2.Формирование  умения определять гласный звук,  его позицию в слоге.

3.Развитие ручной и речевой моторики, фонематического слуха, звукового анализа, вербальной памяти, внимания.

4 Расширение словарного запаса, общего кругозора.

5.Воспитание  умения слушать, усидчивости.

Оборудование:  Сказка «Теремок», настольный театр, Дидактическое пособие «Говорящий рот»;Картинки животных – героев сказки, буквы, наборное полотно

5. Литература:  русская народная сказка «Теремок»,  1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов,Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.-СПб.:Лань,1997,РыбинаЭ.В. Работа над гласными звуками на  занятиях» / Нач.шк№9,1997.

                                                          Ход занятия

1.Орг.момент. Вступительная беседа.  Любите ли вы сказки? Какие сказки знаете? Какая сказка самая любимая? Вспомним сказку «Теремок» (рассматривание книги, воспроизведение содержания сказки).Сегодня мы поиграем с вами в сказку, поселим героев  в сказочный теремок.

2.Пальчиковая и речевая гимнастика: 1 упр. «Теремок» Теремок с трубой и крышей – вот какой красивый вышел. (Ладони под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки – труба, поднят вверх).

2 упр. Пальчики - зверюшки бегут к теремку (сначала одной рукой, затем другой, обе руки.  

3 упр. Игра со звукоподражанием «Поселяем зверушек в теремок».

1) Серенький комок сидит и бумажкой все шуршит (средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец согнуты и прижаты – ушки). Как пищит мышка? (пи-пи).  Какой здесь гласный звук [ и ]

2) Лупоглазая лягушка прыг да скок - в теремок (пальцы в кулаке, указательный и мизинец приподнять – глазки).- Что говорит лягушка? (ква-ква). Какой здесь гласный звук? [ а ]

 3)Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат, Он и прыгает, и скачет – веселит своих зайчат (пальцы в кулак, указательный и средний подняты вверх, шевелить ими).

4)Серый волк бежит по лесу, а за ним бежит лиса. Поднялись к них трубою два пушистеньких хвоста. (ладони в лодочку, большие пальцы разведены в стороны, указательные  согнуть вовнутрь ладоней – волк; у лисы – чтобы мордочка стала острее – согнуть мизинцы).- Как воет волк? (у-у-у)  А у лисички какой голос? (тяв-тяв).

5) Вот медвежья голова – маленькие ушки торчат у макушки (пальцы в кулак, указательный и мизинец приподнять).  Как рычит медведь? (ы-ы-ы).

 3..Работа с гласными звуками и соотнесение их с буквами: Еще раз поздороваемся на языке зверюшек, назовем (выделим) гласные звуки и подберем соответствующую букву  

Почему звуки называются гласными? (уточняется способ образования и артикуляция каждого гласного звука (пособие «Говорящий рот»).  

4.Динамическая пауза.(чтение слогов с доски с движениями).

Ок-ок-ок – вырос в поле теремок (показ руками крыши над головой).

Ик-ик-ик – вот бежит мышонок Пик (крадемся на носочках).

Тук-тук-тук – раздается тихий стук (хлопки руками).

Ам-ам-ам – никого нет там (поднять плечи, развести руки в стороны).

5.Игры: «Угадай звук» (показ беззвучной артикуляции).«Убери лишнее» (оставить только гласные буквы).3.«Кто лишний» (герои сказки и гусь, гусь лишний, т.к. птица).

Составление сочетаний и слов с гласными буквами и их чтение.

 ОАУ, АОУ, ОИУ, УОА, АИЫ, УИЫ, ЫОУ. АУ! – Когда так кричат? Какой 1 звук? 2звук?

УА! - Кто так плачет? Какой 1 звук? 2звук? ИА! – Кто так кричит? 1Звук? 2звук?

Развитие ручной моторики (работа с нитками, палочками, пластилином – изготовление гласных букв).

Итог занятия.

                                 План – конспект группового  занятия

Тема: Слова с противоположным значением

Цель: Учить правильно подбирать слова с противоположными значениями

Задачи: - уточнить и закрепить знания о словах с противоположным значением;

- формировать умение подбирать глаголы и прилагательные с противоположным значением;

- развитие чувства языка, связной речи, памяти, мышления, внимания;            - расширения словаря за счёт прилагательных и  глаголов;

- воспитание положительных черт характера, уважения к людям.

  Оборудование: - картинки-перевёртыши; карточки с изображением предметов и реальные предметы; карточки со словами-глаголами, приставки -шапочки; загадки, скороговорки

                                                                Ход занятия

1.Орг.момент. Вступительная беседа:

- Считаете ли вы себя послушными детьми?

- Всегда ли выполняете то, о чём вас просят, или делаете всё наоборот?

Я хочу вам рассказать историю об одном мальчике, который всё делал наоборот.                                      

- Жил-был мальчик. Он был очень непослушный, упрямый. Всегда

всё делал наоборот. Велит ему мама ложиться спать, а он – встаёт. Просит повернуться к ней – он отворачивается, убрать игрушки – он их разбрасывает по всей комнате. Мама очень огорчалась и называла сына Мальчиком Наоборот. А когда мама один только раз сделала всё наоборот, сын сразу понял, как это неприятно и исправился, стал послушным мальчиком.        Беседа по прослушанному рассказу:

- Как мама называла своего сына? Почему?

- Понял ли мальчик свою ошибку?

- Как он исправился?

2. Уточнение значений слов с противоположным значением.( глаголы из текста – истории)

Ложиться – вставать, повернуться – отвернуться, убирать – разбрасывать,

3. Динамическая пауза. Предлагается на несколько минут стать Мальчиком Наоборот и выполнять противоположные действия:

опустить руки – (поднять)       встать из-за стола – (сесть)

открыть глаза – (закрыть)        закрыть рот – (открыть)

открыть рот – (закрыть)            показать ладони – (спрятать)

согнуть руки – (распрямить)

4. Игры: 1) «Картинки - перевёртыши» Составление детьми предложений по картинкам с заменой действий на противоположные. В случае правильного выполнения задания показывается картинка с обратной стороны.

(Мальчик чинит машинку. Мама снимает фартук. Папа вешает картину. Малыш строит башню. Девочка ловит мяч. Мальчик пачкает костюм.)

2)»Скажи наоборот»: ведро большое, ведёрко –…

Вата лёгкая, а железо - …           Дом высокий,  дом -…

Линейка длинная, ручка -…     Бант широкий, шнурок - …

Чай горячий, лимонад -…  Волосы тёмные, волосы -…     Нож острый -…

3) Загадки (отгадывание загадок и подбор к ним антонимов)

Я стою на ножке толстой, я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шапкой, с мягкою подкладкой.( толстой - …, гладкой -…, мягкой -…)

На припёке у пеньков много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк.(тонкий -…, много -…)

4) «Смени шапку» (подбор шапки – приставки к глаголу, чтобы получился глагол антоним)

5. Итог занятия.

                          План – конспект группового занятия

Тема: Слоги прямые, обратные, со стечением согласных. Звук [ш].

Цель: Закрепление правильного произношения звука [ш] в слогах и словах

Задачи:

1.Уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука [ш], автоматизация звука  в слогах и словах.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза

3. Закрепление в речи форм единственного и множественного числа существительных

4. Систематизация и расширение словарного запаса по темам:

«Игрушки», «Цветы», «Животные».

5. Воспитание умения слушать, усидчивости.

Оборудование:

чистоговорки, загадки, слоги со звуком [ш], картинки по темам, графические схемы слов.

                                                                 Ход занятия

I. Орг.момент ( тема, цель)

II.Артикул. гимнастика:

«Веник», «Улыбочка»,»Заборчик», «Чашечка»

Скороговорки: Шапка да шубка –вот и весь Мишутка.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Чистоговорка: ( слоги показываются детям  и прочитываются)

ша – ша – ша – мама моет малыша

шу – шу – шу – как приятно малышу

шом – шом – шом – поиграем с малышом

ыш – ыш – ыш – стал весёлым малыш

III. Уточнение артикуляции звука [ш]

IV. Загадки:

1) Выросли в лугах сестрички, жёлтый глазок, белые реснички(ромашки) Это много, а если одна?

2)Хвост длинный, сами крошки, боятся очень кошки. (мышки)  А если одна?

3) Я зелёную матрёшку от подруг не оторву.

Пожелтеет та матрёшка – упадёт сама в траву.( груша)

V.Графический анализ слов: груша и мышка.

 Сравнение слоговой структуры слов, подбор  графических схем к словам ( кол – во слогов, звуков в словах, 1 слог, звук; 2 слог и звук и т.д.; сравнение схем слов)

VI. Подбор слов к схемам

Чтение слов на карточках, анализ каждого слова, распределение слов по схемам (кошка, шапка, мишка, шкафы, шторы, штаны, шишка)

VII. Динамическая пауза

 «Мышки», «Ветер»

VII. Индивидуальная работа детей

Каждому ребёнку раздаются картинки со словами на определённую тему( «Цветы», «Животные», «Игрушки», дети читают и подбирают обобщающее слово, находят слова со звуком [ш].Оказывается стимулирующая помощь п.

VIII.Итог занятия.

План - конспект  занятия в период обучения грамоте на подготовительном этапе

Тема: Звук [ ш ]. Путешествие воздушного шарика.

Цель: Развитие речевого общения и звукового анализа.

Задачи: 1. Подготовить артикуляционный аппарат к формированию правильного артикуляционного уклада звука ш  ;

2. Развивать ручную, общую и речевую моторику.

3. Развитие речевого дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи, вызывание звукоподражаний с  коммуникативную значимостью.

4. Развитие слухового восприятия, зрительного кинестетического контроля.

5. Воспитание потребности в речевом общении, аккуратности, трудолюбия.

6. Уточнение и расширение словаря.

Оборудование: воздушный шарик, клей, шаблоны для украшения шара (геометрические фигуры), дидактический материал (предметные картинки), загадки, трубочка от чупа-чупса, флажки, цветы.

                                                                 Ход занятия

  1. Орг.момент.

Вступительная беседа. Сегодня мв совершим необычное путешествие с помощью одного предмета, отгадайте какого:

Сегодня все ликует! В руках у детворы от радости танцуют воздушные ….(цветы, шары, флажки).

  1. Игры: !. «Узнай на ощупь» (шарик, мячик)
  1. Играем пальчиками:

 Надуваем быстро шарик (пальцы в «щепотке»)  

Он становится большой (имитация надувания шара).

Вдруг шар лопнул (хлопок), Воздух вышел – стал он тонкий и худой.

  1. Украшение шарика (приклеивание геометрических фигур – готовых деталей глаз, носа, губ, уточнение их формы.
  1. Дыхательно- артикуляционная гимнастика для губ, языка.

«Блинчик»,«Веник», «Чашечка», «Непослушный язычок», «Улыбочка», «Заборчик».

Выработка плавной воздушной струи (подуть на кончик языка со звуком  [с];

дуть в трубочку, упражнение с сопротивлением).

  1. Динамическая пауза, «Ветер».
  2. Игра со звукоподражанием «Лесенка».

Ветерок подхватил наш шарик, он вылетел в дверь на улицу, пролетел над крылечком:

На 1 ступеньке – собачка («Гав-гав» - низким, громким голосом)

На 2 ступеньке – кошка («Мяу-мяу»- голос выше и тише).

На 3 ступеньке – мышка(«Пи-Пи» - тонким , тихим голосом).

На заборе - петушок  «Кукареку» - громко, высоко.

У пруда – уточки («Кря-кря»), гуси – «Га-га-га» - громко

А в пруду – лягушки («Ква-ква»)

Игра «Узнай звук» (если в названиях животных есть звук [ш], то хлопни).

Определи, где находится звук в этих словах (в середине).

  1. Пальчиковая гимнастика

 (показ животных, в названиях которых есть звук [ ш ] – мышка, лягушка, петушок, кошка, мишка).

  1. Динамическая пауза «Мышки».
  2. Выбор картинки со звуком [ш]

( картинки из предложенных животных, в названии которой есть  данный звук , это животное – хозяин леса, друг нашего шарика, к которому он прилетел в гости.

  1. Итог занятия.

                           План - конспект   занятия в период обучения грамоте

Тема: Постановка звука [ ш ].  

Цель:  Постановка звука [ ш ] по подражанию.

Задачи:

1.Уточнение артикуляции звука [ ш ] в изолированном произношении, и его постановка по подражанию.

2.Развитие фонематического восприятия, и фонематического анализа.

3.Закрепление связи звука и буквы.

4.Расширение словаря.

5. Развитие мелкой моторики рук, артикуляционной моторики.

Оборудование:

 Загадки, предметные картинки животных, буквы, слоги и слова со звуком   [ ш ], палочки, пластилин, мел, краски, кисточка, альбомный лист, стакан с водой.                                              

                                                               Ход занятия    

  1. Орг.момент (тема, цель занятия)
  2. Загадка:
  3. Вьется веревка, на конце – головка (выбрать картинку – отгадку из предложенных: ящерица, змея, гусеница).

  Змея шипит: ш-ш-ш. Покажи букву, которая обозначает этот звук.

  1. Дыхательно – артикуляционная гимнастика (см. занятие на подготовительном этапе).
  2. Уточнение артикуляции звука [ ш ].
  3. Постановка звука  [ ш ]   по подражанию.

Приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, как я. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?

При нечетком, искаженном звуке предлагается подуть на кончик языка со звуком [ с ]. Упражнение многократно повторяется с использованием различных образов (шипит гусь, змея, шуршит листва, выходит воздух из шара, проткнули шину). Предлагается сближать зубы и слегка выдвигать губы вперед,  произнося звук [ ш ].

  1. Развитие фонематического анализа.

 Игра «Узнай звук»

1) при назывании гласных и согласных звуков ребенок выбирает нужный звук   [ ш ] и хлопает в ладоши;

2) слоги: СА, ША, СИ, ШИ, ЗУ, ШУ, СУ, ФО, СЫ, ШЕ.

3) слова: шар, маска, ёжик, шина, сок, фартук, машина, шоколад.

4) распределить картинки на две группы: 1 – звук [ ш ] в начале слова, 2 –в середине. (лошадь, шапка, шарик, машина, рубашка, шарф)

5) игра «Убери лишнее»

 (предлагаются предметы одежды, подбирается обобщающее слово и выбирается лишнее слово, где нет звука [ ш ] – носки.

7. Закрепление связей между звуком и буквой ш.  

Подбор ассоциаций – на что похожа буква ш.

8. Развитие мелкой моторики рук.

Складывание буквы ш из палочек, лепка из пластилина, рисование мелом, водой на доске, красками на листе.

9. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья»

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики укрепления здоровья учащихся  через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровления с использованием гигиенических знаний в борьб...

Презентация по теме "Формирование устойчивого навыка чтения у младших школьников"

Чтобы ребенок был успешным, хорошо усваивал учебный материал, ему ,несомненно, необходимо владеть устойчивым навыком чтения. Чтение должно быть правильным, беглым, выразительным. Предлагаю вашему вним...

Формирование устойчивого навыка чтения у младших школьников.

Чтобы ребенок был успешным, хорошо усваивал учебный материал, ему ,несомненно, необходимо владеть устойчивым навыком чтения. Чтение должно быть правильным, беглым, выразительным. Предлагаю вашем...

Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья»

Программа коррекционно-развивающих занятий  по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья», 4-8 кл...

"Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников"

Чтение является сложным актом, который включает в себя:технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на  связи между из зрительными образами, с одной с...