ПК 4.2. Предметно-развивающая среда
методическая разработка по теме

Бобылева Нина Андреевна

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАБИНЕТА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

Слайд 2

Оформление кабинета начальных классов: В кабинете должны быть: декоративные элементы и методические материалы, но они не должны отвлекать ученика от уроков; использованы пастельные тона, не перегружающие зрение детей; созданы условия для комфортного обучения детей, где ребенок может обучаться, отдыхать.

Слайд 3

Предметно - развивающая среда состоит из следующих зон : Учебная Игровая Информационная Зеленая Санитарно-гигиеническая Бытовая

Слайд 4

Учебная зона В учебной зоне должны быть расположены: парты, учительский стол, учебная доска, интерактивная доска, компьютер, ТВ, проектор. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, где предметы должны быть друг от друга на определенном требованиями расстоянии.

Слайд 5

Игровая зона В игровой зоне должны быть расположены: мягкая мебель, журнальный столик, детские игрушки и игры. Данная зона специально предназначена для отдыха детей и ощущения ими домашнего комфорта. Оформление игровой зоны должно соответствовать общему оформлению кабинета.

Слайд 7

Информационная зона должна содержать следующую информацию: для родителей; о здоровом образе жизни; о правилах дорожного движения; об основе безопасности жизнедеятельности; данном классе (список класса, актив класса, дни рождения детей и т.д.); символика страны, области, района и т.д.

Слайд 9

Зеленая зона Зеленая зона должна быть оснащена информационной картой о цветах (название, семейство и т.д.). Так же зеленая зона может содержать аквариум, но при этом условии и должна быть информационная карта о рыбах(название, семейство и т.д.)

Слайд 11

Санитарно-гигиеническая зона должна содержать: раковину для мытья рук; санитарно-гигиенические средства(жидкое мыло); туалетную бумага; бумажные полотенца.

Слайд 12

Бытовая зона: предметы для влажной уборки кабинета(ведра, половые тряпки, веники, мусорные ведра и т.д.),

Слайд 13

Требования к кабинету начальных классов Кабинет должен отвечать всем санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям. В кабинете должно быть хорошее освещение и положительное состояние мебели. Размеры проходов, расстояние между предметами, между рядами двухместных столов не менее 60 см, от столов до стены от 50 см до 70 см, от первой парты до доски не менее 2 / 4 -2 / 7 м, наибольшая удаленность ученика от доски 860 см, высота доски от пола 80-90 см.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО -РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Предметно - развивающая среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.

Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Целенаправленно организованная предметно- развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

   Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей школьного возраста.
Дизайн учебных кабинетов способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.
 Работая по созданию учебной и развивающей среды большое внимание уделяется основным требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Для организации учебного процесса кабинеты начальных классов имеют предметно-развивающие зоны:  учебная, игровая, зелёная, информационная, санитарно-гигиеническая зона.

   

Учебная зона - расположены парты - их легко переставить, объединять или отодвигать; стулья трехуровневые регулируются в соответствии с ростом учащихся; учительский стол; учебные доски: меловая, интерактивная, компьютер, мобильный телевизор и видеомагнитофон; шкафы, они будут отделять учебное пространство от игрового. В них будут помещены книги для чтения во внеурочное время, игрушки, рабочие тетради, принадлежности для уроков ИЗО и технологии. Пространство должно сочетать строгость и комфорт,  которые обеспечиваются определенным расположением предметов и подбором цветовых предпочтений
Информационная зона - располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов  отражает жизнь России, края, города, класса, информации для родителей. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. На стендах размещаются детские творческие работы.
 В игровой зоне - расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут  проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников, здесь нужно ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение. 
Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников.
Зеленая зона:
-многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте;
-информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т.д.).
Если в классе много цветов, это позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.
Здесь так же мы поместим аквариум. Для релаксации детей, а так же он научит детей ухаживать за животными.

3)Наличие Уголка здорового образа жизни:

 - Здоровый образ жизни.

 - ПДД.

 - ОБЖ.

       В классе может быть собрана библиотека детских книг и организован уголок чтения. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения.

       Развитие наглядно-образного мышления достигается благодаря широкому использованию в обучении различных схем и моделей, опорных таблиц и алгоритмов.

Требования к кабинету начальных  классов:

   1)   Кабинет начальных  классов должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.

        освещенность, состояние мебели;

        размеры проходов, расстояния между предметами: между рядами двухместных столов – не менее 60 см, от столов до продольной стены – не менее 50-70 см, от первой парты до учебной доски – 2,4-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места, учащегося от учебной доски – 860 см, высота нижнего края учебной доски над полом–80-90 см. 
Обучающиеся
начальной общеобразовательной школы должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.

  Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, 4.29. Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжения. Полы должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

  В помещениях начальных классов, устанавливаются умывальные раковины. Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом роста-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины. Раковину следует устанавливать в зоне правого переднего угла кабинета. Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца, мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.


В оформлении предметно развивающей среды кабинета нужно стремиться:

- к максимальному пространству и незагроможденности, четкости линий, цветовому и стилевому соответствию.

- к предметной направленности кабинета: соответствующее оформление не только способствует формированию интереса учеников к предмету,  но и является частью «методической копилки» учителя.

Дизайн кабинета и методические материалы не должны отвлекать внимание школьников от содержания уроков. Использование умеренно ярких, пастельных тонов (рекомендуются зеленый, желтый, оранжевый, розовый) и отсутствие слишком мелких, резких деталей не будет перенапрягать зрение ребят;

-Оформление кабинетов начальной школы должно быть эстетичным, простота формы, комфорт, продуманным и выполненным в едином стиле;
-Желательно при оформлении кабинетов начальных классов уделить внимание государственной символике и здоровому образу жизни и правил ПДД.

В кабинете необходимо создать условия для комфортного обучения  школьников, где ребенок не только усваивает материал, но и отдыхает, играет. 
Этому способствует:
1) Деление кабинета на зоны:
учебную, игровую, зелёную, информационную.
2) Выбор цветового оформления, способствующий успокоению и активизации детей в разные периоды обучении.
Кабинет позволяет развивать общеучебные умения и навыки:

  1. Учебно-организационные: оптимальная организация ученических мест, места учителя.
  2. Учебно-интеллектуальная: схемы, модели, занимательные стенды по предметам или темам; ребусы, кроссворды, уголок «Почемучка», «Вопросы и ответы», «Занимательная математика» (и др. предметы), «А знаете ли вы?..».
  3. Учебно-информационные.

    Таким образом, зонирования учебного кабинета представляет собой особую развивающую здоровьесберегающую среду, которая позволяет реализовывать ценности, цели и принципы личностно-ориентированного образования. Зонирование учебного кабинета на рабочие пространства способствует развитию личности учащегося на основе освоения способов деятельности, адаптации к условиям обучения, раскрытию и развитию способностей обучающихся начальных классов, повышению их уровня культуры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ

методические рекомендации каким должен быть логопедический кабинет...

Предметно - развивающая среда

Сообщение из опыта работы...

Педагогическая игра на тему: «Предметно-развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГТ»

1. БЛИЦТУРНИР "Педагогический опрос"   2. Основные направления развития детей   способствующие реализации предметно – развивающей среды образовательного учреждения...

Проект "Коррекционный уголок, как часть предметно - развивающей среды в логопедическом кабинете"

Педагогический проект, выполненый логопедом,который можно в дальнейшем применять на практиеке....

Выступление на педагогическом совете "Интерактивное обучение, предметно-развивающая среда".

В выступлении рассказывается о том,как интерактивные формы организации учебного процесса помогают формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к са...

предметно- развивающая среда в детском саду "Солнышко"

В презентации показано, в каких условиях  проживают детство дошкольники детского сада "Солнышко", насколько вдумчиво и скурпулезно заполнялось образовательное пространство.Выбор стиля, цветового ...

Современный урок в условиях ФГОС с применением предметно-развивающей среды

Выступление на заседании  ШМО «Начальная школа»2014-2015...