Педагогическая игра на тему: «Предметно-развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГТ»
консультация по теме
1. БЛИЦТУРНИР "Педагогический опрос"
|
2. Основные направления развития детей способствующие реализации предметно – развивающей среды образовательного учреждения. |
3. "Принципы построения развивающей среды в ДОУ в соответствии с концепцией В.А.Петровского" с учетом ФГТ. |
4. Психологические требования и педагогические характеристики к построению предметно-развивающую среду в группе. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokuienty_dlya_sayta.docx (28.55 КБ) | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Начальная школа – детский сад № 4 «Журавлик».
Доклад на тему:
«Предметно-развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГТ»
Воспитатель: Фетисова Т. Н
II квалификационной категории
2013 г.
ПЛАН
проведения семинара - практикума
Тема: Предметно - развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГТ.
Место проведения: детский сад №2.
Дата проведения: 19. 03. 2013 года.
Тема | Ответственный |
1. БЛИЦТУРНИР "Педагогический сундучок" | воспитатель Фетисова Т. Н Воспитатели |
2. Основные направления развития детей способствующие реализации предметно – развивающей среды образовательного учреждения. | воспитатель Фетисова Т. Н Воспитатели |
3. "Принципы построения развивающей среды в ДОУ в соответствии с концепцией В.А.Петровского" с учетом ФГТ. | воспитатель Фетисова Т. Н Воспитатели |
4. Психологические требования и педагогические характеристики к построению предметно-развивающую среду в группе. | воспитатель Фетисова Т. Н Воспитатели |
Доклад на тему:
«Предметно-развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГТ»
Тема: "Предметно-развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГТ"
Цель: повышение компетентности педагогов в области по проектированию предметно-развивающей среды в ДОУ.
Задачи:
- определить понятие "предметно - развивающая среда", элементы, принципы построения, особенности;
- определить актуальность проблемы по оснащению предметно-развивающей среды в возрастных группах;
- активизировать действия воспитателей по проектированию предметной среды ДОУ для обеспечения разнообразной деятельности детей и повышения уровня их познавательного, социального и физического развития.
В: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вашему вниманию интеллектуальную игру "Что? Где? Когда?". На тему: Создание развивающей образовательной среды в образовательном дошкольном учреждении.
♫ (звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?")
В: Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ.
Организуя предметную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности. Поэтому сегодня наша игра будет посвящена этой теме.
В: Уважаемые педагоги, предлагаю вашему вниманию "Блицтурнир"
- дайте определение понятию развивающая предметная среда ?
( это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащённая среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка) С.Л.Новосёлова.
- От чего зависит предметно-развивающая среда в группе?
( При построении предметно-развивающей среды групп ДОУ педагогами несомненно учитываются различные факторы: возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования программы воспитания и обучения, методические разработки, нормы СанПиН и опыт деятельности, тип образовательного учреждения т.д.
- Дополнительные вопросы: Какая принципиальная разница предметно развивающей среды младшей и старшей группы? (возраст). В младшей мы расставляем предметы на полки, а в старшей убираем все в коробочки.
- Каким образом пол влияет на построения предметно развивающей среды? (мальчики и девочки (количество)).
- Каким образом влияет тип учреждения на построения предметно развивающей среды? (№ 17 – здоровье, №1 – речь и т. Д.).
Однако необходимо заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети значительно отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У них иные психологические и даже физиологические особенности, они по-другому
воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения.
Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования , необходимо кардинально пересмотреть подходы к моделированию комфортной предметно-развивающей среды, как в группах, так и ДОУ в целом.
- Какие основные направления развития детей должны способствовать реализации предметно – развивающей среды образовательного учреждения, а так же развивающие центры (уголки, зоны), которые относятся каждому направлению.
Требований, предметно – развивающая среда образовательного учреждения должна способствовать реализации основных направлений развития детей:
- физическому
- познавательно-речевому
- художественно-эстетическому
- социально-личностному
Основные направления развития детей вносятся партнером-взрослым, и затем реализуются ребёнком в свободной самостоятельной деятельности – индивидуально или совместно с другими детьми. К развивающим дошкольника видам деятельности относятся игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность (детское экспериментирование) и чтение художественной литературы. Также очень важно обеспечить двигательную активность детей как необходимое условие их физического развития (Можно перечислить 10 образовательных областей: музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, труд, социализация, безопасность, здоровье, физическая культура).
Возможен следующий подход к организации предметно-развивающих пространств в группе с учётом основных направлений развития ребенка-дошкольника:
направления развития ребенка | развивающие центры (уголки, зоны) |
физическое развитие ребенка |
|
социально-личностное развитие ребенка |
|
познавательно-речевое развитие ребенка |
|
художественно-эстетическое развитие |
|
Дошкольное образовательное учреждение – это естественное жизненное пространство детей. Поэтому важной задачей на сегодняшний день становится осмысление особенностей развивающей среды, которая через свое содержание и свойства влияет на всестороннее развитие ребенка.
Существует концепция развивающей среды В. А. Петровского, в которой рассматриваются подходы к ее построению с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка
Это отражено в принципах построения развивающей среды в ДОУ: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости – закрытости; учета половых и возрастных различий детей.
А в концепции С.Л. Новоселовой, которая основывается на деятельностно - возрастном системном подходе и опирается на современные представления о предметном характере деятельности
В основе этих рекомендаций – анализ сущности предметной деятельности, ее особенностей и значения для психического и личностного развития ребенка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса ДОУ формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.
: При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:
• полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
• трансформируемостисреды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
• вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.
- При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
- Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
- Принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики Материалы и оборудование и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
- Принцип комплексирование и гибкого зонирования предполагает при создании предметно развивающей среды легкость срансформирования оборудования, полифункциональность его использования.
- Принцип стабильность и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетания привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Обе концепции взаимодополняют друг друга.В одной ярче представлен целевой аспект, а в другой – содержательный.
А разница между ними вот в чем:
- Побуждать ребенка к самостоятельной познавательной активности.
- Предметно развивающая среда должна быть спланирована с тематическим планом.
- Предметно развивающая среда должна быть многофункциональная (она и была раньше, просто со временем преобразовывалась и сейчас уже это федеральное государственное требование).
- Информативность по тематическим блокам (информация должна накапливаться в течении всей рабочей недели и представлена как общее представление той или иной тематики).
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) при введении ФГТ ДО становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей образовательной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя
Создавая предметно-развивающую среду в группе, вы должны помнить о психологических требованиях к её построению и педагогической характеристики. Предлагаю выполнить итоговое задание.
Вы должны разложить предложенные карточки в соответствии с характеристиками.
Психологические требования к построению предметно-развивающую среду в группе | Педагогические характеристики построения предметно – развивающей среды |
среда должна быть современной и удобной для детской деятельности; | комфортность и безопасность, выполнение санитарно – гигиенических норм; |
- среда должна обеспечивать достижения нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности | соответствие развивающей среды той образовательной программе, по которой работает детский сад; |
базисные компоненты среды должны быть сомасштабны и соотносимы с макро- и микро- пространством деятельности детей и взрослых; | учёт всех направлений развития ребёнка; |
- среда должна удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребёнка, развития творческих способностей на основе амплификации предметной основы конкретных видов деятельности; | разнообразие среды, её рациональное расположение; |
- среда должна учитывать возрастные особенности детей детского сада. | обеспечение богатства сенсорных впечатлений; |
обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности; | |
обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования; | |
доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей; | |
создание условий для изменения, дизайна окружающей среды. |
А так же при проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:
Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:
• провоцируют ребенка на агрессивные действия;
• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры – людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);
• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);
• провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
• вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
А так же рекомендуется чаще менять оформление. Изменения в обстановке повышают эмоциональное восприятие ранее виденного, создают новые впечатления и образы.
При этом следует руководствоваться очень разумным педагогическим правилом, высказанным в свое время видным специалистом по дошкольному воспитанию Е.И. Тихеевой: «Не надоедать детям одними и теми же впечатлениями и образами...».
Спасибо за внимание!
Список литературы
1.Новоселова, С. Развивающая предметно-игровая среда детства : мир «Квадро» / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4. — С. 79.
2. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4.
3.Петровский, В. А. Построение развивающей среды в ДОУ / В. А. Петровский [и др.] / Дошкольное образование в России. — М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ
методические рекомендации каким должен быть логопедический кабинет...
Педагогический проект по теме: «Охрана окружающей среды»
За последнее десятилетие проблемы загрязнения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам, нерациональное и...
Выступление на педагогическом совете "Интерактивное обучение, предметно-развивающая среда".
В выступлении рассказывается о том,как интерактивные формы организации учебного процесса помогают формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к са...
Педагогический Совет по теме: «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»
I. Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников...
Методическая разработка к выступлению на тему "Компетентность учителя начальных классов в создании предметно-развивающей среды в рамках реализации профессионального стандарта педагога"
В методической разработке представлено выступление по данной теме, список литературы....
Макет предметно-развивающей среды на тему "Правила дорожного движения"
В последнее время участились случаи дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних. Таким образом, дорожно–транспортный травматизм является приоритетной проблемой общества, треб...
Презентация "Организация предметно-развивающей среды в школе-интернате в соответствии с требованиями ФГОС"
Создание предметно - развивающей среды, способствующей гармоничному развитию социально активной личности....