Рабочая программа "Предметно-практические действия" для учащихся 3 класса (II вариант)
рабочая программа (3 класс) на тему

Белоусова Любовь Сергеевна

Цель данной программы: осуществлять коррекцию недостатков восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления  детей, а также их речи в связи с практической деятельностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-prakticheskie_deystviya_3_klass_2_variant.docx36.18 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

2.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

3.Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант2) в КОУ «Адаптивная школа-интернат №17».

4.Устав КОУ ««Адаптивная школа-интернат №17».

5.Учебный план КОУ «Адаптивная школа-интернат №17».

             Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в  начальных классах обучения детей с умеренной и выраженной отсталостью.

              У детей  с умеренной и выраженной умственной отсталостью выявлены многочисленные недостатки в формировании их умственной деятельности. У них затруднено принятие и понимание задачи, их затрудняет установление связей  и отношений между отдельными действиями  и звеньями умственной задачи. Они не могут организовать свою деятельность и не используют образец. У них отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы умственной деятельности: идентификация и узнавание, группировка и выбор адекватного способа действия, перенос умственного приема. Они не умеют пользоваться в практической деятельности даже элементарными  знаниями, имеющимися у них.

Между тем, формирование этих основных навыков и приемов умственной деятельности глубоко умственно отсталых детей в младшем школьном возрасте возможно именно на самом элементарном, сенсорном уровне.

Темп развития глубоко отсталого ребенка чрезвычайно замедлен. Без специального обучения с самого обучения  с самого младшего возраста это развитие протекает с глубокими качественными отклонениями. Все это приводит к тому, что к началу школьного возраста уровень умственного развития низок. Поэтому коррекция этих детей должна осуществляться в большей мере  в тех видах деятельности, которые характерны для детей дошкольного возраста.

Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, глубоко умственно отсталым детям. Тяжелые нарушения моторики, зрительно-моторной координации непосредственно отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. Для коррекции нарушений внимания предусмотрены специальные игры. Сенсорное развитие учащихся осуществляется  в предметно–манипулятивной    деятельности и дидактических играх по определенной системе.

Цель данной программы: осуществлять коррекцию недостатков восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления  детей, а также их речи в связи с практической деятельностью.

Задачами обучения  являются:

  • развитие зрительных, слуховых, осязательных, тактильных  восприятий;
  • координация  работы анализаторов;
  • развитие пространственных ориентировок;
  • развитие наглядного мышления;
  • обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
  • совершенствование мелкой моторики, зрительно двигательной координации, координаций движения обеих рук;
  • воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности, формирование основ самооценки;
  • формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Содержание рабочей программы направлено на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками базового уровня учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, что соответствует требованиям адаптированной образовательной программы основного общего образования.

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком – 102 часа (34 недели).

Учебный предмет

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего часов за год

Предметно-практическая деятельность

27

21

33

21

102 ч.

Содержание

Предметные действия  

17  ч.

Дидактические игры

15 ч.

Элементарное конструирование.

16 ч.

Работа с мозаикой.  

17 ч.

Лепка

15 ч.

Работа с бумагой

17 ч.

Работа с нитками.  

5 ч.

Итого

102 ч.

Предметно-манипулятивные действия (17 часов).

Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий:

-открывание и закрывание коробок, флаконов с завинчивающими крышками;

-нанизывание более мелких предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий шнур, шпагат).

 Цвет. Выбор по образцу и группировка предметов окрашенных не только в основные, но и в промежуточные цвета. Выбор предметов одного цвета из 4-8 предметов двух сходных цветов. Раскладывание предметов двух сходных цветов. Выбор по образцу и раскладывание 10-15 предметов различных цветов. Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их друг к другу.

Форма. Выбор по образцу и инструкции предметов одной формы из 4-8 предметов двух сходных форм. Группировка по форме одноцветных предметов двух сходных форм. Выбор по образцу и группировка объемных предметов. Выбор по образцу и группировка плоскостных форм.   Знать названия и самостоятельно называть формы: кубик, шарик, круг, квадрат, треугольник

Величина. Определение не контрастной разницы по величине между предметами путем наложения и приложения предметов. Подбор и группировка одинаковых по величине предметов. Различение величины предметов независимо от их формы.

Дидактические игры (15 часов).

Усложнение игр, содержащих дидактические задачи на различение и использование цвета, формы, величины предметов.

Элементарное конструирование (16 часов).

Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции.  Складывание разрезных картинок из 3-4 частей. Подбор и выкладывание из объемных плоскостных форм разного цвета и величины различных комбинаций при зрительном диктанте, учитывая форму, цвет и величину фигур. Постройки из детских наборов строительного материала, также по показу и образцу и по словесной инструкции.  

Работа с мозаикой (17 часов).

Закрепление навыка правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой (применяется та же пластмассовая мозаика, что и в 1-м классе). Закрепление умений, приобретенных в 1-м классе. Выкладывание прямых рядов. Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов. Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики.

 Лепка (15 часов).

Закрепление навыков обращения с материалом и выполнение определенных правил при работе с ним, полученные в первом классе. Закрепление  навыков: раскатывания прямыми и круговыми движениями между ладонями; сплющивание между ладонями.  Приобретение новых навыков лепки. Отщипывание пальцами кусочков и скатывание мелких шариков. Сгибание столбиков с соединением концов. Защипывание краев формы кончиками пальцев. Вытягивание столбиков из короткого толстого

цилиндра, округлять и заострение концов, образуя формы. Умение в лепке использовать правильное представление о величине, цвете и форме.

Работа с бумагой (17 часов).

Закрепление умений и навыков, полученных в 1-м классе. Умения и навыки работы с бумагой: сгибать и разгибать бумагу по прямым линиям произвольно; сгибать и разгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Изготовление изделий без применения клея. Наклеивание готовых геометрических фигур  в указанном порядке, выбирая по цвету (одноцветные) или по форме, чередуя фигуры по цвету или форме. Складывание и наклеивание фигур, состоящих из двух готовых частей.  

Работа с нитками (5 часов).

Сортировка ниток по цвету. Упражнения в разрывании ниток разной длины и толщины. Наматывание на катушку, клубок, картон. Плетение косичек из толстых шнуров.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тематика

Кол-во часов

Дата проведения

Предметные действия

5

Представление о пальчиковых играх и упражнениях. Развитие ручной умелости.  

2

Различение предметов по форме, цвету, величине.

1

Упражнения с массажными шариками, с прищепками.

2

Дидактические игры    

4

Дидактическая игра «Лото».

2

Дидактическая игра «Разложи в ряд».

1

Дидактическая игра «Что лишнее».  

1

Элементарное конструирование

5

Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу.  

2

Складывание разрезных картинок из 2-6 частей. Фрукты.  

1

Складывание разрезных картинок из 2-6 частей. Овощи.  

1

Складывание простых крупных пазлов с опорой  на образец.  

1

Работа с мозаикой

4

Выкладывание «чередующихся рядов » из деталей двух цветов.  

2

Выкладывание из мозаики «чередующихся рядов » (красный-  2 синих - красный)

1

Выкладывание «чередующихся рядов » из деталей трех цветов.  

1

Лепка

4

Пластилин. Свойства пластилина.

1

Вишни, сливы.

1

Морковь, огурец.

1

Лепка изученных букв по образцу.

1

Работа с бумагой

4

Работа с бумагой. Свойства. Приёмы работы.

1

Аппликация «Осенние листочки».

1

Овощи. Фрукты.

1

Дом с крышей.

1

Предметные действия

4

Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка)

2

Складывание разрезных картинок из 2-6 частей.

2

Дидактические игры

4

Дидактическая игра «Что лишнее».

2

Дидактическая игра «Картинное лото».

2

Элементарное конструирование

4

Складывание букв из счетных палочек.  

2

Конструирование из геометрических фигур.

2

Работа с мозаикой

4

Выкладывание «чередующихся рядов» трех цветов.

2

Выкладывание узоров по показу и по образцу.

2

Лепка

3

Снеговик.

1

Домик.

1

Лепка изученных букв.

1

Работа с бумагой

4

Аппликация методом обрыва «Геометрические фигуры»  

1

Многоэтажный дом с окнами.

1

Флажки.

1

Ёлочка.

1

Работа с нитками

2

Наматывание ниток на игрушки.

2

Предметные действия

4

Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка)

2

Складывание разрезных картинок из 2-6 частей.

2

Дидактические игры

3

Дидактическая игра «Что лишнее».

1

Дидактическая игра «Поиск в окружающем».

1

Дидактическая игра «Картинное лото».

1

Элементарное конструирование

3

Складывание из счетных палочек «Грузовая машина»

1

Складывание букв из счетных палочек.  

1

Постройки из строительного материала по показу и образцу.

1

Работа с мозаикой

5

Выкладывание «чередующихся рядов» трех цветов.

3

Выкладывание узоров по показу и по образцу.

2

Лепка

4

Лепка цифр.

1

Лепка изученных букв.

1

Рыбка.

1

Зайчик.

1

Работа с бумагой

4

Флажки.

1

Открытка маме.

1

Изученные буквы.

1

Изученные цифры.

1

Работа с нитками

3

Наматывание ниток на игрушки.

1

Плетение косичек из толстых цветных шнуров.

2

Предметные действия

4

Пальчиковые игры и упражнения.  

2

Различение предметов по форме, цвету, величине.

1

Упражнения с массажными шариками, с прищепками.

1

Дидактические игры

4

Дидактическая игра «Картинное лото».  

2

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

1

Дидактическая игра «Разложи в ряд».

1

Элементарное конструирование

4

Складывание фигур и узоров по образцу.

2

 Складывание разрезных картинок из 5-6 частей. Насекомые.

1

Постройки из строительного материала по показу и образцу.

1

Работа с мозаикой

4

Выкладывание геометрических фигур разной величины.

2

Выкладывание цифр.

2

Лепка

4

Матрешка.

1

Утёнок.

1

Лепка цифр.

1

Лепка изученных букв по образцу.

1

Работа с бумагой

3

Простые поделки оригами.

1

Разноцветные шары.

1

Гусеница.

1

Итого

102

У учащихся должны быть сформированы:

- представления о предметно-практических действиях с предметами и материала;

- знания об особенностях и функциях различных предметов;

- знания о свойствах материалов;

- представления о различных формах предметов;

- знания названиях предметов и материалов, а также действиях, связанных с этими предметами и материалами;

- распознавание предметов и материалов по цветам;

- соотнесение предметов по величине.

Учащиеся должны уметь:

- овладевать новыми разученными действиями и выполнять их по слову взрослого;

- самостоятельно выполнять разученные действия с предметами и материалами;

- использовать предметы-заместители;

- переносить полученный опыт на аналогические ситуации;

- выполнять целенаправленные действия с предметами и материалами.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
  2. Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
  3. Авторская  программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Новоселовой Н.А., Шлыковой А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для учащихся 3 класса (II вариант)

Программа курса внеурочных занятий «Сенсорное развитие» имеет своей целью на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств...

Рабочая программа по курсу "логопедия" 3б класса II вариант обучения (адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Разработка рабочей программы для учащихся 3 класса (4 год обучения) с интеллектуальными нарушениями (II вариант обучения)....

Рабочая программа по адаптивной физической культуре для учащихся 2 класса( 2 вариант) в рамках ФГОС " Школа коррекции и развития VIII вида"

Рабочая программа по предмету адаптивная физическая культура для 2 класса(2 вариант), разработана в соответствии со следующими документами:-  Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ &la...

Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия для учащихся 1 классов, 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта....

Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия для учащихся 4 классов 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия предназначена для учащихся 4 классов 2 вариант УП для обучающихся на дому....

Рабочая программа "Обслуживающий труд. 6 класс. 2 вариант"

Рабочая программа "Обслуживающий труд. 6 класс. 2 вариант" предназначена для коррекционных школ....