Рабочая программа "Предметно-практические действия" для учащихся 3 класса (II вариант)
рабочая программа (3 класс) на тему
Цель данной программы: осуществлять коррекцию недостатков восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей, а также их речи в связи с практической деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-prakticheskie_deystviya_3_klass_2_variant.docx | 36.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
2.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
3.Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант2) в КОУ «Адаптивная школа-интернат №17».
4.Устав КОУ ««Адаптивная школа-интернат №17».
5.Учебный план КОУ «Адаптивная школа-интернат №17».
Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в начальных классах обучения детей с умеренной и выраженной отсталостью.
У детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью выявлены многочисленные недостатки в формировании их умственной деятельности. У них затруднено принятие и понимание задачи, их затрудняет установление связей и отношений между отдельными действиями и звеньями умственной задачи. Они не могут организовать свою деятельность и не используют образец. У них отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы умственной деятельности: идентификация и узнавание, группировка и выбор адекватного способа действия, перенос умственного приема. Они не умеют пользоваться в практической деятельности даже элементарными знаниями, имеющимися у них.
Между тем, формирование этих основных навыков и приемов умственной деятельности глубоко умственно отсталых детей в младшем школьном возрасте возможно именно на самом элементарном, сенсорном уровне.
Темп развития глубоко отсталого ребенка чрезвычайно замедлен. Без специального обучения с самого обучения с самого младшего возраста это развитие протекает с глубокими качественными отклонениями. Все это приводит к тому, что к началу школьного возраста уровень умственного развития низок. Поэтому коррекция этих детей должна осуществляться в большей мере в тех видах деятельности, которые характерны для детей дошкольного возраста.
Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, глубоко умственно отсталым детям. Тяжелые нарушения моторики, зрительно-моторной координации непосредственно отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. Для коррекции нарушений внимания предусмотрены специальные игры. Сенсорное развитие учащихся осуществляется в предметно–манипулятивной деятельности и дидактических играх по определенной системе.
Цель данной программы: осуществлять коррекцию недостатков восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей, а также их речи в связи с практической деятельностью.
Задачами обучения являются:
- развитие зрительных, слуховых, осязательных, тактильных восприятий;
- координация работы анализаторов;
- развитие пространственных ориентировок;
- развитие наглядного мышления;
- обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
- совершенствование мелкой моторики, зрительно двигательной координации, координаций движения обеих рук;
- воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности, формирование основ самооценки;
- формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
Содержание рабочей программы направлено на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками базового уровня учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, что соответствует требованиям адаптированной образовательной программы основного общего образования.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком – 102 часа (34 недели).
Учебный предмет | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего часов за год |
Предметно-практическая деятельность | 27 | 21 | 33 | 21 | 102 ч. |
Содержание
Предметные действия | 17 ч. |
Дидактические игры | 15 ч. |
Элементарное конструирование. | 16 ч. |
Работа с мозаикой. | 17 ч. |
Лепка | 15 ч. |
Работа с бумагой | 17 ч. |
Работа с нитками. | 5 ч. |
Итого | 102 ч. |
Предметно-манипулятивные действия (17 часов).
Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий:
-открывание и закрывание коробок, флаконов с завинчивающими крышками;
-нанизывание более мелких предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий шнур, шпагат).
Цвет. Выбор по образцу и группировка предметов окрашенных не только в основные, но и в промежуточные цвета. Выбор предметов одного цвета из 4-8 предметов двух сходных цветов. Раскладывание предметов двух сходных цветов. Выбор по образцу и раскладывание 10-15 предметов различных цветов. Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их друг к другу.
Форма. Выбор по образцу и инструкции предметов одной формы из 4-8 предметов двух сходных форм. Группировка по форме одноцветных предметов двух сходных форм. Выбор по образцу и группировка объемных предметов. Выбор по образцу и группировка плоскостных форм. Знать названия и самостоятельно называть формы: кубик, шарик, круг, квадрат, треугольник
Величина. Определение не контрастной разницы по величине между предметами путем наложения и приложения предметов. Подбор и группировка одинаковых по величине предметов. Различение величины предметов независимо от их формы.
Дидактические игры (15 часов).
Усложнение игр, содержащих дидактические задачи на различение и использование цвета, формы, величины предметов.
Элементарное конструирование (16 часов).
Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции. Складывание разрезных картинок из 3-4 частей. Подбор и выкладывание из объемных плоскостных форм разного цвета и величины различных комбинаций при зрительном диктанте, учитывая форму, цвет и величину фигур. Постройки из детских наборов строительного материала, также по показу и образцу и по словесной инструкции.
Работа с мозаикой (17 часов).
Закрепление навыка правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой (применяется та же пластмассовая мозаика, что и в 1-м классе). Закрепление умений, приобретенных в 1-м классе. Выкладывание прямых рядов. Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов. Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики.
Лепка (15 часов).
Закрепление навыков обращения с материалом и выполнение определенных правил при работе с ним, полученные в первом классе. Закрепление навыков: раскатывания прямыми и круговыми движениями между ладонями; сплющивание между ладонями. Приобретение новых навыков лепки. Отщипывание пальцами кусочков и скатывание мелких шариков. Сгибание столбиков с соединением концов. Защипывание краев формы кончиками пальцев. Вытягивание столбиков из короткого толстого
цилиндра, округлять и заострение концов, образуя формы. Умение в лепке использовать правильное представление о величине, цвете и форме.
Работа с бумагой (17 часов).
Закрепление умений и навыков, полученных в 1-м классе. Умения и навыки работы с бумагой: сгибать и разгибать бумагу по прямым линиям произвольно; сгибать и разгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Изготовление изделий без применения клея. Наклеивание готовых геометрических фигур в указанном порядке, выбирая по цвету (одноцветные) или по форме, чередуя фигуры по цвету или форме. Складывание и наклеивание фигур, состоящих из двух готовых частей.
Работа с нитками (5 часов).
Сортировка ниток по цвету. Упражнения в разрывании ниток разной длины и толщины. Наматывание на катушку, клубок, картон. Плетение косичек из толстых шнуров.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тематика | Кол-во часов | Дата проведения |
Предметные действия | 5 | ||
Представление о пальчиковых играх и упражнениях. Развитие ручной умелости. | 2 | ||
Различение предметов по форме, цвету, величине. | 1 | ||
Упражнения с массажными шариками, с прищепками. | 2 | ||
Дидактические игры | 4 | ||
Дидактическая игра «Лото». | 2 | ||
Дидактическая игра «Разложи в ряд». | 1 | ||
Дидактическая игра «Что лишнее». | 1 | ||
Элементарное конструирование | 5 | ||
Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу. | 2 | ||
Складывание разрезных картинок из 2-6 частей. Фрукты. | 1 | ||
Складывание разрезных картинок из 2-6 частей. Овощи. | 1 | ||
Складывание простых крупных пазлов с опорой на образец. | 1 | ||
Работа с мозаикой | 4 | ||
Выкладывание «чередующихся рядов » из деталей двух цветов. | 2 | ||
Выкладывание из мозаики «чередующихся рядов » (красный- 2 синих - красный) | 1 | ||
Выкладывание «чередующихся рядов » из деталей трех цветов. | 1 | ||
Лепка | 4 | ||
Пластилин. Свойства пластилина. | 1 | ||
Вишни, сливы. | 1 | ||
Морковь, огурец. | 1 | ||
Лепка изученных букв по образцу. | 1 | ||
Работа с бумагой | 4 | ||
Работа с бумагой. Свойства. Приёмы работы. | 1 | ||
Аппликация «Осенние листочки». | 1 | ||
Овощи. Фрукты. | 1 | ||
Дом с крышей. | 1 | ||
Предметные действия | 4 | ||
Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка) | 2 | ||
Складывание разрезных картинок из 2-6 частей. | 2 | ||
Дидактические игры | 4 | ||
Дидактическая игра «Что лишнее». | 2 | ||
Дидактическая игра «Картинное лото». | 2 | ||
Элементарное конструирование | 4 | ||
Складывание букв из счетных палочек. | 2 | ||
Конструирование из геометрических фигур. | 2 | ||
Работа с мозаикой | 4 | ||
Выкладывание «чередующихся рядов» трех цветов. | 2 | ||
Выкладывание узоров по показу и по образцу. | 2 | ||
Лепка | 3 | ||
Снеговик. | 1 | ||
Домик. | 1 | ||
Лепка изученных букв. | 1 | ||
Работа с бумагой | 4 | ||
Аппликация методом обрыва «Геометрические фигуры» | 1 | ||
Многоэтажный дом с окнами. | 1 | ||
Флажки. | 1 | ||
Ёлочка. | 1 | ||
Работа с нитками | 2 | ||
Наматывание ниток на игрушки. | 2 | ||
Предметные действия | 4 | ||
Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка) | 2 | ||
Складывание разрезных картинок из 2-6 частей. | 2 | ||
Дидактические игры | 3 | ||
Дидактическая игра «Что лишнее». | 1 | ||
Дидактическая игра «Поиск в окружающем». | 1 | ||
Дидактическая игра «Картинное лото». | 1 | ||
Элементарное конструирование | 3 | ||
Складывание из счетных палочек «Грузовая машина» | 1 | ||
Складывание букв из счетных палочек. | 1 | ||
Постройки из строительного материала по показу и образцу. | 1 | ||
Работа с мозаикой | 5 | ||
Выкладывание «чередующихся рядов» трех цветов. | 3 | ||
Выкладывание узоров по показу и по образцу. | 2 | ||
Лепка | 4 | ||
Лепка цифр. | 1 | ||
Лепка изученных букв. | 1 | ||
Рыбка. | 1 | ||
Зайчик. | 1 | ||
Работа с бумагой | 4 | ||
Флажки. | 1 | ||
Открытка маме. | 1 | ||
Изученные буквы. | 1 | ||
Изученные цифры. | 1 | ||
Работа с нитками | 3 | ||
Наматывание ниток на игрушки. | 1 | ||
Плетение косичек из толстых цветных шнуров. | 2 | ||
Предметные действия | 4 | ||
Пальчиковые игры и упражнения. | 2 | ||
Различение предметов по форме, цвету, величине. | 1 | ||
Упражнения с массажными шариками, с прищепками. | 1 | ||
Дидактические игры | 4 | ||
Дидактическая игра «Картинное лото». | 2 | ||
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». | 1 | ||
Дидактическая игра «Разложи в ряд». | 1 | ||
Элементарное конструирование | 4 | ||
Складывание фигур и узоров по образцу. | 2 | ||
Складывание разрезных картинок из 5-6 частей. Насекомые. | 1 | ||
Постройки из строительного материала по показу и образцу. | 1 | ||
Работа с мозаикой | 4 | ||
Выкладывание геометрических фигур разной величины. | 2 | ||
Выкладывание цифр. | 2 | ||
Лепка | 4 | ||
Матрешка. | 1 | ||
Утёнок. | 1 | ||
Лепка цифр. | 1 | ||
Лепка изученных букв по образцу. | 1 | ||
Работа с бумагой | 3 | ||
Простые поделки оригами. | 1 | ||
Разноцветные шары. | 1 | ||
Гусеница. | 1 | ||
Итого | 102 |
У учащихся должны быть сформированы:
- представления о предметно-практических действиях с предметами и материала;
- знания об особенностях и функциях различных предметов;
- знания о свойствах материалов;
- представления о различных формах предметов;
- знания названиях предметов и материалов, а также действиях, связанных с этими предметами и материалами;
- распознавание предметов и материалов по цветам;
- соотнесение предметов по величине.
Учащиеся должны уметь:
- овладевать новыми разученными действиями и выполнять их по слову взрослого;
- самостоятельно выполнять разученные действия с предметами и материалами;
- использовать предметы-заместители;
- переносить полученный опыт на аналогические ситуации;
- выполнять целенаправленные действия с предметами и материалами.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
- Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
- Авторская программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Новоселовой Н.А., Шлыковой А.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Сенсорное развитие" для учащихся 3 класса (II вариант)
Программа курса внеурочных занятий «Сенсорное развитие» имеет своей целью на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств...
Рабочая программа по курсу "логопедия" 3б класса II вариант обучения (адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Разработка рабочей программы для учащихся 3 класса (4 год обучения) с интеллектуальными нарушениями (II вариант обучения)....
Рабочая программа по адаптивной физической культуре для учащихся 2 класса( 2 вариант) в рамках ФГОС " Школа коррекции и развития VIII вида"
Рабочая программа по предмету адаптивная физическая культура для 2 класса(2 вариант), разработана в соответствии со следующими документами:- Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ &la...
Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия для учащихся 1 классов, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта....
Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия для учащихся 4 классов 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия предназначена для учащихся 4 классов 2 вариант УП для обучающихся на дому....
Рабочая программа "Обслуживающий труд. 6 класс. 2 вариант"
Рабочая программа "Обслуживающий труд. 6 класс. 2 вариант" предназначена для коррекционных школ....