Рабочая программа по адаптивной физической культуре для учащихся 2 класса( 2 вариант) в рамках ФГОС " Школа коррекции и развития VIII вида"
рабочая программа по физкультуре (2 класс)
Рабочая программа по предмету адаптивная физическая культура для 2 класса(2 вариант), разработана в соответствии со следующими документами:
- Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), зарегистрирован в Минюсте России» от 3 февраля 2015 года № 35850;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15);
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида № 44» г. Брянска (в соответствии с ФГОС ОО с УО (ИН).
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24декабря 2015 года № 81 «О внесении изменений No3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 ′′Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях′′»;
-Учебным планом, представленным в Примерной адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной Решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15).
- Базисным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант), утверждённого Приказом Департамента общего и профессионального образования Брянской области от 18.07.2018 № 1180.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 81.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Школа коррекции и развития VIII вида №44» г. Брянска
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю: директор МБОУ
на заседании зам. директора по УВР школы VIII вида №44 г.Брянска
методического ________Зубченко Е.В. _________Носова Н.В.
совета школы: пр.№_________
Протокол №_____ от __________2020г
от _______
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Адаптивная физическая культура»
для 2 класса.
( 2 вариант.)
Программу составила:
учитель физкультуры
МБОУ «Школы коррекции и развития
VIII вида №44» г. Брянска
Лучина Екатерина Александровна
2020-2021 учеб. год.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
2.Общая характеристика учебного предмета
3.Место учебного предмета в учебном плане
4. Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
5.Содержание учебного предмета
6.Тематическое планирование
7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету адаптивная физическая культура для 2 класса(2 вариант), разработана в соответствии со следующими документами:
- Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), зарегистрирован в Минюсте России» от 3 февраля 2015 года № 35850;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15);
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида № 44» г. Брянска (в соответствии с ФГОС ОО с УО (ИН).
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24декабря 2015 года № 81 «О внесении изменений No3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 ′′Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях′′»;
-Учебным планом, представленным в Примерной адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной Решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15).
- Базисным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант), утверждённого Приказом Департамента общего и профессионального образования Брянской области от 18.07.2018 № 1180.
-Рабочая программа по адаптивной физической культуре составлена на основе программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией И.М. Бгажноковой (2011г.).
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни, а также профилактика вторичных нарушений и сохранение жизненно важных функций организма.
Основные задачи:
Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений необходимых для использования в повседневной жизни, игровой деятельности.
Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим. получение удовольствия от занятий физической культурой, радость от достигнутых результатов.
Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса, освоение новых способов передвижения формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; обучение переходу из одной позы в другую;
Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений). подержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, мышечной и других физиологических систем);
Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти. стимуляция появления новых движений;
2.Общая характеристика учебного предмета.
Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни ребенка с тяжелыми комплексными нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой. Программа включает 3 раздела: «Физическая подготовка», «Коррекционные подвижные игры», « Основы гимнастики». Каждый из разделов предполагает освоение двигательных навыков на одном из доступных уровней:
минимальный уровень, содержание которого предполагается к освоению детьми, имеющими тяжелые двигательные нарушения, тяжелые и глубокие интеллектуальные нарушения, предполагающему в процессе работы постоянную ассистентскую помощь взрослого;
достаточный уровень, включающий в себя освоение более сложных двигательных навыков (элементы гимнастических и легкоатлетических упражнений, игры с соблюдением правил и пр.). А
такой раздел как «велосипедная подготовка», « плавание» не проводятся в виду отсутствия материально- технической базы для занятий данной подготовкой. Часы занятий предусмотренные программой на данный вид распределены между ранее указанными разделами программы.
В раздел « Основы гимнастики» включены физические упражнения которые позволяют овладеть элементарными двигательными действиями. На занятиях учащиеся должны овладеть доступными навыками в простейших видах построений. Построения и перестроения для данной категории детей трудны, так как они забывают свое место в строю, теряются при новом построении. Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать как на весь организм в целом, так и на определенные ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями, предусматривающими исходное положение стоя, сидя, выполняют упражнения и их положения лежа для разгрузки позвоночника. Физическая нагрузка регулируется учителем соответствующим подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью, их выполнения. В отличии от программы общеобразовательной школы в самостоятельный раздел выносятся общеразвивающие и корригирующие упражнения, а так же дыхательные упражнения, так как они способствуют коррекции нарушения дыхания. Упражнения для укрепления мышц кистей рук способствуют успешному овладению письмом. Упражнения для формирования и коррекции осанки помогают ребенку правильно держать свое тело сидя, стоя, при ходьбе. На занятиях гимнастикой дети должны овладеть навыками ползания и пере лазания. Упражнения на сохранение равновесия способствуют развитию вестибулярного аппарата, выработке координации движений, ориентировке в пространстве. Упражнения на поднимание и перемещение грузов имеют прикладной характер( правильный захват, умение нести, мягко опускать. Раздел « Физическая подготовка» включает в себя элементарное освоение построений, перестроений, ору без предметов и с предметами, ходьбу, бег, прыжки. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей двигательных качеств. Особое место в данном разделе уделено метанию мяча. При выполнении этих упражнений у детей развиваются умение и ловкость действий с мелкими предметами.
Важным разделом программы является «Игры». Включенные в программу коррекционные и подвижные игры направлены на развитие физических качеств детей, внимания, памяти и т.д.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный план по предмету «Адаптивная физкультура» в соответствии АООП (2 вариант) входит в обязательную часть учебного плана организации. Общий объём нагрузки и максимальный объём нагрузки обучающихся определён требованиями Стандарта.
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю(18 часов – 1 четверть, 14 час – вторая четверть, 20 часов – третья четверть и 16 часов – четвертая четверть). Общее количество 68 часов в год. Продолжительность одного урока – 40 минут.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом его особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Требования к результатам освоения АООП: основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Планируемые личностные результаты освоения АООП могут включать:
1) осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения АООП в области адаптивной физической культуры:
1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:
1.1 освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств);
1.2 освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;
1.3 совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;
1.4 умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
1.5 играть в подвижные игры и др.
3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:
3.1 умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
Раздел «Физическая подготовка»:
Может научиться:
- выполнять команду «Становись»
- строиться в шеренгу, в колонну;
- чередовать ходьбу с бегом;
- ходить в колонне по одному;
- подпрыгивать на одной и двух ногах;
- метать мячи одной рукой с места;
- мягко приземляться при прыжках;
- держать мячи, обручи;
- выполнять инструкции и команды учителя;
- ходить по гимнастической скамейке;
- выполнять ОРУ с предметами и без них.
Получит возможность научиться:
- прыгать в длину с места;
- прыгать на скакалке;
- выполнять упражнения в парах;
- бегать на короткие дистанции.
Раздел «Коррекционные подвижные игры»:
Может научиться:
- целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством
учителя;
- броскам мяча;
- ловле мяча;
- передаче мяча;
- элементам спортивных упражнений.
Получит возможность научиться:
- элементам спортивных игр;
- взаимодействовать с партнерами по игре.
Организационная структура уроков:
Каждый урок должен планироваться в соответствии со следующими принципами:
- постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце урока;
- чередование различных видов упражнений;
- подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию учащихся.
5. Содержание учебного предмета
Ключевой направленностью учебного предмета адаптивная физическая культура является формирование базовых учебных действий на основе предметного содержания, а именно формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
Содержание предмета отражено в четырех разделах: «Физическая подготовка», « Основы гимнастики», «Коррекционные подвижные игры».
Освоение физической подготовки предусмотрено в первой и четвертой четверти и предполагается освоение: построений и перестроений, общеразвивающих и корригирующих упражнений, ходьбы и бега, прыжков, ползаний, подлезаний, передача предметов. Занятия по этому разделу могут проводиться не только в спортивном зале, но, и на открытой спортивной площадке, это обеспечивает решение задач по расширению образовательного пространства за пределами образовательного учреждения. В раздел
« основы гимнастики» включены освоение различных элементарных построений, перестроений, обучение ору с предметами и без предметов, ползание, лазание, перелазание.
Содержание раздела «Коррекционные подвижные игры» предусмотрено в третьей четверти и построено с учетом скорости освоения учащимися правил игры (одна подвижная игра осваивается два, три урока). Предложены подвижные игры с бегом, прыжками и мячом. В этом разделе используются и коррекционные игры следующей направленности:
- формирование способности вести совместные действия с партнером;
- развитие тактильной чувствительности;
- активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти;
- развитие речевой деятельности, способности к звукоподражанию.
ОРУ и коррекционные упражнения.
Освоение одного комплекса общеразвивающих и корригирующих упражнений, а также коррекционной подвижной игры происходит в течение двух уроков. Подбор предметов для общеразвивающих упражнений, а также коррекционных подвижных игр производится в зависимости от индивидуального психофизического состояния обучающихся.
Основное содержание разделов построено с учетом закономерностей формирования двигательных умений у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития:
первый этап – ознакомление с двигательным действием на этом этапе используются словесные методы (рассказ, описание, объяснение, разбор) и наглядные методы (непосредственный, опосредованный, замедленный показ).
второй этап – начальное разучивание используется метод упражнения, контактный метод обучения в сочетании со словестным, физического сопровождения и т.д.
третий этап – углубленное разучивание применяются словесные, наглядные методы и их сочетание, вспомогательные методы (направляющая помощь педагога по ходу выполнения движения, фиксация положения тела, принудительное ограничение движения) и т.п.
четвертый этап – повторение используются словесный (задание, указание и др.), целостный метод с отработкой отдельных частей по ходу выполнения упражнения, игровой.
пятый этап – закрепление используются игровой метод, целостный и т.д.
Количество этапов освоения движения может быть увеличено до семи (Л.Н. Ростомашвили). Продолжительность каждого из этапов может индивидуально корректироваться. Но, как правило, на первом уроке происходит ознакомление с новым движением и его начальное разучивание. На втором уроке углубленное разучивание и повторение. Поэтому, для формирования и закрепления разучиваемых движений содержание каждого урока повторяется дважды. Предусмотрены следующие виды деятельности на уроке: словесные: объяснения, словесные инструкции, распоряжения, команды и т.д.; физические упражнения: с помощью, с частичной помощью, по образцу, по словесной инструкции.
Общая подготовка:
Теоретические сведения: Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега.
- Ходьба: ( ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью. Ходьба с изменением направления совместно с учителем. Ходьба с перешагиванием через мячи с высоким поднимание бедра.
Бег:( Бег на месте, на носках( медленно), с преодолением простейших препятствий, бег по ориентирам; медленный бег до 2 мин, чередование бега и ходьбы).
Прыжки: ( прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Разновидности прыжков.
Метание: (;метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Метание мяча в цель. Метание с места.
Основы гимнастики:
Теоретические сведения: понятие о правильной осанке, равновесии.
-построения и перестроения: ( построение в шеренгу и равнение по носкам по команде учителя; выполнение команд: « Равняйсь!», « Смирно», « Вольно!», « На месте шагом марш!», « Класс стой, стройся!»; перестроение из шеренги в круг, держась за руки и из колонны по одному двигаясь за учителем; Бег в колонне по прямой и со сменой направлений с учителем.
Общеразвивающие упражнения без предметов:
- основные положения и движения рук, ног, туловища, головы: руки к плечам, руки назад, руки перед грудью, за спину. Круговые движения одной и двумя руками. Сгибание и разгибание рук из положений руки вперед, в стороны. Взмахи ногами вперед, назад, влево, вправо. наклоны туловища до касания руками пола, наклоны влево, вправо. приседания на двух ногах, стоя на первой рейке гимнастической стенке, поочередное перехватывание реек руками.
- упражнения на дыхание: согласование дыхания с различными движениями: вдох- при поднимании рук, отведения их в стороны, выпрямление туловища, разгибании ног; выдох= при опускании головы вниз.
- упражнения для развитии мышц кистей рук и пальцев: разведение и сведение пальцев. Круговые движения кистями. - упражнения на расслабление мышц: помахивание кистью. - упражнения для формирования правильной осанки: самостоятельное принятие правильной осанки стоя, сидя, лежа. Различные движения головой, руками, туловищем, с остановкой по сигналу и проверкой правильной осанки. -упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп: сидя на гимнастической скамейке напряженное сгибание и разгибание пальцев ног, тыльное и подошвенное сгибание стопы с поочередным касанием пола пяткой, носком. Прокатывание стопами каната, захватывание стопами мешочков с песком с последующим броском его в обруч и передаче соседу. Ходьба по ребристой доске, ходьба по канату, гимнастической палке.
- упражнение для укрепления мышц туловища ( разгрузка позвоночника):лежа на спине, на животе, поднимание ноги; медленное поднимание и опускание обеих ног. Переход из положения лежа в положение сидя. Подтягивание со скольжением по наклонной гимнастической скамейке, сгибание и разгибание рук.
Упражнения с предметами:
-с гимнастическими палками: удерживание гимнастической палки различными способами при ходьбе. Поворачивание палки из горизонтального положения в вертикальное. Подбрасывание и ловля палки в горизонтальном положении хватом снизу двумя руками. Выполнение упражнений из исходного положения- гимнастическая палка внизу.
-с флажками: выполнение общеразвивающих упражнений с флажками в раках на месте ( по показу). Движение руками с флажками при ходьбе.
- с малыми обручами: выполнение упражнений из исходного положения- обруч перед собой, над головой. Приседание с обручем в руках. Вращение обруча на правой руке.
-с малыми мячами: сгибание, разгибание, вращение кисти и всей руки с удержанием мяча в руке. Подбрасывание мяча вверх перед собой и ловля его двумя руками. Прокатывание мяча между ориентирами, по ориентирам. Удары мяча об пол, ловля мяча руками.
- с большими мячами: прием различных исходных положений, удерживая мяч в руках. Катания мяча в парах, сидя по кругу, стоя на коленях. Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками после поворота направо, налево,после хлопка.. Удары мяча об пол, ловля двумя руками.
Лазание и перелазание: лазание по гимнастической скамейке . Ползание на четвереньках по кругу с толканием впереди себя набивного мяча, в сторону и на скорость. Подлезание по препятствие. Перелезание через препятствие высотой до 70 см. Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом.
Равновесие: ходьба по гимнастической скамейке с предметом. Ходьба по скамейке на носках с различными движениями рук. Ходьба по наклонной скамейке. Ходьба по скамейке приставными шагами. Ходьба по линии.
Переноска грузов и передача предметов: передача большого мяча в колонне по одному сбоку, назад, вперед. Коллективная переноска гимнастических скамеек. Переноска 2 набивных мячей- переноска 8-1- гимнастических палок.
Подвижные игры:
Коррекционные игры: (« Запомни порядок», « Летает- не летает» « Что изменилось»» Волшебный мешок»).
Игры с элементами общеразвивающих упражнений: (, « Слушай сигнал», « Удочка», « Салки», « Повторяй за мной», «Карлики-Великаны»,).
Игры с бегом и прыжками, « К своим флажках»,» Болото», Прыг-скок» ,
« Удочка», Эстафеты, ).
Игры с метанием и ловлей: (« Гонка мячей в колоннах», « Снайперы»,
« Поймай предмет», « Сбей кеглю», « Кольцеброс»).
6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть ( 18 часов).
● Резервные уроки №
№ п/п темы | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Вид учебной деятельности |
Вводный урок. | 2«б» | |||
1. | Начальные сведения о физической культуре. | 1 | Техника безопасности на уроке физкультуре, правила поведения на уроке. Наличие спортивной формы и оборудования. | |
Строевые упражнения. | ||||
2. | Построение в шеренгу и равнение по команде учителя. | 1 | выполнение команд по показу учителя «Становись!», «Равняйсь!» ходьба и бег «стайкой» за учителем. построение в одну шеренгу на боковой линии; выполнение команд по показу учителя «Становись!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «Стой!» | |
3-4. | Выполнение команд: « Равняйсь», « Смирно», « Вольно», « На месте шагом марш», «Класс стой». | 2 | Формирование навыков правильного построения и знания своего места в строю Знать команды «Равняйсь!», «Смирно!». Выполнять простые построения по инструкции учителя Ориентироваться в спортивном зале по конкретным ориентирам | |
Ходьба и бег. | ||||
5-6. | Выполнение ходьбы с различными положениями рук. Разновидности ходьбы. | 2 | Коррекция и развитие точности движений, сохранения равновесия. Профилактика нарушения осанки. Обучить правильному дыханию при выполнении ходьбы и бега. Ходиба на носках, на пятках, высоко поднимая колени; широким шагом; приставными шагами. | |
7-8. | Ходьба с изменениями направления. | 2 | Ходьба в колонне по одному за учителем. Слушает и понимает инструкцию к заданию Сохранение осанки при ходьбе. Подводящие упражнения: ходьба по прямой, ходьба за учителем, держась за руки, ходьба между предметами, с изменением направления. Корригирующие упражнения: свободное дыхание: вдох (выдох) через нос (через рот). | |
9-10. | Ходьба и бег на короткие отрезки. Выполнение медленного бега до 2 минут. Чередование бега и ходьбы. | 2 | Развивать быстроту и ловкость Знать беговую дорожку. Уметь ходить и бегать по ориентирам Умение выполнять задание в течение определенного периода времени Правила поведения на дистанции. Подводящие упражнения: произношение звуков на выдохе во время ходьбы и бега. Ходьба с различными движениями рук; ходьба на носках. Основные упражнения: ходьба и бег по прямой (S=15-20 м) по сигналу учителя; ходьба и бег по коридору шириной 3-4 м.; по извилистой дорожке. Корригирующие упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос). | |
11-12 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем | 2 | Подводящие упражнения: принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка; стойка ноги врозь по показу. Основные положения и движения головы, рук, туловища и ног Учить основным положениям при выполнении общеразвивающих упражнений. | |
13-14 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов. Развитие координационных способностей. | 2 | Развивать координацию и точность движений Знать части тела и уметь показать их Правильное выполнение упражнений Название исходных положений физических упражнений Подводящие упражнения: пальчиковая гимнастика «Улей». Основные упражнения: движения прямых рук: вперед, в стороны, вверх. Махи руками в боковой плоскости. Движения головы: наклон вперед, влево, вправо. Повороты головы. Наклоны туловища: вперед, вправо, влево. Повороты туловища направо и налево. Корригирующие упражнения: сгибание фаланг пальцев. Мах, наклон, поворот. | |
15-16 | Разновидности прыжков. Прыжки через препятствие. Спрыгивание с небольшой высоты. Подвижная игра « Удочка». | 2 | Уметь подпрыгивать на одной и двух ногах на месте и с продвижением вперед; спрыгивать с небольшого возвышения. Подводящие упражнения: перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Основные упражнения: прыжки с небольшого возвышения с приземлением на гимн/мат; | |
17-18 | Метание .Броски большого мяча 2-мя руками из-за головы и снизу с места в стену. Развитие мелкой моторики. Игра « Кто дальше бросит». | 2 | Обучить узнавать различные мячи. Развитие тактильной чувствительности. Знать разновидности бросков. Уметь выполнять броски и ловлю мяча двумя руками партнеру. Способен выполнить посильное задание с помощью Название спортивного инвентаря Подводящие упражнения: Подбрасывание мяча вверх двумя руками. Основные упражнения: броски мяча двумя руками от груди в руки учителю; ловля мяча без отскока от пола, удары ногой по мягкому мячу; сбивание предметов большим (малым) мячом Корригирующие упражнения: пальчиковая гимнастика «Домик» |
II четверть 2б класс (14 часов)
Резервные уроки №
№ п/п темы | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Вид учебной деятельности. |
Основы гимнастики | 2 б | |||
1. | Инструктаж безопасности на уроках физкультуры при занятиях гимнастикой. Беседа: Понятия колонна, шеренга, круг. | 1 | Построения и перестроения по ориентирам Развитие ориентировки в зале по конкретным ориентирам (вход, выход, стены, потолок, пол, углы). Знать понятия «колонна», «шеренга» | |
ОРУ без предметов. | ||||
2. | Основные положения и движения рук ,ног, туловища, головы. | 1 | Выполнение простейших движений в различных пространственных направлениях. Обучить сохранению правильного положения головы, рук, туловища при выполнении упражнений. Знать положения рук: на поясе, по швам, руки вверх, махи руками, круговые вращения руками, движения головы влево, вправо, вперед, назад. | |
3. | Выполнение упражнений для развития мышц кистей рук и пальцев и укрепление мышц голеностопных суставов и стоп. | 1 | Основные упражнения: сгибание и разгибание пальцев рук в кулак, круговые вращения кистями. Сжимать предмет. Хват, захват мелких предметов. Пальчиковая гимнастика. Корригирующие упражнения: сгибание и разгибание в голеностопных суставах. | |
4. | Выполнение упражнений для укрепления мышц туловища, упражнения в расслаблении. | 1 | Сохранение правильной осанки при выполнении упражнений. Основные упражнения: наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад. Наклоны к низу. Выполнение упражнений в различных И.П.( стоя, лежа на спине, животе). Упражнения в расслаблении под спокойную музыку. Коррегирующие упражнения: контроль дыхания( вдох, выдох). | |
5-6. | Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами: ( гимнастическими палками, мячами). | 2 | Формирование осанки, укрепление верхнего плечевого пояса. Способствовать развитию мелкой и крупной моторики. Слушать учителя. | |
7-8. | Лазание по наклонной гимнастической скамейке. Ходьба, лазание, перелазание по гимнастической скамейке. | 2 | Развивать силу и ловкость Освоение двигательных навыков, последовательности движений. Подводящие упражнения: ходьба по гимн/скамейке с помощью учителя и самостоятельно. Основные упражнения: лазание по наклонной гимн/скамейке, установленной на 3-4 рейке г/стенки, на животе, на четвереньках, в упоре согнувшись. Корригирующие упражнения: противопоставление первого пальца остальным на одной руке | |
9-10 | Лазание по гимнастической стенке. | 2 | Коррекция и развитие пространственно-временной дифференцировки и точности движений. Развивать координацию движений Освоение двигательных навыков, последовательности движений. Правильно захватывать различные предметы Название спортивного инвентаря Подводящие упражнения: вис на гимн/стенке со страховкой учителем Основные упражнения: лазание по гимн/стенке вверх на несколько ступенек. Корригирующие упражнения: круговые движения кистью. Вис. | |
11-12. | Ползание на четвереньках с толканием впереди себя набивного мяча. Подлезание и перелезание через препятствие высотой до 70 см. | 2 | Развитие ловкости, быстроты реакции. Подводящие упражнения: Ползание на четвереньках, на животе. Основные упражнения: подлезание под препятствия, на четвереньках и животе. Корригирующие упражнения: противопоставление первого пальца остальным на одной руке | |
13. | Равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке. | 1.
| Развивать координационные способности и точность движений. Подводящие упражнения: перешагивание через препятствие (высота=15-20 см); стойка на правой (левой) ноге у опоры. Основные упражнения: Ходьба по скамейке с предметами и без с помощью учителя. Стойка на одной ноге на г/скамейке, другая согнута в колене, поочередно сменяя ноги (выполнять со страховкой учителя) Корригирующие упражнения: противопоставление первого пальца остальным на одной руке Опора | |
14. | Передача, перенос предмета(груза). | 1 | Развитие мелкой моторики рук, координационных способностей. Подводящие упражнения: передача предмета в шеренге, колонне, по кругу. Основные движения: коллективные переноски груза. Корригирующие упражнения: противопоставление первого пальца остальным на одной руке |
III четверть 2б класс (20 часов)
Резервный урок №
IVчетверть 2бкласс ( 16 часов )
● Резервные уроки №
№ п/п темы | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Вид учебной деятельности. |
2 б | ||||
1. | Общая подготовка. Вводная часть. Инструктаж по ТБ. | 1 | Повторение правил поведения на уроке, наличие спортивной формы. Ознакомление с правилами поведения во время игр. | |
2-3. | Строевые упражнения. | 2 | Умение выполнять согласованные действия по образцу и по подражанию, под счет учителя. Организация детей на уроке. Основные движения: Построение в шеренгу и равнение по команде учителя. Выполнение команд: « Равняйсь», « Смирно», « Вольно», « На месте шагом марш», «Класс стой». | |
4-5. | Ходьба на короткие дистанции на скорость. Ходьба в шеренге, колонне, в парах. | 2 | Развивать быстроту и координацию движений Выполняет стереотипную инструкцию Ориентироваться в пространстве, ходить в заданном ритме Правильная постановка стопы при ходьбе Подводящие упражнения: ходьба с различными движениями рук по показу и словесной инструкции. Основные упражнения: пройти небольшой отрезок на скорость самостоятельно и в парах, шеренге, колонне. Корригирующие упражнения: дыхательные упражнения Быстро, медленно | |
6-7. | Ходьба с различными положениями рук. Ходьба с перешагиванием через предметы. | 2 | Согласованное выполнение действий с предметами Польза физических упражнений. Концентрация внимания на предмете. Подводящие упражнения: Ходьба по кругу, в колонне с учителем. Основные движения: перешагивание через небольшие предметы( мячи большие, обруч. гимнастич. палка. Игра « Что изменилось». Коррекция плоскостопия. | |
8-9. | Разновидности бега. Бег по прямой. | 2 | Коррекция и профилактика нарушений функций опорно-двигательного аппарата. Укрепление мышц стопы Освоение двигательных навыков. Овладение приемами правильного дыхания (по показу учителя) и выполнение простейших заданий по словесной инструкции учителя. Подводящие упражнения: Бег в колонне по одному. Основные движения: Бег в заданном направлении. Коррекция дыхания. | |
10-11 | Бег на короткие дистанции. | 2 | Развивать быстроту и ловкость. Выполнение задания от начала до конца Этапы выполнения упражнения. Подводящие упражнения: ходьба, ОРУ без предмета Основные упражнения: бег на короткие отрезки с учителем; самостоятельно по сигналу учителя Корригирующие упражнения: дыхательные упражнения Дистанция. | |
12-14. | Виды прыжков. Прыжки в длину. | 3 | Развивать скоростно-силовые качества. Развивать пространственно-временной дифференцировки и точности движений. Освоение двигательных навыков, последовательности движений. Координация толчка двумя ногами Мягко приземляться в прыжках Подводящие упражнения: прыжки на двух ногах, на одной ноге на месте. Основные упражнения: прыжки через препятствие, высотой 10 – 20 см; прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча. Прыжки в длину с места в заданную зону. Подвижные игры с прыжками Корригирующие упражнения: свободное дыхание: вдох (через нос), выдох (через рот). | |
15-16 | Метание теннисного мяча с места и в цель. | 2 | Развивать силу и ловкость. Последова-тельность движений с предметами Фиксирует взгляд на цели. Выполняет правильный захват мяча. Подводящие упражнения: подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками. Основные упражнения: броски мяча вперед; метание теннисного мяча с помощью учителя и самостоятельно. Корригирующие упражнения: перекладывание мяча из одной руки в другую. Обучить правильному захвату мяча, замаху руки при метании. Целенаправленные действия. Фиксирует взгляд на цели. Использование массажного мяча Подводящие упражнения: перекатывание теннисного мяча между ладонями; сжимание-разжимание массажного малого мяча. Основные упражнения: - броски теннисного мяча в стену правой (левой) рукой; - метание мяча в вертикальную цель с расстояния 2-3 м. Игра « Кто дальше бросит». |
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой «Владос», 2011.
Методическая литература
- Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания.- Красноярск,1987.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно- методические материалы// под. Ред. И.М. Бгажноковой- М.; Гуманитар. Изд.центр Владос,2007-181 с.
- Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии.- М.: Ф и С, 1991.
- Вайзман Н.П. Психомоторика умственно- отсталых детей.- М: Аграф, 1997.
- Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей.: Методическое пособие.- М.: Терра- Спорт, 2000.
- Виневцев С. И. Оздоровление и коррекция психофизического развития учащихся начальнх классов специальных ( коррекционных) школ VIIIвида в процессе обучения. Автограф.дис… канд.пед.наук.- Красноярск, 2000.
- Выготский Л.С. игра и еероль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966, №6.
- Коваль В.В. Коррекционные игры во вспомогательной школе // Дефектология, 1991, № 5.
- Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет.- М.: Новая школа, 1994.
- Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие.- М.,1997.
11.Шапкова Л.В. Коррекционная функция адаптивного физического воспитания // Человек и его здоровье.- СПб., 19988
12.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями развития /Под общей редакцией проф. Л. В. Шапковой, М.: Советский спорт, 2002.
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает:
1.Флажки.
2. Дорожка-змейка из каната (длина 2,0 м, диаметр каната 6 см),
3. Дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и др.).
4. Игрушки мелкие пластмассовые (рыбки, шарики, лягушки) с магнитами.
5. Игрушки со съемными деталями.
6. Игрушки мелкие резиновые, пластмассовые.
7. Картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые учащиеся используют в своих играх-занятиях.
8. Колокольчики.
9. Кубики, кегли и шары пластмассовые.
10. Кубы и кирпичи деревянные, из полимерных материалов.
11. Ленточки разных цветов и размеров (25 х 3 см, 12 х 3 см, 8 х 25 см, 2 х 25 см).
12. Мячи разного размера и цвета (большие, средние и маленькие, легкие и тяжелые, в том числе набивные (сенсорные) трех размеров).
13. Коврики гимнастические.
14. Мешочки с наполнителем малые (масса 150-200 г).
15. Набор для бадминтона.
16. Обручи разных размеров.
17. Гимнастическая стенка.
18. Гимнастические скамейки.
19. Маты гимнастические.
20.. Природные материалы: шишки, каштаны.
В зависимости от задач, стоящих перед учителем, можно использовать любое другое оборудование и материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «физическая культура» в 3 классе
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Рабочая программа по предмету "Физическая культура" для 2 класса
Рабочая программа по предмету "Физическая культура" для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа по адаптивной физической культуры (ЛФК) для детей с диагнозом ДЦП 1 класс (3 часа в неделю, 99 часов в год)
Актуальностью работы состоит в структуре детской инвалидности детский церебральный паралич (ДЦП) составляет 30–70 %. ДЦП относятся к числу довольно распространенных заболеваний. За последние год...
Рабочая программа по адаптивной физической культуре для 0-4 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
В.Н. Белов, В.С.Кувшинов, В.М.Мозговой составлена на основе авторской программы, включённой в сборник «Программы сп...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по адаптивной физической культуре
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по адаптивной физической культуреобучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического раз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ по физической культуре для учащихся 4-х классов.
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе: -федерального государствен...
Адаптированная рабочая программа по адаптивной физической культуре для учащихся 2 класса, обучающихся на дому (вариант 6.3)
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного...