Рабочая программа по адаптивной физической культуре для учащихся 2 класса( 2 вариант) в рамках ФГОС " Школа коррекции и развития VIII вида"
рабочая программа по физкультуре (2 класс)

Лучина Екатерина Александровна

Рабочая программа по предмету адаптивная физическая культура для 2 класса(2 вариант), разработана в соответствии со следующими документами:

-  Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), зарегистрирован в Минюсте России» от 3 февраля 2015 года № 35850;  

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования   обучающихся с умеренной, тяжелой          и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15);

- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Школа коррекции и развития VIII  вида № 44» г. Брянска (в соответствии с ФГОС ОО с УО (ИН).

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24декабря 2015 года № 81 «О внесении изменений No3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 ′′Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях′′»;

-Учебным планом, представленным в Примерной адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной Решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15).

 - Базисным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант), утверждённого Приказом Департамента общего и профессионального образования Брянской области от 18.07.2018 № 1180.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx81.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение «Школа коррекции и развития VIII вида №44» г. Брянска

Рассмотрено                          Согласовано:                            Утверждаю: директор МБОУ

на заседании                          зам. директора по УВР            школы VIII вида №44 г.Брянска

методического                       ________Зубченко Е.В.            _________Носова Н.В.

совета школы:                                                                           пр.№_________

Протокол №_____        от __________2020г

от _______

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«Адаптивная физическая культура»

для 2 класса.
( 2 вариант.)


                                                 

                                               Программу составила:

                                                               учитель физкультуры

                                      МБОУ «Школы коррекции и    развития  

                                                  VIII вида №44» г. Брянска

                               Лучина Екатерина Александровна


                                         

                                   2020-2021 учеб. год.

                              СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка

2.Общая характеристика учебного предмета

3.Место учебного предмета в учебном плане

4. Личностные,  предметные результаты освоения  учебного предмета

5.Содержание учебного предмета

6.Тематическое планирование

7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 Рабочая программа по предмету адаптивная физическая культура для 2 класса(2 вариант), разработана в соответствии со следующими документами:

-  Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), зарегистрирован в Минюсте России» от 3 февраля 2015 года № 35850;  

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования   обучающихся         с умеренной, тяжелой         и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15);

- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Школа коррекции и развития VIII  вида № 44» г. Брянска (в соответствии с ФГОС ОО с УО (ИН).

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24декабря 2015 года № 81 «О внесении изменений No3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 ′′Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях′′»;

-Учебным планом, представленным в Примерной адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной Решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15).

 - Базисным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант), утверждённого Приказом Департамента общего и профессионального образования Брянской области от 18.07.2018 № 1180.

-Рабочая программа по адаптивной физической культуре составлена на основе программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией И.М. Бгажноковой (2011г.).

  Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни, а также профилактика вторичных нарушений и сохранение жизненно важных функций организма.

Основные задачи:        

 Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений необходимых для использования в повседневной жизни, игровой деятельности.

Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим. получение удовольствия от занятий физической культурой, радость от достигнутых результатов.

Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса, освоение новых способов передвижения формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; обучение переходу из одной позы в другую;

Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений). подержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, мышечной и других физиологических систем);

Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти. стимуляция появления новых движений;

2.Общая характеристика учебного предмета.

  Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни ребенка с тяжелыми комплексными нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой. Программа  включает 3 раздела: «Физическая подготовка», «Коррекционные подвижные игры», « Основы гимнастики». Каждый из разделов предполагает освоение двигательных навыков на одном из доступных уровней:

минимальный уровень, содержание которого предполагается к освоению детьми, имеющими тяжелые двигательные нарушения, тяжелые и глубокие интеллектуальные нарушения, предполагающему в процессе работы постоянную ассистентскую помощь взрослого;

достаточный уровень, включающий в себя освоение более сложных двигательных навыков (элементы гимнастических и легкоатлетических упражнений, игры с соблюдением правил и пр.). А

такой раздел как «велосипедная подготовка», « плавание» не проводятся в виду отсутствия материально- технической базы для занятий данной подготовкой. Часы занятий предусмотренные программой на данный вид распределены между ранее указанными разделами программы.

     В раздел « Основы гимнастики» включены физические упражнения которые позволяют овладеть элементарными двигательными действиями. На занятиях учащиеся должны овладеть доступными  навыками в простейших видах построений. Построения и перестроения для данной категории детей трудны, так как они забывают свое место в строю, теряются при новом построении. Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать как на весь организм в целом, так и на определенные ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями, предусматривающими исходное положение стоя, сидя, выполняют упражнения и их положения лежа для разгрузки позвоночника. Физическая нагрузка регулируется учителем соответствующим подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью, их выполнения. В отличии от программы общеобразовательной школы в самостоятельный раздел выносятся общеразвивающие и корригирующие упражнения, а так же дыхательные упражнения, так как они способствуют коррекции нарушения дыхания. Упражнения для укрепления мышц кистей рук способствуют успешному овладению письмом. Упражнения для формирования и коррекции осанки помогают ребенку правильно держать свое тело сидя, стоя, при ходьбе. На занятиях гимнастикой дети должны овладеть навыками ползания и пере лазания. Упражнения на сохранение равновесия способствуют развитию вестибулярного аппарата, выработке координации движений, ориентировке в пространстве. Упражнения на поднимание и перемещение грузов имеют прикладной характер( правильный захват, умение нести, мягко опускать.  Раздел « Физическая подготовка» включает в себя элементарное освоение построений, перестроений, ору без предметов и с предметами, ходьбу, бег, прыжки. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей двигательных качеств. Особое место в данном разделе уделено метанию мяча. При выполнении этих упражнений у детей развиваются умение и ловкость действий с мелкими предметами.

     Важным разделом программы является «Игры». Включенные в программу коррекционные и подвижные игры направлены на развитие физических качеств  детей, внимания, памяти и т.д.

3. Место учебного предмета в учебном плане.

  Учебный план по предмету «Адаптивная физкультура» в соответствии АООП (2 вариант) входит в обязательную часть учебного плана организации. Общий объём нагрузки и максимальный объём нагрузки обучающихся определён требованиями Стандарта.

 В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю(18 часов – 1 четверть, 14 час – вторая четверть, 20 часов – третья четверть и 16 часов – четвертая четверть). Общее количество 68 часов в год. Продолжительность одного урока – 40 минут.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом его особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Требования к результатам освоения АООП: основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.

Планируемые личностные результаты освоения АООП могут включать:

1)  осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.  

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты освоения АООП в области адаптивной физической культуры:

1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:

1.1 освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств);

1.2 освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;

1.3 совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;

1.4 умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

1.5 играть в подвижные игры и др.

3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:

3.1 умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

Раздел «Физическая подготовка»:

Может научиться:

- выполнять команду «Становись»

- строиться в шеренгу, в колонну;

- чередовать ходьбу с бегом;

- ходить в колонне по одному;

- подпрыгивать на одной и двух ногах;

- метать мячи одной рукой с места;

- мягко приземляться при прыжках;

- держать мячи, обручи;

- выполнять инструкции и команды учителя;

- ходить по гимнастической скамейке;

- выполнять ОРУ с предметами и без них.

Получит возможность научиться:

- прыгать в длину с места;

- прыгать на скакалке;

- выполнять упражнения в парах;

- бегать на короткие дистанции.

Раздел «Коррекционные подвижные игры»:

Может научиться:

- целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством

учителя;

- броскам мяча;

- ловле мяча;

- передаче мяча;

- элементам спортивных упражнений.

Получит возможность научиться:

- элементам спортивных игр;

- взаимодействовать с партнерами по игре.

Организационная структура уроков:

Каждый урок должен планироваться в соответствии со следующими принципами:

  • постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце урока;
  • чередование различных видов упражнений;
  • подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию учащихся.

                                      5. Содержание учебного предмета

  Ключевой направленностью  учебного предмета адаптивная физическая культура является формирование базовых учебных действий на основе предметного содержания, а именно формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

Содержание предмета отражено в четырех разделах: «Физическая подготовка», « Основы гимнастики», «Коррекционные подвижные игры».

Освоение физической подготовки предусмотрено в первой и четвертой четверти и предполагается освоение: построений и перестроений, общеразвивающих и корригирующих упражнений, ходьбы и бега, прыжков, ползаний, подлезаний, передача предметов. Занятия по этому разделу могут проводиться не только в спортивном зале, но, и на открытой спортивной площадке, это обеспечивает решение задач по расширению образовательного пространства за пределами образовательного учреждения. В раздел

« основы гимнастики» включены освоение различных элементарных построений, перестроений, обучение ору с предметами и без предметов, ползание, лазание, перелазание.

Содержание раздела «Коррекционные подвижные игры» предусмотрено в третьей четверти и построено с учетом скорости освоения учащимися правил игры (одна подвижная игра осваивается два, три урока). Предложены подвижные игры с бегом, прыжками и мячом. В этом разделе используются и коррекционные игры следующей направленности:

-  формирование способности вести совместные действия с партнером;

- развитие тактильной чувствительности;

- активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти;

- развитие речевой деятельности, способности к звукоподражанию.

ОРУ и коррекционные упражнения.

Освоение одного комплекса общеразвивающих и корригирующих упражнений, а также  коррекционной подвижной игры происходит в течение двух уроков. Подбор предметов для общеразвивающих упражнений, а также коррекционных подвижных игр производится в зависимости от индивидуального психофизического состояния обучающихся.

Основное содержание разделов построено с учетом закономерностей формирования двигательных умений у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития:

первый этап – ознакомление с двигательным действием на этом этапе используются словесные методы (рассказ, описание, объяснение, разбор)  и наглядные методы (непосредственный, опосредованный, замедленный показ).

второй этап – начальное разучивание используется метод упражнения, контактный метод обучения в сочетании со словестным, физического сопровождения и т.д.

третий этап – углубленное разучивание применяются словесные, наглядные методы и их сочетание, вспомогательные методы (направляющая помощь педагога по ходу выполнения движения, фиксация положения тела, принудительное ограничение движения) и т.п.

четвертый этап – повторение используются словесный (задание, указание и др.), целостный метод с отработкой отдельных частей по ходу выполнения упражнения, игровой.

пятый этап – закрепление используются игровой метод, целостный и т.д.

Количество этапов освоения движения может быть увеличено до семи (Л.Н. Ростомашвили). Продолжительность каждого из этапов может индивидуально корректироваться. Но, как правило, на первом уроке происходит ознакомление с новым движением и его начальное разучивание. На втором уроке углубленное разучивание и повторение.  Поэтому, для формирования и закрепления разучиваемых движений содержание каждого урока повторяется дважды. Предусмотрены следующие виды деятельности на уроке: словесные: объяснения, словесные инструкции, распоряжения, команды и т.д.; физические упражнения: с помощью, с частичной помощью, по образцу, по словесной инструкции.

Общая подготовка:

Теоретические сведения: Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега.

- Ходьба: ( ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью. Ходьба с изменением направления совместно с  учителем. Ходьба с перешагиванием через  мячи с высоким поднимание бедра.

Бег:( Бег на месте, на носках( медленно), с преодолением простейших препятствий, бег по ориентирам; медленный бег до 2 мин, чередование бега и ходьбы).

Прыжки: ( прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Разновидности прыжков.

Метание: (;метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Метание мяча в цель. Метание с места.

Основы гимнастики:        

Теоретические сведения: понятие о правильной осанке, равновесии.

-построения и перестроения:  ( построение в шеренгу и равнение по носкам по команде учителя; выполнение команд: « Равняйсь!», « Смирно», « Вольно!», « На месте шагом марш!», « Класс стой, стройся!»; перестроение из шеренги в круг, держась за руки и из колонны по одному двигаясь за учителем; Бег в колонне по прямой и со сменой направлений с учителем.

Общеразвивающие упражнения без предметов:

- основные положения и движения рук, ног, туловища, головы: руки к плечам, руки назад, руки перед грудью, за спину. Круговые движения одной и двумя руками. Сгибание и разгибание рук из положений руки вперед, в стороны. Взмахи ногами вперед, назад, влево, вправо. наклоны туловища до касания руками пола, наклоны влево, вправо. приседания на двух ногах, стоя на первой рейке гимнастической стенке, поочередное перехватывание реек руками.

- упражнения на дыхание: согласование дыхания с различными движениями: вдох- при поднимании рук, отведения их в стороны, выпрямление туловища, разгибании ног; выдох= при опускании головы вниз.

- упражнения для развитии мышц кистей рук и пальцев: разведение и сведение пальцев. Круговые движения кистями. - упражнения на расслабление мышц: помахивание кистью. - упражнения для формирования правильной осанки: самостоятельное принятие правильной осанки стоя, сидя, лежа. Различные движения головой, руками, туловищем, с остановкой по сигналу и проверкой правильной осанки. -упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп: сидя на гимнастической скамейке напряженное сгибание и разгибание пальцев ног, тыльное и подошвенное сгибание стопы с поочередным касанием пола пяткой, носком. Прокатывание стопами каната, захватывание стопами мешочков с песком с последующим броском его в обруч и передаче соседу. Ходьба по ребристой доске, ходьба по канату, гимнастической палке.

- упражнение для укрепления мышц туловища ( разгрузка позвоночника):лежа на спине, на животе, поднимание ноги; медленное поднимание и опускание обеих ног. Переход из положения лежа в положение сидя. Подтягивание со скольжением по наклонной  гимнастической скамейке, сгибание и разгибание рук.

Упражнения с предметами:

-с гимнастическими палками: удерживание гимнастической палки различными способами при ходьбе. Поворачивание палки из горизонтального положения в вертикальное. Подбрасывание и ловля палки в горизонтальном положении хватом снизу двумя руками. Выполнение упражнений из исходного положения- гимнастическая палка внизу.

-с флажками: выполнение общеразвивающих упражнений с флажками в раках на месте ( по показу). Движение руками с флажками при ходьбе.

- с малыми обручами: выполнение упражнений из исходного положения- обруч перед собой, над головой. Приседание с обручем в руках. Вращение обруча на правой руке.

-с малыми мячами: сгибание, разгибание, вращение кисти и всей руки с удержанием мяча в руке. Подбрасывание мяча вверх перед собой и ловля его двумя руками. Прокатывание мяча между ориентирами, по ориентирам. Удары мяча об пол, ловля мяча руками.

- с большими мячами: прием различных исходных положений, удерживая мяч в руках. Катания мяча в парах, сидя по кругу, стоя на коленях. Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками после поворота направо, налево,после хлопка.. Удары мяча об пол, ловля двумя руками.

Лазание и перелазание: лазание по гимнастической скамейке . Ползание на четвереньках по кругу с толканием впереди себя набивного мяча, в сторону и на скорость. Подлезание по препятствие. Перелезание через препятствие высотой до 70 см. Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом.

Равновесие: ходьба по гимнастической скамейке с предметом. Ходьба по скамейке на носках с различными движениями рук. Ходьба по наклонной скамейке. Ходьба по скамейке приставными шагами. Ходьба по линии.

Переноска грузов и передача предметов: передача большого  мяча в колонне по одному сбоку, назад, вперед. Коллективная переноска гимнастических скамеек. Переноска 2 набивных мячей- переноска 8-1- гимнастических палок.

Подвижные игры:

Коррекционные игры: (« Запомни порядок», « Летает- не летает» « Что изменилось»» Волшебный мешок»).

Игры с элементами общеразвивающих упражнений: (, « Слушай сигнал», « Удочка», « Салки», « Повторяй за мной», «Карлики-Великаны»,).

Игры с бегом и прыжками, « К своим флажках»,» Болото», Прыг-скок» ,

« Удочка», Эстафеты, ).

Игры с метанием и ловлей: (« Гонка мячей в колоннах», « Снайперы»,

« Поймай предмет», « Сбей кеглю», « Кольцеброс»).

6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I четверть ( 18 часов).

  Резервные уроки                                                                 №

№ п/п темы

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Вид учебной деятельности

Вводный урок.

2«б»

1.

Начальные сведения о физической культуре.

1

Техника безопасности на уроке физкультуре, правила поведения на уроке. Наличие спортивной формы и оборудования.

Строевые упражнения.

2.

Построение в шеренгу и равнение по команде учителя.

1

выполнение команд по показу учителя «Становись!», «Равняйсь!»

ходьба и бег «стайкой» за учителем. построение в одну шеренгу на боковой линии; выполнение команд по показу учителя «Становись!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «Стой!»

3-4.

Выполнение команд: « Равняйсь»,     « Смирно», « Вольно», « На месте шагом марш», «Класс стой».

2

Формирование навыков правильного построения и знания своего места в строю

Знать команды «Равняйсь!», «Смирно!». Выполнять простые построения по инструкции учителя

Ориентироваться в спортивном зале по конкретным ориентирам

Ходьба и бег.

5-6.

Выполнение ходьбы с различными положениями рук. Разновидности ходьбы.

2

Коррекция и развитие точности движений, сохранения равновесия. Профилактика нарушения осанки. Обучить правильному дыханию при выполнении ходьбы и бега. Ходиба на носках, на пятках, высоко поднимая колени; широким шагом; приставными шагами.

7-8.

Ходьба с изменениями направления.

2

Ходьба в колонне по одному за учителем. Слушает и понимает инструкцию к заданию

Сохранение осанки при ходьбе.

Подводящие упражнения:

ходьба по прямой, ходьба за учителем, держась за руки, ходьба между предметами, с изменением направления. Корригирующие упражнения:

свободное дыхание: вдох (выдох) через нос (через рот).

 9-10.

Ходьба и бег на короткие отрезки. Выполнение медленного бега до 2 минут. Чередование бега и ходьбы.

   2

Развивать быстроту и ловкость

Знать беговую дорожку. Уметь ходить и бегать по ориентирам

Умение выполнять задание в течение определенного периода времени

Правила поведения на дистанции.

Подводящие упражнения:

произношение звуков на выдохе во время ходьбы и бега.

Ходьба с различными движениями рук; ходьба на носках.

Основные упражнения:

ходьба и бег по прямой (S=15-20 м) по сигналу учителя; ходьба и бег по коридору шириной 3-4 м.; по извилистой дорожке.

Корригирующие упражнения:

произвольный вдох (выдох) через рот (нос).

11-12

Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем

   2

Подводящие упражнения:

принятие исходного положения для построения и

перестроения: основная стойка; стойка ноги врозь по показу. Основные положения и движения головы, рук, туловища и ног

Учить основным положениям при выполнении общеразвивающих упражнений.

13-14

Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов. Развитие координационных способностей.

    2

Развивать координацию и точность движений

Знать части тела и уметь показать их

Правильное выполнение упражнений

Название исходных положений физических упражнений

Подводящие упражнения:        

пальчиковая гимнастика «Улей».

Основные упражнения:

движения прямых рук: вперед, в стороны, вверх. Махи руками в боковой плоскости.

Движения головы: наклон вперед, влево, вправо.

Повороты головы.

Наклоны туловища: вперед, вправо, влево. Повороты туловища направо и налево.

Корригирующие упражнения:

сгибание фаланг пальцев.

Мах, наклон, поворот.

15-16

Разновидности прыжков. Прыжки через препятствие. Спрыгивание с небольшой высоты. Подвижная игра « Удочка».

2

Уметь подпрыгивать на одной и двух ногах на месте и с продвижением вперед; спрыгивать с небольшого возвышения. Подводящие упражнения:

перепрыгивание с одной ноги на другую на

месте, с продвижением вперед.

Основные упражнения:

прыжки с небольшого возвышения с приземлением на гимн/мат;

17-18

Метание .Броски большого  мяча 2-мя руками из-за головы и снизу с места в стену. Развитие мелкой моторики. Игра « Кто  дальше бросит».

          2

Обучить узнавать различные мячи.

Развитие тактильной чувствительности.

Знать разновидности бросков.

Уметь выполнять броски и ловлю мяча двумя руками партнеру.

Способен выполнить посильное задание с помощью

Название спортивного инвентаря

Подводящие упражнения:

Подбрасывание мяча вверх двумя руками.

Основные упражнения:

броски мяча двумя руками от груди в руки учителю;

ловля мяча без отскока от пола, удары ногой по мягкому мячу; сбивание предметов большим (малым) мячом

Корригирующие упражнения:

пальчиковая гимнастика «Домик»

                                     

II четверть 2б класс (14 часов)

Резервные  уроки                                               №

№ п/п темы

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Вид учебной деятельности.

Основы гимнастики

 2 б

1.

Инструктаж безопасности на уроках физкультуры при занятиях гимнастикой. Беседа: Понятия колонна, шеренга, круг.

1

Построения и перестроения по ориентирам

Развитие ориентировки в зале по конкретным ориентирам (вход, выход, стены, потолок, пол, углы).

Знать понятия «колонна», «шеренга»

 ОРУ без предметов.

2.

Основные положения и движения рук ,ног, туловища, головы.

1

Выполнение простейших движений в различных пространственных направлениях. Обучить сохранению правильного положения головы, рук, туловища при выполнении упражнений. Знать положения рук: на поясе, по швам, руки вверх, махи руками, круговые вращения руками, движения головы влево, вправо, вперед, назад.

3.

Выполнение упражнений для развития мышц кистей рук и пальцев и укрепление мышц голеностопных суставов и стоп.

1

Основные упражнения: сгибание и разгибание пальцев рук в кулак, круговые вращения кистями. Сжимать предмет. Хват, захват мелких предметов. Пальчиковая гимнастика. Корригирующие упражнения:

сгибание и разгибание в голеностопных суставах.

4.

Выполнение упражнений для укрепления мышц туловища, упражнения в расслаблении.

1

Сохранение правильной осанки при выполнении упражнений. Основные упражнения: наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад. Наклоны к низу. Выполнение упражнений в различных И.П.( стоя, лежа на спине, животе). Упражнения в расслаблении под спокойную музыку. Коррегирующие упражнения: контроль дыхания( вдох, выдох).

5-6.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами:

( гимнастическими палками, мячами).

2

Формирование осанки, укрепление верхнего плечевого пояса. Способствовать развитию мелкой и крупной моторики. Слушать учителя.

7-8.

 Лазание по наклонной гимнастической скамейке. Ходьба, лазание, перелазание по гимнастической скамейке.

2

Развивать силу и ловкость

Освоение двигательных навыков, последовательности движений.

Подводящие упражнения:

ходьба по гимн/скамейке с помощью учителя и самостоятельно.

Основные упражнения:

лазание по наклонной гимн/скамейке, установленной на 3-4 рейке г/стенки, на животе, на четвереньках, в упоре согнувшись.

Корригирующие упражнения:

противопоставление первого пальца остальным на одной руке

9-10

Лазание по гимнастической стенке.

2

Коррекция и развитие пространственно-временной дифференцировки и точности движений.

Развивать координацию движений

Освоение двигательных навыков, последовательности движений.

Правильно захватывать различные предметы

Название спортивного инвентаря

Подводящие упражнения:

вис на гимн/стенке со страховкой учителем

Основные упражнения:

лазание по гимн/стенке вверх на несколько ступенек.

Корригирующие упражнения:

круговые движения кистью. Вис.

11-12.

Ползание на четвереньках с толканием впереди себя набивного мяча. Подлезание  и перелезание через препятствие высотой до 70 см.

    2

Развитие ловкости, быстроты реакции. Подводящие упражнения: Ползание на четвереньках, на животе. Основные упражнения: подлезание под препятствия, на четвереньках и животе. Корригирующие упражнения: противопоставление первого пальца остальным на одной руке

13.

Равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке.

1.

     

Развивать координационные способности и точность движений.

Подводящие упражнения:

перешагивание через препятствие (высота=15-20 см); стойка на правой (левой) ноге у опоры.

Основные упражнения:

Ходьба по скамейке с предметами и без с помощью учителя. Стойка на одной ноге на г/скамейке, другая согнута в колене, поочередно сменяя ноги (выполнять со страховкой учителя)

Корригирующие упражнения:

противопоставление первого пальца остальным на одной руке

Опора

14.

Передача, перенос предмета(груза).

1

Развитие мелкой моторики рук, координационных способностей. Подводящие упражнения: передача предмета в шеренге, колонне, по кругу. Основные движения: коллективные переноски груза. Корригирующие упражнения: противопоставление первого пальца остальным на одной руке

                               

                                 III четверть 2б класс (20 часов)

Резервный урок                                   №

№ п/п темы

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Вид учебной деятельности.

  2 б

1.

Инструктаж безопасности на уроках физкультуры при занятиях подвижными играми. Беседа: Элементарные правила поведения во время игр.

1

Правила поведения на уроке и безопасность в зале. Наличие спортивной формы и обуви на уроке. Гигиена. Основные команды. Иргы на внимние. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

  2-3.

Коррекционные игры.

2

Коррекция памяти и внимания. Развитие тактильной чувствительности. Основные упражнения: Разучивание игры « Запомни порядок», « Что изменилось»

4-5.

Игры с элементами общеразвивающих упражнений.

2

Расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями.

Умение выполнять инструкции педагога

Подводящие упражнения:

отведение рук в стороны, вверх; движения прямой ноги (правой, левой): вперед, в стороны, назад держась за опору.

Основные упражнения:

игры «Сбор овощей»,

«Найди свой цвет». «Удочка»

Корригирующие упражнения:

сгибания-разгибания в голеностопных суставах .

6-7.

Подвижные игры с бегом.

2

Формирование умения взаимодействовать в процессе игры. Развитие скоростных способностей. Активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти

Адекватное эмоциональное отношение к партнерам по игре.

Правила игр.

Подводящие упражнения:

перешагивание и перепрыгивание из обруча в обруч, лежащие на полу.

Основные упражнения:

Игры «Пятнашки», «Догони обруч». Эстафеты.

Корригирующие упражнения:

свободное дыхание: вдох (через нос), выдох (через рот).

Обруч

8-9.

Подвижные игры с прыжками.

2

Развивать скоростно-силовые и координационные способности.

Коррекция психических процессов.

Уметь выполнять простые правила игр.

Подводящие упражнения:

Поскоки на месте на двух ногах (держа за руки или одну руку).

Основные упражнения:

Игры «Перепрыгивание через шнур», «Достань предмет».» Прыг- скок»

Корригирующие упражнения:

захватывание и перекатывание пальцами ног различных предметов.

10-11.

Подвижные  игры с мячом.

2

Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать тактильную чувствительность

Умение вести совместные действия с партнером.

выполнять задания по образцу и показу

Проявлять интерес к подвижным играм

Правила игр

Подводящие упражнения:

прокатывание мяча одной рукой друг другу.

Основные упражнения:

игры «Сбей кеглю», «Поймай мяч».

Корригирующие упражнения:

одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев

Захват

12-13.

Подвижные игры с бегом.

2

Активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти, точности движений

Охотно участвует в совместной деятельности

Умение выполнять задание в течение определенного периода времени

Правила игр

Подводящие упражнения:

бег в разных направлениях между предметами вслед за учителем.

Основные упражнения:

игры «Беги ко мне», «Догони мяч».

Корригирующие упражнения:

свободное дыхание: вдох (через нос) – выдох (через рот).

Направление

14-15.

Игры с бегом и прыжками

2

Развивать внимание и точность движений.

Коррекция психических процессов.

Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

Соблюдать простейшие правила игры

Правила игр

Подводящие упражнения:

прыжки на месте на одной ноге, двух ногах

Основные упражнения:

игры «Солнышко, дождик»; «Прыг-скок».

Корригирующие упражнения:

сгибания-разгибание в голеностопных суставах (самостоятельно или с помощью)

16-17.

Подвижные игры с мячом

2

Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать тактильную чувствительность

Координация движений двумя руками

Доброжелательно относиться к партнерам по игре

Правила игр

Подводящие упражнения:

собирание малых мячей в пластмассовую корзину.

Основные упражнения:

игры «Поймай мяч», «Попади в круг».

Корригирующие упражнения:

пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Партнер

18-20.

Подвижные игры.

      3

Улучшение эмоционально-волевой сферы, активизация психических процессов: восприятие, внимание, память. Основные движения: игра « догони меня», « метко в цель»,» Найди предмет в зале»,» Удочка»,» Болото», и т.д

IVчетверть 2бкласс ( 16 часов )

  Резервные уроки                                       №

№ п/п темы

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Вид учебной деятельности.

2 б

1.

Общая подготовка. Вводная часть. Инструктаж по ТБ.

    1

Повторение правил поведения на уроке, наличие спортивной формы. Ознакомление с правилами поведения во время игр.

   2-3.

Строевые упражнения.

   2

Умение выполнять согласованные действия по образцу и по подражанию, под счет учителя.

Организация детей на уроке.

Основные движения: Построение в шеренгу и равнение по команде учителя. Выполнение команд:

« Равняйсь»,     « Смирно», « Вольно», « На месте шагом марш», «Класс стой».

4-5.

Ходьба на короткие дистанции на скорость. Ходьба в шеренге, колонне, в парах.

    2

Развивать быстроту и координацию движений

Выполняет стереотипную инструкцию

Ориентироваться в пространстве, ходить в заданном ритме

Правильная постановка стопы при ходьбе

Подводящие упражнения:

ходьба с различными движениями рук по показу и словесной инструкции.

Основные упражнения:

пройти небольшой отрезок на скорость самостоятельно и в парах, шеренге, колонне.

Корригирующие упражнения:

дыхательные упражнения

Быстро, медленно

6-7.

Ходьба с различными положениями рук. Ходьба с перешагиванием через предметы.

2

Согласованное выполнение действий с предметами

Польза физических упражнений. Концентрация внимания на предмете. Подводящие упражнения: Ходьба по кругу, в колонне с учителем. Основные движения: перешагивание через небольшие предметы( мячи большие, обруч. гимнастич. палка. Игра

« Что изменилось». Коррекция плоскостопия.

  8-9.

Разновидности бега.

Бег по прямой.

     2

Коррекция и профилактика нарушений функций опорно-двигательного аппарата.

Укрепление мышц стопы        

Освоение двигательных навыков. Овладение приемами правильного дыхания (по показу учителя) и выполнение простейших заданий по словесной инструкции учителя. Подводящие упражнения: Бег в колонне по одному. Основные движения: Бег в заданном направлении. Коррекция дыхания.

10-11

Бег на короткие дистанции.

     2

Развивать быстроту и ловкость. Выполнение задания от начала до конца

Этапы выполнения упражнения.

Подводящие упражнения:

ходьба, ОРУ без предмета

Основные упражнения:

бег на короткие отрезки с учителем; самостоятельно по сигналу учителя

Корригирующие упражнения:

дыхательные упражнения

Дистанция.

12-14.

Виды прыжков. Прыжки в длину.

   3

Развивать скоростно-силовые качества.

Развивать пространственно-временной дифференцировки

и точности движений.

Освоение двигательных навыков, последовательности движений. Координация толчка двумя ногами

Мягко приземляться в прыжках

Подводящие упражнения:

прыжки на двух ногах, на одной ноге на месте.

Основные упражнения:

прыжки через препятствие, высотой 10 – 20 см; прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча. Прыжки в длину с места в заданную зону. Подвижные игры с прыжками Корригирующие упражнения:

свободное дыхание: вдох (через нос), выдох (через рот).

15-16

Метание теннисного мяча с места и в цель.

    2

Развивать силу и ловкость.

Последова-тельность движений с предметами

Фиксирует взгляд на цели.

Выполняет правильный захват мяча.

Подводящие упражнения:

подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками.

Основные упражнения:

броски мяча вперед; метание теннисного мяча с помощью учителя и самостоятельно.

Корригирующие упражнения:

перекладывание мяча из одной руки в другую. Обучить правильному захвату мяча, замаху руки при метании.

Целенаправленные действия.

Фиксирует взгляд на цели.

Использование массажного мяча

Подводящие упражнения:

перекатывание теннисного мяча между ладонями; сжимание-разжимание массажного малого мяча.

Основные упражнения:

- броски теннисного мяча в стену правой (левой) рукой;

- метание мяча в вертикальную цель с расстояния 2-3 м. Игра « Кто дальше бросит».

7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой «Владос», 2011.

Методическая литература

  1. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания.- Красноярск,1987.
  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно- методические материалы// под. Ред. И.М. Бгажноковой- М.; Гуманитар. Изд.центр Владос,2007-181 с.
  3. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии.- М.: Ф и С, 1991.
  4.  Вайзман Н.П. Психомоторика умственно- отсталых детей.- М: Аграф, 1997.
  5. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей.: Методическое пособие.- М.:  Терра- Спорт, 2000.
  6.  Виневцев С. И. Оздоровление и коррекция психофизического развития учащихся начальнх классов специальных ( коррекционных) школ VIIIвида в процессе обучения. Автограф.дис… канд.пед.наук.- Красноярск, 2000.
  7. Выготский Л.С. игра и еероль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966, №6.
  8.  Коваль В.В. Коррекционные игры во вспомогательной школе // Дефектология, 1991, № 5.
  9.  Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет.- М.: Новая школа, 1994.
  10. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие.- М.,1997.

11.Шапкова Л.В. Коррекционная функция адаптивного физического   воспитания // Человек и его здоровье.- СПб., 19988

12.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями развития /Под общей редакцией проф. Л. В. Шапковой, М.: Советский спорт, 2002.

Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает:

1.Флажки.

      2. Дорожка-змейка из каната (длина 2,0 м, диаметр каната 6 см),

      3. Дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность,    меховая поверхность и др.).

4. Игрушки мелкие пластмассовые (рыбки, шарики, лягушки) с магнитами.

5. Игрушки со съемными деталями.

6. Игрушки мелкие резиновые, пластмассовые.

7. Картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые учащиеся используют в своих играх-занятиях.

8. Колокольчики.

9. Кубики, кегли и шары пластмассовые.

10. Кубы и кирпичи деревянные, из полимерных материалов.

11. Ленточки разных цветов и размеров (25 х 3 см, 12 х 3 см, 8 х 25 см, 2 х 25 см).

12. Мячи разного размера и цвета (большие, средние и маленькие, легкие и тяжелые, в том числе набивные (сенсорные) трех размеров).

13. Коврики гимнастические.

14. Мешочки с наполнителем малые (масса 150-200 г).

15. Набор для бадминтона.

16. Обручи разных размеров.

17. Гимнастическая стенка.

18. Гимнастические скамейки.

19. Маты гимнастические.

20.. Природные материалы: шишки, каштаны.

В зависимости от задач, стоящих перед учителем, можно использовать любое другое оборудование и материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «физическая культура» в 3 классе

Рабочая программа  по предмету  «Физическая культура» для  3 класса  разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образо...

Рабочая программа по предмету "Физическая культура" для 2 класса

Рабочая программа по предмету "Физическая культура" для 2 класса составлена в  соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа по адаптивной физической культуры (ЛФК) для детей с диагнозом ДЦП 1 класс (3 часа в неделю, 99 часов в год)

Актуальностью работы состоит в структуре детской инвалидности детский церебральный паралич (ДЦП) составляет 30–70 %. ДЦП относятся к числу довольно распространенных заболеваний. За последние год...

Рабочая программа по адаптивной физической культуре для 0-4 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

В.Н.  Белов,  В.С.Кувшинов,  В.М.Мозговой  составлена  на  основе  авторской  программы,    включённой  в  сборник «Программы  сп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по адаптивной физической культуре

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по адаптивной физической культуреобучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического раз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ по физической культуре для учащихся 4-х классов.

                 Рабочая программа по физической культуре составлена на основе:        -федерального государствен...

Адаптированная рабочая программа по адаптивной физической культуре для учащихся 2 класса, обучающихся на дому (вариант 6.3)

Адаптированная  рабочая программа по физической культуре 2 класс (третий год обучения) для обучающихся  с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного...