Рабочая программа "Обслуживающий труд. 6 класс. 2 вариант"
рабочая программа по технологии
Рабочая программа "Обслуживающий труд. 6 класс. 2 вариант" предназначена для коррекционных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilnyy_trud.docx | 36.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная школа № 20»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Профильный труд»
6 – 12 класс
Вариант 2
Автор - составитель:
Житникова Н.Н.,
учитель начальных классов
Новокузнецк, 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» разработана на основе:
1) требований к возможным личностным и предметным результатам освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы МКОУ «Специальная школа №20»;
2) программы формирования базовых учебных действий;
3) с учётом «Программы для обучающихся с тяжёлой степенью умственной отсталости» / под ред. А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М. : Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1983
Трудовая деятельность детей с особыми образовательными потребностями рассматривается как одно из самых активных средств подготовки к жизни, а обучение – как средство вооружения обучающихся знаниями, умениями и навыками по определенной специальности. Обучающиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности.
Цели программы:
- формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями необходимого объема общетрудовых умений и навыков.
- развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.
Огромное значение придается подготовке учащихся коррекционной школы к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда, коррекция личности школьника; подготовка к самостоятельной жизни путем социализации через формирование трудовых и коммуникативных умений.
Специфической особенностью процессе обучения является исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение по учебному предмету «Профильный труд» предусматривает включение следующих разделов: «Вводное занятие», «Работа с бумагой», «Работа с тканью», «Работа с картоном и бумагой», «Ежедневная уборка в школе», «Уход за комнатными растениями».
6 класс.
«Вводное занятие» - 16 ч
«Работа с бумагой» - 10 ч
«Работа с тканью» - 15 ч
«Работа с картоном и бумагой» - 7 ч
«Ежедневная уборка в школе» - 15 ч
«Уход за комнатными растениями» - 5 ч
В связи с особенностями психического развития детей с нарушением интеллекта практическая направленность учебного предмета реализуется через наглядно-практический характер, т.е. умение выполнять хозяйственно – бытовую деятельность усваивается в результате наблюдения за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами, реализуется через решение соответствующих возрасту житейских задач.
Коррекционная направленность обеспечивается введением дидактических игр, сюжетно- ролевых игр, коррекционных упражнений. Практическое развитие ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) идёт в единстве с процессом развития, воспитания, овладения речью и развитием наглядных форм мышления. Содержание программы построена с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, развитие их жизненной компетенции в разных социальных сферах, а также расширение у обучающихся жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах.
Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей, что создает условия для постепенного наращивания сведений по теме и отработки необходимых умений.
В программе предусмотрены разнообразные формы и методы организации деятельности: экскурсии; практические работы; создание ситуации успеха; дидактические игры и упражнения, сюжетно – ролевые игры; решение ситуационных задач.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ «Специальная школа №20» учебный предмет «Профильный труд» входит в предметную область «Технология» обязательной части учебного плана.
Данный учебный предмет изучается с 6 по 12 класс.
Общий объём учебного времени в 6 - 12 классах составляет 1326 часов. 6 класс – 68 ч (2часа в неделю), 7 класс – 136 ч (4 часа в неделю), 8 класс – 204 ч (6 часов в неделю), 9 класс – 204 ч (6 часов в неделю), 10 класс – 238 ч (7 часов в неделю), 11 класс – 238 ч (7 часов в неделю), 12 класс – 238 ч (7 часов в неделю),
Возможные личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Возможные личностные результаты освоения учебного предмета:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование уважительного отношения к окружающим;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
6) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
7) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
9) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
10) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимание и сопереживания чувствам других людей;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты освоения учебного предмета:
- умение организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;
- умение рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе;
- умение сохранять порядок на рабочем месте;
- умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
- умение под контролем учителя анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его принципы и свойства
- умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания, по инструкции учителя.
«Вводное занятие»
- умение смотреть и слушать, понимать и выполнять в соответствии с инструкцией учителя трудовые приемы;
- умение следовать этапам выполнения приемов под контролем учителя;
- умение повторять практические действия за учителем.
«Работа с бумагой»
- умение определять виды бумаги;
- умение определять назначение бумаги;
- умение пользоваться линейкой;
- умение применять разные приемы работы с клеем;
- умение правильно удерживать инструмент, шаблон
«Работа с тканью»
- умение различать виды тканей и наименование распространенных;
- умение определять и называть функциональную значимость этих тканей в быту;
- умение узнавать и называть цвета, в которые окрашены ткани;
- умение определять и называть свойства тканей;
- умение определять лицевую сторону ткани;
- умение определять изнаночную сторону ткани;
- умение отрывать нитку;
- умение подбирать вид пуговиц (форма, цвет, материал) для конкретного изделия;
- умение выбрать способ пришивания;
- умение применять технологические приемы: закрепление нитки узелком или несколькими стежками.
«Работа с картоном и бумагой»
- умение определять виды картона;
- умение определять свойства картона;
- умение различать и сравнивать виды картона по прочности, толщине, гладкости или шероховатости его поверхности и цвету;
- умение соотносить вид картона с изделием;
- умение смотреть, запоминать, рассказывать об инструменте (нож для рицевания) применяемого при работе с картоном;
- умение правильно удерживать инструмент, шаблон;
- умение последовательно, с помощью учителя, выполнять трудовые приемы.
«Ежедневная уборка в школе»
- умение различать виды пола (дощатый крашеный; покрытый линолеумом);
- умение выбирать средства для мытья;
- умение использовать рабочую одежду (халат, косынка);
- умение использовать уборочный инвентарь (ведро, таз, совок, половая щетка, тряпка, швабра;
- умение соблюдать правила хранению и порядок хранения инвентаря.
- умение соблюдать правила ТБ при уборке полов.
«Уход за комнатными растениями»
- умение различать виды комнатных растений;
- умение соблюдать требования к размещению комнатных растений;
- умение различать теневыносливые и светолюбивые комнатные растения;
- умение поливать цветы, соблюдая требования к температуре и качеству воды.
Содержание учебного предмета
6 класс
Вводное занятие
Беседа о подготовке учащихся к труду и рабочих профессиях. Профессии родителей учащихся. Необходимость разных профессий. Профессии, изучаемые в школе. Простейшие профессии обслуживающего труда. Кабинет обслуживающего труда: оборудование, правила работы и поведения. Ознакомление с рабочим местом и правилами ухода за ним. Обязанности дежурных.
Работа с бумагой
Бумага, виды (писчая, цветная), назначение. Измерительная линейка. Ее устройство (начало отсчета, рабочая и нерабочая кромки, шкала), правила пользования. Клей: назначение, свойства. Ножницы канцелярские, устройство, требования к заточке и наладке, безопасное пользование.
Аппликация «Школа» (школьное здание, цветник, ограда, деревья, дорожки). Выполняется из заготовок. Аппликация «Жилая комната» (мебель).
Практические работы. Разметка деталей по длине. Проверка выполненной разметки. Вырезание и наклеивание деталей.
Работа с тканью
Ткань: применение, виды, названия распространенных видов, лицевая и изнаночная стороны. Пуговица: виды, нитки для пришивания. Пуговица: способы пришивания. Показ способов пришивания. Пришивание пуговицы. Образование «ножки» из нитки. Закрепление нитки узелком и несколькими стежками.
Работа с картоном и бумагой
Картон: применение и свойства. Нож для рицевания картона: приемы работы, ТБ пользование. Нанесение клея на большие поверхности.
Ежедневная уборка в школе
Пол: виды (дощатый крашеный; покрытый линолеумом), средства для мытья, средства, применение которых противопоказано при мытье полов с тем или иным покрытием. Рабочая одежда (халат, косынка): хранение, уход. Уборочный инвентарь (ведро, таз, совок, половая щетка, тряпка, швабра):назначение, пользование, бережное обращение. Подготовка к хранению, порядок хранения. Правила ТБ при подготовке к уборке полов.
Уход за комнатными растениями
Комнатные растения, названия. Требования к размещению, светлолюбивые и теневыносливые растения. Полив цветов, требования к температуре и качеству воды, периодичность,приемы. Приспособления для опрыскивания. Правила обрезки растений.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся. |
6 класс |
| ||
1 | Вводное занятие | 16 | Умеют смотреть и слушать, понимать и выполнять в соответствии с инструкцией учителя трудовые приемы; умеют следовать этапам выполнения приемов под контролем учителя; умеют повторять практические действия за учителем. |
2 | Работа с бумагой | 10 | Различают виды бумаги. Умеют различать виды бумаги, ее назначение. Умеют пользоваться линейкой. Делают разметку с помощью линейки. Изготавливают шаблоны. Переносят рисунки при помощи шаблонов, трафаретов. Склеивают детали. |
3 | Работа с тканью | 15 | Различают виды тканей и наименования распространенных; Определяют и называют функциональную значимость этих тканей в быту. Узнают и называют цвета, в которые окрашены ткани. Определяют и называют свойства тканей. Определяют лицевую сторону ткани. Определяют изнаночную сторону ткани. Отрывают нитку. Подбирают вид пуговиц (форма, цвет, материал) для конкретного изделия. Выбирают способ пришивания. Применяют технологические приемы: закрепление нитки узелком или несколькими стежками. |
4 | Работа с картоном и бумагой | 7 | Определяют виды картона. Определяют свойства картона. Различют и сравнивают виды картона по прочности, толщине, гладкости или шероховатости его поверхности и цвету. Соотносят вид картона с изделием. Смотрят, запоминают, рассказывают об инструменте (нож для рицевания) применяемого при работе с картоном. Правильно удерживают инструмент, шаблон. Выполняют трудовые приемы. |
5 | Ежедневная уборка в школе | 15 | Различают виды пола (дощатый крашеный; покрытый линолеумом). Выбирают средства для мытья. Используют рабочую одежду (халат, косынка) по назначению. Используют уборочный инвентарь (ведро, таз, совок, половая щетка, тряпка, швабра. Соблюдают правила хранения и порядок хранения инвентаря. Соблюдают правила ТБ при уборке полов. |
6 | Уход за комнатными растениями | 5 | Различают виды комнатных растений. Соблюдают требования к размещению комнатных растений. Различают теневыносливые и светолюбивые комнатные растения. Поливают цветы, соблюдают требования к температуре и качеству воды,. |
Итого | 68 |
Материально-техническое
обеспечение образовательной деятельности
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания | |
Программы | ||
«Программа для обучающихся с тяжёлой степенью умственной отсталости» / под ред. А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М. :Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1983 | ||
Учебники | ||
Рабочие тетради | ||
Дидактические материалы | ||
| ||
Методические пособия для учителя | ||
| ||
Печатные пособия | ||
Компьютерные и информационно-коммуникационные средства обучения | ||
Видео-ролики и презентации по темам разделов. | ||
Интернет-ресурсы | ||
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Учительский портал http://www.uchportal.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ | ||
Технические средства | ||
Магнитофон, компьютер | ||
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ручному труду, 1 (доп) класс вариант 8.3
Рабочая программа по ручному труду, 1 доп класс вариант 8.3 для детей с райстройством аутистического спектра...
Адаптированные рабочие программы, 2 класс, (вариант 7.1)
Адаптированные рабочие программы составлены в соответствии с требованиями ФГОС...
адаптированные рабочие программы,2 класс,вариант 1(индивидуальное обучение)
Адаптированные рабочие программы 2 класс,вариант 1,индивидуальное обучение....
Рабочая программа по ручному труду (9 класс) Вариант 2
В наиболее общем виде ручной труд определяется как составляющий компонент психофизического развития и воспитания учащихся. Именно поэтому учебный предмет «Ручной труд» рассматривается в об...
Рабочие программы 1 класс (вариант 7.2.)
Адаптированные рабочие программы 1 класса...
Рабочие программы 1 класс (вариант 7.2.)
Адаптированные рабочие программы 1 класса...
Адаптированная рабочая программа 2 класс, вариант 7.1
Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2 класса с задержкой психического развития разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона &l...