Методика обследования и речевой профиль.
материал на тему

Шипелёва Оксана Николаевна

 Методика Т.А. Фотековой с балльно-уровневой системой оценки позволяет:

Ø  уточнить структуру речевого дефекта и оценить степень выраженности нарушений разных сторон речи (построение речевого профиля);

Ø  построить систему коррекционной работы с учётом индивидуальных речевых особенностей обучающихся;

Ø  отслеживать динамику речевого развития учащихся и оценивать эффективности коррекционного воздействия;

Ø  оценить уровень сформированности всех сторон речи будущих первоклассников и дать рекомендации по развитию речи их родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obsledovaniya_i_rechevoy_profil.docx93.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обследования и речевой профиль.

Для диагностики состояния устной речи учащихся применяю методику Т.А. Фотековой с балльно-уровневой системой оценки, которая позволяет:

  • уточнить структуру речевого дефекта и оценить степень выраженности нарушений разных сторон речи (построение речевого профиля);
  • построить систему коррекционной работы с учётом индивидуальных речевых особенностей обучающихся;
  • отслеживать динамику речевого развития учащихся и оценивать эффективности коррекционного воздействия;
  • оценить уровень сформированности всех сторон речи будущих первоклассников и дать рекомендации по развитию речи их родителям.

Структура методики

Экспресс-вариант состоит из четырёх серий.

Серия 1 – Исследования сенсомоторного уровня речи – содержит группу заданий (1-проверка фонематического восприятия, 2-исследованиесостояния артикуляционной моторики, 4-проверка сформированности  звукослоговой структуры слова) сокращено до пяти. Звукопроизношение  оценивается максимальным балом, равным 15. Наивысшая оценка за выполнение  всей серии заданий – 30 баллов.

Серия 2 – Исследование грамматического строя речи – включает пять видов заданий. В первых четырёх заданиях  по 5 проб, пятое задание  используется целиком. Максимальная оценка за выполнение  заданий всей серии – 30 баллов.

Серия 3 – Исследование словаря и навыков словообразования – объединяет  все 10 проб  задания 1 (названия  детёнышей животных), 20 проб задания 3 (10 проб на образование относительных прилагательных), по 5 проб на образование  качественных прилагательных. Максимальная оценка – 30 баллов.

Серия 4 – Исследование связной речи – включён рассказ по серии сюжетных картинок  и пересказ. Максимальная оценка – 30 баллов.

     Экспресс-вариант включает 77 заданий, не считая проверки звукопроизношения. Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальными оценками в 30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно 120. Приняв эту цифру за 100%, можно вычислить процентное выражение успешности выражения речевых проб. Полученное значение можно соотнести  с одним из четырёх уровней успешности.

4 уровень - 100-80%;

3уровень  -  79,9 -65 %;

2 уровень – 64,9 – 45%;

1 уровень – 44,95% и ниже.

          Вычислив процентное выражение успешности каждой серии, можно вычертить индивидуальный речевой профиль:

1 – фонематическое восприятие;

2 – артикуляционная моторика;

3 – звукопроизношение;

4 – звукослоговая структура слова;

5 – грамматический строй речи;

6 – словообразование;

7 – связная речь.

        По результатам исследования  следует, что 4 уровень успешности (самый высокий) встречается у  детей  с нормально протекающим речевым и интеллектуальным развитием.

        Успешность 3 уровня свидетельствует о нетяжёлом системном речевом дефекте, о несформированности отдельных сторон речи. Такая результативность характерна для детей с ЗПР или с негрубым общим недоразвитием речи   (это ОНР 3 уровня).

        Успешность выполнения речевых проб, соответствующая 2 уровню, указывает на наличие  выраженного общего недоразвития речи. Как правило, такие учащиеся нуждаются в специально организованных условиях обучения,  т.е. в школе  для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Помимо речевого дефекта, у них обычно выявляется недостаточность познавательной деятельности, поэтому им необходима комплексная коррекция, как логопедическая, так и психологическая, а по возможности – нейропсихологическая.

        1 уровень успешности выполнения методики (самый низкий) свидетельствует о грубом недоразвитии всех сторон  речи. У детей с такими показателями часто  диагностируется моторная алалия или сложный дефект, сочетающий умственную отсталость и тяжёлую речевую патологию.

РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ по методике Т.А.Фотековой

Фамилия, имя  ребёнка__________________________________________________  школа ________класс___________

Дата рождения _____________ Дата  обследования_

Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи.

А. Проверка состояния фонематического восприятия

*ба-па…. па-ба-….____________________*са-ша-… ша-са…__________________

*ша-жа-ша-жа-ша-жа  ________________*ца-са-ца-са-ца-са-…*ра-ла-ра-ла-ра-ла-…

Б. Исследование артикуляционной моторики.

* губы в улыбке;

* губы «трубочкой» - округлены и вытянуты вперёд;

* язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

* язык «иголочкой» - узкий язык с заострённым кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;

* «маятник» - рот открыт, язык выдвинут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;

*чередование движений губ:  «улыбка» - «трубочка».

В. Исследование звукопроизношения.

*собака-маска-нос_________________*сено-василёк-высь______________

*замок-коза__________________*зима-магазин______________________

*цапля-овца-палец _

*шуба-кошка-камыш_________________*жук-ножи____________________

*щука-вещи-лещ_____________________

*чайка-очки-ночь  

*рыба-корова-топор_____________________________________________

*река-варенье-дверь  

*лампа-молоко-пол  

*лето-колесо-соль  

*комната-ветка-мак_________*кепка-маски__________

*гамак-вагон-нога__________*гитара-сапоги_____________

*хлеб-муха-мох____________*химия-хек________________

Г. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.

*танкист ________________________________*космонавт___________________

*сковорода_______________________________*аквалангист__________

*термометр_____________________________________________________________

Серия 2. Исследование грамматического строя речи.

А. Повторение предложений

* Птичка свила гнездо: __________________________________

* В саду было много красных яблок _____________________________

* Дети катали из снега комки и делали снежную бабу: ________________

* Петя сказал, что он не пойдёт гулять, потому что холодно: _________

* На зелёном лугу, который был за рекой, паслись лошади:                        

Б. Верификация предложений.

*Собака вышла в будку. __________________________________  

*По морю плывут корабль. ________________________________________

*Дом нарисован мальчик. ____________________________

*Хорошо спится медведь под снегом. ________________________________

* Над большим деревом была глубокая яма.  

В. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.

* мальчик, открывать, дверь  _

* сидеть, синичка, на, ветка    

*груша, бабушка, внучка, давать _______________  

*Витя, косить, трава, кролики, для  

* Петя, купить, шар, красный, мама ________________________________                              

Г. Добавление предлогов в предложение.

* Лена наливает чай … чашки. ___________________________________

* Почки распустились … деревьях.________________________________

* Птенец выпал … гнезда._______________________

* Щенок спрятался … крыльцом._________________________________

* Пёс сидит … конуры.________________________________________

Д. Образование существительных множественного числа в именительном  и родительном  падежах.

Инструкция: один - дом, а если их много, то это дома.

* один-стол, а много-это-…  

* один-стул, а много-это-…  

*одно-окно, а много-это- …  

*одна-звезда, а много-это-…  

*одно-ухо, а много-это-…  

Инструкция: один - дом, а много (чего?) -  домов.

*один-стол, а много (чего?)-…  

*один-стул, а много (чего?)-…  

*одно-окно, а много (чего?)-…  

* одна-звезда, а много (чего?)-…  

*одно-ухо, а много (чего?)-…  _                        

Серия 3. Исследование словаря и навыков словообразования.

А. Образование существительных, обозначающих детёнышей животных

* у козы-… _____________* у волка-… _______________* у утки-…_____________ * у лисы-… ___________* у льва-… ____________* у собаки-… ___________* у курицы-…______________ * у свиньи- _____________* у коровы-… ___________________* у овцы-…  

Б. Образование прилагательных от существительных

 Относительных

* шляпка из соломы-… _________________________* горка изо льда-…                  

* варенье из вишни-… __________________________* варенье из яблок-…  

* варенье из сливы-…. __________________________* кисель из клюквы

*салат из моркови-… ___________________________* суп из грибов-…  

*лист дуба-… _________________________________*лист осины-…  

Качественных

* Если днём мороз, то день-… ____________________* Если днём солнце, то день-

* Если  днём снег, то день-… ______________________* Если днём ветер, то день

* Если днём дождь, то день-… _

Притяжательных

* у кошки лапа… ____________* у волка лапа…_________  * у льва лапа…_______  

* у медведя лапа… ___________________* у лисы лапа…___________________  

Серия 4. Исследование связной речи.

А. составление рассказа по серии сюжетных картинок (пять картинок) или другой серии из 4-5 картинок.

Инструкция: «Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ».

_______________________________________________________________________

Б. Пересказ прослушанного текста.

Рассказ предъявляется  не более двух раз.

Инструкция: «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать».

Горошины.

В одном стручке  сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кустиком гороха.

_______________________________________________________________________

Рекомендации  восприятия.

     Вначале предъявляется первый член пары (ба-па), затем второй (па-ба). Оценивается воспроизведение пробы  в целом (ба-па-па-ба). Слоги предъявляются  до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей  обследования является измерение актуального уровня развития речи.

Оценка:

1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па);

0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведение пробы.

Исследование артикуляционной моторики

     Для того чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребёнка удерживать органы речи в нужном положении  в течении 3-5 секунд; последние  три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. Во время выполнения ребёнком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объём, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т.е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие  движения подбородком, реже – головы или глазных яблок вслед за языком; синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т.е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ,  а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

Оценка:

1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;

0,5 балла – замедленное и напряжённое  выполнение;

0,25 балла – выполнение движения с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения  в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;  

0 баллов – невыполнение движения.

Исследование звукопроизношения.

     При  необходимости можно уточнить  произношение других согласных звуков (б, п, д, т, г, к, х) и й. В целях экономии  времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи предоставляется в ходе дальнейшего обследования.

     Предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре – это наиболее часто повергающиеся нарушениям согласные (1 группа – свистящие с, с*, з, з*, ц; 2 – шипящие ш, ж, ч, щ; 3 – л, л*; 4 – р,р*) и пятая  группа  остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже: задненёбные звуки г, к, х, и г*, к*, х*, сонорный звук й, случаи дефектов озвончения , смягчения редкие нарушения произношения гласных звуков.

Оценка:

3 балла – безукоризненное  произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;

1,5 балла – один из несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отражённо, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы;

1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;

0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.

Баллы, начисленные за выполнение каждой  из пяти групп  суммируются.  

Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова 

      Инструкция детям: - «Повторяй за мной слова».

Слова предъявляются до первого воспроизведения.

Оценка:

1 балл – правильное и точное воспроизведение  в темпе предъявления;

0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;

0.25 балла – искажение звуко – слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

0 баллов – невоспроизведение.

Серия 2. Исследование грамматического строя речи.

     А. Повторение предложений

Инструкция. «Послушай  предложение и постарайся повторить его как можно точнее».

Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

Оценка:

1 балл – правильное и точное воспроизведение;

0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

0,25 балла – пропуск  частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено;

0 баллов – невоспроизведение.

      Б. Верификация предложений.

 Инструкция.  «Найди в предложениях ошибки и постарайся их исправить».

Оценка:

1 балл – выявление и исправление ошибки;

0,5 балла – выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов);

0,25 балла -  ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки;

0 баллов – ошибка не выявлена.

        В. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме

Инструкция.  «Постарайся составить предложение из слов».

Слова предъявляются до первого ответа.

Оценка:

1 балл – предложение составлено верно;

0,5 балла – нарушен порядок слов;

0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности;

0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

         Г. Добавление предлогов в предложения

Инструкция.  «Вставь пропущенное слово в предложение».

В связи с  трудностью этого задания допустимы два вида помощи: стимулирующая  («Неверно, подумай ещё!»)  и в виде вопроса  к пропущенному предлогу  (Наливает чай куда?).

Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей  помощи;

0,25 балла -  правильный ответ после помощи второго вида;

0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и в виде вопроса.

Д. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

 Инструкция.  «Назови предметы по образцу».

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,.25 балла – форма образована  неверно;

0 баллов – невыполнение.

Серия 3. Исследование словаря и навыков словообразования

А. Образование существительных, обозначающих детёнышей животных

Инструкция. «Назови детёнышей животных по образцу».

Б. Образование прилагательных от существительных

     Относительных; Качественных; Притяжательных.

Инструкция.  «Назови слова по образцу».

Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – неверно образованная форма;

0 баллов – невыполнение.

Серия 4. Исследование связной речи.

          А. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Инструкция. «Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ».

Оценка проводится по трём критериям.

а)  Критерий смысловой целостности:

5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

2,5 балла – допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев;

1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла либо рассказ не завершён;

0 баллов – отсутствует описание ситуации.

б)Критерии лексико-граммтического  оформления высказывания;

5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов неточное словоупотребление;

1 балл – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;

0 баллов – рассказ не оформлен.

в) Критерий самостоятельности выполнения задания:

5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью,  рассказ составлен самостоятельно;

1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;

0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи.

       Б. Пересказ прослушанного текста.

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Инструкция. «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать».

Оценка:

а) Критерий смысловой целостности:

5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья;

2.5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связывающих звеньев;

1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации;

0 баллов – невыполнение;

б) Критерий лексико-грамматического оформления:

5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;

2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные  словесные замены, неадекватное использование слов;

0 баллов – пересказ не доступен.

в)Критерий самостоятельности выполнения:

5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления;

2,5 балла – пересказ минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;

1 балл – пересказ по вопросам;

0 баллов – пересказ не доступен даже по вопросам.

Обработка результатов обследования

Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем вычисляется  количество баллов за всю серию.

В протоколе значком  «+»  обозначаются  правильные ответы, все остальные варианты записываются полностью.

Например:

Всего за серию1 – 15 баллов (50%успешности):

*фонетическое восприятие – 3,25 балла (65%);

*артикуляционная моторика – 2 балла (40%);

*звукопроизношение – 7 баллов (46,6%);

*звуко-слоговая структура слова – 2,75 балла (55%)

2 серия – 14,5 баллов (48,3%  успешности).

3 серия – 15,5 баллов (51,7%  успешности).

4 серия – 13 баллов (43,3% успешности).

Речевой профиль   Артёма Г. ученика 1 «Б» класса

1. Фонематическое восприятие                        6. Грамматический строй речи.

2. Артикуляционная моторика                         7. Словарь и словообразовательные процессы                                                  8. Понимание логико-грамматических

3. Звукопроизношение                                           конструкций

4. Слоговая структура                                         9. Связная речь

5. Навыки языкового анализа и синтеза

I уровень успешности (42%) – системный речевой дефект предположительно с выраженной интеллектуальной недостаточностью (низкие показатели успешности понимания речевых конструкций, несформированность навыков языкового анализа и синтеза в конце   обучения в 1 классе). У  Артёма близки к норме показатели успешности лишь по двум параметрам: фонематический слух и звукопроизношение. Это объясняется целенаправленной индивидуальной работой по этим направлениям на логопедических занятиях в течение года. Самые низкие показатели наблюдаются по результатам исследования грамматического строя речи, словообразовательных процессов и особенно связной речи. Артём не справился с заданиями на составление предложений из слов, поиск ошибок и вставку предлогов. Кратковременная слухоречевая память очень слабая. Не смог образовать по аналогии качественные прилагательные (снежный, дождливый, ветреный и др), использовал неправильные формы слов при назывании детёнышей животных (коровки, белята, свинки), образовании относительных и притяжатель ных прилагательных (сок из слив – сливный, лист дуба – дубный, лапа волка – волкина и др.) Наиболее грубым недоразвитием характеризуется связная речь. Серию картинок Артём не смог выложить даже с помощью, не установил причинно-следственные связи, последовательность событий. Называл предметы или действия по отдельным картинкам. Ответы на вопросы односложные с искажением смысла ситуации. Пересказать прослушанный текст (читался 3 раза) Артём не смог без наводящих вопросов. Наблюдались неадекватные замены слов и аграмматизмы. Следует отметить, что коррекционная работа с  Артёмом в течение учебного года велась не систематически из-за частых пропусков мальчика по болезни. Выраженная несформированность познавательной сферы, низкая произвольность познавательной деятельности и работоспособность, узкий круг представлений об окружающих предметах и явлениях, также препятствовали успешному решению коррекционных задач.

Рекомендации: обучение по облегчённой программе; системные логопедии

ческие занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи.                        Речевой профиль   Амины

Речевой профиль отражает успешность выполнения речевых проб в %

  1. Фонематическое восприятие                  6. Грамматический строй речи.
  2. Артикуляционная моторика                   7. Словарь и словообразовательные процессы                                        8. Понимание логико-грамматических
  3. Звукопроизношение                                   конструкций

4.  Слоговая структура                                   9. Связная речь

5.   Навыки языкового анализа и синтеза            

     Общий уровень успешности – IV (85,5%). Речевое развитие соответствует возрасту

      Показала высокий уровень сформированности всех компонентов речи, кроме раздела «Связная речь» (67% успешности)

       Фонематический слух сформирован, владеет навыками языкового анализа и синтеза. Различает понятия: «звук», «слог», «слово», «предложение». У  Амины хорошая слухоречевая память (повторил предложения разных грамматических конструкций с большим количеством слов без ошибок). Словарный запас достаточен для грамотного выражения мыслей. Допустила единичные ошибки при образовании качественных и притяжательных прилагательных: «ветреной день», «лисиная лапа», «птичный клюв». Правильно употребляет предлоги. При выполнении заданий на словообразование и словоизменение ошибки также единичны: «ухи» вместо «уши», «много окнов» вместо «окон».

       При исследовании уровня сформированности связной речи Амина показала следующие результаты: понимает содержание текста после первого прочтения, но при пересказе в начале отсутствуют связующие звенья; пересказ без аграмматизмов, но наблюдается стереотипности грамматического оформления.

      Рассказ по серии картин составила самостоятельно, определила последовательность событий. При составлении рассказа кратко перечисляет действия, повторы местоимений требуют уточнений:

«Летели по небу четыре вороны. Лиса их увидела и притворилась мёртвой. Предводитель стаи сказал: «Смотрите, дохлая лиса!». Они сели. Он подошёл. Она схватила одну ворону. А другие улетели»

Рекомендации:

Развивать связную речь через: подбор слов действий и слов признаков (солнце какое? – яркое, ласковое, весеннее…, солнце что делает: - печёт, светит, пригревает…); пересказ прослушанных текстов и ответы на вопросы;

составление рассказов по картине, серии картин, представлениям ;

придумывание продолжения и концовки сказок и рассказов, соответствующих возрасту; сочинение сказок, загадок, рассказов на заданную тему по опорным словам;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обследования графомоторных навыков

Данная методика позволит определить сформированность графомоторных навыков детей младшего школьного возраста...

Методика обследования

В разделе представлены материалы для проведения вторичного обследования детей с ОНР,материал используется для мониторинга на школьном логопункте....

Методика обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью

Уровень речевого развития умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их интеллектуальное развитие. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная ф...

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....

Адаптированная методика обследования психологической и речевой готовности к школе будущих первоклассников

Адаптированная методика обследования психологической и речевой готовности к школе будущих первоклассников (соавторство)...

Адаптированная методика обследования психологической и речевой готовности к школе будущих первоклассников

Адаптированная психолого-педагогическая методика обследования детей дошкольного возраста в рамках работы "Школы будущего первоклассника" написана в соавторстве с педагогом-психологом высшей ...