Методика обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
статья по логопедии по теме
Уровень речевого развития умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их интеллектуальное развитие. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Кроме того, речь детей с нарушениями интеллекта настолько слабо развита, что не может полноценно осуществлять функцию общения. За основу взяты логопедические методики обследования речи детей дошкольного возраста, разработанные И.Д.Коненковой, Г.В.Чиркиной, Г.А.Волковой, Т.Б..Филичевой, Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
За основу взяты логопедические методики обследования речи детей дошкольного возраста, разработанные И.Д.Коненковой, Г.В.Чиркиной, Г.А.Волковой, Т.Б..Филичевой, Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой.
Направление 1. Обследование строения и моторики артикуляционного аппарата
Прежде всего необходимо выявить аномалии в строении губ, языка, челюстей, нёба. Затем проверяется моторика артикуляционного аппарата.
Инструкция: «Посмотри и сделай как я, подержи язычок/губы в таком положении, пока я буду считать». Ребёнок выполняет каждое упражнение под счёт экспериментатора от 1 до 10.
«Улыбка» (оскал)
«Хоботок» (губы вытянуты в трубочку)
«Лопатка» (широкий передний край языка положить на нижнюю губу)
«Иголка» (узкий язык высунуть далеко вперёд)
«Улыбка» - «хоботок» (чередование движений)
«Качели» (рот открыт, попеременно поднимать кончик языка к верхним зубам и опускать к нижним зубам)
«Маятник» (кончик языка переводить от одного уголка рта к другому)
«Лошадка» (щёлкать языком медленно и сильно)
«Орешек» (оттопырить правую, затем левую щеку языком, рот закрыт)
Оценка:
5 баллов – все движения доступны, выполнение точное, объём полный, тонус нормальный, темп хороший, удержание позы свободное, переключаемость не нарушена;
4 – все движения доступны, объём полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедлены. 1-2 движения выполняются со второй попытки;
3 – движения выполняются, темп выполнения и переключаемость снижены, объём движения неполный, отмечается длительный поиск позы во многих заданиях, истощаемость, напряжённое удерживание позы, требуются повторные показы движений;
2 – для выполнения большинства движений требуется подробная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерное напряжение, тремор кончика языка, сопутствующие движения, гиперсаливация, некоторые движения не удаются;
1 – невыполнение, отказ от деятельности.
Направление 2. Изучение звукопроизносительной стороны речи
Проводится обследование произношения согласных (если есть необходимость, то и гласных) звуков изолированно и на материале слогов, слов, фразовой речи. Ребёнку предлагают назвать картинки, повторить за экспериментатором слова и фразы, используют и результаты наблюдения за инициативными высказываниями.
Оценка:
5 баллов – все звуки произносятся правильно;
4 – один-два звука недостаточно автоматизированы, т.е. в самостоятельной речи ребёнок произносит эти звуки неправильно, но при указании на ошибку исправляет их;
3 – нарушено произношение группы звуков, но не более пяти;
2 – нарушено произношение двух-трёх групп звуков, но не более десяти звуков;
1 – нарушено произношение более 10 звуков.
Направление 3. Обследование фонематического слуха
- Отражённое воспроизведение слоговых рядов (пар)
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной». Экспериментатор предлагает повторить серии из трёх слогов с оппозиционными звуками. Если ребёнок дефектно произносит звуки в предлагаемых пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне.
да-та-да та-да-та са-ша-са ша-са-ша
га-ка-ка ка-га-ка жа-ша-жа ша-жа-ша
ба-па-ба па-ба-па ча-тя-ча тя-ча-тя
ка-ха-ка ха-ка-ха ся-ща-ся ща-ся-ща
са-за-са за-са-за ра-ла-ра ла-ра-ла
ва-фа-ва фа-ва-фа
2. Отражённое воспроизведение рядов (пар) слов
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной».
кот-год-кот том-дом-том
день-тень-день почка-бочка-почка
Оценка:
- баллов – все задания точно воспроизводятся;
4 – имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения рядов слогов или слов, но при этом слоговая пара воспроизводится точно;
3 – задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары – точно;
2 – большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно воспроизводятся и слоговые (словесные) пары;
1 – невыполнение.
3. Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов
Инструкция: «Если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно – не хлопай». Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.
Шанки-фанки-сянки-санки-танки
Сляпа-шьяпа-фляпа-шляпа
Фтаруфка-штарушка-сталуска-старушка-стаюска
Пченец-птенесь-птенец-тинеть-птинеч
Оценка:
- баллов – все задания выполнены верно;
4 – часть заданий выполняется с ошибкой, но ошибка исправляется самостоятельно;
3 – ошибки исправляются после повторного воспроизведения;
2 – часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
1 – невыполнение.
- Изучение дифференциации звуков в произношении
Серия А. Повторение пар слов:
мишка – миска рожи – розы
чёлка – тёлка цапля – сабля
каска – качка чёлка – щёлка
галька – гайка галка – галька
рак – лак марка – майка
моряк – маяк почка – бочка
тачка – дачка кости – гости
мышка – мишка косы – козы
Серия Б. Повторение фраз:
Старший братишка рассказывал страшную сказку.
Старушка сушила пушистую шубу.
Течёт речка, печёт печка.
Юля уронила фарфоровое блюдце.
Чайка отличается от цапли.
У Сони цветик-семицветик.
Жутко жуку жить на суку.
В домишке жили мышки.
Оценка:
- баллов – все задания выполнены верно;
4 – встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе;
3 – задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок, некоторые ошибки исправляются самостоятельно, часть заданий недоступна;
2 – задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступны;
1 – неадекватные ответы, отказ от выполнения.
Направление 4. Изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов
1. Отражённое воспроизведение слов.
Инструкция: «Послушай и повтори за мной».
бегемот сосна
танкист сквозняк
лекарство сковорода
термометр пингвинёнок
фотографирую
Оценка:
- баллов – все слова точно воспроизводятся;
4 – большинство слов воспроизводится точно, однако темп воспроизведения несколько замедлен, могут быть запинки;
3 – слова воспроизводятся в замедленном темпе, с запинками, 1-2 слова с искажением слоговой структуры;
2 – большинство слов воспроизводится с искажением слоговой структуры, требуется повторное предъявление материала;
1 – отказ от выполнения, неадекватные ответы.
- Отражённое воспроизведение фраз.
Инструкция: «Послушай предложение и повтори в точности как я».
Хоккеисты выиграли турнир.
Лариса связала братишке джемпер.
Утром на деревьях защебетали ласточки.
Саша возвращается с работы на транспорте.
Мама покупает в универсаме фрукты.
Оценка:
- баллов – все фразы точно воспроизводятся;
4 – в основном все фразы воспроизводятся точно, отмечается несколько сниженный, темп, запинки;
3 – отмечаются искажения слоговой структуры слов, искажения структуры предложений без искажения смысла;
2 – многочисленные искажения слоговой структуры слов, структуры предложения, как без искажения смысла, так и с искажением, требуется повторное предъявление материала;
1 – отказ от выполнения, неадекватные ответы.
Таким образом, максимально успешный результат за всю методику составляет 35 баллов.
Количественная обработка результатов представлена в табл.
Таблица
Обработка и анализ результатов обследования речи дошкольников с умственной отсталостью
Параметры обследован. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Средний балл |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Моторика | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2,7 |
Звукопроизн | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,0 |
Фонем.слух | 8 | 7 | 9 | 8 | 9 | 7 | 8 | 7 | 9 | 7 | 7,9 |
Слогов.стр. | 5 | 4 | 6 | 6 | 7 | 4 | 8 | 6 | 7 | 3 | 5,6 |
Общий балл | 17 | 16 | 20 | 19 | 20 | 16 | 21 | 18 | 21 | 14 | 18,2 |
% успешн. | 48% | 45% | 56% | 53% | 58% | 47 % | 61% | 51% | 62 % | 39% | 52% |
Уровень успешности | I | I | II | II | II | I | II | II | II | I | II |
Высчитанное количественное выражение качества выполнения методики (в %) можно соотнести с одним из четырёх уровней успешности:
IV уровень – 100 – 80% успешности;
III уровень – 79,9 –65%;
II уровень – 64,9 – 50%;
I уровень – 49,9% и ниже.