Методика обследования графомоторных навыков
материал по логопедии (1 класс) по теме
Данная методика позволит определить сформированность графомоторных навыков детей младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obsledovaniya.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обследования графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста.
Серия I. Обследование возможностей обводки.
Задание № 1. Обводка геометрических фигур.
Процедура проведения задания: предлагается обводить геометрические фигуры:
а)круги
б) квадраты.
Задание № 2. Обводка линий.
Процедура проведения задания: предлагается обвести линии:
- волнистые;
- ломаные.
Варианты выполнения заданий:
Инструкция: «Я буду считать, а ты обводи фигуры под мой счёт».
- в произвольном (умеренном) ритме,
- в ускоренном темпе,
- под заданный ритм.
Каждый вариант имеет три версии выполнения:
- по пунктирам,
- по точкам,
- по готовому контуру.
Особенности: в течение всей серии исследователь постоянно контролирует, отрывает ли карандаш от бумаги, не вертит ли лист. При выполнении задания, в котором даны направления движения, необходимо фиксировать, сохраняет ли испытуемый направление, откуда начинает рисовать.
Параметры оценки:
- Метрические характеристики.
«2» - полностью выдержан размер;
«1» - изменён размер 1-2-х элементов;
«0» - размер всего узора сильно изменён, не соответствует образцу.
- Координаторные характеристики:
«2» - линии чёткие, ровные, не выходят за границы строки;
«1»-линии неровные, есть незначительный выход за границы строки;
«0»- линии кривые, сильно выходят за границы строки.
- Оценка результатов для 1 и 3 вариантов:
«2» - выдержан заданный ритм;
«1» - однажды сбивается с ритма, после чего возможно дальнейшее выполнение задания;
«0» - не выдержан ритм; однажды сбивается с ритма: выполнение задания не возможно.
- Оценка результатов для 2-го варианта:
«2» - выдержан заданный темп;
«1» - с ускорением темпа однажды сбивается, возможно дальнейшее выполнение задания;
«0» -темп не выдержан.
- Устойчивость программы:
«2» - выполнение в соответствии с намеченной структурой;
«1» - отклонения от намеченной структуры;
«0» - полностью нарушена структура.
- Скорость выполнения:
«2» - умеренная;
«1» - низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;
«0»- низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.
- Сила нажима:
«2» - нажим нормальной (средней) силы;
«1» - усиленный нажим или слабый нажим.
Задание № 3. Обводка сложной фигуры, состоящей из множества элементов (линий изогнутых под разными углами в различном направлении).
Процедура проведения: предлагается обвести по пунктирному контуру сложную фигуру. Задание выполняется в одном режиме.
Инструкция: «Обводи фигуру так, как указывает стрелка».
Параметры оценки.
«2» - контрольная фигура обведена правильно по направлению стрелок, без разрывов, обводок, углов или отклонений.
«1» - при обведении контрольной фигуры место отрыва приходится на стрелку, а дальше ребенок продолжал работать без отрыва;
- при выполнении задания ребенок отрывал карандаш, но продолжил работу без углов, разрывов, обводок:
«0» - при проведении контрольной фигуры ребенок отрывал карандаш, а проводимая линия имеет разрывы, углы, большие отклонения от стимулирующей линии или обводки:
- при обведении контрольной фигуры ребенок «не видит» стрелок, а работает так, как ему удобнее.
Так же оцениваются:
Скорость выполнения:
«2» - умеренная;
«1» - низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;
«0»- низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.
Сила нажима:
«2» - нажим нормальной (средней) силы;
«1» - усиленный нажим или слабый нажим.
Серия II. Обследование возможностей штриховки.
Задание №1. Штриховка геометрических фигур.
Процедура проведения: предлагается заштриховать контур простых фигур (круг, квадрат, треугольник).
Задание № 2. Штриховка сложных фигур.
Процедура проведения: предлагается заштриховать фигуры со сложным контуром (гриб, звезда, машина).
Варианты выполнения:
- Штриховка в произвольном (умеренном) темпе.
Инструкция: «Заштрихуй фигуры, как показано стрелкой».
- Штриховка в ускоренном темпе.
Инструкция: «Продолжай делать так же, но быстрее».
- Штриховка под заданный ритм (под счёт).
Инструкция: «Я буду считать, на «раз» - проводи линию, на «и»- нет».
Каждый вариант имеет 2 версии выполнения:
- по пунктиру;
- по линии.
Каждая версия выполняется в трёх позициях:
- в вертикально,
-горизонтально,
-диагонально (под углом 45˚).
Параметры оценки:
- Метрические характеристики.
«2» - нет выхода линий за границы контура рисунка;
«1» - однократный выход за пределы границ контура;
«0» - не выдержаны границы рисунка.
- Координаторные характеристики.
«2» - линии чёткие, ровные, расположены параллельно друг другу, позиция полностью сохранена;
«1» - линии неровные, есть отклонения линии
«0» - линии кривые,
- Оценка результатов для 1 и 3 вариантов:
«2» - выполняет задание под заданный ритм;
«1» - однажды сбивается с ритма, после чего возможно дальнейшее выполнение задания;
«0» - не выполняет задание под ритм; однажды сбиваясь с ритма не возможно дальнейшее выполнение задания.
- Оценка результатов для 2-го варианта:
«2» - выполняет задание под заданный темп;
«1» - с ускорением темпа однажды сбивается, возможно дальнейшее выполнение задания;
«0» -с ускорением темпа сбивается, не может выполнять задание.
- Скорость выполнения:
«2» - умеренная;
«1» - низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;
«0»- низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.
- Сила нажима:
«2» - нажим нормальной (средней) силы;
«1» - усиленный нажим или слабый нажим.
Серия III Обследование возможности копирования.
Задания выполняются в одном режиме, сначала одной рукой, затем другой рукой. Время выполнения – 1 минута.
Задание № 1. Копирование узора.
Процедура проведения: предлагается рисовать узор, составленного из двух сменяющихся звеньев.
Инструкция: «Я сейчас начну рисовать узор. Продолжай его до конца сточки, не отрывая ручку от бумаги. А теперь сделай то же самое левой рукой».
Параметры оценки.
- Устойчивость программы:
«2» - в соответствии с намеченной структурой;
«1» - с отклонениями от намеченной структуры;
«0» - полностью нарушается структура.
- Возможность переключения с одного элемента программы на другой.
Оценивается по количеству персевераторных ошибок на строке:
«2» - не более 1 ошибки;
«1» - 2-3 ошибки;
«0» - 4 и более ошибок.
- Контроль собственной деятельности:
«2»- отсутствие ошибок, нуждающихся в исправлении (пропусков деталей и т.д.),
«1» - наличие подобных ошибок и самостоятельное их исправление по указанию исследователя;
«0»- отсутствие самокоррекции даже после указания на ошибки исследователем.
- Скорость выполнения:
«2» - умеренная;
«1» - низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;
«0»- низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.
- Сила нажима:
«2» - нажим нормальной (средней) силы;
«1» - усиленный нажим или слабый нажим.
Задание № 2. Копирование сложной фигуры.
Процедура проведения: предлагается скопировать трёхмерное изображением домика.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем рисовать. Я тебе покажу мою фигуру. Её не трогай, а свой лист можешь поворачивать, если тебе понадобится».
Задание № 3. Копирование букв и цифр.
Процедура проведения: предлагается скопировать буквы и цифры:
Б В Г Е З И К Р С Ч Ь Э Я 2 3 4 5 6 7 9
Инструкция: «Срисуй все буквы и цифры, написанные на моём листе. Свой лист не поворачивай».
Параметры оценки (для каждой руки):
- Стратегия деятельности
«2» - последовательная;
«1» - непоследовательная стратегия;
«0»- хаотичная стратегия.
- Устойчивость программы:
«2» - в соответствии с намеченной структурой;
«1» - происходят отклонения от намеченной структуры;
«0» - структура не выдержана.
- Контроль собственной деятельности:
«2»- отсутствие ошибок, нуждающихся в исправлении (пропусков деталей и т.д.),
«1» - наличие подобных ошибок и самостоятельное их исправление по указанию исследователя;
«0»- отсутствие самокоррекции даже после указания на ошибки исследователем.
- Метрические характеристики.
«2» - полностью выдержан размер и пропорции;
«1» - размер несколько увеличен или уменьшен, изменены пропорции некоторых элементов;
«0» - размер сильно изменён, не соответствует образцу, пропорции не выдержаны.
- Топические (локальные) характеристики.
«2» - все детали сохранены, их расположение не нарушено;
«1» - пропуски отдельных элементов при сохранности целостного образа, некоторые элементы изолированы, сдвинуты относительно друг друга;
«0» - пропуски элементов рисунка, нет целостного образа, не соблюдаются пространственные характеристики изображении, зеркальность, реверсии.
- Скорость выполнения:
«2» - умеренная;
«1» - низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;
«0»- низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.
- Сила нажима:
«2» - нажим нормальной (средней) силы;
«1» - усиленный нажим или слабый нажим.
Серия IV. Обследование самостоятельного рисования.
Задание. Рисунок « Снеговик».
Процедура проведения: на чистом листе нелинованной бумаги формата А4 предложено нарисовать снеговика. Используется простой карандаш. На рисунок выделяется 2-3 минуты. Задание выполняется сначала одной, другой рукой.
Инструкция: «Нарисуй снеговика».
Параметры оценки (для каждой руки):
- Метрические характеристики.
«2» - полностью выдержан размер и сохранены пропорции;
«1» - размер несколько увеличен или уменьшен, не соблюдаются пропорции некоторых деталей;
«0» - размер сильно изменён, не соответствует образцу, не соблюдены пропорции.
- Топические (локальные) характеристики.
«2» - все детали сохранены, их расположение не нарушено;
«1» - пропуски отдельных элементов при сохранности целостного образа, некоторые элементы изолированы, сдвинуты относительно друг друга;
«0» - пропуски элементов рисунка, нет целостного образа, не соблюдаются пространственные характеристики изображении, зеркальность, реверсии.
- Стратегия выполнения.
«2»- последовательная (целостная или пофрагментная) стратегия, где вначале намечается структура (опорные элементы), которая потом последовательно заполняется деталями;
«1» - непоследовательная стратегия, при которой копирование второстепенных деталей предшествует копированию опорных элементов;
«2» - хаотичная стратегия, при которой трудно выделить определенную последовательность копирования и испытуемый «кидается» от одной части изображения к другой без четкого плана.
- Скорость выполнения:
«2» - умеренная;
«1» - низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;
«0»- низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.
- Сила нажима:
«2» - нажим нормальной (средней) силы;
«1» - усиленный нажим или слабый нажим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Формирование графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста".
Примерное тематическое планирование дидактических игр, упражнений по формированию графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста, диагностика уровня сформиро...
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [З]
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [С]
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....
Развитие графомоторных навыков у младших школьников
Современная начальная школа, опираясь на принцип развивающего обучения, находится в поиске модели общего развития ребёнка.Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Реч...
Пальчиковые упражнения и игры, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.
Данные упражнения подобраны и опробированы на собственном опыте с учашимися с интеллектуальным недоразвитием....
«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Актуальность темы исследования подтверждена тем, что, обучение письму вызывает значительные затруднения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В специальной педагогике и психологии отме...
свидетельство о публикации. «КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Свидетельство о публикации.«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙМЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ)ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»...