Методика обследования графомоторных навыков
материал по логопедии (1 класс) по теме

Данная методика позволит определить сформированность графомоторных навыков детей младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obsledovaniya.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обследования графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста.

Серия I.  Обследование возможностей обводки.

Задание № 1. Обводка геометрических фигур.

Процедура проведения задания: предлагается обводить геометрические фигуры:

а)круги  

б) квадраты.

Задание № 2. Обводка линий.

Процедура проведения задания: предлагается обвести линии:

          - волнистые;

          - ломаные.

Варианты выполнения заданий:

Инструкция: «Я буду считать, а ты обводи фигуры под мой счёт».

  1. в произвольном (умеренном) ритме,
  2. в ускоренном темпе,
  3. под заданный ритм.

Каждый вариант имеет три версии выполнения:

  1. по пунктирам,
  2. по точкам,
  3. по готовому контуру.

Особенности: в течение всей серии исследователь постоянно контролирует, отрывает ли карандаш от бумаги, не вертит ли лист. При выполнении задания, в котором даны направления движения, необходимо фиксировать, сохраняет ли испытуемый направление, откуда начинает рисовать.

Параметры оценки:

  1.        Метрические характеристики.

«2» - полностью выдержан размер;

«1» - изменён размер 1-2-х элементов;

«0» - размер всего узора сильно изменён, не соответствует образцу.

  1. Координаторные характеристики:

«2» - линии чёткие, ровные, не выходят за границы строки;

«1»-линии неровные, есть незначительный выход за границы строки;

«0»- линии кривые, сильно выходят за границы строки.

  1. Оценка результатов для 1 и 3 вариантов:

«2» - выдержан заданный ритм;

«1» - однажды сбивается с ритма, после чего возможно дальнейшее выполнение задания;

«0» - не выдержан ритм; однажды сбивается с ритма: выполнение задания не возможно.

  1. Оценка результатов для 2-го варианта:

«2» - выдержан заданный темп;

«1» - с ускорением темпа однажды сбивается, возможно дальнейшее выполнение задания;

«0» -темп не выдержан.

  1. Устойчивость программы:

 «2» - выполнение в соответствии с намеченной структурой;

«1» - отклонения от намеченной структуры;

«0»  - полностью нарушена структура.

  1. Скорость выполнения:

«2» - умеренная;

«1» - низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

«0»- низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

  1. Сила нажима:

 «2» -  нажим нормальной (средней) силы;

«1» - усиленный нажим или слабый нажим.

Задание № 3. Обводка сложной фигуры, состоящей из множества элементов (линий изогнутых под разными углами в различном направлении).

Процедура проведения: предлагается обвести по пунктирному контуру сложную фигуру. Задание выполняется в одном режиме.

Инструкция: «Обводи фигуру так, как указывает стрелка».

Параметры оценки.

«2» - контрольная фигура обведена правильно по направлению стрелок, без разрывов, обводок, углов или отклонений.

«1» - при обведении контрольной фигуры место отрыва приходится на стрелку, а дальше ребенок продолжал работать без отрыва;
      - при выполнении задания ребенок отрывал карандаш, но продолжил работу без углов, разрывов, обводок:

«0» - при проведении контрольной фигуры ребенок отрывал карандаш, а проводимая линия имеет разрывы, углы, большие отклонения от стимулирующей линии или обводки:
      -  при обведении контрольной фигуры ребенок «не видит» стрелок, а работает так, как ему удобнее.

Так же оцениваются:

Скорость выполнения:

«2» - умеренная;

«1» - низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

«0»- низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

Сила нажима:

«2» -  нажим нормальной (средней) силы;

«1» - усиленный нажим или слабый нажим.

Серия II.  Обследование возможностей штриховки.

Задание №1. Штриховка геометрических фигур.

Процедура проведения: предлагается заштриховать контур простых фигур (круг, квадрат, треугольник).

Задание № 2. Штриховка сложных фигур.

Процедура проведения: предлагается заштриховать фигуры со сложным контуром (гриб, звезда, машина).

Варианты выполнения:

  1. Штриховка в произвольном (умеренном) темпе.

Инструкция: «Заштрихуй фигуры, как показано стрелкой».

  1. Штриховка в ускоренном темпе.

Инструкция: «Продолжай делать так же, но быстрее».

  1. Штриховка под заданный ритм (под счёт).

Инструкция: «Я буду считать, на «раз» - проводи линию, на «и»- нет».

Каждый вариант имеет 2 версии выполнения:

  1. по пунктиру;
  2. по линии.

Каждая версия выполняется в трёх позициях:

- в вертикально,

-горизонтально,

-диагонально (под углом 45˚).

Параметры оценки:

  1. Метрические характеристики.

 «2» - нет выхода линий за границы контура рисунка;

«1» - однократный выход за пределы границ контура;

«0» - не выдержаны границы рисунка.

  1. Координаторные характеристики.

«2» - линии чёткие, ровные, расположены параллельно друг другу, позиция полностью сохранена;

«1» - линии неровные, есть отклонения линии

«0» - линии кривые,

  1. Оценка результатов для 1 и 3 вариантов:

 «2» - выполняет задание под заданный ритм;        

«1» - однажды сбивается с ритма, после чего возможно дальнейшее выполнение задания;

«0» - не выполняет задание под ритм; однажды сбиваясь с ритма не возможно дальнейшее выполнение задания.

  1. Оценка результатов для 2-го варианта:

«2» - выполняет задание под заданный темп;

«1» - с ускорением темпа однажды сбивается, возможно дальнейшее выполнение задания;

«0» -с ускорением темпа сбивается, не может выполнять задание.

  1. Скорость выполнения:

«2» - умеренная;

«1» - низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

«0»- низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

  1. Сила нажима:

 «2» -  нажим нормальной (средней) силы;

«1» - усиленный нажим или слабый нажим.

Серия III Обследование возможности копирования.

Задания выполняются в одном режиме, сначала одной рукой, затем другой рукой. Время выполнения – 1 минута.

Задание № 1. Копирование узора.

Процедура проведения: предлагается рисовать узор, составленного из двух сменяющихся звеньев.

Инструкция: «Я сейчас начну рисовать узор. Продолжай его до конца сточки, не отрывая ручку от бумаги. А теперь сделай то же самое левой рукой».  

Параметры оценки.

  1. Устойчивость программы:

«2» - в соответствии с намеченной структурой;

«1» - с отклонениями от намеченной структуры;

«0»  - полностью нарушается структура.

  1. Возможность переключения с одного элемента программы на другой. 

Оценивается по количеству персевераторных ошибок на строке:

«2» - не более 1 ошибки;

«1» - 2-3 ошибки;

«0»  - 4 и более ошибок.

  1. Контроль собственной деятельности:

«2»- отсутствие ошибок, нуждающихся в исправлении (пропусков деталей и т.д.),

«1» - наличие подобных ошибок и самостоятельное их исправление по указанию исследователя;

«0»- отсутствие самокоррекции даже после указания на ошибки исследователем.

  1. Скорость выполнения:

«2» - умеренная;

«1» - низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

«0»- низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

  1. Сила нажима:

 «2» -  нажим нормальной (средней) силы;

«1» - усиленный нажим или слабый нажим.

Задание № 2. Копирование сложной фигуры.

Процедура проведения: предлагается скопировать трёхмерное изображением домика.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем рисовать. Я тебе покажу мою фигуру. Её не трогай, а свой лист можешь поворачивать, если тебе понадобится».

Задание № 3. Копирование букв и цифр.

Процедура проведения: предлагается скопировать буквы и цифры:

Б В Г Е З И К Р С Ч Ь Э Я 2 3 4 5 6 7 9

Инструкция: «Срисуй все буквы и цифры, написанные на моём листе. Свой лист не поворачивай».

Параметры оценки (для каждой руки):

  1. Стратегия деятельности 

«2» - последовательная;

«1» - непоследовательная стратегия;

«0»- хаотичная стратегия.

  1. Устойчивость программы:

«2» - в соответствии с намеченной структурой;

«1» - происходят отклонения от намеченной структуры;

«0» - структура не выдержана.

  1. Контроль собственной деятельности:

«2»- отсутствие ошибок, нуждающихся в исправлении (пропусков деталей и т.д.),

«1» - наличие подобных ошибок и самостоятельное их исправление по указанию исследователя;

«0»- отсутствие самокоррекции даже после указания на ошибки исследователем.

  1. Метрические характеристики.

«2» - полностью выдержан размер и пропорции;

«1» - размер несколько увеличен или уменьшен, изменены пропорции некоторых элементов;

«0» - размер  сильно изменён, не соответствует образцу, пропорции не выдержаны.

  1. Топические (локальные) характеристики.

«2» - все детали сохранены, их расположение не нарушено;

«1» - пропуски отдельных элементов при сохранности целостного образа, некоторые элементы изолированы, сдвинуты относительно друг друга;

«0» - пропуски элементов рисунка, нет целостного образа, не соблюдаются пространственные характеристики изображении, зеркальность, реверсии.

  1. Скорость выполнения:

«2» - умеренная;

«1» - низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

«0»- низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

  1. Сила нажима:

«2» -  нажим нормальной (средней) силы;

«1» - усиленный нажим или слабый нажим.

Серия IV. Обследование самостоятельного рисования.

Задание. Рисунок « Снеговик».

Процедура проведения: на чистом листе нелинованной бумаги формата А4 предложено нарисовать снеговика. Используется простой карандаш. На рисунок выделяется  2-3 минуты. Задание выполняется сначала одной, другой рукой.

Инструкция: «Нарисуй снеговика».

Параметры  оценки (для каждой руки):

  1. Метрические характеристики.

«2» - полностью выдержан размер и сохранены пропорции;

«1» - размер несколько увеличен или уменьшен, не соблюдаются пропорции некоторых деталей;

«0» - размер  сильно изменён, не соответствует образцу, не соблюдены пропорции.

  1. Топические (локальные) характеристики.

«2» - все детали сохранены, их расположение не нарушено;

«1» - пропуски отдельных элементов при сохранности целостного образа, некоторые элементы изолированы, сдвинуты относительно друг друга;

«0» - пропуски элементов рисунка, нет целостного образа, не соблюдаются пространственные характеристики изображении, зеркальность, реверсии.

  1. Стратегия выполнения.

«2»- последовательная (целостная или пофрагментная) стратегия, где вначале намечается структура (опорные элементы), которая потом последовательно заполняется деталями;

«1» - непоследовательная стратегия, при которой копирование второстепенных деталей предшествует копированию опорных элементов;

«2» - хаотичная стратегия, при которой трудно выделить определенную последовательность копирования и испытуемый «кидается» от одной части изображения к другой без четкого плана.

  1. Скорость выполнения:

«2» - умеренная;

«1» - низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

«0»- низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

  1. Сила нажима:

 «2» -  нажим нормальной (средней) силы;

«1» - усиленный нажим или слабый нажим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Формирование графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста".

Примерное тематическое планирование дидактических игр, упражнений по формированию графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста, диагностика уровня сформиро...

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [З]

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [С]

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....

Развитие графомоторных навыков у младших школьников

Современная начальная школа, опираясь на принцип развивающего обучения, находится в поиске модели общего развития ребёнка.Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Реч...

Пальчиковые упражнения и игры, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

Данные упражнения подобраны и опробированы на собственном опыте с учашимися с интеллектуальным недоразвитием....

«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Актуальность темы исследования подтверждена тем, что, обучение письму вызывает значительные затруднения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В специальной педагогике и психологии отме...

свидетельство о публикации. «КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Свидетельство о публикации.«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙМЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ)ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»...