Адаптированная методика обследования психологической и речевой готовности к школе будущих первоклассников
статья по логопедии

Аленичева Маргарита

Адаптированная методика обследования психологической и речевой готовности к школе будущих первоклассников (соавторство)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_gotovnosti.docx831.03 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная методика обследования психологической и речевой готовности к школе будущих первоклассников

М.А.Аленичева, Т.А.Фандеева, МБОУ-СОШ №20 г.Орла

Готовность к школе – это совокупность физических, психологических и коммуникативных качеств, которые помогают ребёнку успешно освоить школьную программу, осознать себя в новой социальной роли школьника, адаптироваться к новому коллективу, усвоить новые для себя правила и обязанности (школьной жизни).

Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная, личностная и эмоционально-волевая готовность к школе.

Речевая готовность к школе подразумевает должный уровень развития звукопроизношения, фонематических процессов, лексического запаса и грамматической стороны речи.

Эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, установить наличие/отсутствие которых возможно только в результате специально организованной комплексной диагностики.

Ценностью данной диагностической программы является её компактность и разумная быстрота проведения обследования, групповое проведение, а бесспорной новизной – единовременный учёт всех компонентов школьной зрелости.

Специалисты параллельно работают с группами детей (10-12 человек) по предложенным ниже программам диагностики. Задания выполняются всеми детьми одновременно устно и письменно (простым и цветными карандашами).

Программа диагностики психологической готовности к школе (методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения»).

Задание № 1. «Продолжи узор»

Цель: оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.
На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.

5-1

Задание № 2. «Сосчитай и сравни»

Цель: оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесения цифры (графемы) и количества изображенных фигур; оценка моторных навыков при изображении цифр; определение сформированности понятия «больше-меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.

Ребёнок определяет количество кружков/квадратов, нарисованных на листе, и обозначает его соответствующей цифрой. Цветным карандашом выделяется (точкой или галочкой) большее значение.

5-1

Задание № 3. «Слова»

Цель: оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированности графической деятельности, произвольной регуляции собственной деятельности.

Специалист на доске рисует четыре квадрата по горизонтали. Во время подачи инструкции он проставляет буквы в соответствующие квадраты, показывая детям, как следует ставить буквы (знаки) в квадраты.

5-1

Подобным образом дети заполняют клеточки по словам, которые далее чётко произносит педагог (например: ШАР, СУП, МУХА, РЫБКА, ДЫМОК)

Слова для задания № 3 подбираются специалистом по согласованию с учителем-логопедом и в соответствии с программой ОУ.

Задание № 4. «Шифровка»

Цель: выявление сформированности произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания.

Дети в течение 2 минут по образцу заполняют фигуры.

Задание № 5. «Рисунок человека»

Цель: общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.

С обратной стороны бланка ответов дети рисуют простым карандашом человека. Время выполнения последнего задания в целом не ограничивается, но не имеет смысла продолжать выполнение задания более 5–7 минут.

Программа диагностики речевой готовности к школе

Задание №1. «Зашумлённые буквы»

Цель: исследование предметного и буквенного гнозиса; определение уровня развития пространственных представлений.

Ребёнку предлагается раскрасить карандашами разных цветов только изображения съедобных продуктов, а опознанные буквы выписать ниже.

http://www.moi-detsad.ru/image/zanatia262_clip_image008.jpg

http://2.bp.blogspot.com/-LuFhf70MWwM/VqtrAjsMsPI/AAAAAAAABnE/Gs5qN22YjM4/s1600/2016-01-28%2B13-13-54%2B%25D0%25A1%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%2588%25D0%25BE%25D1%2582%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0.png

Задание №2. «Последовательность»

Цель: определение уровня развития анализа, элементов логического мышления и умения устанавливать причинно-следственные связи и составлять рассказы описательного характера.

Сюжетные картины на бланке нумеруются ребёнком (I, II, III, IIII) в соответствии с последовательностью событий.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\image183.pngC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\image183.png

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\image183.pngC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\image183.png

Задание №3. «Место звука в слове»

Цель: оценка уровня развития фонематического восприятия, способности определять гласный/согласный звук в структуре слова и обозначать его соответствующим цветом.C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\8f2e73b8576a559307143e1a26fc0abc.jpg.jpgC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\8f2e73b8576a559307143e1a26fc0abc.jpg.jpgC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\8f2e73b8576a559307143e1a26fc0abc.jpg.jpgC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\8f2e73b8576a559307143e1a26fc0abc.jpg.jpg

Ребёнок рассматривает изображения и схемы к ним и, определив место соответствующего звука (после проговаривания учителем), обозначает его красным (гласный звук) или синим (согласный) цветом.

Задание №4. «Слова-обобщения»

Цель: обследование предметного и предикативного словаря, умения выполнять задание по инструкции с использованием условных обозначений.

На бланке представлена цепочка изображений одной лексической группы. Задача ребёнка заключается в подборе и дорисовывании предметов живой и неживой природы, относящихся к тому же обобщающему понятию.  http://www.drazvivalki.ru/images/500acc79c5fce.jpeg

http://www.drazvivalki.ru/images/500aca0a4ddfa.jpeg

Задание №5. «Согласование»

Цель: оценка уровня развития лексико-грамматической стороны речи, в частности, способности к согласованию существительных с качественными прилагательными в роде, числе и падеже.

Перед ребёнком изображения предметов, которые ему предстоит раскрасить по заданию. Логопед называет качественное прилагательное (цвет: жёлтое, красный, синяя, зелёные) определённого рода и числа. Подходящая картинка закрашивается этим цветом. http://auho.ru/sites/default/files/raskraski-platya9.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/02f6/0010f2e5-7bcaf7ea/hello_html_2850be3a.pnghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/02f6/0010f2e5-7bcaf7ea/hello_html_2850be3a.pnghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/02f6/0010f2e5-7bcaf7ea/hello_html_2850be3a.png

Выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням - в зависимости от набранного ребенком балла по каждой из методик.

1-й уровень. Готовность к началу регулярного обучения в школе(17-25 баллов).

2-й уровень. Условная готовность к началу обучения (14-17 баллов).

3-й уровень. Условная неготовность к началу обучения (11-14 баллов).

4-й уровень. Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения (до 10 баллов).

Итоговые результаты обследования каждого ребенка и группы детей в целом сводятся в общую таблицу.

ФИО ребёнка

«Продолжи узор»

«Сосчитай и сравни»

«Слова»

«Шифровка»

«Рисунок человека»

Уровень психологической готовности

«Зашумлённые буквы»

«Последовательность»

«Место звука в слове»

«Слова-обобщения»

«Согласование»

Уровень речевой готовности

Общий уровень готовности,

рекомендации

1

5

5

4

5

5

1

5

5

5

4

5

1

Готов к началу обучения в школе

2

3

2

2

2

2

3

2

2

3

2

2

3

Условно не готов,

необходима углубленная диагностика

3

2

1

1

3

2

4

2

1

1

2

3

4

Не готов к началу обучения,

необходима углубленная диагностика

4

3

3

3

3

3

2

4

4

4

4

4

1

Условно готов к началу обучения в школе

Список литературы

1. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.

2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ВЛАДОС, 2008.

3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога (Библиотека психолога-практика). — М.: АРКТИ, 2000.

4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Психолого-педагогическая диагностика. Оценка готовности ребенка к началу школьного обучения. – «Школьный психолог» №9, 2003.

5. Чаус Е.А., Попова Г.П. Определение готовности детей к обучению в школе: диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям, развивающие игровые занятия. Из опыта работы школьного психолога. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность к школе будущих первоклассников

Как правило родителей будущих первоклассников волнует множество вопросов: сможет ли их ребенок учиться в школе, достаточно ли он развит, что он должен уметь накануне поступления в школу. С помощью ...

Презентация "Психологическая готовность к школе будущих первоклассников"

Материал предназначен для учителей начальных классов. Презентация используется на первом родительском собрании для родителей будущих первоклассников. Данный материал поможет учителю донести до родител...

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Высупление на родительском собрании в детском саду  "ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ"...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.  Каждый родитель с н...

Адаптированная методика обследования психологической и речевой готовности к школе будущих первоклассников

Адаптированная психолого-педагогическая методика обследования детей дошкольного возраста в рамках работы "Школы будущего первоклассника" написана в соавторстве с педагогом-психологом высшей ...

Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....