Адаптированная методика обследования психологической и речевой готовности к школе будущих первоклассников
статья по логопедии
Адаптированная методика обследования психологической и речевой готовности к школе будущих первоклассников (соавторство)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_gotovnosti.docx | 831.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная методика обследования психологической и речевой готовности к школе будущих первоклассников
М.А.Аленичева, Т.А.Фандеева, МБОУ-СОШ №20 г.Орла
Готовность к школе – это совокупность физических, психологических и коммуникативных качеств, которые помогают ребёнку успешно освоить школьную программу, осознать себя в новой социальной роли школьника, адаптироваться к новому коллективу, усвоить новые для себя правила и обязанности (школьной жизни).
Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная, личностная и эмоционально-волевая готовность к школе.
Речевая готовность к школе подразумевает должный уровень развития звукопроизношения, фонематических процессов, лексического запаса и грамматической стороны речи.
Эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, установить наличие/отсутствие которых возможно только в результате специально организованной комплексной диагностики.
Ценностью данной диагностической программы является её компактность и разумная быстрота проведения обследования, групповое проведение, а бесспорной новизной – единовременный учёт всех компонентов школьной зрелости.
Специалисты параллельно работают с группами детей (10-12 человек) по предложенным ниже программам диагностики. Задания выполняются всеми детьми одновременно устно и письменно (простым и цветными карандашами).
Программа диагностики психологической готовности к школе (методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения»).
Задание № 1. «Продолжи узор»
Цель: оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.
На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.
Задание № 2. «Сосчитай и сравни»
Цель: оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесения цифры (графемы) и количества изображенных фигур; оценка моторных навыков при изображении цифр; определение сформированности понятия «больше-меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.
Ребёнок определяет количество кружков/квадратов, нарисованных на листе, и обозначает его соответствующей цифрой. Цветным карандашом выделяется (точкой или галочкой) большее значение.
Задание № 3. «Слова»
Цель: оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированности графической деятельности, произвольной регуляции собственной деятельности.
Специалист на доске рисует четыре квадрата по горизонтали. Во время подачи инструкции он проставляет буквы в соответствующие квадраты, показывая детям, как следует ставить буквы (знаки) в квадраты.
Подобным образом дети заполняют клеточки по словам, которые далее чётко произносит педагог (например: ШАР, СУП, МУХА, РЫБКА, ДЫМОК)
Слова для задания № 3 подбираются специалистом по согласованию с учителем-логопедом и в соответствии с программой ОУ.
Задание № 4. «Шифровка»
Цель: выявление сформированности произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания.
Дети в течение 2 минут по образцу заполняют фигуры.
Задание № 5. «Рисунок человека»
Цель: общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.
С обратной стороны бланка ответов дети рисуют простым карандашом человека. Время выполнения последнего задания в целом не ограничивается, но не имеет смысла продолжать выполнение задания более 5–7 минут.
Программа диагностики речевой готовности к школе
Задание №1. «Зашумлённые буквы»
Цель: исследование предметного и буквенного гнозиса; определение уровня развития пространственных представлений.
Ребёнку предлагается раскрасить карандашами разных цветов только изображения съедобных продуктов, а опознанные буквы выписать ниже.
Задание №2. «Последовательность»
Цель: определение уровня развития анализа, элементов логического мышления и умения устанавливать причинно-следственные связи и составлять рассказы описательного характера.
Сюжетные картины на бланке нумеруются ребёнком (I, II, III, IIII) в соответствии с последовательностью событий.
Задание №3. «Место звука в слове»
Цель: оценка уровня развития фонематического восприятия, способности определять гласный/согласный звук в структуре слова и обозначать его соответствующим цветом.
Ребёнок рассматривает изображения и схемы к ним и, определив место соответствующего звука (после проговаривания учителем), обозначает его красным (гласный звук) или синим (согласный) цветом.
Задание №4. «Слова-обобщения»
Цель: обследование предметного и предикативного словаря, умения выполнять задание по инструкции с использованием условных обозначений.
На бланке представлена цепочка изображений одной лексической группы. Задача ребёнка заключается в подборе и дорисовывании предметов живой и неживой природы, относящихся к тому же обобщающему понятию.
Задание №5. «Согласование»
Цель: оценка уровня развития лексико-грамматической стороны речи, в частности, способности к согласованию существительных с качественными прилагательными в роде, числе и падеже.
Перед ребёнком изображения предметов, которые ему предстоит раскрасить по заданию. Логопед называет качественное прилагательное (цвет: жёлтое, красный, синяя, зелёные) определённого рода и числа. Подходящая картинка закрашивается этим цветом.
Выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням - в зависимости от набранного ребенком балла по каждой из методик.
1-й уровень. Готовность к началу регулярного обучения в школе(17-25 баллов).
2-й уровень. Условная готовность к началу обучения (14-17 баллов).
3-й уровень. Условная неготовность к началу обучения (11-14 баллов).
4-й уровень. Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения (до 10 баллов).
Итоговые результаты обследования каждого ребенка и группы детей в целом сводятся в общую таблицу.
№ | ФИО ребёнка | «Продолжи узор» | «Сосчитай и сравни» | «Слова» | «Шифровка» | «Рисунок человека» | Уровень психологической готовности | «Зашумлённые буквы» | «Последовательность» | «Место звука в слове» | «Слова-обобщения» | «Согласование» | Уровень речевой готовности | Общий уровень готовности, рекомендации |
1 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 1 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 1 | Готов к началу обучения в школе | |
2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | Условно не готов, необходима углубленная диагностика | |
3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 4 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | Не готов к началу обучения, необходима углубленная диагностика | |
4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 1 | Условно готов к началу обучения в школе |
Список литературы
1. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ВЛАДОС, 2008.
3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога (Библиотека психолога-практика). — М.: АРКТИ, 2000.
4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Психолого-педагогическая диагностика. Оценка готовности ребенка к началу школьного обучения. – «Школьный психолог» №9, 2003.
5. Чаус Е.А., Попова Г.П. Определение готовности детей к обучению в школе: диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям, развивающие игровые занятия. Из опыта работы школьного психолога. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовность к школе будущих первоклассников
Как правило родителей будущих первоклассников волнует множество вопросов: сможет ли их ребенок учиться в школе, достаточно ли он развит, что он должен уметь накануне поступления в школу. С помощью ...
Презентация "Психологическая готовность к школе будущих первоклассников"
Материал предназначен для учителей начальных классов. Презентация используется на первом родительском собрании для родителей будущих первоклассников. Данный материал поможет учителю донести до родител...
"Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму"
Выступление на родительском собрании в 1 классе....
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Высупление на родительском собрании в детском саду "ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ"...
Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению. Каждый родитель с н...
Адаптированная методика обследования психологической и речевой готовности к школе будущих первоклассников
Адаптированная психолого-педагогическая методика обследования детей дошкольного возраста в рамках работы "Школы будущего первоклассника" написана в соавторстве с педагогом-психологом высшей ...
Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....