Программа факультативного курса "Моя малая Родина"
материал на тему
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - сохранение ее в наших детях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moya_malaya_rodina.docx | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа
факультативного курса
для младших школьников
«Моя малая Родина»
Учитель начальных классов
МОУ Новомихайловской средней
общеобразовательной школы
Юрченко И.А
Введение
В соответствии с требованиями стандартов образования, начальная школа должна закладывать знания об исторических, культурных традициях своего родного края. Сейчас всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Очевидно и то, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребенок начинает осваивать их с раннего возраста. Большие возможности для решения этих задач имеет краеведческий курс « Азбука Смоленского края », но практическая работа показывает необходимость в рамках курса делать акцент на специфику малой родины ребенка, в данном случае Монастырщинский район
Факультативный курс для младших школьников
« Моя малая родина»
(составлена на основе программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края»).
Глава 1 Пояснительная записка к программе курса
Программа факультативного курса для младших школьников «Моя малая родина» рассчитана на выпускников начальной школы и предназначена
для дополнительного учебно-воспитательного воздействия на учащихся
1.1 Цели и задачи курса.
Основные цеди курса - формирование у учащихся целостного представления о своем родном крае - Монастырщинском районе жизни и быте наших предков, воспитание любви к малой родине через знакомство с многообразием народной культуры, природно-географическим богатством
земли Монастырщинской.
Задачи курса:
1. Познакомить с понятием топонимика, определить особенности,
происхождение, формирование географических названий
Монастырщинского района Смоленской области, познакомить с микротопонимикой села Новомихайловское и его окрестностей; дать
представление о монастырщинцах, прославивших свой район; о школе, где учишься, её истории, первом директоре, о ёё выпускниках, прославивших школу.
- Всестороннее развитие личности ребенка, его творческих способностей,
интеллектуальных и познавательных, расширение кругозора, умение
сравнивать, анализировать, синтезировать, комбинировать; умения видеть
связь современности с прошлым своего края; умения работать с
географическими картами. - Воспитывать чувство любви к своей малой родине, гордости за своих
земляков, желание изучать и знать историю своего села, района; любви и
бережливости к природе Монастырщинского района; эстетических и нравственных качеств личности младших школьников.
1.2. Принципы построения курса.
Факультативный курс для младших школьников « Моя малая родина»
основывается на общедидактических и специфических принципах обучения
младших школьников.
Краеведческий принцип.
На основе этого принципа подача и подбор материала ведется следуя
правилу: « от известного к неизвестному», «от близкого к далекому» имея
представление о культурно- историческом прошлом своего родного края,
природе, населении, микротопонимах, учащимся легче будет изучать нашу
страну.
Принцип научности.
Использование исторического материала, его достоверность, разнообразие
делает данный факультативный курс научно значимым.
Принцип доступности и посильности
Материал подобранный для изучения доступен по уровню трудности для учащихся младших классов, но изучение некоторых тем требует затраты определенных усилий, что способствует развитию познавательной активности учащихся. Принцип наглядности.
С целью реализации этого принципа на факультативных занятиях предусматривается использование фотоснимков: объектов природы, населенных пунктов; фотографий земляков, фотоальбомов, карт топонимов Монастырщинского района, иллюстраций, выставок.
Эстетический принцип.
Следуя этому принципу, младшие школьники не только знакомятся с географическими объектами Монастырщинского района, но и учатся видеть их красоту и своеобразие, знакомясь с жизнью, бытом, костюмом наших предков дети пытаются сами воссоздать прекрасный и неповторимый образ старины.
Нравственный принцип.
Вся работа факультативного курса направлена на воспитание патриотических чувств учащихся, чувства гордости за свою малую родину, героическое прошлое ,земляков, прославивших наш район, школу
и учителей.
13.Методы, формы и приемы работы.
Большое значение в курсе. «Моя малая родина» придается разнообразию методов, приемов и форм работы с детьми, таких как: беседа, рассказ, просмотр документального фильма о селе Новомихайловское. сбор материала о микротопонимах своего села и его окрестностей, встречи с ветеранами.
4
Почти каждое занятие содержит несколько форм учебной работы, которые носят, как индивидуальный, так и групповой характер. Их ценность заключается в том, что в обязательных учебных курсах нет возможности для систематического использования всей широты методов, приемов и форм развивающего обучения.
Большое значение в курсе придается использованию логических приемов мышления сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, выявление причинно- следственных связей, формированию у учащихся умения свободно общаться, формулировать и высказывать свои мысли.
Если факультативный курс представить в виде дерева, то «почвой» для этого дерева будут являться общечеловеческие ценности: красота, доброта, нравственность, трудолюбие, любознательность. Его корнями — духовное общение с культурным наследием прошлого; ствол дерева — партнерские отношения между учеником и учителем; распускающиеся листочки-самоутверждение и формирование личности; почки — задумки, которые превратятся в листочки.
Глава 2
Содержание программы факультативного курса
«Моя малая родина»
34 часа
Содержание курса основывается на материале из истории культуры Монастырщинского района
Вводное занятие (1ч.)
Что такое малая родина ? Слово- ключ, которым открывают сердца.
Знакомство с целями и задачами данного факультативного курса.
Топонимия Монастырщинского района (8ч.)
Введение понятия топонимики, знакомство с топонимами села Новомихайловское и его окрестностей, гидротопонимы, грибные и ягодные места родного края, топонимы Монастырщинского района — формирование, происхождение, классификация
Жилище наших предков (4ч.)
Крестьянская изба Монастырщинского района ее устройство, внешний вид, характерные особенности крестьянского подворья, внутреннее убранство избы, русская печь, домашний быт.
Как одевались в старину (4ч.)
Одежда и ее виды, праздничная одежда крестьян, символика народного орнамента в одежде крестьян.
Человек и его имя. (4ч.)
Дать понятие «имя», «русские имена и православные»,« значение имен», показать необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему имени, показать, что человек красит свое имя своими
поступками.
Праздники в жизни человека. (4ч.)
Дать понятие « праздник», особенности праздников в школе, какие праздники отмечают в Монастырщинском районе, «праздничный этикет», крестьянские праздники.
Обычаи ваших предков (2ч.)
Народные обычаи и суеверия, их роль в жизни человека, праздничные обряды земли Монастырщинской.
Люди, прославившие Монастырщинский район. (2ч.) Монастырщинцы- Герои Советского Союза, Ефимов А. П - Герой Социалистического Труда. Их жизненный путь.
Моя родная школа (3 ч.)
История школы, первый директор—Маймусова Софья Григорьевна, учителя — ветераны педагогического труда (Никитенкова Мария Зиновьевна, Захарова Вера Антоновна, Грибков Владимир Васильевич -заслуженный учитель Р.Ф.), выпускники, которыми гордится школа.
Итоговое занятие (2 ч.)
Подведение итогов курса. Осмысление культурно—исторического опыта наших предков, оценка их наследия.
Планируемый результат курса.
В результате изучения факультативного курса «Моя малая родина» учащиеся должны знать:
-географическое положение Монастырщинского района на карте Смоленской области
—историю села Новомихайловское, топонимику наиболее значимых географических объектов района (рек озер, крупных населенных пунктов)
- названия грибов, ягод, животных Монастырщинского района обычаи,
традиции, одежду, жилище, праздники своих предков,
—историю русских и православных имен, свою родословную — фамилии земляков, прославивших наш район
— правила поведения в природе, меры по охране природы в районе
—историю своей школы, учителей- ветеранов, фамилию первого директора
школы.
-праздники нашего района.
Уметь:
-объяснять названия микротопонимов села Новомихайловское и его
окрестностей
-различать съедобные и несъедобные грибы, ягоды своей местности-
-подготовить рассказ, написать сочинение, нарисовать рисунок о родном крае;
-проводить самостоятельные краеведческие исследования по заданию
учителя
-сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события Монастырщинского района и их значение в развитии земли Смоленской.
ЛИТЕРАТУРА
- Березкина Г.В., Барнев В.В. «Охраняемые и некоторые промысловые животные Смоленской области», Смоленск, 1993.
- Болотова С.А. Программа курса по краеведению «Азбука Смоленского края» для выпускного класса начальной школы, Смоленск, 2003.
- Болотова С.А. «Особенности работы по региональному курсу «Азбука Смоленского края». Методические рекомендации, Смоленск, 2006.
- Болотова С.А., Ковалева А.Б. «Творческие учебные задания по курсу «Азбука Смоленского края», Смоленск, 2003 г.
- Гращенкова В.С. «Занимательный материал на уроках природоведения», Смоленск, 1993.
- Даренко Е.Н. «Азбука этикета». М., 1996.
- Махотин Б.М. «К живым истокам», Издательство «Московский рабочий», 1989.
- Мильчаков Л.Ф. «Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению», М «Просвещение», 1981 г.
- Мурзаев Э.М., Мурзаев В.Г. «Словарь местных географических терминов», М, Географиз, 1959 г.
- Нестеренко А.А. «Страна загадок» Издательство Ростовского университета, 1993 г.
- Новицкая М.Ю. «Введение в народоведение», М, 2002 г.
- Рябков Г.Т. «В бассейне р.Вихры» Смоленское областное книжное издательство «Смядынь», 1993 г.
- Строев К.Ф., «Краеведение», издательство «Просвещение», М., 1967 г.
- «Смоленская область», Краеведческий словарь, Издательство «Московский рабочий», 1978 г.
- «Праздники в жизни человека» //Завуч начальной школы. – 2004. - №6. – с. 81-82.
- Древние символы народного искусства» //Начальная школа. – 1997. - №22. –С. 4-5, №23. – С.13-15, №24. С.1-4, №25. – с.13-15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина"
Данная программа способствут формированию осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края ( людям, природе, истории, культуре) и выработке на этой основе жизненной позиции, позволяющ...
Авторская программа кружка " Моя малая родина"
Программа кружка рассчитана на учащихся 1-4 классов ОУ. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллектитвно- творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний ...
программа кружка " Моя малая родина" для 3 ,4 класса
Предлагаемая программа кружка «Моя мала родина» ставит перед собой такие цели:· создать усл...
авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл.
авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл....
Программа кружка "Моя малая родина"
Программа кружка "Моя малая родина" 3 класс...
Рабочая программа "Язык моей малой Родины"
Аннотацияк программе по внеурочной деятельности курса «Язык моей малой Родины»Программа по внеурочной деятельности курса «Язык моей малой Родины» рассмотрена на заседании КНМЦ ...
Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня
Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня...