Программа факультативного курса "Моя малая Родина"
материал на тему
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - сохранение ее в наших детях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа
факультативного курса
для младших школьников
«Моя малая Родина»
Учитель начальных классов
МОУ Новомихайловской средней
общеобразовательной школы
Юрченко И.А
Введение
В соответствии с требованиями стандартов образования, начальная школа должна закладывать знания об исторических, культурных традициях своего родного края. Сейчас всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Очевидно и то, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребенок начинает осваивать их с раннего возраста. Большие возможности для решения этих задач имеет краеведческий курс « Азбука Смоленского края », но практическая работа показывает необходимость в рамках курса делать акцент на специфику малой родины ребенка, в данном случае Монастырщинский район
Факультативный курс для младших школьников
« Моя малая родина»
(составлена на основе программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края»).
Глава 1 Пояснительная записка к программе курса
Программа факультативного курса для младших школьников «Моя малая родина» рассчитана на выпускников начальной школы и предназначена
для дополнительного учебно-воспитательного воздействия на учащихся
1.1 Цели и задачи курса.
Основные цеди курса - формирование у учащихся целостного представления о своем родном крае - Монастырщинском районе жизни и быте наших предков, воспитание любви к малой родине через знакомство с многообразием народной культуры, природно-географическим богатством
земли Монастырщинской.
Задачи курса:
1. Познакомить с понятием топонимика, определить особенности,
происхождение, формирование географических названий
Монастырщинского района Смоленской области, познакомить с микротопонимикой села Новомихайловское и его окрестностей; дать
представление о монастырщинцах, прославивших свой район; о школе, где учишься, её истории, первом директоре, о ёё выпускниках, прославивших школу.
- Всестороннее развитие личности ребенка, его творческих способностей,
интеллектуальных и познавательных, расширение кругозора, умение
сравнивать, анализировать, синтезировать, комбинировать; умения видеть
связь современности с прошлым своего края; умения работать с
географическими картами. - Воспитывать чувство любви к своей малой родине, гордости за своих
земляков, желание изучать и знать историю своего села, района; любви и
бережливости к природе Монастырщинского района; эстетических и нравственных качеств личности младших школьников.
1.2. Принципы построения курса.
Факультативный курс для младших школьников « Моя малая родина»
основывается на общедидактических и специфических принципах обучения
младших школьников.
Краеведческий принцип.
На основе этого принципа подача и подбор материала ведется следуя
правилу: « от известного к неизвестному», «от близкого к далекому» имея
представление о культурно- историческом прошлом своего родного края,
природе, населении, микротопонимах, учащимся легче будет изучать нашу
страну.
Принцип научности.
Использование исторического материала, его достоверность, разнообразие
делает данный факультативный курс научно значимым.
Принцип доступности и посильности
Материал подобранный для изучения доступен по уровню трудности для учащихся младших классов, но изучение некоторых тем требует затраты определенных усилий, что способствует развитию познавательной активности учащихся. Принцип наглядности.
С целью реализации этого принципа на факультативных занятиях предусматривается использование фотоснимков: объектов природы, населенных пунктов; фотографий земляков, фотоальбомов, карт топонимов Монастырщинского района, иллюстраций, выставок.
Эстетический принцип.
Следуя этому принципу, младшие школьники не только знакомятся с географическими объектами Монастырщинского района, но и учатся видеть их красоту и своеобразие, знакомясь с жизнью, бытом, костюмом наших предков дети пытаются сами воссоздать прекрасный и неповторимый образ старины.
Нравственный принцип.
Вся работа факультативного курса направлена на воспитание патриотических чувств учащихся, чувства гордости за свою малую родину, героическое прошлое ,земляков, прославивших наш район, школу
и учителей.
13.Методы, формы и приемы работы.
Большое значение в курсе. «Моя малая родина» придается разнообразию методов, приемов и форм работы с детьми, таких как: беседа, рассказ, просмотр документального фильма о селе Новомихайловское. сбор материала о микротопонимах своего села и его окрестностей, встречи с ветеранами.
4
Почти каждое занятие содержит несколько форм учебной работы, которые носят, как индивидуальный, так и групповой характер. Их ценность заключается в том, что в обязательных учебных курсах нет возможности для систематического использования всей широты методов, приемов и форм развивающего обучения.
Большое значение в курсе придается использованию логических приемов мышления сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, выявление причинно- следственных связей, формированию у учащихся умения свободно общаться, формулировать и высказывать свои мысли.
Если факультативный курс представить в виде дерева, то «почвой» для этого дерева будут являться общечеловеческие ценности: красота, доброта, нравственность, трудолюбие, любознательность. Его корнями — духовное общение с культурным наследием прошлого; ствол дерева — партнерские отношения между учеником и учителем; распускающиеся листочки-самоутверждение и формирование личности; почки — задумки, которые превратятся в листочки.
Глава 2
Содержание программы факультативного курса
«Моя малая родина»
34 часа
Содержание курса основывается на материале из истории культуры Монастырщинского района
Вводное занятие (1ч.)
Что такое малая родина ? Слово- ключ, которым открывают сердца.
Знакомство с целями и задачами данного факультативного курса.
Топонимия Монастырщинского района (8ч.)
Введение понятия топонимики, знакомство с топонимами села Новомихайловское и его окрестностей, гидротопонимы, грибные и ягодные места родного края, топонимы Монастырщинского района — формирование, происхождение, классификация
Жилище наших предков (4ч.)
Крестьянская изба Монастырщинского района ее устройство, внешний вид, характерные особенности крестьянского подворья, внутреннее убранство избы, русская печь, домашний быт.
Как одевались в старину (4ч.)
Одежда и ее виды, праздничная одежда крестьян, символика народного орнамента в одежде крестьян.
Человек и его имя. (4ч.)
Дать понятие «имя», «русские имена и православные»,« значение имен», показать необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему имени, показать, что человек красит свое имя своими
поступками.
Праздники в жизни человека. (4ч.)
Дать понятие « праздник», особенности праздников в школе, какие праздники отмечают в Монастырщинском районе, «праздничный этикет», крестьянские праздники.
Обычаи ваших предков (2ч.)
Народные обычаи и суеверия, их роль в жизни человека, праздничные обряды земли Монастырщинской.
Люди, прославившие Монастырщинский район. (2ч.) Монастырщинцы- Герои Советского Союза, Ефимов А. П - Герой Социалистического Труда. Их жизненный путь.
Моя родная школа (3 ч.)
История школы, первый директор—Маймусова Софья Григорьевна, учителя — ветераны педагогического труда (Никитенкова Мария Зиновьевна, Захарова Вера Антоновна, Грибков Владимир Васильевич -заслуженный учитель Р.Ф.), выпускники, которыми гордится школа.
Итоговое занятие (2 ч.)
Подведение итогов курса. Осмысление культурно—исторического опыта наших предков, оценка их наследия.
Планируемый результат курса.
В результате изучения факультативного курса «Моя малая родина» учащиеся должны знать:
-географическое положение Монастырщинского района на карте Смоленской области
—историю села Новомихайловское, топонимику наиболее значимых географических объектов района (рек озер, крупных населенных пунктов)
- названия грибов, ягод, животных Монастырщинского района обычаи,
традиции, одежду, жилище, праздники своих предков,
—историю русских и православных имен, свою родословную — фамилии земляков, прославивших наш район
— правила поведения в природе, меры по охране природы в районе
—историю своей школы, учителей- ветеранов, фамилию первого директора
школы.
-праздники нашего района.
Уметь:
-объяснять названия микротопонимов села Новомихайловское и его
окрестностей
-различать съедобные и несъедобные грибы, ягоды своей местности-
-подготовить рассказ, написать сочинение, нарисовать рисунок о родном крае;
-проводить самостоятельные краеведческие исследования по заданию
учителя
-сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события Монастырщинского района и их значение в развитии земли Смоленской.
ЛИТЕРАТУРА
- Березкина Г.В., Барнев В.В. «Охраняемые и некоторые промысловые животные Смоленской области», Смоленск, 1993.
- Болотова С.А. Программа курса по краеведению «Азбука Смоленского края» для выпускного класса начальной школы, Смоленск, 2003.
- Болотова С.А. «Особенности работы по региональному курсу «Азбука Смоленского края». Методические рекомендации, Смоленск, 2006.
- Болотова С.А., Ковалева А.Б. «Творческие учебные задания по курсу «Азбука Смоленского края», Смоленск, 2003 г.
- Гращенкова В.С. «Занимательный материал на уроках природоведения», Смоленск, 1993.
- Даренко Е.Н. «Азбука этикета». М., 1996.
- Махотин Б.М. «К живым истокам», Издательство «Московский рабочий», 1989.
- Мильчаков Л.Ф. «Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению», М «Просвещение», 1981 г.
- Мурзаев Э.М., Мурзаев В.Г. «Словарь местных географических терминов», М, Географиз, 1959 г.
- Нестеренко А.А. «Страна загадок» Издательство Ростовского университета, 1993 г.
- Новицкая М.Ю. «Введение в народоведение», М, 2002 г.
- Рябков Г.Т. «В бассейне р.Вихры» Смоленское областное книжное издательство «Смядынь», 1993 г.
- Строев К.Ф., «Краеведение», издательство «Просвещение», М., 1967 г.
- «Смоленская область», Краеведческий словарь, Издательство «Московский рабочий», 1978 г.
- «Праздники в жизни человека» //Завуч начальной школы. – 2004. - №6. – с. 81-82.
- Древние символы народного искусства» //Начальная школа. – 1997. - №22. –С. 4-5, №23. – С.13-15, №24. С.1-4, №25. – с.13-15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина"
Данная программа способствут формированию осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края ( людям, природе, истории, культуре) и выработке на этой основе жизненной позиции, позволяющ...
Авторская программа кружка " Моя малая родина"
Программа кружка рассчитана на учащихся 1-4 классов ОУ. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллектитвно- творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний ...
программа кружка " Моя малая родина" для 3 ,4 класса
Предлагаемая программа кружка «Моя мала родина» ставит перед собой такие цели:· создать усл...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-363206-1391932987.jpg)
авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл.
авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/17/picture-1136051-1573979098.jpg)
Рабочая программа "Язык моей малой Родины"
Аннотацияк программе по внеурочной деятельности курса «Язык моей малой Родины»Программа по внеурочной деятельности курса «Язык моей малой Родины» рассмотрена на заседании КНМЦ ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/06/picture-165473-1699302810.jpg)
Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня
Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня...