Рабочая программа по русскому языку 3 класс
материал (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование
Русский язык 3 класс (173 ч.)
№ п/п | Тема урока | Кол-во ч. | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | УУД | Дата | |||
план | факт | ||||||||||
1 четверть – 44 часа | |||||||||||
Наша речь и язык – 2 ч. | |||||||||||
Наша речь и наш язык. | 1 | уипзз | Виды речи. Речь, её назначение. Речь – отражение культуры человека. Язык, его назначение, его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Словарь: праздник | Различать язык и речь; объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь; рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.С. Пушкина; составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). | текущий | личностные: - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; - эмоциональность; умение осозновать и определять (называть) свои эмоции; - эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; регулятивные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оределять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; познавательные: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения; коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -задавать вопросы. | |||||
Наша речь и наш язык. Составление текста по иллюстрации. | 1 | узнзву | Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Развитие речи. Словарь: вместе | текущий | |||||||
Текст – 2 ч. Текст как единица языка и речи. | 1 | уипзз | Выявление характерных признаков текста; беседа о птицах; прослушивание пения курского соловья. С.7-8 | Различать текст и предложение, текст и набор предложений; определять тему и главную мысль текста; подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста; выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. | текущий | ||||||
Текст. Типы текстов. | 1 | узнзву | Повторение известных видов текстов, выявление их основных признаков; упражнение в распознавании вида текста. Орех. С.8-10 | текущий | |||||||
Предложение – 15 ч. Предложение. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | уипзз | Определение границ предложений; работа со знаками препинания (игра «Дорога умников и умниц»); восстановление деформированного текста С. 10-11 | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложения; выделять в письменном тексте диалог. Записывать текст под диктовку, находить слова с заданными орфограммами, делать фонетический разбор. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания, находить их в тексте, составлять предложения такого типа; классифицировать предложение по цели высказывания и по интонации; обосновывать знаки препинания в конце предложений; составлять рассказ по рисунку, использовать в нем диалог, а в предложениях обращения. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложений, распространенные и нераспространенные члены предложения; читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте; обсуждать алгоритм разбора предложения по членам. Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Разделять запятой части сложного предложения. Составлять небольшой текст по репродукции картины В,Д, Поленова «Золотая осень»; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | текущий | ||||||
Входной диктант с грамматическим заданием. | 1 | упокз | входной | ||||||||
Работа над ошибками. Виды предложений по цели высказывания. | 1 | укиз | Обсуждение смысловой нагрузки предложений и их отличий в зависимости от цели высказывания; знакомство с представителем злаковых культур – овсом (рассматривание гербария, овёс в кулинарии). Овёс. С.12-15 | текущий | |||||||
Виды предложений по интонации. | 1 | уипзз | Грамматическая сказка «Восклицание»; беседа о Москве и её роли в жизни страны. С.16-17 | текущий | |||||||
Обобщение знаний о видах предложений. | 1 | уосз | Систематизация знаний в ходе работы над таблицей; расстановка знаков препинания в зависимости от цели предложения; определение границ предложений; расширение кругозора (растение таволга) С.18-19 | текущий | |||||||
Изложение текста со свободной передачей его содержания. | 1 | укиз | Наблюдение над употреблением в речи обращений, обособление их запятыми; работа с фрагментами сказок (установление авторства, названий) С.20-21 | тематический | |||||||
Анализ изложений. Упражнение в выделение основы предложения. | 1 | укиз | Определение основы предложения; распространение и конструирование предложений; работа с таблицей С.22-23 | текущий | |||||||
Обращение. Знаки препинания при обращении. | 1 | уосз | Определение типа текста, его темы, подбор заголовка к тексту; обсуждение структуры текста, темы каждой части, подбор заголовка к каждой части; словарно - орфографическая работа (одновременно с анализом частей текста | текущий | |||||||
Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | уипзз | Орфографический и речевой анализ изложений; работа с памяткой; обучение постановке вопросов к второстепенным членам предложения; подбор предложений к заданным схемам С.24-26 | текущий | |||||||
Простое и сложное предложение (общее понятие). | 1 | уипзз | Знакомство с понятием «словосочетание»; выделение главного и зависимого слова; игра «Командиры». Восток, пшеница. С.27-29 | текущий | личностные: - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; регулятивные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; познавательные: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения; коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -задавать вопросы | ||||||
Союзы в сложном предложении. | 1 | уипзз | Составление текста на данную тему; работа со словами в переносном значении; игра «Выбирай»; тест «Словосочетание» С.29-30 | текущий | |||||||
Составление сложных предложений из двух простых. Обобщение знаний о предложении. | 1 | узнзву | Беседа об осени; разграничение понятий «простое» и «сложное» предложения; письмо по памяти; работа с синонимами С.30-32 | текущий | |||||||
Словосочетание. | 1 | уипзз | Беседа по сказкам А.С.Пушкина; словесное рисование; комментированное письмо; работа в парах по расстановке знаков препинания. Заря. С.33-34 | текущий | |||||||
Словосочетание и предложение. Обобщение знаний. | 1 | уосз | Характеристика предложений; составление схемы предложения; подбор предложений к заданным схемам; работа с памяткой С.34 | текущий | |||||||
Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень» | 1 | укиз | Рассматривание репродукции картины и беседа по вопросам; обсуждение структуры сочинения; подбор поэтических строк картине ( из данных) С.35 | тематический | |||||||
Анализ сочинений. Слово и его лексическое значение.( 6 ч.) | 1 | укиз | Анализ ошибок в сочинениях; подбор синонимов и антонимов; составление предложений; работа со словарями. Альбом. С.35-37 | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю; распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; составлять сообщения по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка»; Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы; работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове; распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение; работать со словарем омонимов, находить в нем нужную информацию о слове; различать слово и словосочетание как сложное название предмета; Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания; работать со словарем фразеологизмов, находить в нем нужную информацию; работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др.. | текущий | ||||||
Упражнение в распознавании лексических групп слов в речи. | 1 | узнзву | Слова однозначные и многозначные; переносное значение слов; работа со словарями. Погода. С.38-39 | текущий | |||||||
Омонимы. | 1 | уипзз | Выяснение лексического значения омонимов; работа с пословицами; чтение стихотворения «Омонимы» Я.Козловского, разбор; ознакомление со словарём омонимов. Понедельник. С.40-41 | текущий | |||||||
Слово и словосочетание. | 1 | уипзз | Работа над структурой словосочетания; составление словосочетаний; работа с синонимами, антонимами, омонимами. Ракета. С.42-43 | текущий | |||||||
Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). | 1 | узнзву | Объяснение значения фразеологизмов; составление словосочетаний; комментированная запись словосочетаний; знакомство с фразеологическим словарём. С.44-46 | текущий | |||||||
Подробное изложение с языковым анализом текста. | 1 | укиз | Обсуждение структуры изложения, фрагментов частей текста; работа над трудными словами С.46 | тематический | |||||||
Анализ изложений. Части речи(5 ч.) | 1 | укиз | Анализ ошибок в работах; грамматическая сказка «Части речи»; загадки о частях речи; работа с таблицей С.47-48 | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, Классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи; определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках; распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имен числительных в речи, приводить примеры слов – имен числительных | текущий | ||||||
Части речи. Имя существительное Местоимение. | 1 | уипзз | Сопоставление существительного и местоимения; составление текста – описания; упражнение в замене существительных местоимениями. Трактор. С.49-50 | текущий | |||||||
Части речи. Имя прилагательное. | 1 | уипзз | Наблюдение над ролью прилагательных; игра «Узнай»; составление загадки, используя сравнительные обороты. Чёрный. С.51-52 | текущий | |||||||
Части речи. Глагол. | 1 | уипзз | Обучение постановке вопросов к глаголам; сравнение отрывка по Н. Богословскому (упр.103) со сказкой «Про Храброго зайца…»; изменение глаголов по вопросам. С.53-54 | текущий | |||||||
Имя числительное как часть речи. Словарный диктант. | 1 | укиз | Знакомство с новой частью речи; распределительный диктант; составление ответов на вопросы. Четыре, восемь С.54-56. | текущий | |||||||
Однокоренные слова(3ч.) | 1 | уипзз | Анализ ошибок; составление рядов однокоренных слов, толкование значения; грамматическая сказка «Корень». Картофель. С.56-58 | Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень; различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями; приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. | текущий | ||||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | упокз | тематический | ||||||||
Работа над ошибками. Обобщение и систематизация изученного. | 1 | укиз | текущий | ||||||||
Слово и слог. Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. | 1 | уипзз | Грамматическая сказка «Почему Жук прогнал Паука»; игра «Слог за слогом» (цепочка слов); обозначение безударного гласного звука буквой. Овощи, петрушка, горох. Подготовка к проекту. С.59-60 | Различать слово и слог, звук и букву; определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, еж; работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов», проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определенного слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм; находить и отмечать в словах орфограммы; обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи; подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой; объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами; группировать слова по типу орфограммы; приводить пример с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер); составлять текст по личным наблюдениям (экскурсия в осенний парк); подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении; составлять словарную статью о слове, участвовать в ее презентации. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | текущий | личностные: - интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; регулятивные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; познавательные: - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - устанавливать причинно-следственные связи; -коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | |||||
Правописание безударных гласных в корне слов. Интегрированный урок с литературным чтением. | 1 | узпзву | Работа с пословицами; подбор слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши; орфографическая зарядка. Помидор, огурец, огород. С.61-62 | текущий | |||||||
Сочинение по материалам экскурсии в парк. | 1 | укиз | Определение целей и задач урока; подбор заголовка; обсуждение содержания сочинения; отбор материала для сочинения; словарно-орфографическая работа | тематический | |||||||
Анализ сочинений. Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. | 1 | укиз | Опасности письма, связанные с парной согласной; тренажёр «Парные согласные»; творческое преобразование слов. С.63-64 | текущий | |||||||
Разделительный мягкий знак | 1 | уипзз | Беседа о безопасном взаимодействии с компьютером; выборочный диктант; звуко-буквенный анализ слов; правила переноса слов. Компьютер. С.65-66 | текущий | |||||||
Разделительный мягкий знак | 1 | узнзву | текущий | ||||||||
Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. Проект «Рассказ о слове». | 1 | уосз | Работа в парах; разные виды грамматического разбора; работа с текстом. С.66-67 | текущий | |||||||
Состав слова – 16 ч. Однокоренные слова. Корень слова. | 1 | уипзз | Беседа о лесе и его пользе; работа со словарём однокоренных слов в учебнике; подбор однокоренных слов; игра «Яблоневый сад» С.68-69 | Формировать определения однокоренных слов и корня слова; различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов; различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарем однокоренных слов, находить в нем нужную информацию; работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег – бережок); находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни; формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определения приставки и суффикса; объяснять значение приставок и суффиксов в слове; выделять в словах приставки и суффиксы; образовывать слова с помощью приставки или суффикса; выделять в словах основу слова. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу»; обсуждать алгоритм разбора слов по составу. Планировать учебные действия при определении в слове значимых частей; проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану; составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы. | текущий | ||||||
Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов. | 1 | уипзз | Комментированная запись словосочетаний; работа с омонимами; работа с устаревшими словами. Столица. С.70-71 | текущий | |||||||
Сложные слова. | 1 | уипзз | Работа над лексическим значением слов; подбор сложных слов; из пары слов образовать сложные слова. С.71-72 | текущий | |||||||
Формы слова. Окончание. | 1 | уипзз | Беседа об особенностях осины; работа с пословицами; письмо по памяти; разграничение понятий «форма слова» и «однокоренные слова» С.73-75 | текущий | |||||||
2 четверть – 37 часов | |||||||||||
Окончание и его роль в слове, в словосочетании и в предложении. | 1 | уипзз | Обучение способу выделения окончания в слове; изменение формы слова в зависимости от предлога; Знакомство с понятием «нулевое окончание». Обед, ужин. С.76-77 | текущий | |||||||
Обобщение знаний о корне и об окончании как значимых частях слова. | 1 | уосз | Подбор однокоренных слов; составление предложений; работа с деформированным текстом. Подготовка к проекту. С.76-77 | текущий | Состав слова (16 ч) УУД по разделу «Состав слова»: личностные: - интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; регулятивные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; познавательные: - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; -коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. | ||||||
Приставка. Общее понятие. | 1 | уипзз | Знакомство с понятием «приставка»; работа с антонимами; образование слов с помощью приставок. С.78-79 | текущий | |||||||
Приставка – значимая часть слова. | 1 | узнзву | Наблюдение над значением приставки в слове; упражнение в образовании слов при помощи приставок; работа с загадками; подбор антонимов. С.80-81 | текущий | |||||||
Подробное изложение повествовательного текста. | 1 | укиз | Ответы на вопросы по тексту; составление плана; орфографическая подготовка | тематический | |||||||
Анализ изложений. Обобщение знаний о роли приставок в слове.
| 1 | уосз | Анализ речевых и орфографических ошибок; работа с пословицами; составление диалога «Общение в транспорте»; работа в парах. С.82-83 | текущий | |||||||
Суффикс. Общее понятие. | 1 | уипзз | Беседа «Города России. Курск»; сопоставление определения суффикса и приставки; знакомство с некоторыми суффиксами русского языка. С.83-84 | текущий | |||||||
Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффикса | 1 | узнзву | Знакомство со значением суффиксов; звукобуквенный разбор слова глазки; словесное рисование. С.85-87 | текущий | |||||||
Образование слов с помощью суффиксов. Основа слова. | 1 | узнзву | Составление предложений с данными словами; работа со скороговоркой; образование слов с помощью суффикса; словарный комментированный диктант С.88-89 | текущий | |||||||
Обобщение и систематизация знаний о составе слова. Проект «Семья слов». | 1 | уосз | Работа над значением слова словообразование; подбор слов с данной частью слова; знакомство со школьным словообразовательным словарём; работа над понятием «основа слова». С.90-91 | текущий | |||||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | упокз | тематический | ||||||||
Работа над ошибками. Упражнение в разборе слов по составу.
| 1 | укиз | Работа над значением слов пирог, пироги; знакомство с неизменяемыми словами; знакомство с памяткой разбора слов по составу. Пирог. Шоссе. С.92-93 | текущий | |||||||
Правописание частей слова – 30 ч. Общее представление о правописании частей слова. | 1 | уипзз | Работа со словами в переносном значении; работа с пословицами; образование слов с удвоенными согласными(путешествие, длина, окно, сказать, след). Четверг. С.94-95 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм; находить и отмечать слова орфограммы; обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности; подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста – образца. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами; работать с орфографическим словарем; составлять словарики слов с определенной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове; приводить примеры слов с заданной орфограммой; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Составлять текст по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. Работать с памяткой «Как подготовится к изложению»; составлять объявления; составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки, оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | текущий | ||||||
Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне. | 1 | узнзву | Викторина «Что вы знаете о России?»; соотнесение рисунков и предложений; устный орфографический диктант с последующей записью слов. Север. С.96-98 | текущий | |||||||
Подробное изложение текста на основе зрительного восприятия и языкового анализа текста. | 1 | укиз | Беседа по содержанию; подбор к тексту названия; работа с каждой частью текста; словарно - орфографическая подготовка; работа с трудными словами | тематический | |||||||
Анализ изложений. Правописание слов проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне. | 1 | уипзз | Анализ ошибок; алгоритм действия при проверке написания безударной гласной в корне; подбор проверяемого и проверочного слова; словесное рисование. С.99 | текущий | Правописание частей слова (30 часов) УУД по разделу «Правописание частей слова»: личностные: - интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; регулятивные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; познавательные: - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; -коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Имя существительное (29 часов) УУД по разделу «Имя существительное»: личностные: - интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; регулятивные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; познавательные: - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; -коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | ||||||
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. Словарный диктант | 1 | узнзву | Составление текста из деформированных предложений; объяснительный диктант; Тест «Правописание слов с безударными гласными в корне». Берег. С.100-101 | текущий | |||||||
Наблюдение над словами с буквосочетаниями –ере- -оро-, -оло-. | 1 | уипзз | Подбор слов с сочетаниями –оро-, -оло-, -ере- и их запись; словарно - орфографическая минутка; нахождение и объяснение значений старославянских слов. С.102-103 | текущий | |||||||
Контрольный диктант грамматическим заданием. | 1 | упокз | тематический | ||||||||
Работа над ошибками. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. | 1 | уипзз | Беседа о погоде сегодняшнего дня; построение синонимического ряда слов по нарастанию явления (пороша, снегопад, метель, вьюга); разбор сложного предложения по членам предложения; составление алгоритма для решения орфографической задачи. Пороша. С.104-105 | текущий | |||||||
Упражнение в написании слов с парными по глухости - звонкости согласными в корне. | 1 | узнзву | Составление рассказа на основе впечатлений и стихотворного текста; работа с фразеологизмами; устный орфографический диктант. С.106-107 | текущий | |||||||
Упражнение в написании слов с парными по глухости – звонкости согласными и безударными гласными в корне. | 1 | узнзву | Работа с антонимами; работа в парах; воспроизведение названий литературных произведений по автору и предложению. С.108-109 | текущий | |||||||
Сочинение по сюжетному рисунку. | 1 | укиз | Составление описание леса, лисы, уточки; обсуждение заголовка к тексту, обсуждение содержания каждой части; выбор типа текста (повествование с элементами описания); словарно - орфографическая подготовка | тематический | |||||||
Анализ сочинений. Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1 | уипзз | Анализ ошибок; выяснения значения термина «непроизносимый согласный»; письмо по памяти. Чувство, лестница. С.110-111 | текущий | |||||||
Правописание слов с непроизносимыми согласными. | 1 | узнзву | Сопоставление правил написания слов с парными по глухости – звонкости согласными и непроизносимыми согласными; ознакомление со словами, имеющими сочетание сн; подбор синонимов и антонимов. С.112-113 | текущий | |||||||
Правописание слов с непроизносимыми согласными. | 1 | узнзву | Составление рифмовок; составление предложений с данными словами; распределительный диктант. Интересный. С.113-114 | текущий | |||||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | упокз | тематический | ||||||||
Работа над ошибками. Сопоставление правил о правописании корня. | 1 | укиз | Сравнительный анализ правил; распределительный диктант; работа над продолжением текста С.114-115 | текущий | |||||||
Двойные согласные. | 1 | уипзз | Объяснение лексических значений слов; обсуждение этимологии слов; работа с алфавитом. Коллекция, коллектив. С.115-116 | текущий | |||||||
Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка». | 1 | укиз | Обмен впечатлениями; ответы на вопросы; обсуждение структуры описательного текста; словарно – орфографическая работа С.118 | тематический | |||||||
Анализ сочинений. Правописание слов с двойными согласными. | 1 | узнзву | Анализ речевых ошибок; комментированная запись слов с двойными согласными; упражнение в изменении форм слов. Аккуратный, грамм, килограмм. С.117 | текущий | |||||||
Правописание суффиксов и приставок. | 1 | уипзз | Упражнение в узнавании приставок и суффиксов; ознакомление с правописанием суффиксов –ик-, -ек-; подбор слов к схемам С.118-119 | текущий | |||||||
Работа над ошибками. Упражнение в правописании суффиксов. | 1 | узнзву | Работа с деформированными предложениями; работа с загадками, составление собственных загадок; оттенки, вносимые суффиксами; правописание суффикса –ок- С.120-121 | текущий | |||||||
Правописание слов с приставками. | 1 | узнзву | Составление текста по рисунку; упражнение в образовании родственных слов при помощи приставок; письмо по памяти С.122-123 | текущий | |||||||
Упражнение в правописании значимых частей слова. | 1 | укиз | Толкование слова салат; обмен рецептами салатов; работа с пословицами; дополнение слов приставками по смыслу С.124-125 | текущий | |||||||
Упражнение в правописании значимых частей слова. | 1 | укиз | Работа с орфографическим тренажёром; подбор слов к заданным схемам, составление схем к заданным словам; работа в парах С.125 | текущий | |||||||
Приставки и предлоги. | 1 | уипзз | Разграничение понятий «приставка» и «предлог»; составление словосочетаний; работа с фразеологизмами С.126-127 | текущий | |||||||
3 четверть – 49 часов | |||||||||||
Правописание приставок и предлогов. | 1 | узнзву | Редактирование и составление словосочетаний; тест «Приставки и предлоги». Желать. С.128-129 | текущий | |||||||
Разделительный твёрдый знак. Урок – учебный диалог. | 1 | уипзз | Организация учебного диалога по изучению темы урока; составление рассуждения на тему «Зачем ежу иголки?»; речь разговорная и литературная С.130-131 | текущий | |||||||
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 | узнзву | Составление словосочетаний; словесное рисование по сказкам А.С.Пушкина; комментированная запись слов; звукобуквенный анализ слов с разделительным Ъ С.132-133 | текущий | |||||||
Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками. | 1 | узнзву | Дифференциация правописаний; разделительный диктант; работа с пословицами; составление рассказа к пословице С.134-135 | текущий | |||||||
Упражнение в правописании слов с разделительным твёрдым и мягким знаками. Обучение составлению объявления. | 1 | укиз | Обсуждение: что означает слово объявление? Анализ объявлений; составление объявлений; работа с текстом (заглавие, части, орфограммы) С.136-138 | текущий | |||||||
Части речи. Обобщение знаний. | 1 | уосз | Общее знакомство с частями речи рус.языка; обобщение и систематизация знаний по изученным частям речи; распределительный диктант; выборочное письмо. С.3-6 | Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных; различать среди однокоренных слов имена существительные; находить устаревшие слова – имена существительные; выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и по значению). Письменно излагать содержание текста – образца по самостоятельно составленному плану; распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значения имен собственных; обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных; наблюдать над толкованием значения некоторых имен; - составлять (с помощью взрослых) рассказ о своем имени; определять число имен существительных, изменять форму числа имен существительных; распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Определять род имен существительных; классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода; правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь; правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи; подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). Анализировать таблицу «Склонение имен существительных» по вопросам учебника; изменять имена существительные по падежам, запомнить название падежей; работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного»; определять падеж имен существительных. Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу; составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме; сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода); Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписывать трудные слова, записывать текст по памяти; Составлять сообщение об изученных падежах имен существительных; определять начальную форму имени существительного; работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного»; записывать текст под диктовку и проверять написанное; распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | текущий | личностные: - интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; регулятивные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; познавательные: - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; -коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; личностные: - интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; регулятивные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; познавательные: - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; -коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | |||||
Контрольное списывание. | 1 | упокз | тематический | ||||||||
Работа над ошибками. Понятие об имени существительном как части речи. | 1 | уипзз | Беседа о зиме; подбор однокоренных слов к слову снежинка; определение лексических значений многозначных слов; классификация имён существительных. Самолёт, комната. С.7-9 | текущий | |||||||
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Начальная форма. | 1 | уипзз | Знакомство с понятием «начальная форма» им.существительного; образование одних частей речи из других; работа с устаревшими словами; работа со словарями. С.10-13 | текущий | |||||||
Обучающее подробное изложение повествовательного текста. | 1 | укиз | Беседа по содержанию каждой части, подбор заголовка, работа с трудными словами, с лексической заменой повторяющихся слов. С.14 | текущий | |||||||
Анализ изложений. Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | уипзз | Анализ ошибок; беседа о Москве; расшифровка скороговорок; составление предложений. С.15-16 | текущий | |||||||
Изменение имён существительных по числам. | 1 | уипзз | Наблюдение над изменением им.сущ. по числам; распространение предложений; работа над образными средствами языка (сравнение, олицетворение). С.17-19 | текущий | |||||||
Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. | 1 | узнзву | Наблюдение над литературным и разговорным языком; работа с деформированным текстом; письмо по памяти прозаического текста. Подготовка к проекту. Однажды. С.19-21 | текущий | |||||||
Род имён существительных. | 1 | уипзз | Приём определения рода им.сущ.; классификация им.сущ.; работа в парах - продолжение рифмовок. Кровать. С.22-23 | текущий | |||||||
Определение рода имён существительных в косвенных падежах. | 1 | узнзву | Подбор слов к данным схемам; составление словосочетаний; работа с загадками; письмо по памяти С.24-25 | текущий | |||||||
Имена существительные общего рода. | 1 | узнзву | Объяснительно – распределительный диктант (по родам); «Найди лишнее слово»; составление предложений к рисункам С.26-28 | текущий | |||||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | упокз | тематический | ||||||||
Работа над ошибками. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Урок – учебный диалог. | 1 | узнзву | Организация учебного диалога по изучению новой темы; запись слов буквами по звуковым моделям; работа с синонимами С.28-29 | текущий | |||||||
Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук. | 1 | укиз | Словесное рисование; работа с синонимами; словесное рисование; работа над образными средствами языка С.30-31 | текущий | |||||||
Обобщение и систематизация изученного материала. Проект «Тайна имени» | 1 | уосз | Разграничение написаний разделительных ь и ъ знаков; подбор слов по заданному плану; составление предложений к рисункам С.32-33 | текущий | |||||||
Сочинение по репродукции картины И.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 1 | укиз | Соотнесение фрагмента сказки и изображения; обсуждение известных иллюстраций художника к др.сказкам; словарно-орфографическая работа; формирование умения пользоваться цитатами при написании творческой работы С.33 | тематический | |||||||
Анализ сочинений. Изменение имён существительных по падежам. | 1 | уипзз | Анализ речевых и орфографических ошибок; восстановление стихотворных строк; работа с таблицей – изменение сущ. по падежам С.34-37 | текущий | |||||||
Определение падежа имени существительного. Несклоняемые имена существительные. | 1 | узнзву | Составление алгоритма определения падежа; работа с пословицами; составление предложений; несклоняемые им.сущ. Рябина. С.38-39 | текущий | |||||||
Именительный падеж имён существительных. | 1 | уипзз | Словесное рисование; работа с деформированными предложениями; письмо по памяти С.40-42 | текущий | |||||||
Родительный падеж имён существительных. | 1 | уипзз | Комментированный словарный диктант с определением рода им. сущ.; работа со скороговорками и загадками. Трамвай, пятница, около. С.43-45 | текущий | |||||||
Дательный падеж имён существительных. | 1 | уипзз | Игра «Угадалочка» (по басням И.А.Крылова); работа с фразеологизмами; работа с деформированным текстом С.46-47 | текущий | |||||||
Винительный падеж имён существительных. | 1 | уипзз | Разграничение В.п. и И.п. существительных; объяснительный диктант; работа с многозначными словами С.48-49 | текущий | |||||||
Подробное изложение повествовательного текста. | 1 | укиз | Выделение частей текста; самостоятельное составление плана; анализ планов; орфографическая подготовка С.58 | тематический | |||||||
Анализ изложений. Упражнение в распознавании изученных падежей имён существительных. | 1 | узнзву | Комментированный диктант; разграничение В.п. и Р.п. существительных; работа со схемами. Солома. С.50-52 | текущий | |||||||
Творительный падеж имён существительных. | 1 | уипзз | Наблюдение над признаками, по которым можно определить сущ. в Т. п.; смысловой отбор слов для составления предложений; работа над образными средствами языка (сравнение) С.53-54 | текущий | |||||||
Предложный падеж имён существительных. | 1 | уипзз | Работа с устаревшими словами, пословицами; составление предложений по замыслу. Потом С.55-57. | текущий | |||||||
Обобщение знаний о падежах имён существительных. | 1 | уосз | Анализ ошибок; составление сообщения по таблице; разграничение понятий «начальная форма» и «косвенные падежи». Вокруг. С.59-61 | текущий | |||||||
Контрольное списывание. | 1 | уопкз | Работа со словарными словами; объяснительный диктант; тренажёр «Падежи им.сущ.»; игра «Мяч по кругу» С.60-61 | тематический | |||||||
Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных. | 1 | укиз | текущий | ||||||||
Понятие об имени прилагательном как части речи. | 1 | уипзз | Письмо по памяти поэтических строк; определение роли имён прилагательных в речи; работа над выразительными средствами языка (эпитеты). Приветливый. С.62-64 | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи; определять лексическое значение имен прилагательных; выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Составлять устно текст по репродукции картины художника К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя). Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные; распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др.); определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду; наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного; изменять имена прилагательные по родам в единственном числе; образовывать словосочетания, состоящие из имен прилагательных и имен существительных; писать правильно родовые окончания имен прилагательных. Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам; подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов; определять начальную форму имени прилагательного; определять падеж имен прилагательных по падежу имен существительных; правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья); работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного; определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения; Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам; наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | текущий | личностные: - интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; регулятивные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; познавательные: - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; -коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; личностные: - интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; регулятивные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; познавательные: - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); | |||||
Связь имён прилагательных с им. сущ.. Сложные прилагательные (общее представление). | 1 | узнзву | Обсуждение внешнего облика птиц, подбор образных средств языка; образование сложных им.прилагательных; анализ текста – описания по картине «Царевна – Лебедь» С.65-67 | текущий | |||||||
Сочинение по репродукции картины К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень». | 1 | укиз | Рассматривание репродукции и обмен впечатлениями; беседа по картине; составление словосочетаний; лексико-орфографическая работа | тематический | |||||||
Анализ сочинений. Упражнение в подборе и правописании имён прилагательных. | 1 | узнзву | Беседа о просторах России, о её столице – Москве; работа с физической картой; работа по словообразованию. Красная площадь, Московский Кремль. С.68 | текущий | |||||||
Художественное и научное описание (общее знакомство). | 1 | уипзз | Определение темы, типа и стиля речи; сравнение описательных текстов; составление текстов по данным словосочетаниям (о Курском крае). Растение, ромашка. С.69-70 | текущий | |||||||
Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | уипзз | Объяснительный диктант; наблюдение над изменением прил. по родам; работа с опорной схемой; составление словосочетаний С.70-73 | текущий | |||||||
Правописание родовых окончаний имён прилагательных по родам. | 1 | узнзву | Нахождение различий в лексическом значении прилагательных; составление словосочетаний; работа с синонимами и антонимами. Сирень. С.74-75 | текущий | |||||||
Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 1 | узнзву | Комментированная запись предложений и полный разбор; образование однокоренных прилагательных; работа над составлением словосочетаний С.75-76 | текущий | |||||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | упокз | тематический | ||||||||
Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | уипзз | Построение синонимичных рядов оттенков, их градация; толкование слов; письмо по памяти. Поэт. С.77-79 | текущий | |||||||
Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | узнзву | Творческая работа с текстом (составление начала и концовки); работа со словарём антонимов; составление и разбор сложных предложений. Подготовка к проекту. Гвоздика. С.80 | текущий | |||||||
Обобщение и систематизация изученного материала. | 1 | уосз | Тест « Изменение имён прилагательных»; продолжение предложений по аналогии; составление объявления. Животное. С.81 | текущий | |||||||
Краткое изложение повествовательного текста. | 1 | укиз | Составление плана рассказа; анализ частей и сокращение частей; краткий пересказ текста; орфографическая подготовка | тематический | |||||||
Анализ изложений. Изменение имён прилагательных по падежам.(Общее представление) | 1 | уипзз | Анализ ошибок; фантазии на тему «Путешествие листа»; упражнение в склонении им.прилагательных С.82-84 | текущий | |||||||
Упражнение в определении падежа имён прилагательных. Начальная форма | 1 | узнзву | Правописание окончаний –ого-, его- работа с пословицами; письмо по памяти; определение начальной формы им.прил. С.85-86 | текущий | |||||||
4 четверть – 43 часа | |||||||||||
Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи. Словарный диктант. | 1 | укиз | Образование прилагательных при помощи суффикса – еньк; работа с фразеологизмами; составление побудительных предложений С.87-88 | текущий | |||||||
Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | уосз | Обоснование правильного написания слов; подбор примеров на эти правила; редактирование словосочетаний С.88 | текущий | |||||||
Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками». | 1 | укиз | Беседа по картине; обсуждение содержания и структуры текста; работа с опорными словами С.89 | тематический | |||||||
Анализ сочинений. Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном. | 1 | уосз | Анализ сочинений; распространение предложений; работа с синонимами и антонимами; работа над словообразованием С.89 | текущий | |||||||
Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном. Проект «Имена прилагательные в загадках». | 1 | уосз | текущий | ||||||||
Личные местоимения (общее представление). | 1 | уипзз | Наблюдение над взаимосвязью и взаимозаменяемостью им. сущ и местоимениями; письмо по памяти. Одуванчик. С.90-92 | Распознавать личные местоимения среди других частей речи; определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа); обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений; заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями; оценивать уместность употребления местоимений в тексте; работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения»; пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | текущий | Названия и определения частей слова; частей речи; членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды). - Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55 -65 слов), включающий изученные орфограммы; -проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы; -производить звуковой и звуко - буквенный разбор слова; - производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи; -распознавать части речи и их грамматические признаки; -интонационно правильно произносить предложения, определять вид предложений по цели высказывания и интонации; | |||||
Личные местоимения третьего лица. | 1 | уипзз | Распространение предложений; обсуждение проблемы экологического равновесия в мире; грамматические загадки. Воскресение. С.93-94 | текущий | |||||||
Наблюдение над употреблением в тексте местоимений. | 1 | узнзву | Словарный диктант с определением рода имён существительных; составление предложений к иллюстрациям; переносное значение слов С.95-96 | текущий | |||||||
Обобщение знаний о местоимении. Ознакомление особенностью текста – письма. | 1 | уосз | Упражнение в правильном употреблении местоимений; переносное значение слов; обсуждение темы «Человек – это Вселенная»; составление текста в парах С.96 | текущий | |||||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | упокз | тематический | ||||||||
Работа над ошибками. Понятие о глаголе как части речи. | 1 | уипзз | Составление нераспространённых и распространённых предложений; восстановление определения глагола; подбор синонимов С.97-98 | Распознавать глаголы среди других частей речи; различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос; определять лексическое значение глаголов; составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя); узнавать неопределенную форму глагола по вопросам; образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределенной форме; распознавать число глаголов, изменять глаголы по числам; составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту. Распознавать время глаголов, изменять глаголы по временам, образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов; анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста. Определять род и число глаголов в прошедшем времени; правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о); правильно произносить глаголы в прошедшем времени; работа с орфоэпическим словарем; раздельно писать частицу не с глаголами, правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. Работать с памяткой «Порядок разбора глагола», пользуясь памяткой разбирать глагол как часть речи; определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы; работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. Определять наличие в слове изученных орфограмм; находить и отмечать в словах орфограммы; обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи; подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой; объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами; группировать слова по типу орфограммы; приводить пример с заданной орфограммой. | текущий | личностные: - интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; регулятивные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; познавательные: - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; -коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | |||||
Упражнение в определении лексического значения глагола | 1 | узнзву | Словарный комментированный диктант; работа с пословицами; Мини – сочинение «Мои мечты» С.99-100 | текущий | |||||||
Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов. | 1 | узнзву | Работа со словами в переносном значении; дописать пословицы подходящими по смыслу словами; подбор к сущ. однокоренных глаголов. Завтрак. С.101-102 | текущий | |||||||
Подробное изложение повествовательного текста. | 1 | укиз | Выделение частей текста; самостоятельное составление плана; анализ планов; орфографическая подготовка | тематический | |||||||
Анализ изложений. Глаголы в неопределённой форме. | 1 | уипзз | Анализ ошибок; сравнение значений пар глаголов; работа со словарём синонимов С.103-104 | текущий | |||||||
Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме. | 1 | узнзву | Преобразования частей речи по заданному плану; работа с антонимами; соотнесение смысловой нагрузки с фразеологическим оборотом. Песок. С.105-106 | текущий | |||||||
Сочинение по серии сюжетных картинок. | 1 | укиз | Ответы на вопросы; обсуждение заголовка; обсуждение содержания текста; словарно-орфографическая работа С.102 | тематический | |||||||
Анализ сочинений. Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме | 1 | узнзву | Анализ речевых и орфографических ошибок; работа над словообразованием; наблюдение над глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминологии); беседа по рус. народной сказке «Сивка-бурка» | текущий | |||||||
Изменение глаголов по числам. | 1 | уипзз | Нахождение сравнений в стихотворении, однокоренных слов; упражнение в редактировании текста; работа с глаголами – синонимами С.107-108 | текущий | |||||||
Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа. | 1 | узнзву | Беседа на тему «Ледоход. Половодье»; наблюдение над многозначными глаголами; работа с деформированным текстом С.109 | текущий | |||||||
Изменение глаголов по временам. | 1 | уипзз | Письмо по памяти; работа с таблицей «Времена глаголов»; изменение глаголов по временам (игровой приём «Грибочки») С.110-112 | текущий | |||||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | упокз | тематический | ||||||||
Работа над ошибками. Упражнение в определении времени глагола. | 1 | узнзву | Работа с текстом – рассуждением; самостоятельное составление текста (устно); дополнение предложений местоимениями С.113-114 | текущий | |||||||
Правописание окончания глагола 2 лица единственного числа. Урок – учебный диалог. | 1 | уипзз | Наблюдение над окончанием глагола 2 лица ед. числа в ходе организации учебного диалога; беседа о малых жанрах устного народного творчества и самобытности языка; работа с пословицами, загадками, рус. народными песнями С.115-117 | текущий | |||||||
Упражнение в изменении глаголов по временам. | 1 | узнзву | Работа над лексическим значением глаголов; составление устного текста на тему «Дома я – помощник»; дополнение пословиц глаголами. Квартира, герой. С.118-119 | текущий | личностные: - интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; регулятивные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; познавательные: - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - устанавливать причинно-следственные связи; -коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | ||||||
Упражнение в изменении глаголов по временам. | 1 | укиз | текущий | ||||||||
Подробное изложение повествовательного текста. | 1 | укиз | Работа с текстом и иллюстрацией; подбор заголовка; составление плана; орфографическая подготовка С.120 | тематический | |||||||
Анализ изложений. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 1 | уипзз | Анализ ошибок; наблюдение над синонимичным рядом глагола сиять; составление нераспространенных предложений; объяснительный диктант С.121-123 | текущий | |||||||
Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. | 1 | узнзву | Работа с деформированным текстом; наблюдение над взаимосвязью лексического значения и правописанием глаголов С.124-125 | текущий | |||||||
Частица не с глаголами. | 1 | уипзз | .Рассуждения на тему «Каким должен быть друг»; «Орфоэпическая зарядка»; составление предложений по замыслу и аналогии С.125-126 | текущий | |||||||
Обобщение и систематизация знаний о глаголе. | 1 | уосз | Работа с загадками; выборочное письмо; работа над продолжением предложений по замыслу; работа с памяткой С.127-129 | текущий | |||||||
Обобщение и систематизация знаний о глаголе | 1 | уосз | Выборочный диктант; письмо по памяти; работа с образными средствами языка С.129-130 | текущий | |||||||
Контрольное изложение. | 1 | упокз | тематический | ||||||||
Повторение – 7 ч. Анализ изложений. Части речи: самостоятельные и служебные. | 1 | узнзву | Анализ ошибок; работа с таблицей; обсуждение особенностей научного текста; распределительный диктант с предварительной подготовкой в парах С.131-132 | текущий | |||||||
Текст и предложение как единицы языка и речи. Словарный диктант. | 1 | уосз | Беседа о Дне Победы; составление текста на тему «У Вечного огня»; комментированная запись стихотворных строк. Солдат. С.133-134 | текущий | |||||||
Слово и его лексическое значение. Словосочетание. | 1 | укиз | Тренажёр «Орфограммы 3 класса»; составление и изменение словосочетаний по замыслу; работа с деформированным текстом С.135-136 | текущий | |||||||
Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | упокз | итоговый | ||||||||
Работа над ошибками. Состав слова. Разбор слов по составу. | 1 | укиз | Разбор слов по составу; обоснование правильности написания корня в словах4 употребление вежливых слов (приём театрализации) С.137 | текущий | |||||||
Итоговый урок. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». | 1 | уосз | Обобщение знаний в форме игры на закрепление изученных правил. | текущий | |||||||
170 | Обобщение за год | 1 | уосз | Обобщение знаний в форме игры на закрепление изученных правил. | текущий | ||||||
171-173 | Резерв | 3 | уосз | текущий |
Типы уроков:
- Урок изучения и первичного закрепления знаний – уипзз
- Урок закрепления новых знаний и выработка умений – узнзву
- Урок комплексного использования знаний – укиз
- Урок обобщения и систематизации знаний – уосз
- Урок проверки, оценки и контроля знаний - упокз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...