царства живой природы
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
конспект урока по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_puhova_e._e.docx | 26.29 КБ |
tehnologicheskaya_karta_urokapo_pokruzhyushchemu_miru_puhova_e._e.docx | 80.87 КБ |
samoanaliz.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доброе утро , уважаемые гости и ребята! Говорят, если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно .
Девчата друг к другу повернитесь,
И тихонько улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям!
И садитесь по местам.
Я желаю вам сегодня на уроке интересной работы и новых полезных знаний.
А начнем мы с логической разминки в ходе, которой мы проверим, как вы усвоили материал предыдущих уроков.
Проверка домашнего задания- кроссворд Почва
ПЛОДОРОДИЕ
ЧЕРВИ
ПЕРЕГНОЙ
КРОТ
УДОБРЕНИЯ
ОВР АГИ
1.Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения(почва)
2.Существенный признак почвы ,ее главное отличие от горной породы(плодородие)
3.Эти животные роют ходы, глубоко перемешивая почву. Они питаются гниющими растениями и затаскивают их в свои норки.(черви)
4.Один из компонентов почвы, от которой зависит ее плодородие(перегной)
5. Обитатель почвы, который буквально перепахивает почву(крот)
6.Что необходимо вносить в почву, с целью пополнения ее минеральными веществами (удобрения)
7.Что может появиться на почве под воздействием талых вод и ливневых дождей (овраги)
А теперь прочитайте ключевое слово «Природа.»
Что такое природа? Природа – это все, что нас окружает
Девиз урока. Наблюдай и восхищайся
Изучай и береги…
Какая бывает природа? Живая и неживая. Работа с интерактивной доской. (распределить на группы)
Внимательно прочитайте следующие слова.
Дышат, движутся, питаются, растут, развиваются, размножаются, умирают
- С объектами какой природы их можно соотнести? (Живой)
- Объектом нашего рассмотрения сегодня будет именно живая природа.
А сейчас определимся с темой сегодняшнего урока. Для этого вам нужно поработать с шифровкой.
Рассмотри таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
☼ | К | У | Ы | Ш | З | Р | Ф |
☺ | Е | О | Ж | С | Л | Ч | Т |
Расшифруй слово, используя ключ к разгадке.
6 ☺,1☺,7☺, 3 ☼, 6☼, 1☺.
Запиши слово, которое у тебя получилось.________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
☼ | В | А | Ы | Ш | З | Р | Ф |
☺ | Е | О | Ц | С | Л | Ч | Т |
3☺,2☼, 6 ☼, 4☺,7☺,1☼, 2☼
Запиши слово, которое у тебя получилось.________________________
Итак, тема нашего урока : На доске открывается карточка с надписью
Четыре царства живой природы
Молодцы, девочки! А теперь рассмотрите таблицу , которая лежит перед вами. Ваша задача заполнить ее. Кто сможет?
Царства | Представители | Науки, которые занимаются изучением | Среда обитания | Число видов |
Я обратила внимание, что вам не удалось заполнить таблицу. Очевидно , у нас мало информации по данной теме. Так вот сегодня мы постараемся получить эту информацию, которая поможет нам узнать какие цартсва живой природы существуют, где они обитают, какие науки их изучают, кто является представителями того или иного царства. Это и будут цели нашего урока.
Пришло время нам узнать, о каких же царствах идет речь и дать каждому царству название Для этого играем в игру «4 лишний».
Итак мы с вами выяснили, что сегодня мы будем знакомиться с такими царствами, как животные ,грибы, растения и бактерии
И вы смело можете заполнить первую графу нашей таблицы.
А давайте попробуем заполнить частично вторую графу.
Как вы думаете , а где мы с вами можем получить информацию о том, какие науки занимаются изучением каждого царства?( справочники, энциклопедии, наш учебник)
Если вы хотите узнать о науках, изучающих царства, находим первый абзац учебника (стр 78) и самостоятельно заполняем третий столбик таблицы.
Откройте учебник на с.79 Посмотрите на схему
- Что означают стрелки между царствами?
Все живые существа тесно связаны с окружающей средой. Из окружающей среды они получают энергию и вещества, необходимые для жизни ( воздух, воду, минеральные вещества)
Живые вещества отвечает за изменения окружающей среды и приспосабливаются к этим изменениям. Все они населяют различные среды обитания.
А вот какие формы среды обитания существуют вы сможете узнать в учебнике на стр =78, в предпоследнем абзаце.
Физкультминутка
Давайте встанем и немного отдохнем. Руки подняли и покачали- это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули, в сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад.
Карточка 1 Рассказ о царстве бактерий. Он может быть таким:
БАКТЕРИИ – одни из самых маленьких и самых древних организмов на Земле. Увидеть бактерии можно только в сильный микроскоп. И тогда мы заметим, что бактерии по форме похожи на шарики и палочки.
Живут бактерии повсюду: в земле и в воде, высоко в небе, в пище и в теле любого животного. Бактерии бывают полезные и вредные.
Бактерий насчитывается около 10 тысяч видов.
-Какая информация необходима вам для заполнения таблицы? ( Сколько видов бактерий существует? Где живут бактерии?- т.е.среда их обитания)
Учитель рассказывает о видах бактерий(слайды….)Дети заполняют таблицу
Карточка 2. Животные
Численность животных - 1 млн. 500 тыс.
К животным, помимо млекопитающих, относится огромное множество других организмов: рыбы, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, морские звёзды, всевозможные черви и т. д.)
Многие животные живут скрытно или имеют микроскопические размеры, поэтому мы их не замечаем. Другие животные, напротив, постоянно встречаются нам, например насекомые, птицы, звери.
Они приспособились жить везде- в воде, на суше, под землей, в воздухе.
Значение животных в природе велико,. Многие растения опыляются только животными, что животные играют большую роль и в распространении семян некоторых растений. К этому следует добавить, что животные принимают самое активное участие в образовании почвы.
Многие водные животные очищают воду, чистота которой для жизни столь же важна, как и чистота воздуха
Интересные факты.У кита нет шерсти: у него гладкая кожа, которая помогает ему легко скользить в воде. В давние времена у предков китов была шерсть, но постепенно она исчезла. И все же на голове у кита есть немного одиночных волосков. Это чувствительные волоски (как усы у кота), с их помощью кит ночью может обнаружить в воде скопление мелких рачков, которыми он питается.
Карточка 3.Грибы
Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным - это отдельное царство. У них нет корней, стеблей, листьев.
Гриб состоит из шляпки, ножки гриба и грибницы. Грибница находится в земле и служит для питания гриба. Разрушать грибницу нельзя.
Есть грибы гигантских размеров, они называются трутовики и растут на деревьях. А есть грибы, которые можно увидеть только под микроскоп.
Одни грибы полезные и вкусные, а другие ядовитые и очень опасны для здоровья
Грибы распространены в земной среде, хотя некоторые виды обитают частично или исключительно в водной среде.
Численность грибов более 100 тысяч
Учитель при необходимости добавляет. ( Грибы работают в природе «мусорщиками», то есть разлагая отходы, они препятствуют их накоплению с годами в большом количестве. Если бы не было «мусорщиков», то наша планета могла бы превратиться в большую кучу мусора за многие тысячелетия ее существования. Грибы, оказывается, возвращают в почву минеральные соли, так необходимые растениям.)
Карточка 3 Растения
1. Растения – это деревья, кустарники, травы, цветы, мхи, водоросли. Растения встречаются повсюду: на суше и в воде, на болотах, в пустыне и высоко в горах.
2. Растения состоят из корня, стебля, листьев, многие цветут и дают плоды. Растения кормят, лечат, одевают человека. Дают строительные материалы, бумагу.
3. Но самое главное растения обогащают воздух кислородом. Растения как пылесос, очищает воздух от пыли и газов. Без растений не было бы жизни на нашей планете.
На Земле насчитывается около 350 тысяч растений.
Учитель при необходимости добавляет. (Ученые называют их «кормильцами». Действительно, они кормят человека, животных. Но самое главное – дают всем нам, живым организмам, воздух. Они поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы – воду и питательные минеральные вещества.)
Сейчас ученым известно 2 млн. живых существ.
Игра назови царство.
На экране предметы –учащиеся называют царство
Дискуссия. А как вы думаете, какое царство главное?
- Я согласна с каждым из вас. Каждое царство можно назвать главным.
Все царства связаны друг с другом и участвуют в круговороте веществ. Каждое звено этого круговорота необходимо для жизни обитателей нашей земли.
Человек может быть счастлив только тогда, когда он живет в гармонии с природой: бережно к ней относится, заботится о ней. Тогда и природа по-доброму относится к человеку. Выходя в природу, надо помнить, что она – наш общий дом. Поэтому и вести себя на природе надо так, как у себя дома.
Подведение итогов:
Продолжите фразы :
Сегодня на уроке я узнала……………
Мне было интересно…………………
Я хотела бы побольше узнать о……..
ОЯ (самооценка)
ОС (оценка соседа)
ОУ (оценка учителя)
Критерии:
очень хорошо (5)
хорошо, но есть небольшие неточности в ответах (4)
работает не очень активно, в ответах делает грубые ошибки (3)
нет активности, материал не обсуждал, дорабатывает тему дома, опрашивается на следующем уроке.
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по окружающему миру.
Тема урока: Четыре царства живой природы
Цель урока: сформировать понятие « природа» и « царства живой природы»
Задачи:
- Образовательные: учить детей распознавать живую и неживую природу (различие, краткая характеристика объектов живой и неживой природы, отличие от рукотворных объектов); познакомить с царствами живой природы и их типичными представителями; расширить знания детей о живой природе Земли и природе Самарского края; учить применять методы информационного поиска ( с помощью компьютерных средств).
- Развивающие: развивать умение анализировать полученную информацию, обобщать, сравнивать, наблюдать; развивать навыки работы в паре и группе.
- Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; способствовать формированию бережного отношения к природе; прививать любовь к родному краю.
Личностные результаты: формирование представления о живых организмах как неотъемлемой части природы, их значении в жизни человека. Формирование навыков здорового образа жизни в процессе изучения материала о вирусных инфекциях и их профилактике; развитие умений анализировать особенности живых организмов и определять их принадлежность к царствам природы.
Предметные результаты: выделение особенностей царств организмов, знание основных систематических единиц, умение определять организмы к определённой систематической группе. Формирование понятия о неклеточных формах жизни – вирусах.
Метапредметные результаты:
Личностные – умение уважать мнение товарища, соблюдать дисциплину и правила работы на уроке, умение видеть прекрасное в мире живой природы.
Регулятивные - умение организовывать свою деятельность на уроке, рассчитывать время для эффективного выполнения заданий, развитие навыков самооценки и взаимооценки, определение последовательности действий для получения конечного результата.
Познавательные - структурировать учебный материал, формулировать вопросы и грамотно отвечать на вопросы, умение выделять главное в тексте, соотносить систематические единицы.
Коммуникативные- постановка проблемных вопросов и их решение, умение слушать товарищей, составлять план устного ответа, грамотно формулировать ответ, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: наглядная презентация к уроку, проектор, компьютер учителя, ноутбук ученика, картинки, схемы, тесты, мультимедийный учебник « Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир».
Формы работы:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
Ф.И.О. Пухова Екатерина Евгеньевна
Предметная область: окружающий мир
Класс: 2
Автор УМК: Окружающий мир 2 класс «Планета знаний», автор Г.Г.Ивченкова
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Тема урока: Четыре царства живой природы
Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных; учащимися 3 класса в предметной области «окружающий мир» по теме: «Четыре царства живой природы»
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
- уметь определять и формулировать тему и цели на уроке с помощью учителя, сохранять учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, находить необходимую информацию в учебнике,.
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- называть царства живой природы, приводить примеры представителей каждого царства, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи
в природе.
Средства (оборудование):
1) учебник по окружающему миру (УМК «Планета знаний» Ивченкова);
2) карточки с заданиями;
3) слайдовая презентация
4) листы самооценки.
Основные понятия - «Царства», «бактерии», «ботаника», «биология», «зоология», «микроскоп»
Организация пространства - работа с классом фронтальная, индивидуальная
Этап урока |
I этап. Орг. момент Цель: самоопределение к деятельности. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной творческой работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной творческой работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; II этап. Актуализация к учебной деятельности На 2 этапе – дети сами выходят на тему урока, осознают, какие знания они должны получить на уроке. |
III этап. Изучение нового материала Цель: открытие нового знания, организация учебной деятельности. Формы и методы изложения нового материала: беседа, сообщение с демонстрацией при устном изложении изучаемого материала; самостоятельная работа обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала; работа с таблицей и текстом учебника, выбор подходящих ответов; Физминутка IV этап. Закрепление изученного материала Учебная цель перед обучающимися :проверить усвоение темы Цели и задачи, которые поставил перед собой учитель: проверить усвоение темы с помощью игры |
V этап Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и групп Цель- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом VI этап Задание на дом. Цель, которую хочет достичь учитель: закрепить усвоенный материал на уроке |
Задача учителя: незнание перевести в разряд знаний
Найти и запомнить информацию, необходимую для решения проблемы(при заполнении таблицы)
На уроке учащиеся самостоятельно учились добывать знания.
Методические приемы, используемые на уроке:
Опрос раннее изученного материала
Выдвижение гипотез учащимися
Заполнение схемы и таблицы
Решение кроссворда и игра «Шифровальщики»
Активно работали в паре, самостоятельно Учащиеся адекватно оценили свою деятельность на уроке.
На уроке активно использовались информационно – коммуникативные технологии.
Что позволило мне организовать этот урок более ярко, сделать его запоминающимися.
Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка, и, прежде всего, на его умственное развитие. Окружающий мир – источник чувств. На уроках окружающего мира легко создать ситуации удивления, вопроса, предложения предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, развития логического мышления.
Сохранять работоспособность на уроке помогала регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности. Переключение с одного вида деятельности на другой является микропеременой и отодвигает развитие утомления.
Продумывала не только собственную деятельность, но и деятельность каждого ученика.
Создавала эмоционально – положительный фон в обучении и общении.
Цели урока достигнуты, так как удалось
Решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи и получить соответствующие им результаты обучения.
Избежать перегрузки и переутомления учащихся.
Сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения и самочувствия учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Царства живой природы".( 2-й класс, по программе "Начальная школа XXI века")
Материал урока позволяет развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе,чувство любви к природе,понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живойприроды.На уроке использовала...
Разработка урока по теме:"Царства живой природы"
Документ содержит материал для презентации, стихи, загадки, мини-доклады с использованием личностно-ориентированного, деятельностного подхода в обучении, здоровьесберегающих технологий, игровых приемо...
Игра - путешествие "В царстве живой природы"
Эта игра воспитывает у детей любовь к природе, бережное отношение ко всему живому и развивает творческий потенциал....
Урок окружающего мира "Царства Живой природы"
Урок окружающего мира «Царства живой природы» во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века». На уроке дети знакомятся с четырьмя царствами живой природы и их...
Царство живой природы. Бактерии.
Презентация к уроку по окружающему миру о бактериях....
План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"
Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...
Внеклассное мероприятие по окружающему миру. "Путешествие в царство живой природы."
Внеклассное мероприятие по окружающему миру «Путешествие в царство живой природы» Классный руководитель: Смыкова В.И ...