Программа кружка "Кукольный театр"
рабочая программа (3 класс) на тему

Дашеева Соелма Владимировна

Программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование на три года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukolnyy_teatr_programma.docx66.48 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Бурятия

Муниципальное образование «Закаменский район»

МАОУ «Цаган – Моринская средняя общеобразовательная школа»

ПРОГРАММА КРУЖКА

«КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР»

                                                   Руководитель кружка Дашеева С.В.

                                                                            2015

Программа кружка «Кукольный театр»

Цель:   средствами образного мышления сделать сердце

               умным,  а ум  добрым.

Задачи: 

  •  научить детей создавать перчаточных  кукол, водить  их;      
  •  учить  демонстрировать свои умения и знания перед зрителями;                        
  •  проявить  интерес к словесному творчеству,  развивать устную речь, речевые умения, обогатить словарный запас детей, расширить представления детей о человеческих отношениях, помочь развитию творческой активности детей;
  •  развивать индивидуальность каждого ребенка, творчество и фантазию.                  
  •  расширить кругозор детей через знакомство с произведениями   разных жанров;
  •  обогащать знания детей об окружающем мире. Учить чувствовать и понимать друг друга. Учить замечать прекрасное  в жизни;
  •  формировать у детей культуру поведения, интерес и уважение к человеку, окружающему миру, бережное отношение к природе.

Прогнозируемые результаты:

         В ходе кружковых  занятий дети должны:

  • обогатить  и пополнить свой словарный запас, развить устную речь;
  • дети должны создать по одной перчаточной кукле и научиться  водить перчаточных кукол;
  • подготовить и продемонстрировать  три  спектакля, оформить  к каждому спектаклю декорацию;
  • должны знать правила поведения за ширмой, в общественных местах;
  • должны видеть красивое в жизни.

дети должны знать:

- что такое кукольный театр;

- какие бывают куклы;

- как управлять различными видами кукол;

- как создаются перчаточные куклы;

- как работать над спектаклем;

- создавать декорацию для различных спектаклей;

- правила поведения за ширмой;

- правила поведения в общественных местах;

- выразительные средства языка;

дети должны уметь:

- создавать  перчаточных кукол;

- уметь их водить;

- демонстрировать свои знания и умения перед зрителями;

- использовать  интонацию, темп высказывания в соответствии            

   с конкретной ситуацией общения;

- уметь адекватно вести себя в общественных местах.

Пояснительная записка

       Кукольный театр – это искусство синтетическое, но воздействует на детей целым комплексом художественных средств.

       При подготовке и показе спектаклей   применяются и

художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописное декоративное оформление, и музыка – песня, музыка – сопровождение. Кукольный театр оказывает большую помощь в работе по умственному, нравственному, идейно-политическому воспитанию школьников. А работа по созданию кукол помогает развивать у детей усидчивость, мелкую моторику, взаимопомощь. Воспитываются и развиваются не только дети, посещающие кружок, но и дети, которые приходят на спектакли, так как в пьесах и сценках раскрываются темы дружбы и товарищества, взаимопомощи. Показывается трудолюбие.  


В кукольном театре у детей открывается широкое поле для деятельности для фантазии и творчества.

Театр всегда был могучим средством идейного и эстетического воздействия на человека, а на ребенка  в первую очередь. Воспитание художественного вкуса у младших школьников  должно быть подчинено формированию их идейных и нравственных позиций.            
          Главная задача  театра - средствами образного мышления сделать сердце умным, а ум добрым. Очень важно в детстве как можно раньше получить больше добрых впечатлений, которые будут охранять человека всю жизнь. Театр – «это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра», - писал когда-то Н. В. Гоголь.

Воспитание чувств - умение сочувствовать, сострадать, сопереживать - все это задачи театра, который как бы организует эмоциональный опыт человека, развивает чувство себя в мире и мира в себе. Гражданское и нравственное воспитание, воспитание героя, патриота, воспитание честного человека целиком основывается на воспитании чувств. Все это - через средства театра, средства образного общения.

       Работа в студии кукольного театра разделена на четыре группы:

  1. Первый этап – знакомство со сказкой.
  2. Второй этап – распределение ролей и работа над их освоением.
  3. Третий этап – совместная подготовка кукол, декораций
  4. Четвертый – заключительный  этап – демонстрация спектакля.  

Первый этап – знакомство со сказкой.  На этом этапе дети не только обращаются к ее сюжету, но и обсуждали особенности персонажей, кто является положительным героем, кто отрицательным  и почему, как они должны выглядеть, какая походка, характер, как разговаривают, чем и как проявляется характер, в чем заключена мораль сказки.  Происходит не только знакомство с сюжетом сказки, но и анализ материала, с которым предстоит творческая работа и, что очень важно, творческая работа над созданием  партитуры сказки, превращающая детский коллектив в соавтора спектакля.

        Для меня этот этап значителен, так как позволяет определить уровень эмоционального отклика ребенка на литературный текст, его способность к художественному произведению.

Второй этап – распределение ролей и работа над их освоением – предполагает индивидуальную работу с каждым участником для определения основного круга задач, которые необходимо расширять для вхождения в мир персонажа.

        На этом этапе каждому ребенку было предложено на основании текста сказки продумать и предложить собственные варианты интерпретации роли. Эти варианты затем корректировались педагогом, но стимулирование самостоятельного творческого поиска оказывается чрезвычайно плодородным. Идет работа над выразительностью речи.

Любой актер должен иметь чистую и правильную, плавную и красивую речь.  Для развития всех этих качеств речи проводятся специальные занятия: артикуляционная гимнастика, работа над скороговорками, работа над текстом, работа над выразительной речью.

        У детей развивается словарный запас, а так же двигательная функция артикуляционного аппарата.  Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.        Воспитывается культура речи. На занятиях в кукольном театре активизируется словарь детей, закрепляется  правильное произношение звуков. Дети учатся пользоваться прямой и косвенной речью, совершенствуют интонационную  выразительность речи, развивают память, мышление внимание, воображение.

Третий этап – совместная подготовка кукол, декораций, так как необыкновенно сплачивается коллектив в общей работе, учит скрупулезно и тщательно выполнять свои обязанности во имя общего дела.   Эта подготовка к заключительному этапу работы, требующего от детей сформированной способности к творческому взаимодействию во время репетиций.

Дети овладевают умением  лепки, шитья, основам рисования,   технологией  папье-маше.

        У  них  развиваются усидчивость, внимание, мелкая моторика.

Работа на занятиях в кружке  связана со многими видами детской деятельности. Для того чтобы поставить и показать пьесу или сказку ребятам необходимы куклы, которых они создают сами. Ребята  решают,  какую сказку или пьесу они хотели бы поставить, затем начинается кропотливая работа над созданием кукол (Слепить голову, сделать папье-маше, сделать грунтовку головы, раскрасить голову, покрыть ее лаком,  выбрать костюм для куклы, сшить его).  Сам процесс пошивки куклы - очень интересный и занимательный. Каждый из ребят стремятся чем-то отличить свою куколку, сделать её как можно оригинальней, красивей. Всю душу вкладывают ребята в них, придумывая им имена, жизненный путь, судьбу.

Четвертый – заключительный  этап – демонстрация спектакля.  Дети учатся выступать перед зрителями, быть уверенными в себе, чувствовать и понимать друг друга.  Они  учатся быть ответственными.  

Ребята стараются подражать положительным героям спектаклей, делать так, как им советуют их любимые герои.

Это самая интересная и ответственная работа. Дети должны уметь выступать перед зрителями, быть уверенными в себе, чувствовать и понимать друг друга.

Моя задача — не только научить детей быть артистами, но и помочь через игру скорректировать поведение, наладить отношения с окружающим миром.

     Кукольный театр займет определенное место в учебно-воспитательной работе при условии:

  • наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;
  • разнообразия кукол и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок;
  • овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;
  • серьезного, искреннего, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр.

Тематическое планирование (1  год обучения)  1час в неделю.

№  п/п

Название темы

Кол-во часов

1.

Что такое театр? Какие бывают куклы?  

1 ч.

2.

Правила поведения за ширмой. Правила поведения в театре.                                                                                          

1 ч.

3.

Верховые куклы, их создание. Материалы для создания кукол.                                                                        

2 ч.

4.

Создание перчаточных кукол. Лепка голов, папье-маше.

4 ч.

5.

Создание кукол. Грунтовка

4 ч.

6.

Создание кукол. Работа с красками и гуашью, покрытие лаком.                                                            

1 ч.

7.

Как оживают куклы. Правила ведения  перчаточных кукол.                                                                    

2 ч.

8.

Создание декорации к сказке

1 ч.

9.

Работа над сказкой «Колосок», подготовка к показу концерта

4 ч.

10.

Работа  над речью

1 ч.

11.

Демонстрация спектакля

1 ч.

12.

Работа над  сказкой «Табан нүхэд»

4 ч.

13.

Создание декорации

1 ч.

14.

Работа  над речью

1 ч.

15.

Демонстрация спектакля

1 ч.

16.

Работа над пьесой  «Табан хушуу мал»

4 ч.

17.

Создание декорации

1 ч.

18.

Работа  над речью

1 ч.

19

Демонстрация спектакля

1 ч.

№  п/п

Название темы

Кол-во часов

1.

 Правила поведения в театре. Правила поведения в театре

1 ч.

2.

 Материалы необходимые для создания кукол.                                                                      

1 ч.

3.

 Как уберечься от травм.

1 ч.

4.

 Тростевые и  эстрадные куклы.

1 ч.

5.

 Технология создания  эстрадных кукол  (клоун)

1 ч.

6.

 Изготовление головы  куклы (папье-маше, грунтовка, работа с гуашью)

4 ч.

7.

 Изготовление туловища куклы

4 ч.

8.

 Собирание куклы

1 ч.

9.

 Одежда для  эстрадной куклы

1 ч.

10.

 Как оживают эстрадные куклы. Правила ведения эстрадных кукол.

1 ч.

11.

 Работа над сказкой  «Тэнэг шоно»

4 ч.

12

 Создание декораций.                          

1 ч.

13.

 Работа  над речью.

1 ч.

14.

 Демонстрация сказки

1 ч.

15.

 Работа над сказкой  «Колобок на новый лад»

5 ч.

16.

 Создание декораций.    

1 ч.

.17.

 Работа над речью

1 ч.

18.

 Демонстрация сказки

1 ч.

19.

 Реставрация кукол

2 ч.

20.

 Итоговое занятие

1 ч.

Всего

34 ч.

 (2-ой  год обучения) 1час в неделю. Всего за год – 34 часа.

(3-й  год обучения) 1час в неделю. Всего за год – 34 часа.

№  п/п

Название темы

Кол-во часов

1.

Правила поведения в театре. Правила поведения в театре

1 ч.

2.

Материалы необходимые для создания кукол  по технологии мягкой  

игрушки.                                                                                    

1 ч.

3.

Шитье голов по выкройке

2 ч.

4.

Шитье куклы

1 ч.

5.

Сборка куклы

1 ч.

6.

Работа над сказкой «Репка»

6 ч.

7.

Создание декораций.    

2 ч.

8.

Работа над речью

1 ч.

9.

Демонстрация сказки

1 ч.

10.

Работа  над сказкой  «Шоные мэхэлһэн шандаган»

6 ч.

11.

Создание декораций

2 ч.

12.

Работа над речью

1 ч.

13.

Демонстрация сказки

1 ч.

14.

Работа над пьесой «Почему проснулся ежик»

4 ч.

15.

Создание декораций

1 ч.

16.

Работа над речью

1 ч.

17.

Демонстрация сказки

1 ч.

18.

Итоговое занятие

1 ч.

Всего:                        34 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа студии театра кукол "Золотой ключик"

С точки зрения развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, в том числе художественно – эстетических  и изобразительных, можно рассматривать искусство театра кукол, которое...

программа кружка "Театр"

В программе заложены цели, задачи, КТП, методическое обеспечение....

Программа кукольного театра для детей 6-10 лет.

Учебно-тематическое планирование кружка "Кукольный театр"....

Программа кружка "Театр на ладошке"

Программа кружка рассчитана на учеников 4 класса. В программу включены задания по теории, практическая деятельность, творческие игры, направленные на развитие способностей детей....

Авторская программ "Кукольный театр"

работа с детьми  кукольным театром в условиях школы....

Рабочая программа кружка "Театр-творчество-дети"

Программа расчитана для детей 1-4 классов....

Рабочая программа Студия «Театр»

Составлена на основе программы «Театр 1-3 класс» для начальной школы  И.А. Генералова...