Авторская программ "Кукольный театр"
календарно-тематическое планирование по теме
работа с детьми кукольным театром в условиях школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendorno_-tematicheskoe_planirovanie.docx | 21.24 КБ |
programma_teatr.docx | 69.23 КБ |
titulnyy.docx | 13.89 КБ |
kalendarnoe_planirovanie_2_god.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОАНИЕ
Занятий детского объединения «Театральный»
(первый год обучения: 3 часа в неделю)
№ | Кол-во часов | Название темы | Дата |
1. | 1 | Вводная беседа. План и задачи кружка. | 1.09.11 |
2. | 1 | История возникновения театра, знакомство с театральной лексикой. | 2.09.11 |
3. | 1 | История возникновения театра «Петрушек» | 5.09.11 |
4. | 1 | История театра «Петрушек» в России | 6.09.11 |
5. | 1 | Диагностика творческих способностей | 8.09.11 |
6. | 1 | Для чего нужны игры на внимание, на развитие памяти и т. п. | 12.09.11 |
7. | 1 | Игры на развитие памяти «Повтори за мной», «Слушай и запоминай» | 13.09.11 |
8. | 1 | Игры на внимание, воображение «Слушай звуки», «Пожалуйста» и т.д. | 15.09.11 |
9. | 1 | Классификация основных эмоций | 19.09.11 |
10. | 1 | Мимика в рисунках | 20.09.11 |
11. | 1 | Выразительные движения. Игра «Пойми меня» | 22.09.11 |
12. | 1 | Знакомство с темпом, тембром речи. | 26.09.11 |
13. | 1 | Дыхательные упражнения. | 27.09.11 |
14. | 1 | Драматизация сказки «Репка» | 29.09.11 |
15. | 1 | Работа над выразительностью речи | 3.10.11 |
16. | 1 | Работа над выразительностью речи | 4.10.11 |
17. | 1 | Игровые тренинги: игры на внимание, воображение, наблюдательность. | 6.10.11 |
18. | 1 | Выбор сказки для выступления по пдд «Красная шапочка» | 10.10.11 |
19. | 1 | Импровизация сказки. | 11.10.11 |
20. | 1 | Индивидуально : отработка отдельных этюдов. | 13.10.11 |
21. | 1 | Индивидуально : отработка отдельных этюдов. | 17.10.11 |
22. | 1 | Индивидуально : отработка отдельных этюдов. | 18.10.11 |
23. | 1 | Работа над произведением . | 20.10.11 |
24. | 1 | Работа над произведением . | 24.10.11 |
25. | 1 | Работа над произведением . | 25.10.11 |
26. | 1 | Работа над произведением . | 27.10.11 |
27. | 1 | «Кто такой Петрушка» . Введения нового персонажа в импровизацию. | 31.10.11 |
28. | 1 | Как управлять куклой | 1.11.11 |
29. | 1 | Работа с куклой в импровизации | 3.11.11 |
30. | 1 | Работа с куклой в импровизации | 7.11.11 |
31. | 1 | Работа над выразительностью настроения героев сказки. | 8.11 |
32. | 1 | Работа над выразительностью настроения героев сказки. | 10.11 |
33. | 1 | Работа над выразительностью настроения героев сказки. | 14.11 |
34. | 1 | Импровизация сказки. Игры на внимание | 15.11 |
35. | 1 | Роль декораций в импровизаций. Изготовление декораций | 17.11 |
36. | 1 | Изготовление декораций к сказке | 21.11 |
37. | 1 | Изготовление декораций и костюмов к сказке | 22.11 |
38. | 1 | Импровизация сказки перед участниками объединения | 24.11 |
39. | 1 | Знакомство с произведением «Муха – цекотуха» | 28.11 |
40. | 1 | Работа над произведением . обыгрывание | 29.11 |
41. | 1 | Работа над произведением . Постановка дыхания | 1.12.11 |
42. | 1 | Работа над произведением . | 5.12.11 |
43. | 1 | Работа над произведением . | 6.12.11 |
44. | 1 | Работа над выразительным чтения текста | 8.12.11 |
45. | 1 | Индивидуальная работа. Отработка отдельных этюдов | 12.12.11 |
46. | 1 | Индивидуальная работа. Отработка отдельных этюдов | 13.12.11 |
47. | 1 | Индивидуальная работа. Отработка отдельных этюдов | 15.12.11 |
48. | 1 | Знакомство с различными видами кукол | 19.12.11 |
49. | 1 | Изготовление пальчиковых кукол к импровизации «Муха цекотуха» | 20.12.11 |
50. | 1 | Изготовление пальчиковых кукол | 22.12.11 |
51. | 1 | Изготовление пальчиковых кукол | 26.12.11 |
52. | 1 | Игровые тренинги.(игры на внимание, на развитие памяти и т.д.) | 27.12.11 |
53. | 1 | Игровые тренинги.(игры на внимание, на развитие памяти и т.д.) | 29.12.11 |
54. | 1 | Игровые тренинги.(игры на внимание, на развитие памяти и т.д.) | 9.01.12 |
55. | 1 | Игровые тренинги.(игры на внимание, на развитие памяти и т.д.) | 10.01.12 |
56. | 1 | Скороговорки, работа над темпом | 12.01.12 |
57. | 1 | Скороговорки, работа над темпом | 16.01.12 |
58. | 1 | Просмотр художественного фильма | 17.01.12 |
59. | 1 | Обсуждение характера героев просмотренного фильма | 19.01.12 |
60. | 1 | Как сочинять сказки? | 23.01.12 |
61. | 1 | Творческая работа «Сочиняем сказку вместе» | 24.01.12 |
62. | 1 | Творческая работа «Сочиняем сказку вместе» | 26.01.12 |
63. | 1 | Обыгрывание сюжета сочинённой сказки | 30.01.12 |
64. | 1 | Обыгрывание сюжета сочинённой сказки | 31.01.12 |
65. | 1 | Обыгрывание сюжета сочинённой сказки | 2.02.12 |
66. | 1 | Игровые тренинги | 6.02.12 |
67. | 1 | Игровые тренинги | 7.02.12 |
68. | 1 | Игровые тренинги | 9.02.12 |
69. | 1 | Чтение басен А. Крылова | 13.02.12 |
70. | 1 | Чтение басен А. Крылова | 14.02.12 |
71. | 1 | Выражение различных настроений, черт характера | 16.02.12 |
72. | 1 | Выражение различных настроений, черт характера | 20.02.12 |
73. | 1 | Выражение различных настроений, черт характера | 21.02.12 |
74. | 1 | Индивидуальная работа. Отработка отдельных этюдов | 27.02.12 |
75. | 1 | Индивидуальная работа. Отработка отдельных этюдов | 28.02.12 |
76. | 1 | Индивидуальная работа. Отработка отдельных этюдов | 1.03.12 |
77. | 1 | Изготовление кукол из старых варежек | 6.03.12 |
78. | 1 | Изготовление кукол из старых варежек | 7.03.12 |
79. | 1 | Изготовление кукол из старых варежек | 9.03.12 |
80. | 1 | Изготовление кукол из старых варежек | 12.03.12 |
81. | 1 | Вместе сочиняем сказку | 13.03.12 |
82. | 1 | Учимся управлять верховой куклой | 15.03.12 |
83. | 1 | Учимся управлять верховой куклой | 19.03.12 |
84. | 1 | Позитивное настроение куклы | 20.03.12 |
85. | 1 | Позитивное настроение куклы | 22.03.12 |
86. | 1 | Кукла заболела. Изображение характера | 26.03.12 |
87. | 1 | Кукла заболела | 27.03.12 |
88. | 1 | Сказку сами сочиняем, а потом в нее играем | 29.03.12 |
89. | 1 | Учимся говорить по - разному | 2.04.12 |
90. | 1 | Учимся четко говорить. | 3.04.12 |
91. | 1 | Учимся четко говорить. | 5.04.12 |
92. | 1 | Индивидуальная работа. Отработка отдельных этюдов | 9.04.12 |
93. | 1 | Индивидуальная работа. Отработка отдельных этюдов | 10.04.12 |
94. | 1 | Индивидуальная работа. Отработка отдельных этюдов | 12.04.12 |
95. | 1 | Чтение сказок народов других стран | 16.04.12 |
96. | 1 | Театрализованная игра «Ярмарка» | 17.04.12 |
97. | 1 | Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять | 19.04.12 |
98. | 1 | Весна идет! Весна поет! И с ней ликует весь народ. | 23.04.12 |
99. | 1 | Весна идет! Весна поет! И с ней ликует весь народ. Работа над выразительным чтением | 24.04.12 |
100. | 1 | Выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики. | 26.04.12 |
101. | 1 | Выбор сказки для итогового занятия. Чтение сказок | 30.04.12 |
102. | 1 | Сказка «Теремок» на новый лад | 3.05.12 |
103. | 1 | Игры на развитие творчеста ( характер герое сказки (повадки)) | 7.05.12 |
104. | 1 | Игры на развитие творческих способностей | 8.05.12 |
105. | 1 | Работа над текстом сказки | 10.05.12 |
106. | 1 | Работа над текстом сказки | 14.05.12 |
107. | 1 | Работа над текстом сказки | 15.05.12 |
108. | 1 | Импровизация сказки | 17.05.12 |
109. | 1 | Импровизация сказки | 21.05.12 |
110. | 1 | Отработка выразительности текста | 22.05.12 |
111. | 1 | Отработка выразительности текста | 24.05.12 |
112. | 1 | Подготовка костюмов, декораций | 28.05.12 |
113. | 1 | Выступление перед родителями | 29.05.12 |
114. | 1 | Итоговое занятие «Что мне понравилось…» | 31.05.12 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направленность программы
Направленность программы «Кукольного театра» является программой художественно-эстетической направленности. Программа направлена на воспитание личности ребёнка, развитие его тонких душевных качеств, нравственных и эстетических ценностей, разнообразных прикладных умений: клеить, шить, строгать, выпиливать, рисовать и т.п. Известно, что кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Ученики младших классов любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом.
Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Новизна программы обусловлена её практической значимостью. Деятельность этой программы – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.
В соответствии с логикой освоения материала программа рассчитана на три года обучения, занятия строятся по принципу увеличения объёма действий детей в зависимости от года занятий.
Актуальность программы обусловлена тем, что занятия кукольным театральным искусством, разнообразные по содержанию и форме, воспитывают у школьников эстетическое отношение к тому, что является прекрасным в быту, в природе и искусстве. Театральные игры, школьные спектакли, изготовление кукол положительно влияют на развитие мышления и творческой фантазии учеников.
. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
• художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• нравственным воспитанием;
• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через сценическое искусство приобщить детей к творчеству.
Цель программы:
Формирование творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.
Задачи.
1.Развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа с использованием игровых, песенных, танцевальных импровизаций.
2.Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
3.Активизация и уточнение словаря младших школьников.
расширение словарного запаса;
совершенствование умения использовать разные части речи точно по смыслу;
закрепление правильного произношения всех звуков, отработка дикции, работа над интонационной выразительностью речи;
совершенствование диалогической и монологической формы речи.
Воспитание культуры речевого общения.
4.Развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, коммуникабельности, чувства ритма, смелости публичного самовыражения);
5.Воспитание гуманных чувств, отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости, формировать представление о честности, справедливости, доброте.
6.Поддержка инициативы учащихся в индивидуальных и коллективных импровизациях.
7.Воспитание устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности, желание играть с театральными куклами.
8.Поощрение желания младших школьников принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретённые на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Формы и режим занятий.
С учётом направленности программы занятия в кукольном объединении проводятся индивидуально и по группам. 3 раза в неделю по 1 часу (114 часов в год). Срок реализации программы – 3 года. Возраст детей, участвующих в реализации программы 7 -10 лет(2 – 4 классы).
В процессе обучения учащиеся познакомятся с разными видами куклы, что способствует формированию интереса к театрально - игровой деятельности. Ребята смогут освоить театральные понятия. На практических занятиях обучающие смогут освоить приёмы кукловождения, что даст возможность раскрепощению, артистические навыки в плане переживания и воплощения образа.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Реализация программы проводится в соответствии с основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.
Программа обучения делится на три ступени.
1.«Азбука театра», так называемая «первая ступенька». Представляет собой цикл интегрированных занятий, включающих в себя игры на развитие внимания, воображения, на развитие и дифференциацию слуховой и двигательной координации, тактильных ощущений, разминку рук, упражнения с куклами, этюдную работу с куклами. Так как дети, пришедшие в кукольный кружок, стремятся как можно быстрей начать играть в спектакле, не нужно останавливать их в этом желании, а, поддерживая его, направить работу над спектаклем так, что освоение основ кукловождения будет просто необходимо. Освоение театрального творчества начинается с пропедевтического этапа – специально организованного общения школьников в рамках театрального творчества, который постепенно вводит ребёнка в занимательный мир детства. Данное общение осуществляется в форме игрового тренинга, который является средством выработки у него целенаправленных действий по освоению окружающей реальности; условием для личностного развития и творческого роста ребёнка. Этот вид деятельности помогает проживанию и осознанию детьми той или иной ситуации.
Все занятия должны проходить в увлекательной форме, и весь процесс обучения мастерству кукловождения необходимо построить так, чтобы каждый из учащихся смог найти себе дело по душе.
В процессе занятий первого года обучения у детей формируются навыки коллективных действий (контроль и оценка собственных действий и действий товарищей и т.п.);развиваются умения воспринимать и контролировать объекты окружающей действительности через зрительные, слуховые, тактильные анализаторы; закладываются основы сценической речи; знакомятся с изготовлением простых видов кукол (конусные, плоские, кукла-варежка); формируются навыки работы над небольшими по объёму спектаклями; работа с театром картинок и перчаточными куклами; создание декораций и бутафории к спектаклям.
2. «Творческий театр» вторая ступень, представляет собой занятия, где дети вовлекаются в творческую работу по постановке небольших спектаклей. Навыки полученные в процессе занятий на «первой ступеньке» развиваются и закрепляются детьми. Таким образом , этот этап является репродуктивно –творческим.
Ведущим методом работы с детьми на этом этапе выступает так называемый метод «игры в сказку»,где дети могут проявить своё творчество посредством погружения в характер образа, введением проблемных ситуаций и дополнительных персонажей,а также широкого использования условных материалов (бутафория, риквизит).
Особенность и своеобразие данного раздела программы заключается в том, что постановочный материал постоянно обновляется за счёт авторских редакций опубликованных спектаклей для детей.
В процессе занятий на данной «ступеньке» у детей осуществляется переосмысление полученных ранее умений и навыков; формируются первоначальные представления о понятиях «спектакль», «роль», «сцена спектакля»; а так же происходит дальнейшее развитие сценической речи; формирование навыков словесных действий; продолжается работа по расширению репертуара; по увеличению объёма пьес; работа с перчаточными, тростевыми куклами; сочинение сказок; изготовление кукол; создание декораций и бутафории к спектаклям.
3.Беседы о театре «третья ступенька» -это третий год обучения, где вместе с продолжением тренинговых и постановочных занятий дети приобретают базовые знания об истории возникновения и развития театрального искусства.
«Беседы о театре» представляют с собой систематизированные пьесы для проблемно –поискового характера на которых удовлетворяя свои интересы дети занимаются исследовательской деятельностью по изучению природы театра. Решение образовательных задач, выдвигаемых программой, обеспечивается определённой логикой изложения учебного материала, представленной далее.
Через знакомство с истоками театрального искусства в первобытном обществе и историей становления древнегреческого театра, дети осваивают обобщённое понятие «театр», знакомятся с законами и принимают его устройства с театральными профессиями.
Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
Основной формой проведения занятий по программе является игра. Игровой тренинг как особая форма общения в театральной деятельности школьников представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений на развитие психических процессов.
Осуществлению поставленных задач служит широкий спектр увлекательных заданий и игр – средствами театральной педагогики. Развитие творческих способностей необходимо не только людям искусства но и представителям любой другой профессии. Программа состоит из четырёх разделов: «Освоение элементов актёрского мастерства», «Сценическая речь», «Освоение основ владения куклами», «Постановка спектакля».
Предмет «Освоение элементов актёрского мастерства», включает в себя работу по освоению элементов органического действия на сцене, в условиях театральной среды. Воспитывать в детях определённые психофизические навыки, обыгрывание небольших знакомых по сюжету пьес. Тренировочная работа проводится в форме групповых занятий. Предмет «Сценическая речь» включает в себя работу над литературными произведениями, упражнения для речевого аппарата, дыхательная и артикуляционная гимнастика, игры и упражнения на расширение словаря. Особое внимание уделяется постановке дыхания, развитию чёткости произношения. Развитие чёткого произношения осуществляется посредством введения в курс обучения скороговорок и чистоговорок. Параллельно с чистоговорками, скороговорками и пословицами включены упражнения для развития подвижности речевого аппарата. Такие речевые, фонетические разминки проводятся на каждом занятии.
Предмет «Освоение основ владения куклами» включает в себя знакомство с театральными понятиями и терминами, разминку рук, упражнения с куклами, этюдную работу с куклами. Так как дети, пришедшие в кукольный кружок, стремятся как можно быстрей начать играть в спектакле, не нужно останавливать их в этом желании, а, поддерживая его, направить работу над спектаклем так, что освоение основ кукловождения будет просто необходимо. Дети очень быстро остывают при выполнении упражнений и поэтому нужно «привязать» эти упражнения к нуждам выбранной пьесы, чтобы дети видели, что они уже работают над спектаклем. Все занятия должны проходить в увлекательной форме, и весь процесс обучения мастерству кукловождения необходимо построить так, чтобы каждый из учащихся смог найти себе дело по душе. Предмет «Постановка спектакля» включает в себя подбор репертуара, подбор репертуара пьес с обучающимися, разучивание роли работа над спектаклем и показ спектакля, как итогового занятия.
Методическое обеспечение программы
При разработке данной программы за основу была взята программа В.А.Горского «Школьный театр «Петрушка» (Примерные программы внеурочной деятельности) /Москва «Просвещение», 2010 год,использованы учебно-методические пособия С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Иванцовой Л., Коржовой О., А. В.Щеткина в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного, в общеобразовательной школе, детском саду.
Данная программа направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. В репертуар кукольного театра включены:
- инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;
-адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;
-новые, самостоятельно разработанные, пьесы.
В данной программе большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам, по мотивам народных сказок в авторской обработке.
Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить».
Этюдный тренаж включает в себя:
этюды (упражнения) на развитие внимания;
этюды на развитие памяти;
этюды на развитие воображения;
этюды на развитие мышления;
этюды на выражении эмоций;
этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
этюды на выразительность жеста;
этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
этюды на отработку движений кукол различных видов.
Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.
К концу первого года занятий ребёнок должен знать:
что такое театр;
виды верховых кукол;
чем отличается театр от других видов искусств
с чего зародился театр
какие виды театров существуют
кто создаёт театральные полотна (спектакли)
об оформлении сцены
о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Умееть:
направлять свою фантазию по заданному руслу
изготавливать перчаточных кукол
концентрировать внимание
распределять дыхание во время произношения текста
давать характеристику героям
работать с текстом
общаться с партнером
образно воспринимать окружающий мир
адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
К концу второго года занятий ребёнок должен знать:
слова и понятия из театрального словаря;
основные виды театральных кукол, их конструкции и способы их управления;
об элементарных технических средствах сцены
культуру поведения на сцене и в театре
Уметь:
ощущать себя в сценическом пространстве
адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
работать с художественным текстом;
анализировать пьесу;
анализировать роль, определять характер произведения;
сочинять самостоятельно небольшие истории;
рифмовать слова;
образно мыслить
управлять куклой
К концу третьего года занятий ребёнок должен знать:
историю кукольного театра, и театра вообще.
театральные профессии;
основные театральные действия: выход на сцену, поклон и уход;
способы устранения внутренних помех и зажимов на пути к созданию и воплощению образа.
Уметь:
определять идею произведения, сверхзадачу
владеть темпо –ритмом; чувствовать пространство сцены
управлять всеми видами кукол
моделировать игровые ситуации
работать над ролью
работать с художественным текстом
владеть сценической речью
общаться со зрителями.
Задачи (первого года обучения)
Раскрыть творческие возможности ребёнка; воспитать чувство жизненной правды; воспитывать свободную ориентацию на сцене; чувство коллективного творчества; определить природу театральной игры.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. Основы театральной культуры.
Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре Кукольный театр как часть театрального искусства.
Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).
дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.
2. Театральная игра
Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия. Диагностика творческих способностей воспитанников. Развитие навыков выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
3. Культура и техника речи.
Развитие сценической речи, упражнения для улучшения дикции, правильности произношения, устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней;
знакомство с темпом, тембром речи, работа над выразительностью речи . Выразительное чтение пьесы учителем. Беседа о прочитанном. (Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении?) Выполнение эскиза к пьесе.
4.Технология изготовления кукол
Знакомство с составляющими различных видов кукол, с технологией изготовления различных видов кукол: обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком
5.Знакомство с литературой.
Чтение русских народных сказок, сказок других народов, рассказов, басен, потешек, былей. Просмотр детских художественных фильмов
6. Индивидуальная работа.
Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков.
.
Учебно – тематический план
(первый год обучения)
№ темы | Название темы | Всего | Теория | Практика |
1. | Основы театральной культуры 1.1 Вводная беседа об искусстве театра, о занятиях и правилах поведения на кружке. План и задачи кружка. 1.2 Знакомство с историей возникновения театра петрушек, , с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре. 1.3 История театра «Петрушка» в России 1.4 Кто такой Петрушка? 1.5 Знакомство с различными видами кукол | 6 1 2 1 1 1 | 6 1 2 1 1 1 | |
2. | Театральная игра 2.1 Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. 2.2 Выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. 2.3 Диагностика творческих способностей воспитанников 2.4 Этюды с заданными обстоятельствами 2.5 Импровизация игр-драматизаций , знакомых произведений | 44 14 11 1 8 10 | 2 1 1 | 42 13 10 1 8 10 |
3. | Культура и техника речи 3.1 знакомство с темпом, тембром речи, работа над выразительностью речи;дыхательные упражнения. 3.2 Работа над стихотворением и басней. 3.3 Коллективное сочинение сказок | 26 10 12 4 | 2 1 - 1 | 24 9 12 3 |
4. | Технология изготовления кукол 4.1Знакомство с составляющими различных видов кукол, с технологией изготовления пальчиковых кукол, 4.2 знакомство детей с основными принципами управления куклой | 14 10 4 | 3 3 | 11 7 4 |
5. | Знакомство с литературой 5.1Чтение русских народных сказок, сказок других народов, рассказов, басен, потешек, былей 5.2 Просмотр детских художественных фильмов | 12 | 8 8 - | 4 - 4 |
6. |
Задачи (второго года обучения)
Раскрыть творческие возможности ребёнка; воспитать чувство жизненной правды; воспитывать свободную ориентацию на сцене; чувство коллективного творчества; определить природу театральной игры.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. Основы театральной культуры.
Вводное занятие знакомство с правилами, инструктаж.
Знакомство с функциями кукольного театра. Кукольный театр как часть театрального искусств
2. Театральная игра
Секреты сценического мастерства. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Музыка в театре Импровизация игр-драматизаций , знакомых произведений («Под грибком» по сказке Сутеева, «Три поросёнка», Разыгрывание басни «Стрекоза и муравей», сценка «Муха Цокотуха»). Выступление перед родителями на родительском собрании.
3. Культура и техника речи.
Сценическая речь: темп, тембр, громкость голоса. Коллективное сочинение небольших по объёму сказок (Обыгрывание)
4.Технология изготовления кукол
Освоение навыков работы с куклой в детском кукольном коллективе. Изготовление кукол к спектаклям
Работа с куклой над ширмой
Изготовление декораций и бутафории.
5.Знакомство с литературой.
Чтение русских народных сказок, сказок других народов, рассказов, басен, потешек, небылиц, былей. Просмотр детских художественных фильмов
6. Индивидуальная работа.
Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков.
.
Учебно – тематический план
(второй год обучения)
Задачи (третьего года обучения)
Раскрыть творческие возможности ребёнка; воспитать чувство жизненной правды; воспитывать свободное владение куклой; чувство коллективного творчества; определить природу театральной игры; умение связывать духовный мир человека с художественным образом героя.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Основы театральной культуры.
Музыкальный театр: Опера. Балет. Мюзикл. Русский театр. Народные истоки русского театра. Театр кукол. Русский театр 18 века. Русский театр второй половины 18 века. Ф.Г.Волков. Русский театр первой половины 19 века. Яковлев, Семёнова, Щепкин, Мочалов, Мартынов. Русский театр второй половины 19 века. Русский театр конца 19 – начала 20 веков. Комиссаржевская, Ленский, Немирович-Данченко, Станиславский, Мейерхольд. Советский театр. История создания национальных театров.
Работа с перчаточными куклами. Правила кукловождения.
2. Театральная игра
Сценическое мастерство.Технологии действия для создания характера, образа. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности.Характер и характерность. Представление о сверхзадаче. Ответственность за точное выполнение установленного психологического рисунка роли. Импровизация. Роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе. Игры, тренинги.
3. Культура и техника речи.
Психофизическая выразительность речи: словесные воздействия как подтекст. Речь и тело (формирование представления о соответствии работы тела и речи). Уникальность органичного воплощения каждого элемента логики действия. Основы сценической речи, культура речи. Роль гласных и согласных звуков на сцене. Основные орфоэпические правила. Понятие «дикция» и её значение. Роль дыхания на сцене. Особенности работы над прозаическим произведением; монологи, диалоги.
4.Технология изготовления кукол
Освоение навыков работы с куклой в детском кукольном коллективе. Изготовление кукол к спектаклям
Работа с куклой над ширмой
Изготовление декораций и бутафории.
5.Знакомство с литературой.
Чтение русских народных сказок, сказок других народов, рассказов, басен, потешек, небылиц, былей. Просмотр детских художественных фильмов
6. Индивидуальная работа.
Работа над словом. Отработка отдельных этюдов.
Учебно – тематический план
(третий год обучения)
№ темы | Название темы | Всего | Теория | Практика |
1. | Основы театральной культуры Музыкальный театр: Опера. Балет. Мюзикл. Русский театр. Народные истоки русского театра. Театр кукол. Русский театр 18 века.. Русский театр первой половины 19 века. Яковлев, Семёнова, Щепкин, Мочалов, Мартынов. Русский театр второй половины 19 века.Русский театр конца 19 – начала 20 веков. Комиссаржевская, Ленский, Немирович-Данченко, Станиславский, Мейерхольд. Советский театр. 1.2 История создания национальных театров. 1.3Работа с перчаточными куклами. Правила кукловождения. | 16 4 2 10 | 7 4 2 1 | 9 -
- 9 |
2. | Театральная игра 2.1 Сценическое мастерство. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности 2.2 Выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. 2.3 Музыка в театре 2.4 Импровизация игр-драматизаций , знакомых произведений 2.5 Выступление перед родителями на родительском собрании | 36 4 5 5 20 2 | 4 1 1
| 32 4 4 4 20 2 |
3. | Культура и техника речи 3.1Сценическая речь: темп, тембр, громкость голос. 3.2Секреты сценического мастерства 3.3 Речь в повседневной жизни, в творчестве актёра.Техника чтения. Дыхание, ударение, дикция, голос. Выразительное чтение. 3.3Коллективное сочинение небольших по объёму сказок (Обыгрывание)
| 12 2 2 4 4 | 2 1 | 10 2 1 4 4 |
4. | Технология изготовления кукол 4.1 Освоение навыков работы с куклой в детском кукольном коллективе 4.2 Работа с куклой над ширмой. Контроль глаз исполнителя за поведением куклы на ширме. Действие + слово. 4.3 Изготовление декораций и бутафории, кукол | 36 10 10 16 | 4 2 2 2 | 20 8 8 14 |
5. | Знакомство с литературой 5.1Чтение русских народных сказок, сказок других народов, рассказов, басен, потешек, былей 5.2 Просмотр детских художественных фильмов | 6 | 3 3 - | 3 - 3 |
6. | Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков. | 8 | - | 8 |
Литература
1. Генералова И.А. Театр. Уч. пособие для дополнительного образования. – М.: 2004.
2. Играем в кукольный театр, (пособие для практических работников дошкольных общеобразовательных учреждений), Н.Ф. Сорокина, М., 1999 г., Аркти.
3. Кукольный театр, Т.Н. Караманенко, М. 2001;газета: “Начальная школа”, №30.. 1999 г; Журнал: “Начальная школа” №7, 1999 г.;.
4.Р.А. Жукова «Театральная деятельность» ИТД «Корифей»,2011
5.Театральная деятельность в детском саду М: 2007г.
6.Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
7.Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.
8.Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.
9.Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.
10.Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.
11. Образцов С. «Всю жизнь я играю в куклы» - М. Время .2001г.
12. Лучшие психологические тесты //Пер. С анг. Е.А. Дружининой. -Харьков, 1994. 320 с.
13.Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» М. Мозаика – Синтез 2007г.
14.Агапова И.А., Давыдова М. А. «На школьной сценической площадке»
М. Аркти 2007г.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
методическим советом директор РЦДТ
протокол №_____ __________________
от «___»_______2011г. Т. С. Никитина
приказ №______
от «___» _______2011года
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Кукольный театр»
(для детей 7 -10лет, срок реализации программы 3 года)
Составитель:
Лопатина
Татьяна Евгеньевна
педагог дополнительного
образования
д. Сайгатина
2011год
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОАНИЕ
Занятий детского объединения «Театральный»
(второй год обучения: 3 часа в неделю)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка по чтению "Сказки - народные и авторские"
данный материал позволяет сравнить сказки, дает возможность творческой деятельности всех учеников класса, дает возможность учителю организовать интересный урок....
авторская разработка - презентация к уроку чтения "Сказки- народные и авторские"
используется в помощь к технологической карте урока...
Авторская разработка для школьных театров здоровья
Данный сценарий поможет учащимся организовать работу по пропаганде здорового образа жизни и повышать интерес к физической культуре и спорту в своей школе....
Авторская разработка для школьных театров здоровья "Вместе беда не беда!"
Сценарий предназначен для творческого коллектива младших школьников...
Авторская программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Уроки театра"
Программа может быть использована для внеурочной деятельности (общекультурное направление) в рамках ФГОС...
Авторская программа курса"Уроки театра"
В настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребенка. Театрализованная деятельность позволяет решать ...
Авторская программа внеурочной деятельности. Театральный кружок "В мире театра"
Данная программа помогает создать эмоциональную среду, увлекающую детей, настраивающую их на романтический лад, ориентирующую на успех, так как все дети любят играть в куклы, читать сказки, смотреть ф...