Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_russkogo_yazyka.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ельнинская средняя школа №1 имени М.И. Глинки
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 2017г. | Утверждено Директор ________Г.А. Глебова Приказ№ 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности для 4 класса Б
Тайны русского языка
Габелевой Светланы Викторовны
Учителя высшей квалификационной категории
г.Ельня
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 20.12.2012г.
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.
3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Ельнинская СШ №1 им. М.И. Глинки
4.Положения о внеурочной деятельности МБОУ Ельнинская СШ №1им. М.И.Глинки
5. Учебного плана МБОУ Ельнинская СШ №1им. М.И.Глинки на 2017-2018 учебный год
Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Цели и задачи курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Сроки реализации программы 1 год.
Занятия проводятся 1 час в неделю ; 34 недели ; 34 часа в год.
Содержание рабочей программы
1 час в неделю ; 34 недели ; 34 часа в год.
Наименование темы | Количество часов | Содержание учебного материала | Формы организации и виды деятельности |
Тема 1 Лексическое значение слова. | 2 | Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес . Оценивать конкретные примеры добрых слов Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет. Технологии, методики:
Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес . Оценивать конкретные примеры добрых слов Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет. Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа. |
Тема 2. Ударение меняет значение. | 2 | Особенности русского ударения. | |
Тема 3. Пестрое семейство синонимов.- | 2 | Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте. | |
Тема 4 Великое противостояние антонимов.- | 2 | Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке. | |
Тема 5 Слова-двойники. Омонимы. | 2 | Омонимы в русском языке и их роль. Игра «Докажите…». | |
Тема 6. Похожи, но не одинаковы. Паронимы. | 1 | Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи. | |
Тема 7. Из глубины веков. Архаизмы. | 1 | Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов | |
Тема 8. Устойчивые сравнения. | 1 | Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи | |
Тема 9 Фразеологические сочетания | 3 | Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями. | |
Тема 11. Шарада | 2 | Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами | |
Тема 12 Откуда ты, имя?- | 2 | Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси? Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка). | |
Тема 13. Времена года | 4 | Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси. | |
Тема 14. Крутится-вертится шар голубой | 2 | Что означают названия материков, частей света. | |
Тема 15. Что нужно школьнику. | 1 | Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов. | |
Тема 16. Растения - почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения»- | 2 |
Откуда пришли названия некоторых растений. | |
Тема 17. Птицы и звери - почему их так называют? | 2 | Откуда пришли названия животных. | |
Тема 18. О том, что мы носим.- | 2 | Что означают названия некоторых предметов одежды | |
Тема 19. Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».-1ч. | 1 | Обобщение знаний, полученных во время занятий | |
Итого | 34 |
Тематическое планирование. (34 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов | Резерв |
1-2 | Лексическое значение слова. | 2 | |
3-4 | Ударение меняет значение. | 2 | |
5-6 | Пестрое семейство синонимов.- | 2 | |
7-8 | Великое противостояние антонимов.- | 2 | |
9-10 | Слова-двойники. Омонимы. | 2 | |
11 | Похожи, но не одинаковы. Паронимы. | 1 | |
12 | Из глубины веков. Архаизмы. | 1 | |
13 | Устойчивые сравнения. | 1 | |
14-16 | Фразеологические сочетания | 3 | |
17-18 | Шарада | 2 | |
19-20 | Откуда ты, имя?- | 2 | |
21-24 | Времена года | 4 | |
25-26 | Крутится-вертится шар голубой | 2 | |
27 | Что нужно школьнику. | 1 | |
28-29 | Растения - почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения»- | 2 | |
30-31 | Птицы и звери - почему их так называют? | 2 | |
32-33 | О том, что мы носим. | 2 | |
34 | Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай». | 1 | |
Итого 34 часа |
Календарно-тематическое планирование.
34 недели;1 час в неделю;34 часа.
№ п\п | Дата по плану | Коррекция КТП | Тема | Дополнительная информация с учетом специфики курса |
1-2 | Лексическое значение слова. | осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах); находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности; формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; воспринимать на слух и понимать информационный текст; сравнивать толкование слова в различных словарях; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. обогащение эмоционального опыта новыми разнообразными читательскими переживаниями; ценностного отношения к знаниям, общению, чтению, книге, своему собственному внутреннему миру, проявление познавательных мотивов, адекватно воспринимать словесную оценку учителя, строить речевое высказывание в устной форме, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; наблюдать образование слов в русском языке; анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; анализировать информацию, представленную на рисунке; сравнивать произношение гласных и согласных звуков; наблюдать за функцией и ударением в слове; контролировать правильность постановки ударения в словах; | ||
3-4 | Ударение меняет значение. | |||
5-6 | Пестрое семейство синонимов.- | |||
7-8 | Великое противостояние антонимов.- | |||
9-10 | Слова-двойники. Омонимы. | |||
11 | Похожи, но не одинаковы. Паронимы. | |||
12 | Из глубины веков. Архаизмы. | |||
13 | Устойчивые сравнения. | |||
14-16 | Фразеологические сочетания | |||
17-18 | Шарада | |||
19-20 | Откуда ты, имя?- | |||
21-24 | Времена года | |||
25-26 | Крутится-вертится шар голубой | |||
27 | Что нужно школьнику. | |||
28-29 | Растения - почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения»- | |||
30-31 | Птицы и звери - почему их так называют? | |||
32-33 | О том, что мы носим. | |||
34 | Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай». |
Планируемые результаты изучения курса(личностные, метапредметные, предметные )
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные:
Знать:
-произведения устного народного творчества
-знать пословицы и поговорки о языке
-тематические группы слов;
-правила составления тематического словаря;
- правила превращения слов
-слова-историзмы;
-слова-архаизмы;
-значение устаревших слов
-значение слов-синонимов:
-значение слов-антонимов;
-правила подбора омонимов
-где и как можно найти значение трудных слов
- историю изобретения анаграмм и метаграм
-как составлять и разгадывать шарады и логогрифы
-историю происхождения имён
-как образовывать новые слова;
-как разгадывать шарады
Научиться:
-как создавать свои речи
-уметь находить данные слова в текстах;
-находить синонимы в тексте
-как подбирать антонимы
-как искать и исправлять ошибки
-как сочинять стихи-загадки по заданной рифме
-как использовать в игре свои знания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.
Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"
Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"
Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Тайны русского языка»
Факультативный курс «Тайны русского языка» (Лексика и фразеология) для 3 класса является закономерным продолжением и дополнением уроков русского языка. Учащиеся получают более подробную информацию о л...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РУССКИЙ ЯЗЫК С УВЛЕЧЕНИЕМ»
Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю, 35 часов в год, на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального о...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "Родной русский язык"
Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как п...