«Влияние самостоятельной работы на развитие самооценки»
статья на тему

Карпова Марина Александровна

Многие исследователи отмечают, что в результате самостоятельной учебной деятельности у учащихся формируется такое качество личности, как самостоятельность, становление которого существенно влияет на развитие самооценки школьников.

 

Самостоятельная работа развивает у учащихся инициативу, упорство в достиже­нии цели, вырабатывает умение анализиро­вать факты и явления, учит самостоятель­ному мышлению, служит ведущим сред­ством превращения полученных знаний в умения и навыки. Продуктом выполнения самостоятельной работы является либо но­вое знание, либо углубление и расширение сферы действия уже полученных знаний.

Таким образом, в современной педагогике разработаны различные виды и формы самостоятельной работы. Необходимо умело включать в учебную деятельность младших школьников самостоятельную работу, так как это один из эффективных приемов развития самооценки учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карпова Марина Александровна, учитель начальных классов, ГБОУ лицей №344 Невского района, г. Санкт - Петербурга

 Статья по теме: «Влияние самостоятельной работы на развитие самооценки»

  Самостоятельная работа: понятие, виды и формы

Самостоятельная работа — это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, прилагая усилия и проявляя активность. Формой самостоятельной работы является задание, содержанием — учебная задача .

Один из ведущих педагогов П.И. Пидкасистый в своей работе «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении» рассматривает следующее определение: «самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации».

В педагогическом же энциклопедическом словаре приводится следующая трактовка данного понятия: «Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя». На наш взгляд, данное определение не является достаточно полным. Оно не раскрывает сущностных характеристик данного понятия и требует значительных уточнений.

Классификация видов самостоятельной работы

В основу классификации видов самостоятельной работы могут быть положены следующие критерии:

1) уровень самостоятельности учащихся;

2) дидактическая цель;

3) источник деятельности.

По уровню самостоятельности учащихся выделяют следующие виды самостоятельной работы:

  1. самостоятельную работу по образцу;
  2. самостоятельную работу с различного рода элементами помощи;
  3. самостоятельную работу поискового типа;
  4. творческую самостоятельную работу.

Такая классификация основана на учете уровня подготовки ученика, его возможностей и способностей.

На основе дидактической цели  выделяют следующие виды самостоятельной работы:

  1. предварительная работа, подготавливающая их к изучению нового материала;
  2. работа, организуемая с целью изучения нового материала;
  3. работа, организуемая с целью применения знаний и формирования умений;
  4. обобщающая самостоятельная работа;
  5. проверочная работа.

По источнику деятельности выделяют следующие виды самостоятельной работы:

  1. работа с учебником;
  2. работа с дополнительной литературой;
  3. работа с раздаточным материалом;
  4. решение упражнений/задач;
  5. заполнение таблиц;
  6. доклады и рефераты.

Формы самостоятельной работы.

Среди основных  форм самостоятельных работ выделяют следующие: фронтальная форма самостоятельной работы, групповая/индивидуальная самостоятельная работа, домашнее задание.

 Самостоятельная работа как прием развития самооценки

Многие исследователи отмечают, что в результате самостоятельной учебной деятельности у учащихся формируется такое качество личности, как самостоятельность, становление которого существенно влияет на развитие самооценки школьников. Остановимся подробнее на рассмотрении того, как формирование самостоятельности у учащихся влияет на развитие самооценки.

Первым российским педагогом, в трудах которого подчеркнуто большое значение самостоятельной работы и разработаны организационно-практические вопросы вовлечения школьников в нее, был К.Д. Ушинский. Он считал самостоятельную деятельность школьников единственно прочным основанием всякого плодотворного учения, а самостоятельность рассматривал как главное условие, при котором обучение становится средством воспитания. Особое значение К.Д. Ушинский придавал формированию у детей самостоятельности в учении и поведении, указывая на то, что недостаточное развитие и владение самостоятельными видами работы у учащихся объективно задерживает рост их способностей к дальнейшему учению.

Самостоятельность – это качество личности, выражающаяся в возможности осуществлять самоуправление деятельностью. Педагогическое понятие «самоуправление деятельностью» понимается в психологии как процесс принятия субъектом самостоятельных решений на основе осознанной саморегуляции действий.    

Самостоятельность – это независимость, способность и стремление человека совершать действия и поступки без помощи других. Стать самостоятельным – объективная необходимость и естественная потребность ребенка. Так, в результате самостоятельной деятельности (выполнении каких-либо самостоятельных работ) у учащихся формируется самооценка.

Педагоги давно осознали, необходимость воспитания у школьников чувства самостоятельности как свойство деятельности и как черты личности, так как самостоятельность рассматривается психологами и педагогами как стержневое свойство личности, теснейшим образом связанная с такими качествами, как активность и ответственность.  Именно связь всех этих качеств определяет отношение человека к самому себе, к собственному труду, к другим людям .

В процессе формирования самооценки младших школьников особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ученика: умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устранять причины возникающих трудностей. Так, самостоятельная работа способствует развитию контрольно-оценочной самостоятельности и самооценки в целом.  

Как отмечает Е.В. Лапина, самостоятельная учебная деятельность всегда оказывает влияние на распределение социальных ролей в классе, поэтому участие в самостоятельной учебной деятельности оказывает влияние на внутреннюю самооценку младшего школьника. По мнению Е.В. Лапиной, необходимо формировать ценностное отношение младших школьников к самостоятельной учебной деятельности, так как это способствует повышению качества учебного процесса и успешной самореализации учащихся в школьном социуме.

Развитию самостоятельности в процессе учебной деятельности уделяется внимание в работах В.В. Давыдова, Н.Б. Истоминой, Д.Б. Эльконина , М.А. Бантовой, В.Г. Бельтюковой   и др.

Самостоятельная работа развивает у учащихся инициативу, упорство в достижении цели, вырабатывает умение анализировать факты и явления, учит самостоятельному мышлению, служит ведущим средством превращения полученных знаний в умения и навыки. Продуктом выполнения самостоятельной работы является либо новое знание, либо углубление и расширение сферы действия уже полученных знаний.

Таким образом, в современной педагогике разработаны различные виды и формы самостоятельной работы. Необходимо умело включать в учебную деятельность младших школьников самостоятельную работу, так как это один из эффективных приемов развития самооценки учащихся.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Болотникова О.П. Развитие рефлексивных действий как условие становления личностных новообразований младшего школьного возраста. Автореф. дис… канд. психол. н. М., 2003.
  2. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. М., 1984.
  3. Быстрова Т.В. Показатели учебной самостоятельности младших школьников // Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения: Сб. научн. тр. СПб.: Образование, 1995. С. 64-73.
  4. Гаврилычева Г.Ф. Это желанное слово «сам». Развитие самостоятельности у детей // Начальная школа. 1992. № 2. С. 13-18.
  5. Гангнус Н.А. Формирование у младших школьников позитивной Я-концепции в учебно-познавательной деятельности. Автореф. дис… канд. педагог. н. Пермь, 2007.
  6. Грибанова О.Г. Организация самостоятельной работы учащихся на основе индивидуализированных средств обучения // // Компетентностный подход к построению учебного процесса по математике в начальной школе на основе индивидуализированных средств обучения. Самара, 2002. С.21-23.
  7. Григорьева В.А. Формирование готовности учащихся к самостоятельной учебной деятельности // Компетентностный подход к построению учебного процесса по математике в начальной школе на основе индивидуализированных средств обучения. Самара, 2002. С. 19-21.
  8. Дидора М.И. Формирование самостоятельности младших школьников в процессе обучения. Автореф. дис… канд. психол. н. Киев, 1982. 23 с.
  9. Елагина Л.Н. Самоконтроль и самопроверка в процессе обучения математике // Начальная школа. 2001. № 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние групповой работы на развитие речи учащихся начальных классов

Полиязычие является ярким признаком поликультурной личности, которая в свою очередь владеет рядом профессиональных компетенций, самой актуальной из них является наличие речевых навыков. Развитие...

Влияние словарной работы на развитие воображения младших школьников на уроках русского языка и чтения

Влияние словарной работы на развитие воображения младших школьников на уроках русского языка и чтения...

Отчётное выступление по теме "Влияние внеклассной работы  на развитие социальных качеств личности"

Работа содержит презентацию- отчёт по результатам проведённой внеклассной работы, наблюдения за влиянием внеклассной работы на социальное развитие детей....

Самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу «Работа с информацией» 4 класс (работа с таблицами и диаграммами)

Цель самостоятельной работы по математике - определить уровень освоения обучающимися умения читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в те...

Формирование самооценки на уроках математики во время самостоятельной работы.

Проблема формирования самооценки для начальной школы  является одной из важных, актуальных задач. У детей необходимо развивать самооценку на всех уроках, в том числе и на урок...

Самостоятельная работа по развитию речи.

Самостоятельная работа по развитию речи 2 класс пнш...

Влияние парной работы на развитие познавательной мотивации учащихся 1 класса

Отчет по самообразованию на тему: "Влияние парной работы на развитие познавательной мотивации учащихся 1 класса"...