«Влияние самостоятельной работы на развитие самооценки»
статья на тему
Многие исследователи отмечают, что в результате самостоятельной учебной деятельности у учащихся формируется такое качество личности, как самостоятельность, становление которого существенно влияет на развитие самооценки школьников.
Самостоятельная работа развивает у учащихся инициативу, упорство в достижении цели, вырабатывает умение анализировать факты и явления, учит самостоятельному мышлению, служит ведущим средством превращения полученных знаний в умения и навыки. Продуктом выполнения самостоятельной работы является либо новое знание, либо углубление и расширение сферы действия уже полученных знаний.
Таким образом, в современной педагогике разработаны различные виды и формы самостоятельной работы. Необходимо умело включать в учебную деятельность младших школьников самостоятельную работу, так как это один из эффективных приемов развития самооценки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vliyanie_samostoyatelnoy_raboty_na_razvitie_samootsenki.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Карпова Марина Александровна, учитель начальных классов, ГБОУ лицей №344 Невского района, г. Санкт - Петербурга
Статья по теме: «Влияние самостоятельной работы на развитие самооценки»
Самостоятельная работа: понятие, виды и формы
Самостоятельная работа — это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, прилагая усилия и проявляя активность. Формой самостоятельной работы является задание, содержанием — учебная задача .
Один из ведущих педагогов П.И. Пидкасистый в своей работе «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении» рассматривает следующее определение: «самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации».
В педагогическом же энциклопедическом словаре приводится следующая трактовка данного понятия: «Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя». На наш взгляд, данное определение не является достаточно полным. Оно не раскрывает сущностных характеристик данного понятия и требует значительных уточнений.
Классификация видов самостоятельной работы
В основу классификации видов самостоятельной работы могут быть положены следующие критерии:
1) уровень самостоятельности учащихся;
2) дидактическая цель;
3) источник деятельности.
По уровню самостоятельности учащихся выделяют следующие виды самостоятельной работы:
- самостоятельную работу по образцу;
- самостоятельную работу с различного рода элементами помощи;
- самостоятельную работу поискового типа;
- творческую самостоятельную работу.
Такая классификация основана на учете уровня подготовки ученика, его возможностей и способностей.
На основе дидактической цели выделяют следующие виды самостоятельной работы:
- предварительная работа, подготавливающая их к изучению нового материала;
- работа, организуемая с целью изучения нового материала;
- работа, организуемая с целью применения знаний и формирования умений;
- обобщающая самостоятельная работа;
- проверочная работа.
По источнику деятельности выделяют следующие виды самостоятельной работы:
- работа с учебником;
- работа с дополнительной литературой;
- работа с раздаточным материалом;
- решение упражнений/задач;
- заполнение таблиц;
- доклады и рефераты.
Формы самостоятельной работы.
Среди основных форм самостоятельных работ выделяют следующие: фронтальная форма самостоятельной работы, групповая/индивидуальная самостоятельная работа, домашнее задание.
Самостоятельная работа как прием развития самооценки
Многие исследователи отмечают, что в результате самостоятельной учебной деятельности у учащихся формируется такое качество личности, как самостоятельность, становление которого существенно влияет на развитие самооценки школьников. Остановимся подробнее на рассмотрении того, как формирование самостоятельности у учащихся влияет на развитие самооценки.
Первым российским педагогом, в трудах которого подчеркнуто большое значение самостоятельной работы и разработаны организационно-практические вопросы вовлечения школьников в нее, был К.Д. Ушинский. Он считал самостоятельную деятельность школьников единственно прочным основанием всякого плодотворного учения, а самостоятельность рассматривал как главное условие, при котором обучение становится средством воспитания. Особое значение К.Д. Ушинский придавал формированию у детей самостоятельности в учении и поведении, указывая на то, что недостаточное развитие и владение самостоятельными видами работы у учащихся объективно задерживает рост их способностей к дальнейшему учению.
Самостоятельность – это качество личности, выражающаяся в возможности осуществлять самоуправление деятельностью. Педагогическое понятие «самоуправление деятельностью» понимается в психологии как процесс принятия субъектом самостоятельных решений на основе осознанной саморегуляции действий.
Самостоятельность – это независимость, способность и стремление человека совершать действия и поступки без помощи других. Стать самостоятельным – объективная необходимость и естественная потребность ребенка. Так, в результате самостоятельной деятельности (выполнении каких-либо самостоятельных работ) у учащихся формируется самооценка.
Педагоги давно осознали, необходимость воспитания у школьников чувства самостоятельности как свойство деятельности и как черты личности, так как самостоятельность рассматривается психологами и педагогами как стержневое свойство личности, теснейшим образом связанная с такими качествами, как активность и ответственность. Именно связь всех этих качеств определяет отношение человека к самому себе, к собственному труду, к другим людям .
В процессе формирования самооценки младших школьников особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ученика: умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устранять причины возникающих трудностей. Так, самостоятельная работа способствует развитию контрольно-оценочной самостоятельности и самооценки в целом.
Как отмечает Е.В. Лапина, самостоятельная учебная деятельность всегда оказывает влияние на распределение социальных ролей в классе, поэтому участие в самостоятельной учебной деятельности оказывает влияние на внутреннюю самооценку младшего школьника. По мнению Е.В. Лапиной, необходимо формировать ценностное отношение младших школьников к самостоятельной учебной деятельности, так как это способствует повышению качества учебного процесса и успешной самореализации учащихся в школьном социуме.
Развитию самостоятельности в процессе учебной деятельности уделяется внимание в работах В.В. Давыдова, Н.Б. Истоминой, Д.Б. Эльконина , М.А. Бантовой, В.Г. Бельтюковой и др.
Самостоятельная работа развивает у учащихся инициативу, упорство в достижении цели, вырабатывает умение анализировать факты и явления, учит самостоятельному мышлению, служит ведущим средством превращения полученных знаний в умения и навыки. Продуктом выполнения самостоятельной работы является либо новое знание, либо углубление и расширение сферы действия уже полученных знаний.
Таким образом, в современной педагогике разработаны различные виды и формы самостоятельной работы. Необходимо умело включать в учебную деятельность младших школьников самостоятельную работу, так как это один из эффективных приемов развития самооценки учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Болотникова О.П. Развитие рефлексивных действий как условие становления личностных новообразований младшего школьного возраста. Автореф. дис… канд. психол. н. М., 2003.
- Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. М., 1984.
- Быстрова Т.В. Показатели учебной самостоятельности младших школьников // Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения: Сб. научн. тр. СПб.: Образование, 1995. С. 64-73.
- Гаврилычева Г.Ф. Это желанное слово «сам». Развитие самостоятельности у детей // Начальная школа. 1992. № 2. С. 13-18.
- Гангнус Н.А. Формирование у младших школьников позитивной Я-концепции в учебно-познавательной деятельности. Автореф. дис… канд. педагог. н. Пермь, 2007.
- Грибанова О.Г. Организация самостоятельной работы учащихся на основе индивидуализированных средств обучения // // Компетентностный подход к построению учебного процесса по математике в начальной школе на основе индивидуализированных средств обучения. Самара, 2002. С.21-23.
- Григорьева В.А. Формирование готовности учащихся к самостоятельной учебной деятельности // Компетентностный подход к построению учебного процесса по математике в начальной школе на основе индивидуализированных средств обучения. Самара, 2002. С. 19-21.
- Дидора М.И. Формирование самостоятельности младших школьников в процессе обучения. Автореф. дис… канд. психол. н. Киев, 1982. 23 с.
- Елагина Л.Н. Самоконтроль и самопроверка в процессе обучения математике // Начальная школа. 2001. № 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние групповой работы на развитие речи учащихся начальных классов
Полиязычие является ярким признаком поликультурной личности, которая в свою очередь владеет рядом профессиональных компетенций, самой актуальной из них является наличие речевых навыков. Развитие...
Влияние словарной работы на развитие воображения младших школьников на уроках русского языка и чтения
Влияние словарной работы на развитие воображения младших школьников на уроках русского языка и чтения...
Отчётное выступление по теме "Влияние внеклассной работы на развитие социальных качеств личности"
Работа содержит презентацию- отчёт по результатам проведённой внеклассной работы, наблюдения за влиянием внеклассной работы на социальное развитие детей....
Самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу «Работа с информацией» 4 класс (работа с таблицами и диаграммами)
Цель самостоятельной работы по математике - определить уровень освоения обучающимися умения читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в те...
Формирование самооценки на уроках математики во время самостоятельной работы.
Проблема формирования самооценки для начальной школы является одной из важных, актуальных задач. У детей необходимо развивать самооценку на всех уроках, в том числе и на урок...
Самостоятельная работа по развитию речи.
Самостоятельная работа по развитию речи 2 класс пнш...
Влияние парной работы на развитие познавательной мотивации учащихся 1 класса
Отчет по самообразованию на тему: "Влияние парной работы на развитие познавательной мотивации учащихся 1 класса"...