Самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу «Работа с информацией» 4 класс (работа с таблицами и диаграммами)
материал по математике (4 класс) на тему
Цель самостоятельной работы по математике - определить уровень освоения обучающимися умения читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в текст и наоборот; ориентироваться в конкретных правилах и закономерностях в разделе «Работа с информацией».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу «Работа с информацией»
4 класс (работа с таблицами и диаграммами)
Ребята, перед выполнением работы, в оценочном листе, в столбце № 1 оцените свои возможности, поставив соответствующий знак напротив каждого умения:
+ | Понимаю, умею (смогу выполнить верно) |
? | Понимаю, умею, но сомневаюсь |
- | Понимаю, но не умею (не смогу выполнить верно) |
- - | Не понимаю, не умею, не справлюсь |
Оценочный лист
№ | Основные умения | Оценка № 1 ученика | Оценка № 2 ученика | Оценка № 3 учителя |
1. | Умею читать и заполнять готовые столбчатые диаграммы | |||
2. | Умею переносить информацию из столбчатой диаграммы в таблицу | |||
3. | Умею читать готовые таблицы | |||
4. | Умею заполнять текст информацией из таблицы и диаграммы |
1. В апреле Федя посадил росток кедра и стал отмечать в конце каждого месяца его высоту. Мальчик представил эти данные на диаграмме:
За какой месяц росток кедра вырос больше всего?
Обведи букву правильного ответа:
а) за август; б) за июнь; в) за сентябрь; г) за май.
На сколько мм увеличилась высота ростка за летние месяцы?
Подчеркни правильный ответ:
на 60 мм на 80 мм на 100 мм на 20 мм
2. С помощью данных, представленных в таблице, выполни задание.
В таблице представлена стоимость упаковки сахарного песка в одном из магазинов города Сатка:
Количество килограммов сахарного песка в упаковке | Стоимость одной упаковки (руб.) |
1 кг | 39 руб. |
5 кг | 180 руб. |
10 кг | 350 руб. |
У Ивана Андреевича есть 400 рублей. Может ли он купить на эти деньги 11 кг сахарного песка? Объясни свой ответ.
Ответ: _________
Объяснение:_____________________________________________________
________________________________________________________________
Из сахара (и ягод) сестра Ивана Андреевича сварила варенье. На диаграмме показан объём получившегося варенья (в литрах):
Известно, что малинового варенья получилось больше всего, а вишнёвого меньше всего. Сколько литров варенья каждого вида сварила Клавдия Андреевна? Заполни данные таблицы:
_______________ варенье | Вишнёвое варенье | Клубничное варенье |
10 л | ___ л | ___ л |
3. На диаграмме показано количество туристов, посетивших национальный парк "Зюраткуль" за три осенних месяца:
Верно ли утверждение, что за эти три месяца национальный парк посетили более 800 человек? Объясни свой ответ.
Ответ: ____________
Объяснение: _____________________________________________________
________________________________________________________________
4. Заполни пропуски в высказываниях, используя информацию, представленную ниже в таблице и на диаграмме (смотри предыдущий номер).
Маршрут движения | Расстояние движения | Время движения |
Уфа - национальный парк "Зюраткуль" | 254 км | 4 ч 30 мин |
Челябинск - национальный парк "Зюраткуль" | 200 км | 3 ч 30 мин |
Екатеринбург - национальный парк "Зюраткуль" | 330 км | 5 часов |
а) За девятый и десятый календарные месяцы парк посетили _____ туристов.
б) В _______________ туристов было меньше, чем в _____________ на 60.
в) В ______________ туристов было больше, чем в _______________ на 90.
г) Туристы из Екатеринбурга ехали до национального парка "Зюраткуль" со скоростью _____ км/ч.
д) Выехав из дома в 7:00 утра туристы из _________________, в 11:35 в НП "Зюраткуль" заселялись в комнату на турбазе "Небесное Озеро".
е) Путь туристов из Уфы длиннее, чем из Челябинска на ____ км; но короче, чем из Екатеринбурга на _____ км.
Ребята, после выполнения работы, вернитесь в оценочный лист и в столбце № 2 оцените каждое умение по выполненной работе, поставив соответствующий знак напротив каждого умения:
= | согласен со своей оценкой до работы; |
↑ | справился лучше, чем предполагал; |
↓ | справился хуже, чем предполагал. |
После проверки работы учителем, сравните свою оценку с оценкой учителя.
Спецификация самостоятельной работы с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу
«Работа с информацией»
4 класс (работа с диаграммами и таблицами)
Цель самостоятельной работы по математике - определить уровень освоения обучающимися умения читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в текст и наоборот; ориентироваться в конкретных правилах и закономерностях в разделе «Работа с информацией».
Оценочный материал включает текст самостоятельной работы и спецификацию.
Структура КИМ
Работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой математической подготовки по умению, она включает задания базовой сложности (№1, 2, 3). Назначение второй группы – обеспечить проверку достижения повышенного уровня подготовки, она включает задания повышенной сложности (№4).
В работе используются три вида заданий: с выбором верного ответа из предложенных вариантов (1 задание - № 1), с кратким ответом (2 задания - № 2, 3), когда требуется записать результат выполненного действия (цифру, число, величину, выражение, несколько слов), и с записью решения или краткого объяснения полученного ответа (3 задания - № 2, 3, 4).
Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности. Проверяемый планируемый результат
Блок содержания | Номер задания в работе |
Работа с информацией | 1-4 |
Самоконтроль и самооценка | До и после работы |
Всего: | 4 задания |
Данная таблица показывает, что основным элементом содержания, проверяемого в самостоятельной работе, является умение читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в текст и, наоборот, через выполнение однотипных заданий, представленных в разных формулировках.
Кроме того, для развития самоконтроля и самооценки, обучающимся перед выполнением работы предлагается оценить свои возможности, т.е. осуществить прогностическую оценку. По окончании работы, обучающимся предлагается оценить выполненную работу повторно (проводится ретроспективная оценка). Далее обучающийся сравнивает эти две оценки и определяет их соответствие. После проверки самостоятельной работы учителем проводится содержательный анализ не только степени достижения предметных результатов, но и достижения метапредметных результатов (действий самоконтроля и самооценки).
Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Уровень сложности | Число заданий | Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня сложности | Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу |
Базовый | 3 | 9 | 65% |
Повышенный | 1 | 5 | 35% |
Итого: | 4 | 14 | 100% |
Система оценивания выполнения отдельных заданий и самостоятельной работы в целом
Выполнение любого по форме задания базового уровня оценивается 1 баллом за каждое действие. Выполнение заданий повышенного уровня (каждого действия) в зависимости от сложности, определяемой содержанием задания и его формой, а также от полноты и правильности ответа учащегося оценивается от 1 до 3 баллов максимально.
Время выполнения самостоятельной работы
Примерное время на выполнение заданий составляет:
- для заданий базового уровня сложности – от 1 до 3 минут на каждое действие;
- для заданий повышенной сложности – по 2-3 минуты.
На выполнение всей работы (№ 1 - № 4 и самооценка) отводится от 15 до 20 минут. Из указанного времени на заполнение таблиц прогностической и ретроспективной самооценки отводится по 2 минуты. Итогом работы по оценочному листу является совместная беседа учителя и ученика об адекватности самооценки ребёнка.
Способ определения итоговой отметки
Оценка выполнения работы в целом осуществляется в несколько этапов в зависимости от целей оценивания.
- Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий базового уровня.
- Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий повышенного уровня.
- Определяется общий балл обучающегося.
Максимальный балл за выполнение всей работы — 14 баллов (за задания базового уровня сложности — 9 баллов, повышенной сложности — 5 баллов).
Базовый уровень считается достигнутым, если учащийся набрал 65% от максимального балла за задания базового уровня сложности. Т.е. если учащийся набрал при выполнении этой работы 7 баллов, можно сделать вывод, что учащийся достиг базового уровня. Целесообразно учитывать в общем количестве баллов и баллы за задания повышенного уровня, в этом случае, у ученика появится возможность справиться с работой за счет выполнения заданий повышенного уровня сложности.
% выполнения от максимального балла | Количество баллов | Цифровая отметка | Уровневая шкала |
100 – 86 | 14 - 13 | 5 | Повышенный |
85 – 65 | 12 - 10 | 4 | |
60 – 45 | 9 - 7 | 3 | Базовый |
49 – 20 | 6 – 3 | 2 | Недостаточный |
< 20 | < 3 | 1 |
- Если ученик получает за выполнение всей работы 6 баллов и менее, то он имеет недостаточную предметную подготовку по разделу «Работа с информацией» – низкий уровень (не достиг базового уровня).
- Если ученик получает от 7 до 9 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач – средний уровень (достиг базового уровня).
- При получении более 10 баллов учащийся демонстрирует способность выполнять по математике задания повышенного уровня сложности.
Организация работы по самоанализу с целью выявления индивидуальных затруднений учащегося и примерных способов их преодоления
- Обучающийся перед выполнением работы пытается оценить свои возможности, т.е. осуществить прогностическую оценку (предположение «Я справлюсь с данным заданием?»).
- По окончании работы, обучающийся выполняет оценку выполненной работы повторно по той же шкале, что и прогностическая оценка (проводится ретроспективная оценка).
- Обучающийся сравнивает эти две оценки и определяет их соответствие.
- После проверки самостоятельной работы учителем проводится содержательный анализ не только степени достижения предметных результатов, но и достижения метапредметных результатов (действий самоконтроля и самооценки).
- По эталону правильных ответов выполняется работа над ошибками.
Коррекции выявленных затруднений
Цель:
- организовать уточнение учащимися индивидуальных целей будущих действий;
- на основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения этой цели;
- организовать реализацию согласованного плана действий:
Для учащихся, допустивших ошибки:
- организовать исправление ошибок с помощью предложенного эталона для самопроверки;
- организовать выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых допущены ошибки (часть заданий может войти в домашнюю работу);
- организовать самопроверку заданий.
Для учащихся, не допустивших ошибки:
- организовать выполнение учащимися заданий более высокого уровня сложности по данной теме, заданий пропедевтического характера, или заданий требующих построения новых методов решения.
План самостоятельной работы
Условные обозначения:
Б – базовая сложность,
П – повышенная сложность;
ВО – выбор ответа,
КО – краткий ответ (в виде числа, величины, нескольких слов);
РО – развернутый ответ (запись решения или объяснения полученного ответа).
Номер задания | Блок содержания | Планируемый предметный результат/метапредметный результат | Уровень сложнос-ти | Тип задания | Примерное время выполнения (в мин) | Максимальный балл за выполнение | Код планируемого результата в кодификаторе |
1 | Работа с информацией | Читать столбчатые диаграммы/устанавли-вать причинно-следственные связи, делать выводы на основе обобщения информации | Б | ВО | 3 | 2 | 6.1.2 |
2 | Работа с информацией | Читать готовые таблицы, столбчатые диаграммы/ устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе обобщения информации. Заполнять готовые таблицы | Б | РО КО | 4 | 5 | 6.1.1 6.1.2 |
3 | Работа с информацией | Читать столбчатые диаграммы/устанавли-вать причинно-следственные связи, делать выводы на основе обобщения информации | Б | КО РО | 3 | 2 | 6.1.2 |
Дополнительная часть (повышенный уровень) | |||||||
4* | Работа с информацией | Читать готовые столбчатые диаграммы и таблицы. Преобразовывать информацию в текст. | П | РО | 6 | 5 | 6.1.2 |
Б – 3 П - 1 | КО – 2 ВО – 1 РО – 3 | 16 мин | 14 баллов | ||||
Самоконтроль и самооценка (прогностическая и ретроспективная оценка) | 4 мин |
Дополнительные материалы и оборудование
Для выполнения работы необходима ручка
Инструкция по проверке и оценке заданий
№ задания | Правильный ответ | Максимальный балл за выполнение задания |
1. | за август на 20 мм | 2 балла — по 1 баллу за каждый верно указанный вариант ответа; снижение на балл – допущена одна ошибка |
2. | Ответ: Да Объяснение: 10 + 1 = 11 (кг) 350 + 39 = 389 (руб.) 400 руб. ˃ 389 руб. Малиновое 5л 7л | 2 балла — 1 балл за верный ответ и 1 балл за верное объяснение; 3 балла - по 1 баллу за каждый верно указанный вариант ответа; снижение на балл – допущена одна ошибка |
3. | Ответ: нет. Объяснение: 210 + 270 + 300 = 780 (тур.) 800 тур. ˃ 780 тур. | 2 балла — 1 балл за верный ответ и 1 балл за верное объяснение; снижение на балл – допущена одна ошибка |
4. | а) За девятый и десятый календарные месяцы парк посетили 570 туристов. б) В ноябре туристов было меньше, чем в октябре на 60. в) В сентябре туристов было больше, чем в ноябре на 90. г) Туристы из Екатеринбурга ехали до национального парка "Зюраткуль" со скоростью 66 км/ч. д) Выехав из дома в 7:00 утра туристы из Уфы, в 11:35 в НП "Зюраткуль" заселялись в комнату на турбазе "Небесное Озеро". е) Путь туристов из Уфы длиннее, чем из Челябинска на 54 км; но короче, чем из Екатеринбурга на 76 км. | 3 балла — по 1 баллу за верно вписанные слова в высказывания под буквами а, б, в; снижение на балл – допущена ошибка в 1 высказывании. 2 балла - по 0,5 балла за верно вписанные данные в высказывания под буквами г, д, е; снижение на 0,5 балла – допущена одна ошибка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа над проектом как способ обучения младших школьников работе с информацией на примере детского проекта « Рукам- работа, душе праздник»
На основе работы ученицы 2 класса показано как можно организовать работу с информацией....
Самостоятельная работа по русскому языку для учащихся 4 класса.Работа с текстом.
Тексты для списывания с пропущенными орфограммами.Предлагаются грамматические задания к каждому тексту....
Прогностическое и ретроспективное критериальное оценивание образовательных результатов
В статье указаны цели и задачи и функции критериального оценивания. Идёт сравнение пятибальной оценки в традиционной системе и безотметочной самооценки в современном обучении....
Тематическая контрольная работа по разделу «Работа с информацией» 4 класс
Цель тематической контрольной работы по математике:Определить уровень достижения учащимися предметных планируемых результатов по разделу «Работа с информацией»....
Работа с информацией, представленной в виде таблицы, диаграммы
В работах представлены задания по заполнению таблиц, диаграмм, получения информации из таблиц, диаграмм...
Методический материал на тему "Умение работать с таблицами и диаграммами" (4 класс)
Задания для развития умения осуществлять прием поиска информации, используя таблицы и диаграммы...
Самостоятельная работа по математике 1 класс (перед итоговой котрольной работой).
Самостоятельная работа по математике 1 класс. 2 варианта....