Адаптированная рабочая программа по устной речи 2 Класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Павлова Ольга Анатольевна

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281

129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7

Тел./факс: +7(495) 471-28-55

sch-281@yandex.ru

ОКПО  301770061,

ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

  Описание: C:\Users\user\Dropbox\Отчеты для классного руководителя\Печать\Печать1.JPG

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЛЯ 2-К КЛАССА

НА 2014 – 2015 УЧ.Г.

Автор-составитель программы –

                                                                      учитель начальных классов                                                  

                                                                                          Павлова О.А.

                                           

                         

                                                                     

Москва

2014

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа по развитию речи составлена  на основе  адаптированных основных образовательных  программ для детей с умственной отсталостью.

В основу адаптации положены рекомендации авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией   В. В. Воронковой, 2006 г.

Целью данной программы является:

- направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:

  • формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
  • расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
  • обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
  • обогащать словарный запас обучающихся.

                В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые  и взаимодополняющие  стороны образовательного процесса. Поэтому  в программу по развитию речи включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:

  • развитие устной коммуникации, способности к осмысленному чтению; овладение способностью пользоваться устной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
  • развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.

Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным (допущенным) приказом Минобрнауки РФ от 23.12.2009г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в 2013-2014  учебном году».

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  • Матвеева Н.Б., Куртова  М.С. Живой мир: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. М.: Просвещение, 2012.
  • Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия.  В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

Рабочая программа по развитию речи составлена в соответствии с учебным планом  ГБОУ СКОШ № 309 на 2013-2014 уч.год и  рассчитана на 35часов в год  (1час  в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

                                                                   2 класс

      Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.

                                                     Примерная тематика

      Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
      
Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
      
Дом, квартира, домашний адрес.
      
Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
      
Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
      
Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
      
Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
      
Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
      Овощи и фрукты. Сравнение.
      
Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
      
Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
      
Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
      
Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
      
Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
      Домашние и дикие животные. Сравнение.
      
Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
      
Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
      Птицы и насекомые. Сравнение.
      
Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
      Повторение.

               Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

      Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
      Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
      Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.

             Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:
      называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
      участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
      составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
      Учащиеся должны
знать:
      названия и свойства изученных предметов и их частей;
      обобщающие названия изученных групп предметов.

Дополнительная литература:

  1. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2007.
  2. Каткова Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию. – М.: Интелект – Центр, 2005.
  3. Николаекова Е.И. Тесты по природоведению: 1-4 кл. – М.: «Первое сентября», 2002.
  4. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.
  5. Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994.
  6. Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. М.: АРКТИ, 2004.
  7. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М: «Первое сентября», 2002.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

35часов

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

I четверть

1

Вот и лето прошло!

1

03.09

2

Начало осени.

1

10.09

3

Наша школа.

1

17.09

4

Пришкольный участок.

1

24.09

5

Дом. Квартира.

1

1.10

6

Дорога в школу и домой.

1

08.10.

7

Сезонные изменения в природе. Экскурсия.

1

15.10

8

Золотая осень.

 Изменения в жизни растений и животных с приходом осени.

1

22.10

9

Изменения в жизни людей с приходом осени.

1

29.10

II четверть

10

Семья. Дом.

1

1.11

11

Деревья: береза, клен.

1

19.11

12

Экскурсия на тему: "Последние осенние деньки".

1

26.11

13

Первые признаки зимы.

1

03.12

14

Первые признаки зимы. Пословицы и поговорки.

1

10.12

15

Фрукты: лимон, апельсин. Овощи и фрукты - сравнение.

1

17.12

16

Фрукты: лимон, апельсин. Овощи и фрукты - сравнение.

1

24.12

III четверть

17

Сезонные изменения в природе. Зима. Зимние забавы детей.

1

14.01

18

Сезонные изменения в природе. Зима и ее особенности.

1

21.01

19

Одежда и обувь. Сезонная одежда и обувь. Уход за ними.

1

28.01

20

Дикие животные: заяц. Внешний вид. Образ жизни. Питание.

1

04.02

21

Домашние животные: кролик. Внешний вид. Образ жизни. Питание. Сравнение с зайцем.

1

11.02

22

Комнатные растения: фикус, бегония. Узнавание и называние.

1

18.02

23

Комнатные растения: фикус, бегония. Уход за ними (смывание пыли с листьев, полив).

1

25.02

24

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, снег).

1

4.03

25

Сезонные изменения в природе. Изменения в природе в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз.

1

11.03

26

Сезонные изменения в природе. Изменения в природе, жизни растений и животных в зимние месяцы.

1

18.03

IV четверть

27

Весна - пробуждение природы. Раннецветущие растения: медуница, мать-и-мачеха.

1

01.04

28

Птицы: ворона. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.

1

8.04

29

Птицы: воробей. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.

1

15.04

30

Насекомые: жук. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.

1

22.04

31

Насекомые: бабочка. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.

1

29.04

32

Охрана здоровья. Гигиена тела. Волосы, кожа - уход за ними.

1

06.05

33

Внутреннее строение человека.

1

13.05

34

Внутреннее строение человека.

1

20.05

35

Веселый май. Экскурсия на тему: "Здравствуй, лето!"

1

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (коррекционной программы VIII вида)

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...

Рабочая программа по устной речи для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная программа разработана на основе примерной программы для специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М. и учебника "Устная речь" 3 класс Комаровой С.В....

Адаптированная рабочая программа "Коррекция устной и письменной речи у детей 1 класса с ОВЗ"

Адаптированная рабочая программа "Коррекция устной и письменной речи у детей 1 класса с ОВЗ"....

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для освоения начального общего образования (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Речь и альтернативная  коммуникация»для  освоения начального общего образования(дополнительный первый класс ― 1I) ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-ом   класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учеб...