Адаптированная рабочая программа по устной речи 2 Класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_ustnoy_rechi_2-a_klass_2014-2015_uch.g.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281
129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7
Тел./факс: +7(495) 471-28-55
ОКПО 301770061,
ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ 2-К КЛАССА
НА 2014 – 2015 УЧ.Г.
Автор-составитель программы –
учитель начальных классов
Павлова О.А.
Москва
2014
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по развитию речи составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью.
В основу адаптации положены рекомендации авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2006 г.
Целью данной программы является:
- направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:
- формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
- расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
- обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
- обогащать словарный запас обучающихся.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по развитию речи включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:
- развитие устной коммуникации, способности к осмысленному чтению; овладение способностью пользоваться устной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.
Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным (допущенным) приказом Минобрнауки РФ от 23.12.2009г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в 2013-2014 учебном году».
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Матвеева Н.Б., Куртова М.С. Живой мир: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. М.: Просвещение, 2012.
- Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
Рабочая программа по развитию речи составлена в соответствии с учебным планом ГБОУ СКОШ № 309 на 2013-2014 уч.год и рассчитана на 35часов в год (1час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс
Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.
Примерная тематика
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
Дом, квартира, домашний адрес.
Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
Овощи и фрукты. Сравнение.
Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Домашние и дикие животные. Сравнение.
Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Птицы и насекомые. Сравнение.
Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
Повторение.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов и их частей;
обобщающие названия изученных групп предметов.
Дополнительная литература:
- Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2007.
- Каткова Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию. – М.: Интелект – Центр, 2005.
- Николаекова Е.И. Тесты по природоведению: 1-4 кл. – М.: «Первое сентября», 2002.
- Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.
- Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994.
- Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. М.: АРКТИ, 2004.
- Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М: «Первое сентября», 2002.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
35часов
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
I четверть | |||
1 | Вот и лето прошло! | 1 | 03.09 |
2 | Начало осени. | 1 | 10.09 |
3 | Наша школа. | 1 | 17.09 |
4 | Пришкольный участок. | 1 | 24.09 |
5 | Дом. Квартира. | 1 | 1.10 |
6 | Дорога в школу и домой. | 1 | 08.10. |
7 | Сезонные изменения в природе. Экскурсия. | 1 | 15.10 |
8 | Золотая осень. Изменения в жизни растений и животных с приходом осени. | 1 | 22.10 |
9 | Изменения в жизни людей с приходом осени. | 1 | 29.10 |
II четверть | |||
10 | Семья. Дом. | 1 | 1.11 |
11 | Деревья: береза, клен. | 1 | 19.11 |
12 | Экскурсия на тему: "Последние осенние деньки". | 1 | 26.11 |
13 | Первые признаки зимы. | 1 | 03.12 |
14 | Первые признаки зимы. Пословицы и поговорки. | 1 | 10.12 |
15 | Фрукты: лимон, апельсин. Овощи и фрукты - сравнение. | 1 | 17.12 |
16 | Фрукты: лимон, апельсин. Овощи и фрукты - сравнение. | 1 | 24.12 |
III четверть | |||
17 | Сезонные изменения в природе. Зима. Зимние забавы детей. | 1 | 14.01 |
18 | Сезонные изменения в природе. Зима и ее особенности. | 1 | 21.01 |
19 | Одежда и обувь. Сезонная одежда и обувь. Уход за ними. | 1 | 28.01 |
20 | Дикие животные: заяц. Внешний вид. Образ жизни. Питание. | 1 | 04.02 |
21 | Домашние животные: кролик. Внешний вид. Образ жизни. Питание. Сравнение с зайцем. | 1 | 11.02 |
22 | Комнатные растения: фикус, бегония. Узнавание и называние. | 1 | 18.02 |
23 | Комнатные растения: фикус, бегония. Уход за ними (смывание пыли с листьев, полив). | 1 | 25.02 |
24 | Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, снег). | 1 | 4.03 |
25 | Сезонные изменения в природе. Изменения в природе в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз. | 1 | 11.03 |
26 | Сезонные изменения в природе. Изменения в природе, жизни растений и животных в зимние месяцы. | 1 | 18.03 |
IV четверть | |||
27 | Весна - пробуждение природы. Раннецветущие растения: медуница, мать-и-мачеха. | 1 | 01.04 |
28 | Птицы: ворона. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку. | 1 | 8.04 |
29 | Птицы: воробей. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку. | 1 | 15.04 |
30 | Насекомые: жук. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку. | 1 | 22.04 |
31 | Насекомые: бабочка. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку. | 1 | 29.04 |
32 | Охрана здоровья. Гигиена тела. Волосы, кожа - уход за ними. | 1 | 06.05 |
33 | Внутреннее строение человека. | 1 | 13.05 |
34 | Внутреннее строение человека. | 1 | 20.05 |
35 | Веселый май. Экскурсия на тему: "Здравствуй, лето!" | 1 | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (коррекционной программы VIII вида)
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...
Рабочая программа по устной речи для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Данная программа разработана на основе примерной программы для специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М. и учебника "Устная речь" 3 класс Комаровой С.В....
Рабочая программа «Развитие устной речи» коррекционное обучение 8 вид 2 класс
Рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа "Коррекция устной и письменной речи у детей 1 класса с ОВЗ"
Адаптированная рабочая программа "Коррекция устной и письменной речи у детей 1 класса с ОВЗ"....
Адаптированная рабочая программа по устной речи 3 Класс
Рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для освоения начального общего образования (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»для освоения начального общего образования(дополнительный первый класс ― 1I) ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-ом класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учеб...