Адаптированная рабочая программа "Коррекция устной и письменной речи у детей 1 класса с ОВЗ"
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Адаптированная рабочая программа "Коррекция устной и письменной речи у детей 1 класса с ОВЗ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_s_detmi_1_klassa_s_ovz.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 329
имени Героя Советского Союза А.С.Хлобыстова»
ОГРН 1157746770620; ИНН/КПП: 7721343021 / 772101001
109456, г. Москва, Тел. /факс (495) 371-67-02
4-й Вешняковский проезд, дом 1, корпус 2 E-mail: 329@edu.mos.ru
Принято на заседании ППк Методист Бессонова С.К. ______________ Протокол №1 от 26 августа 2016г. | Проверено Зам. директора по УВР ____________Самохина Е.Ф. 28.08.2016г. | Утверждено Директор ГБОУ Школа № 329 __________Н.П.Даньшина Приказ № 561-а от 29.08.2016г. |
Адаптированная программа
«Коррекция нарушений устной и письменной речи у детей 1 класса с ОВЗ»
Составитель:
Учитель-логопед Володина Е.Н.
Москва
2016
Пояснительная записка
Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.
В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения (Савина Е.А. Возможности комплексного логопедического обследования детей младшего школьного возраста // Практическая психология и логопедия. 2005). Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования для обучающихся с задержкой психического развития; нормативно-методическими документами Минобрнауки Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами в области образования, а также Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования для обучающихся с задержкой психического развития; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ТНР.
Также программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:
- комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);
- компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);
- поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).
Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.
Актуальность данной программы обусловлена наличием у обучающихся 1 класса для детей с ОВЗ отклонений в правильном произношении звуков, в фонематическом и лексико-грамматическом развитии, в построении связного высказывания, что является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.
Картина речевых нарушений обучающихся характеризуется множественными нарушениями языковых систем в сочетании с комплексными анализаторными расстройствами.
У значительной части школьников отмечаются особенности речевого поведения – незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных речевых расстройств – негативизм и значительные трудности речевой коммуникации.
Социальное развитие большинства детей с нарушениями речи полноценно не происходит в связи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций.
В соответствии с данной программой планируется обеспечить результаты по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Системное и общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных сложных формах детской речевой патологии, выделяемых в клинико-педагогической классификации речевых расстройств (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, нарушения письменной речи).
Несмотря на различную природу, механизм речевого дефекта, у этих детей отмечаются типичные проявления, свидетельствующие о системном нарушении речевой функциональной системы.
Одним из ведущих признаков является более позднее, по сравнению с нормой, развитие речи; выраженное отставание в формировании экспрессивной речи при относительно благополучном понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко снижается.
Развивающаяся речь этих детей аграмматична, изобилует большим числом разнообразных фонетических недостатков, малопонятна окружающим.
Нарушения в формировании речевой деятельности учащихся негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Учащимся присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движений, трудностью реализации сложных двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных).
Обучающихся 1 класса с ОВЗ отличает выраженная диссоциация между речевым и психическим развитием. Психическое развитие этих детей имеет свои особенности и эмоционально-волевая сфера нуждается в формировании.
Нарушения устной речи обучающихся с НРСХ приводят к возникновению нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии), т.к. письмо и чтение осуществляются только на основе достаточно высокого развития устной речи, и нарушения устной и письменной речи являются результатом воздействия единого этиопатогенетического фактора, являющегося их причиной и составляющего патологический механизм.
Симптоматика нарушений письма и чтения проявляется в стойких, специфических, повторяющихся ошибках как на уровне текста, предложения, так и слова. Нарушения письма (дисграфия) и чтения (дислексия) могут сопровождаться разнообразными неречевыми расстройствами и в сочетании с ними входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств (при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии и т.д.)
Различия механизмов и структуры речевого дефекта у обучающихся с ОВЗ с различным уровнем речевого развития определяют необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования.
Цель коррекционно-педагогической работы в 1 классе для детей с ОВЗ, имеющим речевые нарушения: коррекция устной речи, предупреждение и исправление нарушений письменной речи, сопровождение в усвоении АООП.
Задачи:
- своевременно выявить обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;
- определить особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, имеющих речевые нарушения;
- создать предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей первоначального обучения грамоте;
- повышать возможности обучающихся в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с ОВЗ;
- корректировать устную речь, а также развивать аналитико-синтетическую и регуляторную деятельности;
- сформировать обобщенные представления (речеслуховые, речедвигательные, зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения навыком письма и чтения.
- создать комфортность воспитательного, образовательного, коррекционно-развивающего процесса;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной и методической помощи по вопросам коррекции устной и письменной речи.
Формы организации коррекционно-развивающего процесса
Занятия по развитию речи и речемыслительной деятельности проводятся в миниподгруппах. Продолжительность подгрупповых занятий - 30 минут. К категории индивидуальных относятся логопедические занятия по формированию устной и письменной речи. Продолжительность индивидуальных занятий - 30 минут.
Планируемые результаты освоения обучающимися
коррекционно-развивающей программы
В результате коррекционно-развивающего обучения учащихся с ОВЗ будут сформированы личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
- осознание языка, как основного средства человеческого общения;
- осознание необходимости изучения родного языка;
- развитие познавательного интереса к родному языку;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях.
Метапредметные результаты:
- сформированность умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- умение составлять план решения учебной задачи, умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- овладение умениями моделирующей деятельности (работать с доступными предметными, знаковыми, графическими моделями; создавать простейшие модели);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно-следственных связей, построением рассуждений;
- умение адекватно использовать речевые средства для решения различных познавательных и коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи;
- умение задавать вопросы;
- готовность слушать собеседника и вести диалог.
Предметные результаты:
- формирование устной речи;
- формирование способа звукового анализа слова;
- систематизация знаний о звуках и буква, правилах графики, сведений о некоторых орфограммах;
- выполнение репродуктивных письменных заданий (списывание, письмо под диктовку).
Содержание коррекционно-педагогической работы
- Развитие устной речи как основа формирования письма
Коррекция дефектов звукопроизношения.
Развитие, уточнение и активизация речевого запаса по лексическим темам, развитие способности наблюдать, находить различия и сходства предметов, явлений, понимать и объяснять смысл устойчивых выражений, определять предметы и явления с помощью описания (загадки), закрепление четкости и разборчивости произнесения текстов (чистоговорки, поговорки, пословицы).
Развитие умения составлять предложения с заданным словом, восстанавливать правильный порядок слов в предложении, образовывать новые слова с использованием разных способов словообразования, объяснять образование сложных слов, понимать и правильно использовать логико-грамматические конструкции.
Развитие фонематического восприятия (развитие способности различать оппозиционные звуки изолированно).
Развитие слогового синтеза и анализа. Развитие фонемного анализа и синтеза:
- Обучение элементам фонемного анализа (выделение гласного звука в начале, середине, конце слова, выделение согласного звука в конце, середине и в начале слова с использованием фишек и схемы-карточки);
- Формирование полного фонемного анализа (определение последовательности и количества звуков в слове с помощью схем, умение давать характеристику звука с учетом дифференциальных признаков);
- Выполнение различных операций (действий) со звуковым образом слов без наглядной опоры (выполнение упражнений на определение места и окружения заданного звука в слове, количества гласных и согласных звуков в заданном слове).
- Формирование и закрепление основных действий, входящих в состав письма
Развитие умения определять место заданного звука в слове и выбор соответствующей буквы, закрепление графического образа печатной и письменной буквы, тренировка в написании строчной и прописной буквы.
- Развитие процессов, составляющих базу формирования письменной речи
Развитие речеслухового восприятия, зрительно-пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти, двигательной памяти, образной памяти, моторного планирования, регуляции и самоконтроля.
Тематическое планирование коррекционно-педагогической работы
Тема | Количество часов |
Тема 1. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж». Звук «О». Буква О. | 1 |
Тема 2. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Дети собирают грибы». Звук «А». Буква А. | 1 |
Тема 3. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме». Звук «Э». Буква Э. | 1 |
Тема 4. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж». Звук «И». Буква И. | 1 |
Тема 5. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети кормят птиц». Звук «Н и Нь». Буква Н. | 1 |
Тема 6. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети лепят снеговика». Звуки «Т и Ть». Буква Т. | 1 |
Тема 7. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж». Звуки «С и Сь». Буква С. | 1 |
Тема 8. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж. Звери и их детеныши». Звуки «Р и Рь». Буква Р. | 1 |
Тема 9. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж. Дети вешают скворечник». Звуки «В и Вь». Буква В. | 1 |
Тема 10. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж». Звуки «Л и Ль». Буква Л. | 1 |
Тема 11. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Луг.Стадо». Звуки «К и Кь». Буква К. | 1 |
Тема 12. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Отдых людей». Звуки «М и Мь». Буква М. | 1 |
Тема 13. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор». Звуки «Д и Дь». Буква Д. | 1 |
Тема 14. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор. Домашние птицы и животные». Звуки «П и Пь». Буква П. | 1 |
Тема 15. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор. Домашние животные». Звук «У». Буква У. | 1 |
Тема 16. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Улица». Звук «У». Буква У. | 1 |
Тема 17. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Улица. Люди». Звук «ы». Буква Ы. | 1 |
Тема 18. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната». Звуки «Г и Гь». Буква Г. | 1 |
Тема 19. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната с мебелью». Звуки «З и Зь». Буква З. | 1 |
Тема 20. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната. Семья». Звуки «Б и Бь». Буква Б. | 1 |
Тема 21. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Сквер». Звуки «Ч». Буква Ч. | 1 |
Тема 22. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Сквер.Люди». Звук «Й». Буква Й. | 1 |
Тема 23. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Цирк. Клоун». Звуки «Х и Хь». Буква Х. | 1 |
Тема 24. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Африка. Дикие животные». Звук «Ж». Буква Ж. | 1 |
Тема 25. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Цирк. Фокусник». Звук «Ш». Буква Ш. | 1 |
Тема 26-27. Конфликт лексических тем «Зимний пейзаж. Дети собирают грибы». Буква Ю. Звук «Ц». Буква Ц. | 1 |
Тема 28-29. Конфликт лексических тем «Осенний пейзаж. Дети лепят снеговика». Буква Е. Звук «Щ». Буква Щ. | 1 |
Тема 30-31. Конфликт лексических тем «Летний пейзаж. Дети кормят зимующих птиц». Буква Е. Звуки «Ф и Фь». Буква Ф. | 1 |
Тема 32-33. Конфликт лексических тем «Летний пейзаж. Дети кормят зимующих птиц». Буква Ь. Буква Ъ. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности нарушений устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста.
Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обу...
Особенности устной и письменной речи у детей с ЗПР
В материале представлен опыт коллег по характеристике отдельных параметров как устной , так и письменной речи. Будет полезна для написания речевой карты, составления индивидуального коррекционного мар...
Рабочая программа групповой коррекции устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста
Программа составлена в соответствии с государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе. Она учитывает особенности и структуру речевого дефекта и отражает современн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППОВОЙ КОРРЕКЦИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (1-4 КЛАССЫ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА групповой коррекции устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста (1-4 классы)...
Некоторые приемы логопедической работы с нарушениями устной и письменной речи у детей с ЗПР
В статье описаны некоторые приемы работы учителя-логопеда с нарушениями устной и письменной речи у детей с задержкой психического развития....
Некоторые приемы работы с нарушениями устной и письменной речи у детей с задержкой психического развития
Презентация на тему "Некоторые приемы работы с нарушениями устной и письменной речи у детей с задержкой психического развития" создана на основе опыта работы с детьми с задержкой психическог...
Методические рекомендации по развитию устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста
Данная методическая разработка:представлена в виде методических рекомендаций;содержит описание специфических ошибок по каждому виду дисграфии;предлагает примеры и образцы коррекционных упражнений по о...