"Развитие познавательной и речевой активности младших школьников с ОВЗ на уроках и во внеурочное время"
презентация к уроку на тему

доклад с презентацией на ШМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     МОУ ОШ №5 для обучающихся с ОВЗ

Тема: «Развитие познавательной и речевой активности младших школьников с ОВЗ на уроках и во внеурочное время»

Подготовила:  учитель начальных классов

                                                    Коннова Т.А.

                                                         

                                                      г.о. Орехово-Зуево

                                                                     2017

    Одной из актуальных задач современной специальной педагогики является формирование познавательного интереса учащихся с нарушением интеллекта. Определено, что ребенок в состоянии интереса усваивает материал быстрее и прочнее. От того насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети зависит в дальнейшем их полноценное развитие, успешная адаптация в социум, поэтому развитие познавательного интереса является задачей, которая должна быть первостепенной на протяжении всего обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В своей практике, наряду с большим количеством средств, применяемых для развития познавательной и речевой активности детей с ОВЗ, я использую дидактические игры и  ИКТ.

Дидактическая игра используется на различных этапах урока, особенно на этапе повторения и закрепления. Место и характер игры определяется учителем, исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, из сложности того материала, с которым будут работать ученики.

        Использование наглядности и игр в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса. Появление интереса к обучению у умственно отсталых школьников в значительной степени повышает прочность знаний, умений, навыков, соответствует коррекции внимания, мышления и других психических процессов.

 Систематическое использование учителем наглядности и игры в работе с умственно отсталыми школьниками создает положительную мотивацию учения, способствует воспитанию интереса к обучаемому предмету.

Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что ученику по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что в игре, мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности.

Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.) вы узнаете тему нашего урока или «Решив занимательный пример вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке ».

        Игры могут быть с предметами – использование муляжей, природного материала. Например: игра «Овощи – фрукты», «Волшебный мешочек», где уточняется цвет, форма, вкус, запах, назначение, размер предмета.

Настольные (настольно – печатные) игры используются для групповой и индивидуальной работы. Например: игра «Четвертый лишний», «Парные картинки»,«Узнай силуэт», «Собери картинку», «Домино», «Лото» и т.д.

Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, ребусы, кроссворды, головоломки и т.д.

     Использование дидактических игр в учебном процессе способствуют:

• формированию уверенности в себе, заинтересованность в учении;

• повышению самостоятельности;

• развитию внимания, снятию напряжения, особенно при изучении нового и проверке знаний.

Действенным средством совершенствования таких значимых для учебной деятельности функций и процессов, как восприятие, внимание, память и др., являются ИКТ. Необходимость использования таких технологий в коррекционной школе обусловливается тяжестью и устойчивостью интеллектуальных нарушений учащихся. С помощью мультимедийных презентаций можно существенно увеличить мотивацию ребенка к трудной для него работе, привлечь внимание, длительно удерживать интерес к заданию.

В учебной деятельности использую ИКТ, служащие для усвоения и закрепления учебного материала. Особенно важно их применение после объяснения нового материала, чтобы снять усталость. Использование ИКТ на уроках в специальной (коррекционной) школе предоставляет новые возможности для развития детей, позволяет освободиться от традиционного курса обучения и разработать новые идеи и средства выражения в учебном процессе. Если педагог систематически будет использовать правильно подобранные методы и приемы на каждом уроке, а также игры с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, то повысится уровень развития психических процессов и активизация детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Таким образом, можно сделать вывод, что роль игры в жизни школьника имеет большое коррекционное воздействие и является одним из эффективных методов обучения в коррекционной школе. Игры  позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать занимательную форму.

  Проведение игр на уроках дает положительный результат. Практические результаты следующие:

1. У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья повысился интерес, повысилась мотивация к урокам.

2. Учащиеся научились рассуждать, используя информацию.

3. У учащихся улучшилось воображение (игра «На что похожи ладошки?», «На что похожи облака?»), память (игра «Что изменилось?»), мышление («Четвертый  лишний», «Пословицы»).

4. Улучшились качества речи, такие, как: содержательность, логичность, богатство речи, умение отвечать на вопросы, стиль речи.

5. Учащиеся научились действовать сообща, наблюдать за ответами товарища, стремиться к совместной цели.

                 

                                                         Литература:        

Коррекционная педагогика в начальном образовании : Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 320 с.

Маркова Т. В. Использование сюжетов народных сказок как основы развития познавательного интереса учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках математики [Текст] / Т. В. Маркова, Д. О. Евстифеева // Проблемы и         ерспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.).  — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 115-120.

        

Основы коррекционной педагогики : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 280 с.

Смирнов, С.А. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности / Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студ. сред.пед. учеб. Заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под.ред. С.А. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 512 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие познавательной и речевой активности младших школьников с ОВЗ на уроках и во внеурочное время». Подготовила: учитель нач . классов МОУ ОШ №5 г.о. Орехово-Зуево Коннова Т.А.

Слайд 2

Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки не одной.

Слайд 6

Использование дидактических игр в учебном процессе способствуют: формированию уверенности в себе, заинтересованность в учении; повышению самостоятельности; развитию внимания, снятию напряжения, особенно при изучении нового и проверке знаний.

Слайд 7

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ А П Р У И

Слайд 8

1. У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья повысился интерес, повысилась мотивация к урокам. 2. Учащиеся научились рассуждать, используя информацию. 3. У учащихся улучшилось воображение (игра « На что похожи ладошки? », «На что похожи облака?»), память (игра «Что изменилось?»), мышление (« Четвертый лишний », «Пословицы»). 4. Улучшились качества речи, такие, как: содержательность, логичность, богатство речи, умение отвечать на вопросы, стиль речи. 5. Учащиеся научились действовать сообща, наблюдать за ответами товарища, стремиться к совместной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 1-м, 2-м классе (Коллективные проекты). В статье содержится материал по духовно-нравственному воспитанию (проект "Светлый праздник Пасхи")...

Роль речевых игр в развитии коммуникативно-речевой активности младших школьников

В материале представлены речевые игры, которые можно использовать на уроках русского языка при изучении темы "Имя прилагательное", а также на логопедических занятиях....

Выступление на тему "Развитие познавательной активности младших школьников через игровую деятельность в урочное и внеурочное время".

В начальной школе очень важно заинтересовать детей учебной и познавательной деятельностью, а проще всего это сделать через хорошо им знакомую  игру.Цель выступления:-показать воспитательный и обу...

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.

Термин интеллект появился в глубокой древности.Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психиче...

Развитие речевой активности младших школьников в «педагогических мастерских»

На современном этапе образования педагогическая мастерская – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует ро...

Педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в ходе организации работы с творческими проектами во внеурочной деятельности

Мы выдвинули гипотезу о том, что использование творческих проектов во внеурочной деятельности обучающихся начальных классов будет способствовать развитию познавательных УУД, если в процессе работы буд...

Диагностика познавательной, творческой, речевой деятельности младших школьников

Школьный, в большей степени младший школьный возраст являются периодами интенсивного развития ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания. Именно в младшем школьном возрасте, к...