разработка рабочей программы по курсу " Наш дом - Вселенная" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятельности " Наш дом - Вселенная" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа призвана путем познания Вселенной расширить кругозор обучающихся, систематизировать их знания о космических телах и их влиянии на Землю. Являясь интегрированной с другими предметами начальной школы, программа способствует выстраиванию целостной картины мира. В данной программе обучающиеся учатся работать с картой звездного неба, моделируют созвездия, строят модель Солнечной системы, проводят опыты «солнечные часы», «театр теней», составляют сказки о созвездиях, активно участвуют в создании учебных проектов. Широко представлен краеведческий материал: тематические экскурсии в Дом-музей К.Э. Циолковского, ГМИК, Планетарий.
Цель программы
Овладение учащимися практико-ориентированных знаний о космических телах и их влиянии на Землю, формирование представления об этапах познания Вселенной и освоении космоса, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и взрослыми, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.
Задачи курса внеурочной деятельности «Наш дом - Вселенная»:
- Сохранять и поддерживать индивидуальность ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- Формировать у школьников метапредметные УУД, основанные на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
- Развивать умения работы с научно-популярной и справочной литературой, развивать умения проводить фенологические наблюдения, физические опыты, простейшие измерения;
- Воспитывать у учащихся бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, формировать экологическую культуры, навыки нравственного поведения;
- Формировать уважительное отношение к истории и науке России, к городу Калуге – «колыбели космонавтики»;
- Формировать у детей психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного взаимодействия в социуме.
В отличие от существующей программы профессора Е.П.Левитана «Твоя Вселенная», данная программа интегрирована с учебными предметами:
- «Окружающий мир»: связь живого и неживого, тела Солнечной системы, смена времен года, смена дня и ночи, круговорот веществ и энергии, оболочки Земли;
- «Технология»: моделирование и конструирование из бумаги, природных и бросовых материалов; лепка, папье-маше, аппликация, мозаика, плетение, изонить;
- «Изобразительное искусство»: рисование акварелью, гуашью, граттаж;
- «Музыка»: музыка и песни космической тематики;
- «Литературное чтение»: чтение художественных произведений космической тематики, разучивание стихотворных текстов;
- «Русский язык»: написание сочинений, деловых статей;
- «Математика»: использование простейших формул, знание геометрических форм и свойств, пропедевтика некоторых физических законов и химических формул, превращений.
Второй важнейшей особенностью программы является проектный метод, использующийся в качестве контроля. Изготовление материального проекта и соответствующей документации к нему наиболее полно отслеживает уровень формирования универсальных учебных действий обучающихся по теме.
Срок реализации курса внеурочной деятельности: 1 год - 68 часов. Группа комплектуется из учащихся 3-х классов. Группа занимается 1 раз в неделю по 2 часа.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Регулятивные: 1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Коммуникативные: 1. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. 2. готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и оценку событий; 3. определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности. Познавательные: 1.освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 2. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; 3. использование различных способов поиска (в справочных и энциклопедических источниках, в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами 4. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание; 5. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; |
|
.
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
К концу 3 - го года обучения
Обучающиеся научатся:
- объяснять особенности устройства Вселенной как системы;
- характеризовать общие особенности звезд, межзвездного вещества, газовых туманностей, галактик;
- называть и составлять схему 15 созвездий;
- характеризовать отличия понятий созвездие и галактика;
- понимать общие особенности звездных систем, планет, спутников планет, астероидов, метеорах, кометах;
- объяснять, как используются искусственные спутники Земли;
- рассказать общее устройство орбитальной станции;
- определять какой вклад в развитие космонавтики внесли: Циолковский, Королев, Гагарин, Титов, Леонов, Терешкова, Савицкая.
- конструировать или нарисовать схему 15 созвездий и находить эти созвездия на карте;
- перечислить планеты Солнечной системы от Солнца и к Солнцу, планеты без спутников, планеты с кольцами, планеты-гиганты;
- из карточек выбрать основные достижения Циолковского, Королева, Гагарина, Титова, Леонова, Терешковой, Савицкой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- освоить алгоритм составления проектной работы
- работать в малой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
- понимать основание разницы между заявленными точками зрения, мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
- находить в научных и публицистических текстах подтверждение высказанным точкам зрения
- осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы
Содержание курса внеурочной деятельности
Системность Вселенной (темы 1 - 4)
(2 ч. теория + 2 ч. практика = 4 ч.)
Устройство Вселенной как системы. Основные составные части Вселенной как системы: галактика, звездная система. Наш адрес во вселенной. Что такое галактика? Наша галактика, какая она?.
Практические работы: мозаика манной крупой на черном картоне «Млечный Путь».
Основные виды деятельности обучающихся:
- Объяснение нового материала с синхронным использованием демонстрационного материала.
- Беседа по иллюстрациям и рисункам.
- Самостоятельные действия обучающихся по построению нашей галактики «Млечный путь»
Солнечная система (темы 5 – 39)
(16 ч. теория + 19 ч. практика = 35 ч.)
Устройство Солнечной системы. Солнце, как системообразующая звезда. Планеты Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
План изучения планет Солнечной системы: 1) Происхождение названия; 2) Астрономический знак; 3) Фотография и карта поверхности (если есть); 4) Расстояние от Солнца и длина года; 5) Размеры по сравнению с Солнцем и Землей; 6) Длина суток; 7) Температура на поверхности; 8) Особенности; 9) Наличие спутников; 10) Космические полеты к планете, другие варианты изучения планеты.
Спутники планет, общие особенности. Интересные факты. Размер относительно Земли. Условия. Исследования Луны. Атлас Луны. Фазы Луны. Лунные затмения.
Происхождение колец. Что представляют собой кольца, у каких планет они образуются.
Астероиды. Пояс астероидов в Солнечной системе. Что отличает астероиды от других небесных тел.
Метеор – метеорит – метеоритный дождь. Сравнение заявленных темой понятий, сравнение их с другими малыми небесными телами. Виды метеоритов. Рассказы о падениях метеоритов.
Комета. Устройство, орбиты. Знаменитые кометы. Сравнение с другими малыми небесными телами.
Практические работы: моделирование Солнечной системы (из картона, нитяных помпонов, в технике «нитяной паутинки»), изготовление моделей поверхности некоторых планет (пластилин, гипс, папье-маше), изображение различных планет Солнечной системы разными материалами, рисунок на черном картоне белой гуашью «метеорный дождь» или лепка папье-маше «кратер», работа с контурной картой – поверхность Луны.
Основные виды деятельности обучающихся:
- Объяснение нового материала с синхронным использованием демонстрационного материала.
- Беседа по выявлению проблемы, которая будет решаться в ходе занятия.
- Выполнение письменных заданий по системе вопросов.
- Парная работа по сравнению небесных тел.
- Развитие умений применять естественно - научные знания для объяснения окружающий явлений.
- Наблюдение и описание отдельных объектов Вселенной
Другие звезды (темы 40 - 57)
(7ч. теория + 11 ч. практика=18 ч.)
Разнообразие звезд. Общее в устройстве звезд и различия между ними. Ближайшие к нам звезды. Чем понятие созвездия отличается от понятия галактики. Новые созвездия – «звездный зоопарк» (созвездия Единорог, Феникс, Голубь, Павлин, зодиакальный ряд). Легенды, связанные с изучаемыми созвездиями.
Практические работы: моделирование сравнительных размеров звезд, схем созвездий, иллюстрации к мифам и легендам о созвездиях, ориентирование по звездной карте, составление своего звездного атласа.
Основные виды деятельности обучающихся:
- Развитие логических операций – классификация, обобщение и другие в ходе решения вопроса об устройстве звезд.
- Беседа с последующим выполнением обучающимися самостоятельных действий по моделированию схем звезд.
- Развитие умений пользоваться картами разного содержания для выявления закономерностей и получения новых знаний.
- Самостоятельные действия обучающихся - составление своего звездного атласа - развитие навыков проектной деятельности.
Первые среди первых (темы 58 - 68 )
(4 ч. теория + 7 ч. практика = 11 ч.)
К.Э. Циолковский - ученый и учитель. Устройство ракеты. Ракетостроители: Королев С.П. Собаки – космонавты. Центр подготовки космонавтов. Первый отряд космонавтов. Первый полет в космос – Ю.А. Гагарин. Работа космонавта. Титов Г.С., Леонов А.А., Терешкова В.В. Внештатные ситуации в космосе. Калуга – «колыбель космонавтики».
Практические работы: рисунок «Дом, где жил ученый», модель «Ракета Гагарина», комбинированная работа «Герб нашего города», конструирование самолетов и ракет в технике оригами, рисование космических явлений (вид с орбиты Земли), графика – скафандр космонавта.
Демонстрации: фотографии, иллюстрации, земной глобус, звездная карта, атласы звездного неба, научные фильмы о Гагарине Ю.А., Королеве С.П., Циолковском К.Э. ,Титове Г.С., Леонове А.А., Терешковой В.В., о работе орбитальной станции.
Проекты: «Орбитальная станция будущего», «Каким должен быть космонавт», итоговый проект: Калуга – «колыбель космонавтики».
Экскурсии: в Музей Космонавтики (тематические), в Дом-музей Циолковского, планетарий, ЦКО «Галактика».
Основные виды деятельности обучающихся:
- Формирование умений сравнительного анализа исторических событий.
- Объяснение нового материала с синхронным использованием демонстрационного материала.
- Беседа по иллюстрациям и рисункам.
- Выполнение письменных заданий по системе вопросов.
- Развитие навыков проектной деятельности.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тема раздела | Количество часов | Содержание курса внеурочной деятельности |
Системность Вселенной | 4 | Устройство Вселенной как системы. Основные составные части Вселенной как системы: галактика, звездная система. Наш адрес во вселенной. Что такое галактика? Наша галактика, какая она? |
Солнечная система | 35 | Устройство Солнечной системы. Солнце, как системообразующая звезда. Планеты Солнечной системы:
Плутон. Пояс Койпера. Спутники планет, общие особенности. Интересные факты. Размер относительно Земли. Условия. Исследования Луны. Атлас Луны. Фазы Луны. Лунные затмения. Происхождение колец. Что представляют собой кольца, у каких планет они образуются. Астероиды. Пояс астероидов в Солнечной системе. Что отличает астероиды от других небесных тел. Метеор – метеорит – метеоритный дождь. Сравнение заявленных темой понятий, сравнение их с другими малыми небесными телами. Виды метеоритов. Рассказы о падениях метеоритов. Комета. Устройство, орбиты. Знаменитые кометы. Сравнение с другими малыми небесными телами. |
Другие звезды | 18 | Разнообразие звезд. Общее в устройстве звезд и различия между ними. Ближайшие к нам звезды. Чем понятие созвездия отличается от понятия галактики. Новые созвездия – «звездный зоопарк» (созвездия Единорог, Феникс, Голубь, Павлин, зодиакальный ряд). Легенды, связанные с изучаемыми созвездиями. |
Первые среди первых | 11 | К.Э. Циолковский - ученый и учитель. Устройство ракеты. Ракетостроители: Королев С.П. Собаки – космонавты. Центр подготовки космонавтов. Первый отряд космонавтов. Первый полет в космос – Ю.А. Гагарин. Работа космонавта. Титов Г.С., Леонов А.А., Терешкова В.В. Внештатные ситуации в космосе. Калуга – «колыбель космонавтики». |
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности
№ п/п | ТЕМА | Кол-во часов | |||
теория | практика | общее | |||
Вводная тема «Системность Вселенной» (2 ч. теория + 2 ч. практика = 4ч.) | |||||
1 | Устройство вселенной. Система. Основные составные части вселенной как системы: галактика, звездная система. Наш адрес во вселенной. | 1 | 1 | 2 | |
2 | Что такое галактика? Наша галактика, какая она? | 1 | 1 | 2 | |
Итого | 2 | 2 | 4 | ||
Солнечная система (16 ч. теория + 19 ч. практика = 34 ч.) | |||||
4 | Солнечная система. Солнце, как системообразующая звезда. | 1 | 1 | 2 | |
5 | Как Солнце влияет на Землю. | 1 | 1 | 2 | |
6 | Меркурий. | 1 | 1 | 2 | |
7 | Венера. | 1 | 1 | 2 | |
8 | Земля как планета. | 1 | 1 | 2 | |
9 | Марс. | 1 | 1 | 2 | |
10 | Юпитер. | 1 | 1 | 2 | |
11 | Сатурн. Происхождение колец. | 1 | 1 | 2 | |
12 | Уран. | 1 | 1 | 2 | |
13 | Нептун. | 1 | 1 | 2 | |
14 | Плутон. | 1 | 1 | 2 | |
15 | Игра: «Полет по планетам» | 1 | 1 | ||
16 | Спутники планет. | 1 | 1 | 2 | |
17 | Луна – естественный спутник Земли. | 1 | 1 | 2 | |
18 | Виртуальное путешествие по Солнечной системе. | 1 | 1 | ||
19 | Экскурсия в ГМИК | 1 | 1 | ||
20 | Пояс астероидов. | 1 | 1 | 2 | |
21 | Метеор – метеорит – метеоритный дождь. | ||||
22 | История уникальных падений. | ||||
23 | Комета. | 1 | 1 | 2 | |
24 | Проект: «Такая загадочная Солнечная система» | 1 | 1 | ||
Итого | 16 | 19 | 35 | ||
Другие звезды (7ч. теория + 11ч. практика=18 ч. ) | |||||
25 | Разнообразие звезд. Общее в устройстве звезд и различия между ними. | 1 | 1 | 2 | |
26 | Ближайшие к нам звезды. | ||||
27 | Стихи и песни на космическую тему. | 1 | 1 | ||
28 | Созвездия и галактики. | 1 | 1 | ||
29 | Созвездия. Экскурсия в планетарий. | 1 | 1 | ||
30 | Новые созвездия – «звездный зоопарк» (созвездия Единорог, Феникс, Голубь, Павлин, звериная часть зодиакального ряда: Телец, Рак, Лев, Овен, Рыбы, Скорпион, Козерог) | 5 | 5 | 10 | |
31 | Ориентирование по звездной карте | 1 | 1 | ||
32 | Игра: «Первые среди звезд» | 1 | 1 | ||
33 | Проект «Созвездие сказочного зверя» | 1 | 1 | ||
Итого | 7 | 11 | 18 | ||
Первые среди первых (4 ч. теория + 7 ч. практика = 11 ч.) | |||||
34 | К.Э. Циолковский. | 1 | 1 | 2 | |
35 | С.П. Королев. | 1 | 1 | 2 | |
36 | Профессия космонавт. | 1 | 1 | ||
37 | Центр подготовки космонавтов | 1 | 1 | ||
38 | Ю.А. Гагарин. | 1 | 1 | 2 | |
39 | Титов Г.С., Леонов А.А., Терешкова В.В. | 1 | 1 | ||
40 | Виртуальная экскурсия по Калуге «Калуга - космическая» | 1 | 1 | ||
41 | Итоговый проект: «Калуга – колыбель космонавтики». | 1 | 1 | ||
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/24/picture-65074-1353764531.jpg)
Рабочая программа по курсу "Москвоведение" во 2 классе.Разработана на основе программы Г.Н. Аквилевой, Н.И. Яковлевой "Москвоведение" для начальной школы. МИПКРО 1996г.
Рабочая программа по курсу "Москвоведение" во 2 классе, разработанная на основе программы Г.Н. Аквилевой....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/18/picture-385258-1390023069.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/18/picture-385258-1390023069.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/16/picture-83356-1626393836.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/07/picture-913067-1491563041.jpg)
Рабочая программа по курсу "Математика" для 1 класса по программе "Школа России"
Готовая рабочая программа по курсу "Математика" для 1 класса по программе "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/14/picture-831062-1476443060.jpg)
Рабочая программа по курсу Математические представления 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Общая характеристика учебного предмета: В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/14/picture-831062-1476443060.jpg)
Рабочая программа по курсу Речевая практика 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.Используемый УМК:Учебник: С.В. Комарова. Речевая практика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированн...