План профессионального самообразования учителя начальных классов «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»
материал на тему
Тема по самообразованию:
«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 1»
муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
План профессионального самообразования
учителя начальных классов
Еремеевой Ольги Владимировны
Тема: «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»
2017-2018 уч. год
Любое обучение человека
есть не что иное,
как искусство содействовать
стремлению природы
к своему собственному развитию.
И.Песталоцци
Тема по самообразованию:
«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников».
Цель:
- Систематизация и обобщение опыта психолого-педагогических условий организации проектной деятельности в образовательном процессе начальной школы, которые связаны с образовательной программой развития ОУ, задачами направленными на развитие универсальных учебных действий.
Задачи:
- Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
- Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;
- Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели;
- Изучить теоретические основы новой технологии;
- Выявить наиболее приемлемую форму введения учебных проектов;
- Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов;
- Исследовать результативность применения проектов, через внеклассную деятельность;
- Использовать проекты в классно-урочной деятельности.
Актуальность:
«Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев
Ожидаемые результаты:
Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний;
Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме;
Умение планировать работу над проектами;
Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов; доводить начатое дело до конца.
Теоретические основы технологии учебных проектов
В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты.
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она
- Личностно ориентирована;
- Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
- Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Практическая основа технологии учебных проектов
- индивидуальные и коллективные проекты во внеурочной деятельности;
- уроки в режиме проектного обучения;
- опытно-экспериментальная работа.
Разработка проекта
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) | Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); |
II этап: Сбор и обработка информации | Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); |
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
| |
IV этап: Реализация плана действий (проекта) | Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); |
V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы) представляют проект на конференции оформляют портфолио, готовят стендовую защиту разрабатывают электронную презентацию и т.д. | |
VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.) | Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности). |
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления). |
Банк проектов
«Как сохранить здоровье зубов?»
«Домашние тапочки»
«Мотоциклы»
«Изготовление куклы-матрешки в технике папье-маше»
«Азбука»
«История цифр»
«Как люди научились считать»
«Укрепляем здоровье зимой»
Опытно-экспериментальная работа
- Участие в школьной научно-практической конференции .
- Обобщение и представление опыта работы на МО учителей начальных классов;
- Проведение мастер-класса для учителей начальных классов на курсах повышения квалификации КРИППО.
- Публикация материалов в сетевых сообществах учителей, на сайте организации.
Ожидаемые результаты
- Повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности.
- Развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
- Приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности.
Планируемые результаты самообразования:
- Выступление на педагогических советах школы.
- Участие в работе МО школы.
- Участие по теме самообразования в научно-практических конференциях, конкурсах.
- Разработка памятки для учащихся и родителей по теме самообразования, выступление на родительском собрании.
- Создание банка проектных и исследовательских работ учащихся.
- Ведение электронного портфолио учителя.
План самообразования разработан на 2017-2022 г. и включает следующие этапы.
I. Теоретический этап: 2017 - 2018 г.
1.Анализ личных профессиональных затруднений по данной проблеме.
2.Формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий, постановка цели и задач в своей работе.
3.Знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме самообразования.
4.Разработка системы мер, направленных на решение данной проблемы и внедрение ее в процесс обучения и воспитания.
5.Прогнозирование результатов в формате проведения цикла открытых уроков и мероприятий.
II. Практическое решение проблемы: 2018 - 2021 г.
1.Создание комплекта педагогических разработок.
2.Корректировка работы по данной проблеме.
3.Изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме самообразования.
4.Оформление результатов по теме самообразования.
5.Представление творческих отчетов о ходе самообразования: на педагогическом совете и школьном методическом объединении учителей начальных классов.
6.Посещение с обсуждением открытых уроков и мероприятий.
III. Оценочный этап: 2021 - 2022 г.
1.Анализ проделанной работы по проблеме.
2.Создание банка статей по теме самообразования.
3.Представление опыта на практических семинарах учителей, собственных сайтах и сайте школы.
4.Подготовка методических рекомендаций для использования результатов исследования на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".
- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/16/picture-124587-1355679039.jpg)
«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников».
«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников». ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/26/picture-952575-1506436261.jpg)
Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников.
laquo;… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»...
выступление на МО "Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности"
Учебные проекты как один из способов организации учебно-познавательной деятельности широко реализуется в практике учителей начальных классов для придания креативного х...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/17/picture-34350.jpg)
"Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников"
В данной работе рассказывается о том, что проектная деятельность в начальной школе позволяет ребенку делать для себя открытия, ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проек...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/07/picture-1066275-1538859819.jpg)
Методическая разработка "Лэпбук- как средство развития познавательно-исследовательских способностей младших школьников".
Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанник...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/06/picture-1536191-1728199971.jpg)
«Формирование первоначальных навыков исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения качества образования»
Стратегия развития отечественного образования, намеченная на заседании Государственного совета РФ, нашла отражение в Концепции модернизации образования и федеральных государственных образовательных ст...