«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников».
методическая разработка по теме

Жильцова Ольга Евгеньевна
«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rabota.docx70.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

с.Баевка

Кузоватовского района

Ульяновской области

 «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников».

Выполнила

Жильцова Ольга Евгеньевна,

учитель начальных классов

Содержание:

1.Введение.   ................................................................................... .3-9

Ведущая ключевая идея.

 Проблема .

 Гипотеза.

 Цель .

Основные задачи.

2. Теоретическая база……………………………………………....9-11

2.1 Что такое учебный проект?...........................................................12

2.2. Типология учебных проектов………………………………......12-13

2.3.Принципы организации проектной деятельности……………..14-15

2.4.Деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над проектом……………………………………………………………...16-18

3. Технология опыта

3.1 Технология деятельности учителя и учеников на разных этапах работы над проектом………………………………………….19-21

3.2 Результативность использования проектно – исследовательской деятельности в учебном процессе.   …………………………21-24       

4. Заключение……………………………………………………….25-26

5. Список литературы………………………………………………27

6.Приложения………………………………………………………..28

1.Введение.

За последнее десятилетие чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. 

Разработка стандартов второго поколения актуализирует вопросы, связанные с содержанием образования на разных ступенях обучения. При этом подчеркивается, что содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащегося. Важным фактором, влияющим на изменение содержания образования в начальной школе, является то, что современные дети сильно изменились . Во-первых, резко возросла их информированность, однако при этом информация, которую дети получают, бессистемна, чрезмерна и иногда даже агрессивна. Меняются информационные источники: дети мало читают классическую художественную литературу и отдают предпочтение Интернету, телевидению, фильмам, видео. Во-вторых, ограниченность общения со сверстниками препятствует развитию коммуникативных умений, эмоциональной отзывчивости, нравственных норм. В дошкольном возрасте происходит вымещение коммуникативно-игрового общения и сюжетно-ролевой игры учебными занятиями, направленными преимущественно на умственное развитие ребенка. Локальность деятельности детских общественных организаций лишает  детей возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде. Это означает, что в современной начальной школе должны быть организованы такие виды деятельности, которые позволяют развивать информационные, познавательные, коммуникативные умения в комплексе с предметными знаниями и умениями. В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекают  учебные проекты. Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения.

       Учебные  проектов как один из способов организации учебно-познавательной деятельности широко реализуется в практике учителей начальных классов для придания креативного характера процессу обучения, развития у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской.

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.

    Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.

 Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по- настоящему увлечь их предметом исследования. Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности.

         В июне 2011 года я прошла обучение на курсах повышения квалификации в ИПКПРО г.Ульяновска по теме «Обновление содержания и методов начального образования в условиях реализации ФГОС»,где я много узнала  о проектной деятельности. Это позволило мне продолжить использование  проектной деятельности в своей работе. За истекший период времени получены положительные результаты, подтвердившие его действенность. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей.

Актуальность  и   перспективность

Одна  из  главных  задач  учителя  при  организации  процесса  обучения  заключается  в  том, чтобы  ученик  на  уроке  испытывал  удивление, интерес,  озадаченность  неразгаданной  проблемы, радость  самостоятельно сделанного  открытия.

  Мой  опыт  работы  показывает, что в  процессе  обучения  новое  всегда  притягивает  учеников, но  столкнувшись  с  трудностями,  с  однообразием, ученик  постепенно  теряет  интерес  и  желание  учиться. И  всем  нам  известно,  что  одних  способностей  и  стараний  учителя не  достаточно  для  учебного  процесса. Должна  работать  связь  учитель- ученик  и  ученик – учитель.  Где  ключевым  звеном  является  не просто  ученик как  субъект,  а  ученик, активно  проявляющий  себя  в  этом  процессе.

 И  каждый  раз  входя  в  класс, ты  твёрдо  знаешь чего   ты  хочешь от  своих  учеников.

Но  желание  научить их  тому, чему  знаю  сама,  зависит  не  только  от  наличий  знаний,  но  прежде  всего  от  умения  сделать  эти  знания  достоянием  учеников.  Одним  из  путей  решения  проблемы  вижу  в  работе  проектной  деятельности в  учебном  процессе. Это  позволит  сделать  учебный  процесс  более  интересным  и  увлекательным, от  которых  у  ученика  появиться  желание  учиться.

  Мотивов  к  учению  у  ребят  конечно  много:  это  и  доставить  радость  своим  родителям,  и  стать  лидером  среди  своих  сверстников,  расширить  кругозор,  обогатиться  знаниями.  Учёба  должна  быть  не  ради  оценки,  она  должна  прежде  всего  приносить  радость  самому  ученику.

   Как  сделать  так,  чтобы  не  гасла  тяга  к  учёбе,  к  знаниям,  которая  присуща  к  сожалению  многим  ученикам  уже  к  концу  обучения  в  начальной  школе?

  Решение  одно:  искать  новые  формы  и  методы  обучения.

   Опыт  работы  показал,  что  именно  проектная(исследовательская)  деятельность  позволяет  школьникам  не  только  воспринимать  учебный  материал с  интересом,  но  и  самому  быть  активным  участником  этого  процесса.

 Ведущая ключевая идея.

        Проектная деятельность в начальной школе способствует обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся. Учебные проекты – один из путей формирования:

- готовности к целеполаганию;

- готовности к оценке;

- готовности к действию;

- готовности к рефлексии;

- готовность к самовоспитанию и самообразованию.

 Проблема.

        В настоящее время начальное и среднее образование претерпевает большие изменения. С чем это связано, легко понять: меняется время, меняется мир, меняются и  наши дети. Они  становятся более раскрепощёнными, свободно мыслящими, с возможностями получать и использовать информацию из самых разнообразных источников. А чем занимаемся мы? Мы пытаемся до сих пор учить, руководствуясь девизом: «Делай как я!». И в результате на выходе из начального звена мы получаем то, что ученик не умеет пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебной и жизненной ситуации. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах. Но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.

Передо мной встал вопрос - для чего я прихожу в школу? Только для того чтобы дать детям крепкие знания, умения и навыки, или ещё помочь маленькому человеку ориентироваться в этом сложном мире, решать

поставленные жизнью задачи и выходить победителем из сложных ситуаций? Конечно, хорошие знания – это немаловажно, но так хочется совместными усилиями всего педагогического коллектива школы вырастить и воспитать такого ученика, который сможет легко адаптироваться в современной социокультурной среде. А начало этому процессу следует положить именно в начальной школе.  Тогда сразу встаёт следующий вопрос: как, с помощью чего достичь поставленной перед собой цели. Пересмотрев огромное количество разнообразных направлений в образовании, методов и приёмов, я остановилась на проектной деятельности.

 

Гипотеза.

Проектная деятельность  дает возможность формировать активную учебно-познавательную деятельность учащихся в условиях увеличивающейся информатизации общества,  а  самое  главное – сделать  учёбу  в  школе  более  интересной  и  увлекательной.

 Новизна  опыта

В период бурной информатизации общества особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Выполнить эти задачи помогают учебные проекты.  Они позволяют реализовать проблемное обучение, развивают теоретическое мышление и воображение, дают возможность обучать групповому взаимодействию.

Изучив  научно –методическую  литературу  по  теме: « Учебные проекты- как средство развития исследовательской деятельности учащихся  в  начальной  школе», я могу  сказать  что, учебные проекты являются возможной  альтернативой традиционной форме организации обучения, хотя и не могут совсем вытеснить урок. Ясно одно: основной тезис нового современного обучения – «Я знаю, для чего я познаю мир, я могу применить свои знания, я умею добывать  новые  и успешно делаю это самостоятельно», - прямым образом относится к проектной деятельности, что подчеркивает ее особое значение в процессе развития младшего школьника.

 Цель:

развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

 Задачи:

Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;

Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;

Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели;

Изучить теоретические основы новой технологии;

Выявить наиболее приемлемую форму введения учебных проектов;

Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов;

Исследовать результативность применения проектов, через внеклассную деятельность;

Использовать  проекты в классно-урочной деятельности.

 Предполагаемые результаты:

Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний;

Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме;

Умение планировать работу над проектами;

Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов; доводить начатое дело до конца.

2 Теоретическая  база

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

   Л. Выготский

    В России идея проектного метода возникла параллельно с разработками американских специалистов, хотя должного внимания не получила. Известна, к примеру,  статья Н. К. Крупской «Метод проектов», где данное понятие определяется как «метод увязки теории с практикой», как система учебно-воспитательной работы, в которую «встроены» конкретные практические творческие дела учащихся. За сто лет существования метода проектов внесено много нового и весьма ценного в его содержание и методику организации, однако суть его остается прежней – стимулировать интерес ребят к постановке и решению новых проблем

-приносит удовлетворение ученикам,

-вызывает у них стойкий познавательный интерес.

-в процессе интенсивной для них деятельности они готовятся к весьма серьезному для них труду в основной школе: получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках (включая компьютерные программы),

-овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями, словарями.

Опыт  работы свидетельствует,  что  в  использовании  проектного метода в  начальных  классах эффективна  следующая  последовательность  его  модификаций: от  недолговременных( 1 – 2 урока) однопредметных проектов к  долговременным, межпредметным,  от  личных  проектов  к  групповым  и  общеклассным.

     Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

     Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

     Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.

    Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

      В словарях приводятся следующие значения слова проект:

1) технические документы –чертежи, расчёты, макеты вновь создаваемых зданий. Сооружений, машин, приборов и т. д;

2) предварительный текст какого-либо документа и т.п;

3) план, замысел.

    Каждое из этих значений касается определённой стороны проектной деятельности. В дидактическом плане самым важным и существенным является последнее из всех приведённых значений. Проект (от лат. projectus-

брошенный вперёд)- это мысленное предвосхищение , прогнозирование того, что потом будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия.

    Проект  – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение определённого промежутка времени какого-либо результата.

Проектная деятельность является интегрированным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути.

 А метод учебных проектов и сам учебный проект не разделяется с понятием творчества.

 

2.1.Что такое учебный проект?

     Учебный проект – это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся по исследованию и решению или исследованию какой-либо проблемы, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта.

     Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении их в определенной ситуации.

    Учебный проект с точки зрения ученика – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

2.2. Типология учебных проектов

Типы проектов различают: по доминирующей деятельности,

по предметно-содержательной области,

по продолжительности,

по количеству участников.

   По доминирующей деятельности различают проекты:

информационные,

исследовательские,

творческие,

прикладные.

   По предметно-содержательной области:

монопредметные,

межпредметные,

надпредметные.

     Монопроект проводится в рамках одного предмета по наиболее сложной теме. Заранее планируется работа над проектом на каждом уроке по группам.        Межпредметные выполняются во внеурочное время.

     Надпредметные выходят за рамки конкретных предметов.

По продолжительности различают кратковременные и длительные проекты.

По количеству участников – индивидуальные, групповые, коллективные проекты.

Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект.

Среди учебных проектов выделяются следующие типы:

исследовательские,   творческие,

информационные,

социально-значимые,

телекоммуникационные

 В зависимости от затраченного времени на проект и количества участников в нем, проекты делятся на четыре вида:

  Виды проектов в зависимости от времени и количества участников

 

Вид проекта

Затраченное время

Количественный состав

Мини-проекты

1 урок

группа

Краткосрочные

2-3 урока

класс

Проектная неделя

месяц

группы

Долгосрочные

внеурочное время

группы, индивидуально

2.3.Принципы организации проектной деятельности.

      Работать над формированием у учащихся проектного мышления через проектную деятельность я начала по методическому комплекту "Школа России".

Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование  проектов в образовательном и воспитательном процессе. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

1)Учёт интересов детей.

Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

2) Учение через деятельность.

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

         На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе. И отсюда выбор основных образовательных технологий:

      1) Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.

      2) Технологии проблемного обучения. В ходе решения проблемной ситуации ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.

      3) Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.

    4) Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций.

     По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.

2.4.Деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над проектом.

При организации проектной деятельности учащихся  начальной школы удобно пользоваться  следующей таблицей.

Рассмотрим подробнее основные этапы.

Этапы работы над проектом

Содержание работы на данном этапе

Деятельность учащихся

Деятельность

учителя

Мотивационный этап

Постановка учебной задачи

Создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта, значимых событий.

Уточняют      информацию, обсуждают задание, формируют цель урока и результат

Направляет детей, организует учебную ситуацию, предлагает идею

Планирование

Анализ проблемы, определение источников информации, распределение ролей в команде

Формируют  задачи, уточняют информацию

Помогает в анализе и синтезе,    наблюдает

Информационно- аналитический этап

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач.

Выполняют задания, вырабатывают план действий. Фиксируют результаты.

Наблюдает, консультирует, косвенно руководит деятельностью.

Выполнение

Выполнение проекта

Анализируют информацию, оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе)

Защита   проекта

Коллективная защита проекта, оценка

Защищают проект.

Участвует       в коллективном анализе и оценке   результатов проекта

Рефлексивный этап

Анализ выполнения проекта

Участвуют в самоанализе  и самооценке  проекта

Наблюдает, направляет процесс анализа,  продумывает вопросы.

Очень важно научит детей работать в группе.

Работа в группах сотрудничества

1) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

2) Распределение заданий внутри группы.

3) Индивидуальное выполнение задания.

4) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

5) Обсуждение общего задания группы (замечания, уточнения, дополнения, обобщения).

6) Подведение итогов группового задания.

Следующий этап, это где можно найти  необходимую информацию?

  1. Понаблюдать
  2. Прочитать в книге
  3. Найти в Интернете
  4. Провести исследование
  5. Спросить у взрослых

Отчет групп о проделанной работе.

1.Расскажите,  какое задание выполняла группа.

2. Что вы предприняли для выполнения задания.

3. Представьте результат своей работы.

4. Оцените работу своей группы.

Защита проектных работ проходит по следующему плану.

1. Почему избрана эта тема.

2. Какую цель преследовали.

3. Какие ставились задачи.

4.Какие гипотезы проверялись

5. Какие использовались методы и средства.

6. Каким был план .

7.  Какие результаты получены.

8. Какие выводы сделаны по итогам.

Думаю, что учебные проекты  на уроках  будут востребованы начальной школой, так как  позволяют:
- научить ребенка самостоятельному достижению цели;
- повысить мотивацию учащихся к учению;
- сформировать умение работать с информацией, проводить исследование, передавать и презентовать полученные знания;
- развивать творческие способности, предоставляет каждому возможность самореализации;
- сформировать навыки совместной работы и делового общения в

коллективе.

3.Технология опыта

3.1 Технология деятельности учителя и учеников при работе над проектом.

В моем  классе – 8 учеников. Свою работу  по  проектной  деятельности я  с  учениками  начала  во  2  классе.  Мною велась подготовительная работа к проектной деятельности. Она заключалась в использовании групповой формы организации учебного процесса, выполнение работы в виде рефератов.

 Первая  наша  работа  была по  теме: "Времена года» (по предмету "Мир вокруг нас", результат "Книжка - самоделка"Так как это наши первые шаги в проектной исследовательской деятельности, мы их делали вместе с родителями

Однако для стимуляции школьников к проектной деятельности время от времени обсуждались интересные факты, добываемые учениками.

Источниками добываемой информации послужили: книги; детские журналы; беседы со взрослыми.

Следующей нашей работой во 2 классе была исследовательская работа по теме«Пословица недаром  молвится» (творческий проект по предмету "Литературное чтение").

Задачи  данного проекта:     

Выяснить что такое пословицы?

Чем пословица отличается от поговорки?

Откуда они взялись?

Кто их сочиняет? 

Какие бывают

пословицы?

Чему они нас учат?

 Работа над данными проектами привлекла и родителей учащихся к выполнению задания.

     Проводился опрос среди учителей и родителей. В данных проектах выразили желание участвовать небольшое количество учащихся:

проект «Книжка-самоделка» - 74%

проект «Пословица не даром молвится» - 62%

Не смотря на это, первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные результаты:

- дети выполняли работу вместе с родителями

- работали с дополнительной литературой

- проявили себя в оформлении окончательного продукта (сообщение)

- получили первый опыт публичного выступления с собственной работой

В процессе работы я пришла к выводу, что использование учебных  проекта наиболее целесообразно в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.

В третьем классе в центре внимания – обогащение исследовательского опыта через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, её средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений

В 3 классе под моим руководством были созданы и реализованы следующие проекты:

"Сколько весит здоровье ученика?"("Мир вокруг нас")

«Почему нам интересно ходить в библиотеку»(внеклассное чтение)

Увеличилось количество желающих принять участие в проектной деятельности. В течение 2011-2012 учебного года (3 класс) приняли участие в проектах 100% учащихся.

Презентации работ первых групп дали сильный толчок для остальных учащихся: работа в группах, самостоятельный поиск информации, красочное оформление ,  выступление очень понравилось всем учащимся. Из общего числа учащихся выделилась группа детей, принявшая участие в наибольшем количестве проектов

  В четвертом классе по сравнению с предыдущими этапами обучения увеличивается сложность учебно-исследовательских задач, достигается осознанное и развернутое рассуждение, обобщений и выводов. Формы и виды деятельности школьников- мини-исследования, уроки-исследования, групповая работа, ролевые игры, самостоятельная работа, коллективное исследование и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент.

    В 2012-2013 учебном году (4 класс) изменилась социальная роль этих детей в проектной деятельности: из просто участника они перешли в статус лидера группы. Лидеры сами контролируют работу членов своей группы, помогают в поиске необходимой информации, в оформлении найденной информации. Это большая помощь для учителя.

В 4 классе под моим руководством были созданы и реализованы следующие проекты:

"Луна- спутник земли"("Мир вокруг нас")

"Игрушка на ёлку"(технология)

"Русская пуговица"(долгосрочный)(технология)

3.2 Результативность использования проектно – исследовательской  деятельности в учебном процессе.

Результативность обучения за время работы.

Предмет

2010-2011 учебный год

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

2 класс

3 класс

4 класс

Успеваемость по итогам учебного года, %

Качество знаний  по итогам учебного года, %

Успеваемость по итогам учебного года, %

Качество знаний  по итогам учебного года, %

Успеваемость по итогам учебного года, %

Качество знаний  по итогам учебного года, %

Литературное чтение

100

60

100

75

100

87,5

Окружающий мир

100

70

100

87,5

100

100

Технология

100

100

100

100

100

100

Вывод: динамика качества знаний учащихся по преподаваемым предметам положительная.

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов у обучающегося. Главным критерием оценки является достижение и цели проекта, и надпредметных целей. Если цели проекта достигнуты, можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии методологической компетентности учащихся и личностных качеств, которые особенно востребованы в новых социально-экономических условиях – инициативы и самостоятельности в решении проблем.

         С точки зрения учащегося, учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.

       С точки зрения учителя, учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.

        Четвёртый класс – это время, когда учащиеся достигли наивысших результатов в проектной деятельности, время, когда отмечается положительный уровень обученности проектной деятельности. Но это не конечный результат, а лишь начальный этап в дальнейшей проектной деятельности в среднем и старшем звене.

В результате работы над проектами  выявлены позитивные изменения в динамике средних показателей обученности младших школьников проектной деятельности:

Результаты диагностики

-         умение поставить творческую цель – 60%;

-         умение работать самостоятельно – 60%;

-         творческий подход – 60%;

-         степень включённости в групповую работу –80%;

-         уровень проведения презентации – 60%;

-         количество и качество использованной информации – 60%;

-         планирование деятельности – 60%;

Средний показатель уровня обученности проектной деятельности – 90 %

Степень интереса к проектной деятельности

       

 

                              2010                   2011           2012 - 2013

                           2010                   2011           2012 - 2013

В  марте 2013 года мой  ученик 4 класса Искаков Данил принял  участие в зональном конкурсе исследований младших школьников «Малая академия» (г.Барыш).  Проект назывался «Русская пуговица» . Данил стал лауреатом 3 степени. Был награждён дипломом и сертификатом участника(прилагается)

Участие и победа в конкурсах, защита своих проектов и исследовательских работ — важнейший итог реализации творческой активности моих учеников.

Таким образом, организация проектной деятельности становится одним из определяющих факторов развития склонностей детей, способностей и интересов, вносит вклад в обеспечение вариативности начальной школы, делает современное обучение в школе личностно-ориентированным, учитывающим индивидуальные природные особенности детей.

Участие в проектно-исследовательской работе даёт учащимся значительно больше, чем положительные оценки, награды и дипломы. Обучающиеся развивают свои творческие способности, учатся принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них, достигают успеха и как следствие уверенности в себе, своих силах и способностях. Овладение методикой исследовательского познания, решает задачу саморазвития и самореализации индивидуума в течение всей жизни.

4. Заключение.

Подведём итоги. Выдвигалась гипотеза, что использование проектной деятельности в начальной школе дает возможность формировать активную учебно-познавательную деятельность учащихся в условиях увеличивающейся информатизации общества,  а  самое  главное – сделать  учёбу  в  школе  более  интересной  и  увлекательной

    Выдвинутая гипотеза доказана. Доказательством являются:

- результаты исследования качества знаний учащихся  за время работы по теме;

-результаты диагностики уровня школьной мотивации за 3  учебных года ;      

- результаты  участия обучающихся в конкурсах.

Следовательно, можно сделать выводы:

  1. Использование учебных проектов в начальной школе создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.
  2. В результате использования  проектов в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.
  3. Проектная деятельность создаёт условия для  личностного развития учащихся, для их социальной ориентации в окружающей действительности.

Я познакомила вас с проектно – исследовательской деятельностью учащихся и надеюсь, что мой опыт хотя бы немного поможет вам вырастить настоящих творцов, а не простых исполнителей. Ведь главный результат этой работы – не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация или даже склеенный из бумаги робот. Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новообразований.

 Организуя исследовательскую деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаём для детей условия, способствующие развитию у младших школьников навыков исследовательской работы.

 Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует формированию у учащихся обще - учебных умений и навыков.

 У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной.

 Итак, исследовательская деятельность ребёнка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.

Проанализировав свою работу, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу:

 «Обучая себя, обучу и разовью ребёнка».

Всегда в делах, всегда в заботах.

Учить детей – моя работа.

 Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.

5. Список литературы. 

1.В.Ф.Феоктистова. Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников.В помощь преподавателю начальной школы. Рекомендации. – Изд"Учитель", 2012.

 

2. Л.В.Плиева. Развитие интелектуально-творческого потенциала младших школьников в процессе исследовательской деятельности -  Волгоград: Учитель, 2012г.

 3. Н.В.Калинина, С.Ю.Прохорова. «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития самостоятельности» Методическое пособие. Ульяновск; УИПКПРО,  2006г.

4.А.И.Савенков, П.В.Середенко. «Подготовка учителя к исследовательскому обучению младших школьников» Нач. шк., №10, 2007г., стр 86.

5. Т.Д.Жулыбина. Развитие исследовательских умений младших школьников. Нач.шк., №2 2007г, стр 81.

 

6. http://www.direktor.ru

 

7. http://www.n-shkola.ru  

Основные этапы организации проектной деятельности учащихся  

Этапы работы над проектом

Содержание работы на данном этапе

Деятельность учащихся

Деятельность

учителя

Мотивационный этап

Постановка учебной задачи

Создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта, значимых событий.

Уточняют      информацию, обсуждают задание, формируют цель урока и результат

Направляет детей, организует учебную ситуацию, предлагает идею

Планирование

Анализ проблемы, определение источников информации, распределение ролей в команде

Формируют  задачи, уточняют информацию

Помогает в анализе и синтезе,    наблюдает

Информационно- аналитический этап

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач.

Выполняют задания, вырабатывают план действий. Фиксируют результаты.

Наблюдает, консультирует, косвенно руководит деятельностью.

Выполнение

Выполнение проекта

Анализируют информацию, оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе)

Защита   проекта

Коллективная защита проекта, оценка

Защищают проект.

Участвует       в коллективном анализе и оценке   результатов проекта

Рефлексивный этап

Анализ выполнения проекта

Участвуют в самоанализе  и самооценке  проекта

Наблюдает, направляет процесс анализа,  продумывает вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников.

laquo;… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»...

выступление на МО "Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности"

     Учебные  проекты как один из способов организации учебно-познавательной деятельности широко реализуется в практике учителей начальных классов для придания креативного х...

План профессионального самообразования учителя начальных классов «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»

Тема по самообразованию:«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»....

"Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников"

В данной работе рассказывается о том, что проектная деятельность в начальной школе позволяет ребенку делать для себя открытия, ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проек...

Методическая разработка "Лэпбук- как средство развития познавательно-исследовательских способностей младших школьников".

Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанник...

«Формирование первоначальных навыков исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения качества образования»

Стратегия развития отечественного образования, намеченная на заседании Государственного совета РФ, нашла отражение в Концепции модернизации образования и федеральных государственных образовательных ст...