«Формирование первоначальных навыков исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения качества образования»
статья

Кравченко Оксана Михайловна

Стратегия развития отечественного образования, намеченная на заседании Государственного совета РФ, нашла отражение в Концепции модернизации образования и федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, в которых подчеркивается, что школа должна формировать новую систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции. Все это и определило новое качество содержания образования.

Начальная школа за последние 15 лет стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. При разработке ФГОС второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.  Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbou_ssh_no_22_konferentsiya_kravchenko_o._m.statya.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кравченко Оксана Михайловна, МБОУ «СШ № 22», учитель начальных классов

Г. Нижневартовск

«Формирование первоначальных навыков исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения качества образования»

 http://www.school22-nv.narod.ru/

Стратегия развития отечественного образования, намеченная на заседании Государственного совета РФ, нашла отражение в Концепции модернизации образования и федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, в которых подчеркивается, что школа должна формировать новую систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции. Все это и определило новое качество содержания образования.

Начальная школа за последние 15 лет стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. При разработке ФГОС второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.  Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов) группой авторов под руководством А. Г. Асмолова.

       В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «универсальных учебных действий». Учитель должен изменить сам подход к процессу обучения, отношению к ученику, осознать, что в педагогическом процессе ученик является центральной фигурой, а не он; деятельность познания является главной, а не преподавание; самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знаний становятся приоритетными, а не усвоение и воспроизведение готовых знаний; совместные размышления, дискуссии, исследования, а не запоминание и воспроизведение знаний имеют значение для развития личности.

Безусловно, в начальной школе не идёт речь об окончательной сформированности компетенций, но их основы должны закладываться с первого класса. В связи с этим необходимы новые технологии образования, связанные с формированием интеллектуальной культуры и повышением творческих способностей учащихся, поэтому актуально формирование у них навыков исследовательской деятельности.  

     По результатам последнего международного тестирования RISA, выяснилось, что российские школьники обучены лишь воспроизводить заученное и решать задачи “по образцу”. Современному учителю необходимо предоставлять ученикам возможность пользоваться передовыми информационными технологиями в самостоятельных исследовательских работах. Обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Формирование первоначальных навыков исследовательской деятельности у младших школьников как средство повышения качества образования определяется исходя из требований социального заказа современного общества, концепцией индивидуального мониторинга уровня овладения коммуникативными навыками, анализом и педагогического прогнозирования дальнейшей траектории развития каждого обучающегося начальной школы, исходя из этого педагогический проект «Формирование первоначальных навыков исследовательской деятельности у младших школьников как средство повышения качества образования» является как нельзя более актуальным в системе начального образования.

Методологическая база опыта.

     В самом начале работы над данной темой задавала себе вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения. В специальной педагогической литературе практически не рассматривались вопросы формирования у детей младшего школьного возраста специальных знаний, умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Наиболее информативны в этой области работы А.И. Савенкова, они помогли мне обозначить направления моей деятельности. Теоретические основы были почерпнуты из статей А.В. Леонтовича, Н.Г. Алексеева, А.С. Обухова и Л.Ф. Фоминой и др. Также в специальных работах крайне скупо освещены способы обучения методам обработки полученных материалов, исключение составляют методические рекомендации Е.В. Чудиновой и Е.Н. Букварёвой.   В связи с этим встала необходимость выстраивания системы, основанной на собственной практике.

     В своих работах профессор А.И. Савенков пишет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически - ребёнок уже рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка разворачивалось как процесс саморазвития. О необходимости учитывать индивидуальные особенности ребёнка говорили такие психологи: Л. В. Выготский (теория зоны ближайшего развития), П. Я. Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий), А. А. Леонтьев (психология общения) и др.

     Главной целью образования является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. Поэтому обучение по предметам я определяю с позиций личностно ориентированного (обеспечить развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и способностей), системно - деятельностного (обучение ведет за собой развитие с учетом общих закономерностей возрастного развития обучающихся),  компетентностного подходов (общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности).

Педагогическая целесообразность педагогического опыта.

     При разработке стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

     В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

     Основная идея системы проектных и исследовательских задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования, работает на перспективу и способствует более высокому уровню усвоения программного содержания начальной школы.

     Исследовательский проект педагогически целесообразен, поскольку он адаптирован к образовательной системе данной школы и опирается на основные принципы и идеи «Программы развития МБОУ «СОШ № 22».

     Реализуемые в нашей школе педагогические технологии направлены, прежде всего, на повышение качества образования и развитие образовательной мотивации школьников, формирование и преобразование комфортной развивающей образовательной среды, в которой каждый ученик существует как активный субъект образовательного процесса.

    Цель моей педагогической деятельности: повысить качество образования с помощью формирования у учащихся начальных классов первоначальных навыков исследовательской деятельности.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

  • изучить психолого-педагогическую литературу и теоретический материал по данной теме;
  • обеспечить практическую направленность обучения через освоение практико-исследовательских методов;
  • охарактеризовать основные приемы формирования навыков исследовательской деятельности;
  • подобрать диагностический инструментарий по выявлению сформированности первоначальных навыков исследовательской деятельности младшего школьника;
  • провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

     При организации исследовательской деятельности наряду с традиционными средствами и методами обучения, я использую средства проблемного обучения: проблемная задача и проблемный вопрос. Средством реализации проблемного обучения, кроме задач и вопросов, становятся методы проблемного обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа и исследовательский метод.

     При создании проблемных ситуаций на уроках я направляю учащихся на ее решение, и ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Содержательная форма представления опыта.

     Исследовательская деятельность не ориентирует школьников на готовые знания, а выявляет и развивает творческие способности учащихся. О необходимости учитывать индивидуальные особенности ребёнка говорили и известные советские психологи: Л. В. Выготский (теория зоны ближайшего развития ребёнка), П. Я. Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий), А. А. Леонтьев (психология общения) и др.

     Речь идет о детях младшего школьного возраста и вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Поэтому обучение исследованию осуществляю на доступном уровне, стараюсь делать посильным, интересным и полезным. Расскажи мне, я забуду, покажи мне, я запомню, дай попробовать, я научусь – вот правило, которым я руководствуюсь в своей работе.

     Исследовательская деятельность присутствует в моей работе с I класса. Как нельзя лучше для этого подходят уроки чтения и окружающего мира.

     Поиск ответов на вопросы приводит детей к выдвижению гипотез, учит искать источники информации, проводить опыты, анализировать результаты, делать выводы. Информационная компетенция подразумевает умение искать, анализировать, применять информацию для решения проблем, её основы закладываются при работе с разными источниками.

     В занковской системе в основе курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, предусматривающий создание проблемных ситуаций, поиск доказательств, выдвижение детьми собственных предположений, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. Я стараюсь не давать детям готовые знания, а организую целенаправленную деятельность по их добыванию. С I класса темы уроков формулирую в виде проблемных вопросов, ответы на которые в ходе исследования дети находят, помогая различным героям; учебник представляет детям эталон, с которым они сравнивают свои выводы. Введение сказочных героев позволяет организовать исследование с учетом возрастных особенностей первоклассников. Самым важным для себя считаю умение ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, поддержать любознательность, интерес к уроку.

     Наблюдение позволяет накопить запас знаний и является первой ступенью познания при использовании исследовательского метода, дает богатый материал для обобщений. Для этого я использую приемы, (сравнение, аналогия, постановка проблемы, выводы, обобщение) которые заставляют детей анализировать, синтезировать полученные в ходе наблюдений факты.

     Также в своей работе я использую теоретические темы исследовательских работ, но заранее готовлю примерный список тем. 

Правила выбора темы исследования:

  • Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
  • Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.  

     Описанные выше условия способствуют эффективному формированию умений у учащихся младших классов осуществлять учебное исследование, находить информацию по теме и работать с ней, организовывать и планировать свою деятельность, оформлять и представлять результат своей исследовательской работы, анализировать и оценивать свою учебно-исследовательскую работу и работу одноклассников. Я стараюсь делать так, чтобы учащиеся думали, что они делают и придумывают все сами. Получив на уроках навыки учебных исследований, учащиеся включаются в исследовательскую деятельность.

     Наблюдение помогает подвести детей к такому этапу как постановке проблемного вопроса и выдвижению гипотез. Выполняя задание, ученики уже сами формулируют проблемный вопрос, при обсуждении ответов на него, приходим к выводу что ответ-предположение и есть гипотеза. Для выдвижения гипотез применяю форму коллективного поиска решения «мозговой штурм».

     Эксперимент и опыт – важнейшие методы исследования. В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, они предполагают воздействие человека на объект и предмет исследования. Очень большое значение в обучении детей отвожу проведению опытов. Ведь не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А детям особенно важно всё потрогать руками. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.

     К концу второго – началу третьего класса учащиеся вырабатываем памятку для планирования эксперимента

  1. Что меня заинтересовало. (Почему…; когда…; где…; как…).
  2. Гипотеза (Потому что…; возможно…; если…, то).
  3. Предполагаемый результат.
  4. Что необходимо для эксперимента.
  5. Как будет проходить эксперимент?
  6.  Как протекает наблюдаемое явление и его результат.
  7. Вывод.

     Исследовательская деятельность может быть использована при изучении любого предмета. Она ориентирована на достижение целей самих учащихся, и в этом ее уникальность. Она формирует целый спектр умений и навыков, и поэтому она эффективна, формирует опыт деятельности, и поэтому незаменима; открывает возможность формирования опыта; стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении; выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир; реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых.

Инновации в системе начального образования основываются на достижении зуновского, компетентностного подходов, проблемно ориентированного, личностно ориентированного развивающего образовани, и системно-деятельностного подходов. Инновационная направленность педагогического опыта состоит в способах реализации исследовательской деятельности и компонентах урока.

1. Содержательно-целевой компонент урока:

- целеполагание – каждый урок, предлагаю совместную постановку целей занятия.

2. Поисково-практический компонент урока:

- коммуникативные формы организации урока: диалог между учащимися и учителем, диалог в паре, в группе; отстаивание своего мнения, гипотезы или предположения; поиск ответов на вопросы приводит детей к выдвижению гипотез, учит искать источники информации, проводить опыты, анализировать результаты, делать выводы;

- педагогический инструментарий: на уроке чередую парную, групповую, или индивидуальную формы работы;

- предлагаемые учащимся виды заданий, направлены на обращение к опыту учащихся.

     3. Оценочно-рефлексивный компонент урока:

- учащиеся оценивают работу своего одноклассника работая в паре, группе;

- оценивается процесс работы посредством самооценки;

- дети оценивают свою работу на уроке и отвечают на вопрос: «Что узнали нового? Какое сделали для себя открытие?»;

- учащиеся определяют направление для дальнейшей работы по теме урока.

    Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.

     Психологи признают, что начало творческого мышления - это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность учитель может управлять процессом усвоения обучающимися новых знаний. Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация - это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности.

     Пытаясь решить учебную проблему простым наблюдением, дети заходят в тупик, т.к. невозможно выделить именно одно условие, которое влияет на изучаемое явление. Понимание того, что наблюдение подходит лишь частично, подвожу детей к мысли о возможности провести опыт или эксперимент.

        Экспериментирование младших школьников имеет свои особенности, а его ценность заключается в том, что проведение экспериментов способствует пониманию явлений, происходящих в природе, выявлению причинных связей в доступной для учащихся форме, знакомству их с законами природы. По сравнению с простыми наблюдениями эксперимент является более сложной формой изучения окружающего мира.

     В задачу современной школы входит не только вооружить обучающихся знаниями, но и научить их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения. Современные приёмы обучения должны способствовать осуществлению познавательной деятельности. Поэтому на уроках я использую задания, позволяющие формировать мыслительные процессы: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, обобщение, классификацию и дифференциацию.

     Самые интересные эксперименты – это, конечно, опыты с реальными предметами и их свойствами. Первые эксперименты провожу сама, но обсуждаем подготовку и результат совместно. К концу второго – началу третьего класса учащиеся вырабатываем памятку для планирования эксперимента.

  1. Что меня заинтересовало. (Почему…; когда…; где…; как…).
  2. Гипотеза (Потому что…; возможно…; если…, то).
  3. Предполагаемый результат.
  4. Что необходимо для эксперимента.
  5. Как будет проходить эксперимент?
  6.  Как протекает наблюдаемое явление и его результат. Вывод.

Эффективность опыта с точки зрения полученных результатов.

     На основе проделанной работы можно сделать вывод о том, что использование исследовательского метода в учебной деятельности изменяет позицию учащихся и учителя, которые становятся творческими участниками учебного процесса. Исследовательская деятельность также способствует формированию основ:

  • учебно-познавательной компетенции, т.е. способности учащегося осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности;
  • социальной компетенции, способности действовать в социуме с учетом позиций других людей;
  • коммуникативной компетенции, способности вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
  • информационной компетенции, умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем.

Я уверена, что формирование навыков исследовательской деятельности младших школьников в образовательном пространстве начальной ступени образования повлияло на качество результатов итогового тестирования по окончанию начальной школы. 100% моих выпускников в течение последних трех лет успешно освоили образовательную программу начальной ступени обучения. Результаты качества остаются стабильными. Уровень обученности учащихся по предметам подтверждается на II ступени обучения.

     По результатам итоговых контрольных работ за курс начальной школы в 2011г. можно сделать следующие выводы: всеми обучающимися усвоена программа по русскому языку и математике начального общего образования. При 100% успеваемости качество составило: по русскому языку – 63,6 %, по математике – 70,8%.

Сегодня начальное образование призвано решать главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка, т.е. систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. А это значит, что учителей начальных классов, ждет нелегкая, но интересная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения мотивации к обучению.

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения мотивации к обучению....

Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов, предназначено для учителей начальных классов....

Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов Белгородского района Белгородской области...

«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников».

«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников». ...

Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач, ...

Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников.

laquo;… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»...

Выступление «Формирование читательской компетентности младших школьников как средство повышения качества образования»

Выступление «Формирование читательской компетентности младших школьников как средство повышения качества образования»...