выступление на МО "Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности"
статья на тему
Учебные проекты как один из способов организации учебно-познавательной деятельности широко реализуется в практике учителей начальных классов для придания креативного характера процессу обучения, развития у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_proektdoklad.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности
За последнее десятилетие чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Разработка стандартов второго поколения актуализирует вопросы, связанные с содержанием образования на разных ступенях обучения. При этом подчеркивается, что содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащегося. Важным фактором, влияющим на изменение содержания образования в начальной школе, является то, что современные дети сильно изменились. Во-первых, резко возросла их информированность, однако при этом информация, которую дети получают, бессистемна, чрезмерна и иногда даже агрессивна. Меняются информационные источники: дети мало читают классическую художественную литературу и отдают предпочтение Интернету, телевидению, фильмам, видео. Во-вторых, ограниченность общения со сверстниками препятствует развитию коммуникативных умений, эмоциональной отзывчивости, нравственных норм. В современной начальной школе должны быть организованы такие виды деятельности, которые позволяют развивать информационные, познавательные, коммуникативные умения в комплексе с предметными знаниями и умениями. В современном обществе существует потребность в активных деятельных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекают учебные проекты. Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения.
Учебные проекты как один из способов организации учебно-познавательной деятельности широко реализуется в практике учителей начальных классов для придания креативного характера процессу обучения, развития у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской.
Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.
Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности.
В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты.
Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов, не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности, научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
Я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках с первого класса. В учебниках, разработанных по новому государственному стандарту, предусматривается проектно-исследовательская работа после каждой изученной темы. Поэтому защита проектов как бы вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями. Так, например, в 4 классе при изучении темы «Москва - приемница Владимира» ученики, пользуясь учебником и дополнительными источниками информации, составили страничку «Календаря памятных дат», посвящённую Куликовской битве» .
Проектно-исследовательская деятельность присутствует как в процессе обучения, так и во внеклассной работе.
Самым сложным, на мой взгляд, в исследовательской деятельности младших школьников является выбор темы исследования. Интересы младших школьников ещё не устойчивы, им трудно разобраться что их особенно волнует и интересует. В такой ситуации я предлагаю своим ученикам ответить на следующие вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Итак, тема выбрана. Дальше я объясняю юным исследователям, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать? Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме? Тут ребята быстро находят ответы (подумать, спросить , книги, энциклопедии, интернет). После сбора информации вместе с детьми делаем выводы, выделяем главное, обобщаем собранный материал. Для ученика начальной школы это очень сложно. Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного-исследователя. Они учатся высказываться свободно и смело.
Важным фактором проектной деятельности является работа с родителями. Поэтому я проводила родительское собрание и консультации, на которых знакомила мам и пап с особенностями проектной деятельности и дети теперь работают над проектами совместно с родителями.
Их совместная работа помогает им сблизиться, возникают доверительные отношения, и родители начинают осознавать важность исследований в развитии познавательной деятельности ребенка, а для многих из них становится интересным и захватывающим делом. Ведь совместно они подбирают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за растениями, животными, исследуют, как возникли загадки, собирают сведения о родном крае, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Проекты получаются интересными, так как это плодотворный совместный труд учителя - ребёнка - родителя.
ИТАК, проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит метод проектов можно считать здоровьесберегающими технологиями.
ЛИТЕРАТУРА
Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: ил. – (Стандарты второго поколения).
Иващенкова Ирина Фёдоровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Митрясова Елена Владимировна, учитель начальных классов, МОУ «Гимназия №140», г. Омск, ХXI век – век интелл...
«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников».
«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников». ...
Развитие навыков исследовательской деятельности у младших школьников на уроках окружающего мира
Формирование исследовательских умений начинается с начальных классов, т.к. в этом возрасте закладываются качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем. Уроки-исследования как эфф...
«Научное общество учащихся «Шаг к успеху» как средство развития познавательно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов»
Из опыта работы...
Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников.
laquo;… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»...
План профессионального самообразования учителя начальных классов «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»
Тема по самообразованию:«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»....
"Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников"
В данной работе рассказывается о том, что проектная деятельность в начальной школе позволяет ребенку делать для себя открытия, ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проек...