Русский язык
рабочая программа (2 класс) на тему

Осокина  Галина Сергеевна

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx73.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена на основе:

- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29. 12. 2012;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;

- Примерных программ по русскому языку для основного общего образования на базовом уровне на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования;

- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Сотниковская СОШ».

- Авторской программы Л.Е.Журовой «Русский язык» 2 кл. – М., «Вентана - Граф», 2011.

Целями обучения русскому языку являются:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке; формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма; развитие устной и письменной речи учащихся;

развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

Программа курса «Русский язык» реализует задачи: 

ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке,

формирования умений и навыков грамотного безошибочного письма,

развития речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Планируемые результаты освоения предмета

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты освоения курса «Русский язык».

У второклассников продолжат формироваться:

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

- восприятие русского языка как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения курса «Русский язык».

Регулятивные УУД:

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.

Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Предметные результаты освоения курса «Русский язык».

У второклассника продолжат формироваться:

- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

- умение проверять написанное;

- умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

- способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Второклассник научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

- парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки,

- парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;

- изменяемые и неизменяемые слова;

- формы слова и однокоренные слова;

- однокоренные слова и синимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

- предложение по цели высказывания;

- предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

выделять, находить:

- в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корень, суффикс, приставку;

- лексическое значение слова в толковом словаре;

- основную мысль текста,

- решать учебные и практические задачи:

- делить слова на слоги;

- использовать алфавит пи работе со словарями с справочниками;

- подбирать однокоренные слова;

- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

- безошибочно списывать  и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов;

- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

- подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать текст;

- исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

- перенос слов;

- поверяемые безударные гласные в корнях слов;

- парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

- непроизносимые согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

- разделительные твердый и мягкий знаки;

- правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-;

-разделительное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

Ученик получит возможность научиться:

- устанавливать значение суффиксов и приставок ( в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

- определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно–суффиксальный);

-наблюдать за использованием в тексте слов с переносным значением и омонимов;

-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

-наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;

- применять правило правописания суффиксов имён существительных: - онок-, -енок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ост(ь)-;

- применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-;

-подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

- определять по предложенным заголовкам содержание текста;

- составлять план текста;

- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).

 


Календарно-тематический план

Разделы и темы урока

Колич. часов

Дата

План

Факт

1

Звуки речи и буквы.

1

05.09

2

Гласные и согласные звуки и их буквы.

1

06.09

3

Обозначение звуков речи на письме.

1

07.09

4

Ударные и безударные гласные звуки в слове.

1

08.09

5

Стартовая диагностика.

1

12.09

6

Согласные звуки.

1

13.09

7

Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.

1

14.09

8

Звонкие и глухие согласные в конце слова.

1

15.09

9

Входная контрольная работа.

1

19.09

10

Учимся писать сочетания жи-ши, ча-ща.

1

20.09

11

Учимся писать сочетания чу-щу.

1

21.09

12

Разделительный мягкий знак (ь).

1

22.09

13

Слог.

1

26.09

15

Учимся переносить слова.

1

27.09

16

Контрольный диктант по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слова»

1

28.09

18

Работа над ошибками. Слоги ударные и безударные. Роль ударения.

1

29.09

19

Слово.

1

03.10

20

Слова, называющие предметы.

1

04.10

21

Слова, называющие признаки и действия предметов.

1

05.10

22

Слова, называющие  предметы, признаки и действия предметов.

1

06.10

23

Слова и предложения.

1

10.10

24

Восклицательные и невосклицательные предложения.

1

11.10

25

Слова в предложении.

1

12.10

26

Окончание как часть слова.

1

13.10

27

Изменение формы слова с помощью окончания. Словарный диктант.

1

17.10

28

Неизменяемые слова.

1

18.10

29

Восклицательные и невосклицательные предложения.

1

19.10

30

Правила написания прописной буквы.

1

20.10

31-32

Корень как часть слова.

2

24,25.10

33-34

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

2

26,27.10

35

Корень как общая часть родственных слов.

1

07.11

36-37

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

2

08,09.10

38

Контрольный диктант по темам: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу», «Перенос слов», «Безударные гласные в корне слова».

1

10.11

39

Работа над ошибками. Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

1

14.11

40

Однокоренные слова

1

15.11

41-42

Учимся писать буквы согласных в корне слова. Словарный диктант.

2

16,17.11

43

Корень слова с чередованием согласных.

1

21.11

44-46

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. Словарный диктант.

3

22,23,24.11

47-48

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

2

28,29.11

49

Суффикс как часть слова

1

30.11

50

Значение суффиксов

1

01.12

51-52

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

2

05,06.12

53

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. Словарный диктант.

1

07.12

54

Контрольный диктант по теме «Правописание согласных в корне слова».

1

08.12

55

Работа над ошибками. Контрольное списывание.

1

12.12

56

Значение суффиксов

1

13.12

57

Учимся писать слова с суффиксами -ёнок; -онок.

1

14.12

58

Учимся писать слова с суффиксами -ик, -ек. Значение суффиксов.

1

15.12

59

Учимся писать слова с суффиксами

1

19.12

60

Правописание слов с суффиксом

-ость-. Контрольный словарный диктант

1

20.12

61

Образование слов при помощи суффиксов.

1

21.12

62

Учимся писать суффиксы имен  прилагательных.

1

22.12

63

Образование слов с помощью суффиксов

1

09.01

64

Контрольный диктант.

1

10.01

65

Работа над ошибками. Закрепление изученных тем.

1

11.01

66

Учимся писать корни и суффиксы в словах.

1

12.01

67

Приставка как часть слова

1

16.01

68

Значение приставок.

1

17.01

69-70

Учимся писать приставки.

2

18,19.01

71

Различаем приставки с буквами о, а.

1

23.01

72

Образование слов с помощью приставок.

1

24.01

73

Учимся писать разделительный твердый знак.

1

25.01

74

Разделительный твердый знак.

Словарный диктант

1

26.01

75

Различаем слова с разделительными Ь и Ъ знаками.

1

30.01

76

Как образуются слова.

1

31.01

77

Основа слова.

1

01.02

78

Учимся различать предлоги и приставки.

1

02.02

79

Учимся различать предлоги и приставки.

Словарный диктант.

1

06.02

80

Повторяем состав слова.

1

07.02

81-82

Повторяем правописание частей слова.

2

08,09.02

83

Слово и его значение.

1

13.02

84

Повторяем правописание частей слова.

1

14.02

85

Проверочная работа по темам «Состав слова. Приставки. Образование слов».

1

15.02

86

Текст. Заголовок текста.

1

16.02

87

Как сочетаются слова. Значение слова в словаре и тексте.

1

20.02

88

Контрольный диктант по темам «Правописание разделительных знаков ъ и ь, приставок и предлогов».

1

21.02

89

Один текст - разные заголовки.

1

22.02

90

Учимся озаглавливать текст. Слово в толковом словаре и тексте

1

24.02

91

Слова однозначные и многозначные.

1

27.02

92

Учимся находить и проверять орфограммы в слове.

1

28.02

93

Как строится текст. Окончание текста.

1

01.03

94-95

Многозначные слова.

2

02,06.03

96

Учимся находить и проверять орфограммы в слове.

1

06.03

97

Учимся заканчивать текст.

1

07.03

98

Слова - синонимы.

1

09.03

99

Сочетание синонимов с другими словами

1

13.03

100

Учимся применять орфографические правила.

1

14.03

101

Как строится текст. Начало текста.

1

15.03

102

Сочиняем начало текста.

1

16.03

103

Как используются синонимы.

1

20.03

104

Синонимы в тексте. Учимся применять орфографические правила.

1

21.03

105

Последовательность предложений в тексте.

1

22.03

106

Слова - антонимы.

1

23.03

107

Сочетания антонимов с другими словами.

1

03.04

108

Учимся применять орфографические правила.

1

04.04

109

Связь предложений в тексте. Слова-омонимы

1

05.04

110

Слова исконные и заимствованные.

1

06.04

111

Учимся применять орфографические правила.

1

10.04

112

Итоговый контрольный диктант.

1

11.04

113

Работа над ошибками.  

1

12.04

114

Абзац. Учимся выделять абзацы.

1

13.04

115

Абзац, последовательность абзацев. Учимся составлять текст из абзацев.

1

17.04

116

Повторение. Что ты знаешь о лексическом значении и составе слова?

1

18.04

117

Учимся применять орфографические правила. Устаревшие слова.

1

19.04

118

План текста. Учимся составлять план текста

1

20.04

119

Фразеологизмы.

1

24.04

120

Учимся применять орфографические правила.

1

25.04

121

Контрольный диктант.

1

26.04

122

Составляем текст по плану. Учимся писать письма.

1

27.04

123

Значения фразеологизмов.

1

02.05

124

Учимся применять орфографические правила.

1

03.05

125

Текст – описание. Составляем текст по плану

1

04.05

126

Особенности текста - описания. Учимся сочинять текст-описание

1

08.05

127

Контрольная работа по теме «Правописание изученных орфограмм».

1

10.05

128

Текст-повествование. Особенности текста - повествования

1

11.05

129

Учимся применять орфографические правила.

1

15.05

130

Особенности текста повествования. Учимся сочинять текст-повествование.

1

16.05

131

Текст – рассуждение.

1

17.05

132

Особенности текста рассуждения.

1

18.05

133

Описание. Повествование. Рассуждение.

1

22.05

134

Итоговая проверочная работа.

1

23.05

135

Работа над ошибками.

1

24.05

136

Комплексное повторение пройденного.

1

25.05

Содержание учебного предмета

Список разделов и подразделов

Колич. часов

Формы организации учебной деятельности

Основные виды учебной деятельности

1

Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний)

57

Фронтальная

Индивидуальная.

Групповая.

рассказ и объяснение;

групповая работа;

взаимопроверки учащимися;

работа над текстом учебника;

самостоятельная работа.

дидактические игры;

Взаимные вопросы и задания.

Взаимообъяснение. 

Беседа.

Использование информационно - коммуникационных технологий 

уроки-состязания;

уроки-путешествия;

Наблюдение за языковым материалом;

работа по карточкам;

работа у доски;

заполнение таблиц;

обсуждение;

сравнение;

диктанты разных видов.

писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

разграничивать разные слова и разные формы одного слова; находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос; определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию;

2

Фонетика

10

Фронтальная

Индивидуальная.

Групповая

рассказ и объяснение;

групповая работа;

взаимопроверки учащимися;

работа над текстом учебника;

самостоятельная работа.

дидактические игры;

Взаимные вопросы и задания.

Взаимообъяснение. 

Беседа.

Использование информационно - коммуникационных технологий 

уроки-состязания;

уроки-путешествия;

Наблюдение за языковым материалом;

работа по карточкам;

работа у доски;

заполнение таблиц;

обсуждение;

сравнение;

диктанты разных видов.

различать, сравнивать, кратко характеризовать: звуки и буквы, гласные и согласные звуки и буквы; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; знакомятся с чередованием звуков, не отражаемых на письме (фонетические чередования),

Правописание определённых программой букв и буквосочетаний. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твердости-мягкости, по звонкости-глухости согласных звуков.

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е,ё,ю,я; в словах с непроизносимыми согласными.

Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

3

Слово и предложение

6

Фронтальная

Индивидуальная.

Групповая

рассказ и объяснение;

групповая работа;

взаимопроверки учащимися;

работа над текстом учебника;

самостоятельная работа.

дидактические игры;

Взаимные вопросы и задания.

Взаимообъяснение. 

Беседа.

Использование информационно - коммуникационных технологий 

уроки-состязания;

уроки-путешествия;

Наблюдение за языковым материалом;

работа по карточкам;

работа у доски;

заполнение таблиц;

обсуждение;

сравнение;

диктанты разных видов.

писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

разграничивать разные слова и разные формы одного слова; находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос; различать слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия - глаголы.

Знать отличие предложений от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, уметь ставить знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении.

4

Состав слова

19

Фронтальная

Индивидуальная.

Групповая

рассказ и объяснение;

групповая работа;

взаимопроверки учащимися;

работа над текстом учебника;

самостоятельная работа.

дидактические игры;

Взаимные вопросы и задания.

Взаимообъяснение. 

Беседа.

Использование информационно - коммуникационных технологий 

уроки-состязания;

уроки-путешествия;

Наблюдение за языковым материалом;

работа по карточкам;

работа у доски;

заполнение таблиц;

обсуждение;

сравнение;

диктанты разных видов.

выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончание) и основу; противопоставлять  слова, имеющие окончания, словам без окончаний; выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова; различать на письме приставки и предлоги; сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, суффикса, сложением основ с соединительными гласным);

мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс); разграничивать разные слова и разные формы одного слова;

5

Лексика

22

Фронтальная

Индивидуальная.

Групповая

рассказ и объяснение;

групповая работа;

взаимопроверки учащимися;

работа над текстом учебника;

самостоятельная работа.

дидактические игры;

Взаимные вопросы и задания.

Взаимообъяснение. 

Беседа.

Использование информационно - коммуникационных технологий 

уроки-состязания;

уроки-путешествия;

Наблюдение за языковым материалом;

работа по карточкам;

работа у доски;

заполнение таблиц;

обсуждение;

сравнение;

диктанты разных видов.

находить в предложении и тексте слово и его лексическое значение, находить  слово в толковом словаре, определение значения слова в толковом словарике учебника, слова однозначные и многозначные, их различение.

представление о прямом и переносном значении слов, различение синонимов, антонимов, омонимов. Знать некоторые слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.

6

Правописание (формирование навыков грамотного письма)

58

Фронтальная

Индивидуальная.

Групповая

рассказ и объяснение;

групповая работа;

взаимопроверки учащимися;

работа над текстом учебника;

самостоятельная работа.

дидактические игры;

Взаимные вопросы и задания.

Взаимообъяснение. 

Беседа.

Использование информационно - коммуникационных технологий 

уроки-состязания;

уроки-путешествия;

Наблюдение за языковым материалом;

работа по карточкам;

работа у доски;

заполнение таблиц;

обсуждение;

сравнение;

диктанты разных видов.

определять в слове количество слогов, находить ударный и безударный слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков; проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости- звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча- ща, чу-щу в разных  частях слова; выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова; писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

употреблять разделительные ь и ъ знаки;

7

Развитие речи

34

Фронтальная

Индивидуальная.

Групповая

рассказ и объяснение;

групповая работа;

взаимопроверки учащимися;

работа над текстом учебника;

самостоятельная работа.

дидактические игры;

Взаимные вопросы и задания.

Взаимообъяснение. 

Беседа.

Использование информационно - коммуникационных технологий 

уроки-состязания;

уроки-путешествия;

Наблюдение за языковым материалом;

работа по карточкам;

работа у доски;

заполнение таблиц;

обсуждение;

сравнение;

диктанты разных видов.

определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены; задавать вопросы к разным членам предложения; находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно; находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию; правильно употреблять приставки на- и о- в словах   надеть, надевать, одеть, одевать; правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического  минимума, отобранного для изучения во втором классе; определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении; членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания; владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.)

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

8

Повторение

5

Фронтальная

Индивидуальная.

Групповая

Комплексное повторение изученного материала

Контрольно-измерительные материалы и диагностические материалы

Формы контроля

Колич.

Контрольно-измерительные материалы

1

Текущая контрольная работа «Как устроен наш язык»

1

Приложение №1

2

Входная диагностическая работа

1

Приложение №1

3

Итоговая контрольная работа «Как устроен наш язык»

1

Приложение №1

4

Диктант (текущий) «Правописание»

1

Приложение №1

Списывание «Правописание»

1

Приложение №1

5

Промежуточная диагностическая работа

6

Итоговый диктант «Правописание»

1

Приложение №1

7

Словарные диктанты «Правописание»

4

Приложение №1

8

Текущая контрольная работа «Как устроен наш язык»

1

Приложение №1

9

Итоговая контрольная работа за II полугодие

1

Приложение №1

10

Тест «Правописание»

1

Приложение №1

11

Списывание

1

Приложение №1

12

Итоговый диктант за II полугодие

1

Приложение №1

13

Итоговая диагностическая работа

1

Приложение №1


Перечень учебно-методического и материально – технического обеспечения

Для учителя:

Авторы учебника

Наименование учебного пособия

Год издания

Издательство

1

С.В. Иванов,А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова

Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях.

2013

М.: Вентана-Граф

2

М.И. Кузнецова

Пишем грамотно: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях.

2015

М.: Вентана-Граф

3

В,Ю. Романова, Л.В. Петленко; под ред. С.В. Иванова

Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения

2015

М.: Вентана-Граф

4

Л.Е. Журока, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова

Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение: 2 класс

2015

М.: Вентана-Граф

Для учащихся:

Авторы учебника

Наименование учебного пособия

Год издания

Издательство

1

С.В. Иванов,А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова

Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях.

2013

М.: Вентана-Граф

2

М.И. Кузнецова

Пишем грамотно: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях.

2015

М.: Вентана-Граф

Интернет-ресурсы

  1. http://catalog.iot.ru/ 
  2. “БИНОМ. Лаборатория знаний” http://metodist.lbz.ru/
  3. ВИДЕОЛЕКЦИИ:  http://metodist.lbz.ru/content/videocourse.php
  4. Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php
  5. Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
  6. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru
  7. Методические пособия учителям начальной школы:http://www.nachalka.com
  8. Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net
  9. Учительский портал: http://www.uchportal.ru
  10. Видеоуроки по основным предметам школьной программы: http://interneturok.ru
  11. Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей»: http://pedsovet.su
  12. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов — http://school-collection.edu.ru/
  13.  http://nachalka.info
  14.  http://www.openclass.ru

Материально-техническая база.

  • алфавит;
  • таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой);
  • аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
  • компьютер;
  • презентационное оборудование;
  • ЭОР


Приложение №1

Контрольные работы по русскому языку для 2-го класса

Контрольные работы к урокам блока "Как устроен наш язык"

1. Текущая контрольная работа

Вариант I

1. Запиши слово, в котором правильно выделен корень.

001

2. Спиши пары слов. Отметь в словах правого столбика ту часть, при помощи которой они образовались.

бежал – забежал
плыл – переплыл
мыл – промыл
колол – наколол

3. От данных глаголов образуй глаголы со значением приближения и удаления. Отметь приставки.

002

ползает – 
летает –
плывёт –

4. Выбери и запиши слова с приставкой за-.

запад, зашуметь, забава, забег

5. Запиши номер слова, которое правильно разобрано по составу.

003

6 (дополнительное). Напиши одним словом название предмета, который "сам летает", "сам катит", сам варит". Отметь в словах корни, подчеркни соединительную гласную.

004

Вариант II

1. Запиши слово, в котором правильно выделена приставка.

005

2. Спиши пары слов. Отметь в словах правого столбика ту часть, при помощи которой они образовались.

резал – отрезал
стирал – достирал
шёл – ушёл
вязал – перевязал

3. От данных глаголов образуй глаголы, которые обозначают, что действие закончено. Отметь приставки.

считал – 
рисовал – 
читал –

4. Выбери и запиши слова с приставкой по-.

посадка, помощь, полка, покрасить, полный

5. Запиши номер слова, которое правильно разобрано по составу.

006

6 (дополнительное). Образуй слова сложением. Используй нужные корни: -рыб--сам--вод-. Подчеркни соединительную гласную. Отметь корни.

007

Вариант III

1. Запиши слово, в котором правильно выделен суффикс.

008

2. Спиши пары слов. Отметь в словах правого столбика ту часть, при помощи которой они образовались.

крутил – подкрутил
шил – вшил
двинул – передвинул
шёл – пришёл

3. От данных глаголов образуй глаголы, которые обозначают, что действие закончено. Отметь приставки.

строил – 
думал – 
пел –

4. Выбери и запиши слова с приставкой о-.

остров, окружность, огуречный, овёс, обежать

5. Запиши только то слово, которое правильно разобрано по составу.

009

6 (дополнительное). Образуй слова сложением. Используй нужные корни: -пул--лес--земл--вод-.Подчеркни соединительные гласные. Отметь корни.

010

2. Итоговая контрольная работа

Вариант I

1. Разбери слова по составу.

кустики, жёлтые, травинка

2. Подбери слова с приставками, которые придают слову противоположное значение. Запиши пары слов.

развязать – 
вбежать – 
закрыть –

3. Объясни, что означают слова лесок, школьник. При объяснении используй их однокоренные слова.

4. Запиши слово по его толкованию.

Посуда, в которой хранят масло, –
Самое тёплое время года –

5. Подбери и запиши подходящие по смыслу слова, которые называют признаки предметов.

... погода
... груша
... книга

6 (дополнительное). Подбери подходящие по смыслу слова. Запиши сочетания слов.

название (собаки, города, ребёнка) –
игрушка (еловая, елочная) –
выстрел (пушечный, пушистый, пушной) –

Вариант II

1. Разбери слова по составу.

небольшой, грустные, хитрец

2. Подбери слова с приставками, которые придают слову противоположное значение. Запиши пары слов.

внести – 
развернуть – 
въехать –

3. Объясни, что означают слова барабанщик, цветник. При объяснении используй их однокоренные слова.

4. Запиши слово по его толкованию.

Большое водное пространство с солёной водой –
Здание, где хранят и показывают посетителям редкие картины и вещи, –

5. Подбери и запиши подходящие по смыслу слова, которые называют признаки предметов.

... тучка
... цветок
... дождь

6 (дополнительное). Подбери подходящие по смыслу слова. Запиши сочетания слов.

роща (осиная, осиновая) –
человек (душный, душистый, душевный) –
животноводческая (ферма, форма, фирма) –

Вариант III

1. Разбери слова по составу.

загородный, подорожник

2. Подбери слова с приставками, которые придают слову противоположное значение. Запиши пары слов.

вползти – 
налить – 
развернуть –

3. Объясни значения слов загородный, подорожник. При объяснении используй их однокоренные слова.

4. Запиши слово по его толкованию.

Верхний слой, который покрывает ствол дерева, –
Плод дерева или кустарника со съедобным ядром и твёрдой скорлупой –

5. Подбери и запиши подходящие по смыслу слова, которые называют признаки предметов.

... ветерок
... роза
... друг

6 (дополнительное). Подбери нужные слова. Запиши сочетания слов.

человек (обидный, обидчивый) –
секретный (шофёр, шифр, шифер) –
разжечь (свет, костёр, свечку) –

Контрольные работы к урокам блока "Правописание"

1. Диктант (текущий)

Кораблик

Пошли друзья на речку. Захотели они построить кораблик. Сорвал цыплёнок листочек. Муравей поднял соломинку. Жучок достал верёвочку. Мышонок нашёл скорлупку ореха. И закипела работа. В скорлупку соломинку воткнули. Мышонок листок верёвкой завязал. Славный получился кораблик! (36 слов)

(По В.Сутееву)

Слова для справок: кораблик, цыплёнок, скорлупку.

Орфографическое задание

Вариант I

1. Выпиши слова с приставками. Отметь приставки.

(от)крывать, (по)земле, (от)мороза, (на)колоть, (по)читать, (на)столе, (в)бежать

2. Выпиши слова с разделительным ь. Подчеркни орфограмму.

от...езд, л...ёт, брат...я, об...ехать, об...яснение, в...юга

Вариант II

1. Выпиши слова с предлогами. Подчеркни предлоги.

(на)берегу, (у)летать, (на)певать, (в)театр, (за)окном, (по)дороге, (за)ходить

2. Выпиши слова с разделительным ъ. Подчеркни орфограмму.

об...явление, плат...е, с...едобный, мурав...и, в...езд, крыл...я

2. Списывание

Вариант I

Спиши текст. Подчеркни слова с разделительным ь и непроизносимыми согласными.

Весна

Последний снег сходит с полей. Звенят по оврагам ручейки. Ломают зимний лёд реки. Весной оживает земля. На деревьях набухли клейкие почки. Появились первые цветы. Ходят по полям и дорожкам грачи. Весело чирикают шустрые воробьи. Птицы рады солнцу. (38 слов)

Вариант II

Прочитай текст. Найди три орфографические ошибки. Спиши текст правильно.

Зоопарк

В воскресенье мы поехали в зоопарк. Папа любовался бальшим попугаем с яркими перьями. Мне больше всего понравилась семья обезьян. Я угостил лофкую обезьянку яблоком. Она быстро села яблоко и еще попросила угощенья. Братья дали зверькам вкусного печенья. (38 слов)

3. Итоговый диктант

В горах

Хорошо весной в горах. Склоны запестрели цветами. Они тянут головки к солнцу и жадно пьют его лучи. Выпрямились сухие травы.
Из серых скал выползла туча. Небо потемнело. Посыпал колючий снег и град. Ветер прогнал тучу. Солнце растопило снег. Раскрылись цветы. Весело кружат заботливые пчёлы. (
46 слов)

Орфографическое задание

Вариант I

Выпиши из диктанта 3 слова с безударными гласными е, о и подбери к ним проверочные слова.

Вариант II

Выпиши из диктанта 3 слова с проверяемой согласной в корне и подбери к ним проверочные слова.

4. Словарные диктанты

1) автомобиль, адрес, Красная площадь, автобус, праздник, Кремль, Москва, столица (9 слов)

2) ягода, что, отец, картина, русский, вдруг, однажды, ребята, дежурный (9 слов)

3) мечта, герой, завтра, быстро, скоро, вокзал, космос, квартира, платок, народ (10 слов)

4) праздник, адрес, Красная площадь, русский, герой, Кремль, столица, мечта, Москва (10 слов)

Контрольные работы к урокам блока "Как устроен наш язык"

1. Текущая контрольная работа

Вариант I

1. Выпиши сочетания слов, в которых слова норка и лисичка обозначают зверька.

Уютная норка. Шустрая норка. 
Вкусные лисички. Озорные лисички.

2. Закончи предложения заимствованными словами. Запиши только номера предложений и эти слова.

1) Краска, которая разводится водой, – это ...
2) Стеклянный ящик с водой для рыб и растений – это ...
3) Кусочек хлеба с маслом, сыром, колбасой – это ...

Слова для справок: бутерброд, акварель, аквариум.

3. К устаревшим словам первой группы подбери современные слова из второй группы. Запиши пары слов.

1) издалеча, воротился, град
2) город, издалека, вернулся

4. Прочитай. Запиши значение фразеологического сочетания бить баклуши и составь с ним предложение.

Раньше баклушами называли заготовки для деревянных ложек. Сделать их было легко и просто. Такую работу поручали самому неумелому или лентяю.

Бить баклуши – ...

5. Составь предложение с фразеологизмом знать назубок, который обозначает "очень хорошо знать".

Вариант II

1. Выпиши сочетания слов, в которых слова кашка и лисичка обозначают еду.

Красная кашка. Горячая кашка. 
Вкусные лисички. Озорные лисички.

2. Закончи предложения заимствованными словами. Запиши только номера предложений и эти слова.

1) Прямоугольник с равными сторонами – это ...
2) Музыкальный звук – это ...
3) Разноцветная масса для лепки – это ...

Слова для справок: пластили'н, но'та, квадра'т.

3. Прочитай предложения. Найди устаревшие слова, которые совпадают по значению со словамииздалека, вернулся, город. Запиши пары слов.

Издалеча наконец воротился царь-отец. 
Мать и сын идут ко граду.

4. Исправь ошибки в значениях фразеологизмов.

Водить за нос – запомнить.
Намотать на ус – бездельничать.
Бить баклуши – обманывать.

5. Составь предложение с фразеологизмом зарубить на носу, который означает "запомнить крепко-накрепко".

Вариант III

1. Выпиши сочетания слов, в которых слова кашка, лук обозначают растение.

Горячая кашка. Красная кашка. 
Сладкий лук. Тугой лук.

2. Закончи предложения заимствованными словами. Запиши только номера предложений и эти слова.

1) Судно для перевозки грузов – это ...
2) Коллекция засушенных растений – это ...
3) Площадка в саду, парке, засеянная травой, – это ...

Слова для справок: газон, баржа, гербарий.

3. Прочитай текст. Выпиши устаревшее слово, которое имеет значение "сумка для стрел".

Взял Иванушка отцовский колчан, положил в него острые стрелы, отыскал тугой лук и отправился в путь.

4. Исправь ошибки в значениях фразеологизмов.

Плевать в потолок – бездельничать.
Язык без костей – очень похожи.
На одно лицо – болтливый.

5. Составь предложение с фразеологизмом втирать очки, который означает "обманывать".

2. Итоговая контрольная работа за II полугодие

Вариант I

1. Выбери и запиши однокоренные слова:

рисунок, рисовать, Борис, рис, нарисованный

2. Выбери и запиши слова, которые соответствуют схеме:012

котёнок, дорога, барабанщик, мышка

3. Выбери и запиши слово, значение которого приведено.

Предмет мебели со спинкой для сидения одного человека – это ... (скамейка, стул, табуретка, диван).

4. Из слов в скобках подбери синонимы к выделенному слову.

маленькая машина (новая, небольшая, красивая, крошечная) – ...

5. К словам первого столбика подбери антонимы из второго. Запиши пары слов.

сильный
бодрый

усталый
слабый
слабость
усталость

6 (дополнительное). Запиши номера тех фразеологических оборотов, которые можно заменить словомбездельничать.

1) сидеть сложа руки.
2) ходить на голове.
3) считать ворон.
4) палец о палец не ударить.

Вариант II

1. Запиши слова с приставками. Отметь приставки.

поболтать, повеселиться, повидло, подвинуть, порог

2. Выбери и запиши слова (только имена прилагательные), которые соответствуют схеме:012

лисёнок, лесной, снежные, больной, горожанин, предобрый

3. Выбери и запиши слово, значение которого приведено.

Белый порошок с острым вкусом, который добавляют в пищу – это... (сахар, соль, мука, мел).

4. Из слов в скобках подбери синонимы к выделенным словам.

Умный ребёнок (ловкий, послушный, смышлёный, сообразительный, воспитанный).

5. К словам первого столбика подбери антонимы из второго. Запиши пары слов.

глубокий
холодный

подводный
мелкий
горячий
жарко
солнечный

6 (дополнительное). Запиши фразеологические обороты и их значения, используя слова правого столбика.

повесить нос
душа ушла в пятки
замести следы
под носом

близко
скрыться
испугаться
унывать

Вариант III

1. Выбери и запиши слова с окончаниями. Отметь окончания.

озеро, пальто, зеркало, пианино, корыто

2. Выбери и запиши (только имена существительные), которые соответствуют схеме: 016

ножка, перегрузка, придорожный, дошкольник, перекрёсток

3. Выбери и запиши слово, значение которого приведено.

Двухколёсная или трёхколёсная машина для езды, которая приводится в движение ногами ездока, – это ... (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самокат).

4. Из слов в скобках подбери синонимы к выделенному слову.

дремучий лес (еловый, частый, темный, густой, страшный, глухой)

5. К словам первого столбика подбери антонимы из второго. Запиши пары слов.

вежливый
забывать
горький

память
грубый
помнить
сладко
сладкий

6 (дополнительное). Подбери к фразеологическим оборотам антонимы. Запиши их парами.

жить душа в душу 
на всех парусах 
ходить по струнке 
держать язык за зубами

язык без костей
жить как кошка с собакой
ходить на голове
в час по чайной ложке

Контрольные работы к урокам блока "Правописание"

1. Тест

Вариант I

1. Отметь знаком "х" слова, в которых после ш пишется и.

011. ш...рик
012. ерш...
013. душ...стый
014. ш...мный
015. ш...шка

2. Отметь "х" слова с проверяемой безударной гласной е в корне.

011. декабрь
012. лесной
013. звезда
014. летать
015. герой

3. Отметь "х" слово с ошибкой.

011. берега
012. дожди
013. наваднение
014. катить
015. морской

4. Отметь "х" слова, в которых после ч пишется а.

011. ч...деса
012. ч...йка
013. ч...лан
014. галч...та
015. ч...ж

5. Отметь "х" слова, в корне которых пишется буква д.

011. мё[т]
012. кро[т]
013. огоро[т]
014. тор[т]
015. мос[т]

6. Отметь "х" слова, в корне которых пропущена буква о.

011. c...довник
012. д...ждливый
013. стр...на
014. под...рить
015. тр...пинка

7. Отметь "х" слова, в корне которых пишется буква ж.

011. доро[ш]ка
012. бро[ш]ка
013. варе[ш]ка
014. ча[ш]ка
015. малы[ш]ка

8. Отметь "х" слова с орфограммой "Непроизносимые согласные в корне".

011. радостный
012. весёлый
013. холодный
014. поздний
015. гибкий

9. Отметь "х" все слова с ошибками.

011. наехал
012. вьюн
013. сёжились
014. объявление
015. подьём

10. Отметь "х" слова, где в приставках пишется о.

011. н...лететь
012. п...бежать
013. п...дплыть
014. з...крыть
015. н...дрезать

11. Отметь "х" слова с ошибочным написанием суффиксов.

011. львёнок
012. бельчёнок
013. арбузик
014. кармашек
015. радость

12. Отметь "х" раздельное написание.

011. (на)певать
012. (у)летать
013. (на)берегу
014. (у) крыльца
015. (не)жный

13. Отметь "х", в каких словах надо писать ь.

011. солов...и
012. сквореч...ник
013. хищ...ник
014. грибоч...ки
015. воз...му

14. Отметь "х", какие слова нельзя разделить на слоги для переноса.

011. лебеди
012. клён
013. ёлка
014. юла
015. сосна

Вариант II

1. Отметь "х" слова, в которых после ж пишется и.

011. этаж...
012. Ж...ня
013. ж...вой
014. пруж...на
015. ж...ркий

2. Отметь "х" слова с проверяемой безударной гласной и в корне.

011. рисунок
012. листок
013. синеть
014. ужин
015. удивление

3. Отметь "х" слово с ошибкой.

011. домишко
012. капелька
013. молодой
014. накармить
015. веселить

4. Отметь "х" слова, в которых после щ пишется а.

011. рощ...
012. щ...чка
013. щ...ве'ль
014. тащ...
015. щ...пка

5. Отметь "х" слова, в корне которых пишется буква г.

011. бере[к]
012. като[к]
013. кусо[к]
014. пиро[к]
015. звоно[к]

6. Отметь "х" слова, в корне которых пропущена буква о.

011. тр...винка
012. к...чать
013. в...лна
014. ч...совой
015. п...левой

7. Отметь "х" слова, в корне которых пишется буква б.

011. кре[п]кий
012. ю[п]ка
013. ро[п]кий
014. тро[п]ка
015. ша[п]ка

8. Отметь "х" слова с орфограммой "Непроизносимые согласные в корне".

011. резкий
012. местный
013. морозный
014. грустный
015. длинный

9. Отметь "х" слова с ошибками.

011. вьюга
012. съехали
013. съел
014. подезд
015. заявление

10. Отметь "х" слова, где в приставках пропущена буква а.

011. з...пасать
012. п...дбежать
013. н...дпилить
014. д...плыть
015. п...встречать

11. Отметь "х" слова с ошибочным написанием суффиксов.

011. бантик
012. тигрёнок
013. часочек
014. билетек
015. ясность

12. Отметь "х" раздельное написание.

011. (от)мороза
012. (от)крывать
013. (у)дома
014. (у)бегать
015. (не)бесный

13. Отметь "х", в каких словах надо писать ь.

011. лодоч...ка
012. ден...ки
013. барабан...щик
014. яблоч...ный
015. руч...и

14. Отметь "х", какие слова нельзя разделить на слоги для переноса.

011. голова
012. яма
013. слон
014. поёт
015. ручка

2. Списывание

Вариант I

Спиши текст, определяя границы предложений.

В жару

Солнышко сильно прогрело воду в речке играют в ней солнечные зайчики лежат на воде листья кувшинок под этими листьями неподвижно стоят рыбки они спрятались от жары вот красивая стрекоза присела на цветок ромашки прозрачные крылышки блестят в лучах солнца. (41 слово)

Вариант II

Прочитай текст. Найди три орфографические ошибки. Спиши текст правильно.

Утро

Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревев. Проснулись малиновки. Перья на их грутках окрасились в цвет зари. Заблестели на листьях капли расы. Над цветами стали кружить золотистые пчёлки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья. (46 слов)

3. Итоговый диктант за II полугодие

Встреча весны

Вот и весна пришла в город. Стало тепло на дворе. Зажурчали ручьи. Из-под земли вылезла зелёная травка. Молодые липки на улицах покрылись мягкими маленькими листочками. Как радостно смотреть на них!

Скоро поедем на дачу. Возьму с собой лопатку. Вскопаю грядку для вкусной репки и сладкой морковки. (48 слов)

Слова для справок: из-под, поедем, пришла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...