Программы дополнительного образования "Умелые руки", "Канзаши"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Данные программы разработаны для детей 6-9 и 10-14 лет. К программам прилагаются бланки личного дела, заявления и правила безопасности при работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_dopolnitelnogo_obrazovaniya.rar | 141.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дмитриевская средняя школа»
Принята Утверждаю
на педагогическом совете МОУ «Дмитриевская СОШ»
протокол №____ Приказ №_______
от «__»___________20__г. _____________ О.В. Попова
«__»______________20___г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«Умелые ручки»
Возраст обучающихся 6-9 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Мищенко Наталья Сергеевна,
учитель начальных классов
с. Дмитриевка 2017 г.
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне - развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие. В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Актуальность программы. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения занятий во внеурочной деятельности. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора.
Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Программа «Умелые ручки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.
Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:
Образовательные | 1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы. 2. Познакомить со свойствами материалов и инструментами. 3.Научить применять инструменты и приспособления. 4.Познакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами. 5.Обучить приемам художественного моделирования из бумаги. 6. Обучить выполнению швов «через край», «петельный» 7. Познакомить с технологией изготовления мягкой игрушки и коврика из лоскутков ткани. 8. Изучить технику конструирования поделок из природного и бросового материала, пластилина. |
Развивающие | 1.Расширять художественный кругозор. 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Развивать внимание, память |
Воспитательные | 1.Воспитывать усидчивость, аккуратность. 2. Адаптировать детей к школе. 3. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного. |
Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 - 9 лет, на 1 год обучения: 38 часов в год, один день в неделю (15.00-15.45).
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 1 | 1 | - | Демонстрация изделий |
2 | Работа с бумагой и картоном | 13 | 1 | 12 | Демонстрация изделий |
3 | Работа с тканью | 7 | 1 | 6 | Демонстрация изделий |
4 | Работа с природным и бросовым материалом. | 5 | 2 | 3 | Демонстрация изделий |
5 | Работа с пластилином | 9 | 1 | 8 | Демонстрация изделий |
6 | Итоговое занятие | 3 | 1 | 2 | Выставка |
38 | 7 | 31 |
Содержание учебного плана
1.Введение (1 часа).
Теория- 1 часа
- Введение в образовательную программу I года обучения.
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
- «Из истории происхождения ножниц». Беседа.
2.Работа с бумагой и картоном (13 часов).
Теория – 1 час
- Рассказ «Из истории бумаги», «Квилинг». Беседа «История создания ножниц» (1 час)
Практика – 12 часов
- Техника квилинг. Создание композиций в техники квилинг. (3 часа)
- Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу (5 часов)
- Изготовление карнавальных масок. (2 часа)
- Изготовление поздравительных открыток (по образцу). (1 часа)
- Изготовление УКРАШЕНИЯ ДЛЯ ОКНА (по образцу). (1 часа)
3.Работа с тканью (7 часов).
Теория – часа
- Прием выполнения швов «через край», «петельный». Беседа + слайдовая презентация «Чудесная иголка» – 1 час
Практика – 6 часов
- Тренировочные упражнения по выполнению швов – 1 часа
- Изготовление салфетки с бахромой (по образцу) – 1 часа.
- Технология изготовления и шитье мягкой игрушки - 2 часа.
- Лоскутная техника. Шитье коврика из лоскутков различной ткани – 2 часов.
4.Работа с природным и бросовым материалом (5 часа).
Теория – 2 часа
- Беседа «Будь природе другом»- 1 часа
- Экскурсия в лес – 1 часа
Практика – 3 часов
- Конструирование игрушек из прямоугольных коробок - 1 час.
- Игрушки из пластмассовых бутылок – 1 час
- Поделки из пластмассовых яиц -1 часа
5.Работа с пластилином (9 часов).
Теория- 1 часа
- Рассказ о глине и пластилине.
Практика – 8 часов
- Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу) – 2 часа.
- Пластилиновая аппликация на картоне «Зоопарк» - 2 часа.
- Лепка животных – 4 часа
6.Итоговое занятие (3 часов)
Теория – 1 часа (рефлексия, анкетирование)
Практика – 2 часа (выставка творческих работ)
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 8 | 15.00-15.45 | Презентация | 1 | Введение в образовательную программу 1 года обучения. Требование к проведению во время занятий. Правила ТБ. | Начальные классы, кабинет №1 | |
2 | Сентябрь | 15 | 15.00-15.45 | Презентация | 1 | Рассказ «Из истории бумаги», беседа «История создания ножниц». | Начальные классы, кабинет №1. Кабинет труда | тест |
3 | Сентябрь | 22 | 15.00-15.45 | Презентация | 1 | Рассказ из истории бумаги «Квилинг». Композиция «Цветочные мотивы». | Начальные классы, кабинет №1. Кабинет | тест |
4 | Сентябрь | 29 | 15.00-15.45 | Рассказпоказ Практическое занятие | 1 | Композиция «Цветочные мотивы». | Кабинет | |
5 | Октябрь | 6 | 15.00-15.45 | Практическое занятие | 1 | Композиция «Цветочные мотивы». | Кабинет | |
6 | Октябрь | 13 | 15.00-15.45 | Рассказпоказ Практическое занятие | 1 | Изготовление объёмной аппликации по образцу «Божьи коровки» | Кабинет | Демонстрация изделия |
7 | Октябрь | 20 | 15.00-15.45 | Рассказпоказ Практическое занятие | 1 | Изготовление объёмной аппликации по образцу «Цветочная полянка». | Кабинет | |
8 | Октябрь | 27 | 15.00-15.45 | Рассказпоказ Практическое занятие | 1 | Изготовление объёмной аппликации по образцу «У озера». | Кабинет | |
9 | Ноябрь | 3 | 15.00-15.45 | Рассказпоказ Практическое занятие | 1 | Изготовление объёмной аппликации по образцу «Подводный мир». | Кабинет | |
10 | Ноябрь | 10 | 15.00-15.45 | Презентация | 1 | Изготовление аппликации по образцу «Полянка». | Кабинет | Демонстрация изделия |
11 | Ноябрь | 17 | 15.00-15.45 | Рассказпоказ Практическое занятие | 1 | Изготовление карнавальных масок. | Кабинет | |
12 | Ноябрь | 24 | 15.00-15.45 | Рассказпоказ Практическое занятие | 1 | Изготовление карнавальных масок. | Кабинет | Демонстрация изделия |
13 | Декабрь | 1 | 15.00-15.45 | Презентация Практическое занятие | 1 | Изготовление поздравительных открыток. | Начальные классы, кабинет №1. Кабинет | тест |
14 | Декабрь | 8 | 15.00-15.45 | Рассказпоказ Практическое занятие | 1 | Украшение на окна. Снежинки. | Кабинет | |
15 | Декабрь | 15 | 15.00-15.45 | Рассказпоказ Практическое занятие | 1 | Приём выполнения швов «через край», беседа, слайдовая презентация «Чудесная иголка». | Кабинет | |
16 | Декабрь | 22 | 15.00-15.45 | Практическое занятие | 1 | Тренировочные упражнения по выполнению швов. Изготовление салфетки с бахромой. | Кабинет | Демонстрация изделия |
17 | Декабрь | 29 | 15.00-15.45 | Презентация | 1 | Изготовление салфетки с бахромой. | Начальные классы, кабинет №1. Кабинет | тест |
18 | Январь | 5 | 15.00-15.45 | Презентация Практическое занятие | 1 | Технология изготовления и шитьё игрушки «Мышка» | Кабинет | |
19 | Январь | 12 | 15.00-15.45 | Презентация Практическое занятие | 1 | Технология изготовления и шитьё игрушки «Кот» | Кабинет | |
20 | Январь | 19 | 15.00-15.45 | Рассказпоказ | 1 | Лоскутная техника. Шитьё. | Кабинет | |
21 | Январь | 26 | 15.00-15.45 | Рассказпоказ Практическое занятие | 1 | Лоскутная техника. Шитьё. | Кабинет | Демонстрация изделия |
22 | Февраль | 2 | 15.00-15.45 | Презентация | 1 | Беседа «Будь природе другом» | Начальные классы, кабинет №1. Кабинет | тест |
23 | Февраль | 9 | 15.00-15.45 | 1 | Экскурсия в лес | Кабинет | ||
24 | Февраль | 16 | 15.00-15.45 | Презентация Практическое занятие | 1 | Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. | Кабинет | |
25 | Февраль | 23 | 15.00-15.45 | Презентация Практическое занятие | 1 | Игрушки из пластмассовых бутылок «Фонарик» | Кабинет | |
26 | Март | 2 | 15.00-15.45 | Презентация Практическое занятие | 1 | Букет из пластмассовых бутылок, киндер яиц. | Кабинет | Демонстрация изделия |
27 | Март | 9 | 15.00-15.45 | Презентация | 1 | Рассказ о глине и пластилине. | Кабинет | |
28 | Март | 16 | 15.00-15.45 | Рассказпоказ Практическое занятие | 1 | Лепка простых по форме овощей, фруктов, грибов(по образцу) | Кабинет | |
29 | Март | 23 | 15.00-15.45 | Рассказпоказ | 1 | Лепка простых по форме овощей, фруктов, грибов(по образцу) | Кабинет | |
30 | Март | 30 | 15.00-15.45 | Презентация | 1 | Пластилиновая аппликация на картоне «Зоопарк». | Кабинет | |
31 | Апрель | 6 | 15.00-15.45 | Рассказпоказ Практическое занятие | 1 | Пластилиновая аппликация на картоне «Зоопарк». | Кабинет | |
32 | Апрель | 13 | 15.00-15.45 | Презентация Практическое занятие | Лепка животных «мышь» | Кабинет | ||
33 | Апрель | 20 | 15.00-15.45 | Презентация Практическое занятие | 1 | Лепка животных «ёж» | Кабинет | |
34 | Апрель | 27 | 15.00-15.45 | Презентация Практическое занятие | 1 | Лепка животных «жираф» | Кабинет | |
35 | Май | 4 | 15.00-15.45 | Презентация Практическое занятие | 1 | Изготовление открыток к 9 МАЯ. | Кабинет | Демонстрация изделия |
36 | Май | 11 | 15.00-15.45 | проект | 1 | Проектная деятельность. Рефлексия. Анкетирование | Кабинет | Анкетирование |
37 | Май | 18 | 15.00-15.45 | проект | 1 | Защита проектов. Выставка детских работ. | Кабинет | |
38 | Май | 25 | 15.00-15.45 | 1 | выставка | Кабинет | выставка |
Рекомендации по проведению занятий и методическое
обеспечение программы.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П.
Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.
Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ. Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.
Таким образом, для работы необходимы:
Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф.
Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти, наперсток, ручка с пустым стержнем.
Материал: ткань, мех, нитки, пуговицы, цветная бумага и картон, акварель, пастель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый материал (пластиковые бутылки, бумажные коробочки, открытки), бисер, пластилин, природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др.), разделочные доски. Наглядные пособия по темам, шаблоны.
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
- теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры, работа с учебной литературой;
- работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
- практические занятия по изготовлению поделок и оформлению
творческих отчетов о проделанной работе.
Методы | Приемы |
Объяснительно- иллюстративные | Рассказ, показ, беседа |
Репродуктивные | Практические занятия |
Эвристические | Творческие задания |
Ожидаемые результаты.
- Укрепление физических и психологических сил детей.
- Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий.
3. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
4. Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.
5. Формирование способности применять теоретические знания на практике.
Оценка результатов работы
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, села), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.
Используемая литература:
Литература для учителя:
- Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.
- Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.
- Горский В. А. , Тимофеев А. А., Смирнов Д. В.и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование; под ред. В. А. Горского. – М. : Прсвещение, 2010. – 111с. (Стандарты второго поколения)
- Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.
- Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.
- Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
- Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
- Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.
- Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.
- Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.
- Канурская Т .А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.
- Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.
- Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн – образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск 2012 г.
- Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).
- Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение, 1990.
- Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.
- Петрунькина А.“Фенечки из бисера”.М., Кристалл, 1998.
Литература для обучающихся
- Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
- Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
- Гусева Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Развитие моторики ведущей руки и речи учащихся -"ЛАСТОЧКА"- для 1-3 класса
Авторская программа дополнительного образования учащихся начальных классов "Ласточка" направлена на развитие мелкой моторики ведущей руки и речи учащихся 1-3 классов. Цели: Необходимо ...
Программа дополнительного образования "Умелые руки"
Программа дополнительного образования "Умелые руки" для учащихся начальной школы (на 4 года)...
программа дополнительного образования детей "Обереги своими руками"
Актуальность программы заключается не только в приобщении детей к русской народной культуре, способствующей духовному развитию, но и в знакомстве с декоративно-прикладным творчеством и особеннос...
Программа кружка " Волшебные цветы канзаши"
Программа кружка "Волшебные цветы канзаши"...
Программа дополнительного образования "Умелые руки"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программахудожественной направленности "Умелые руки"...
Образовательная программа дополнительного образования "Умелые руки".
quot;Умелые руки". Мною составленная образовательная программа для детей 7-10 лет . Можно использовать в работе с детьми....
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»...